Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе
Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
английский язык
Взрослым
06.12.2017
Принимая во внимание уникальность дидактических свойств компьютерных сетей для целей обучения иностранным языкам, проблема интеграции материалов в сети Интернет оказалась очень интересной. В нашей школе преподавание английского языка ведётся со 2 класса, с 2007 года. Обучение уч-ся ведётся по федеральному курсу английского языка « Английский с удовольствием» / «Enjoy English»/ М.З. Биболетовой и др. Преподавание английского языка ведётся по данному УМК. С 2009 г. преподавание ведётся по федеральному курсу английского языка «Forward» М.В.Вербицкой. Я в своей работе использую демонстрационный комплекс компьютер – видеомагнитофон – проекционное устройство. Здесь сочетаются интерактивные и аудиовизуальные способы подачи информации детям на уроке. Это позволяет у детей развивать как слуховую, так и зрительную память.
Использование информационных технологий в обучения английскому языку на начальном этапе.docx
М.Н.Жиляева,
учитель английского языка первой категории МБОУ « Ниновская
ООШ»
Использование информационных технологий в
процессе обучения английскому языку
Информатизация образования, являющаяся одним из важнейших направлений нацио
нального проекта „Образование", коснулась методики преподавания различных предметов,
в том числе преподавания иностранных языков. Принимая во внимание уникальность
дидактических свойств компьютерных сетей для целей обучения иностранным языкам,
проблема интеграции материалов в сети Интернет оказалась интересной для подробного
исследования.
В нашей школе преподавание английского языка ведётся со 2 класса, с 2007
года. Обучение учся ведётся по федеральному курсу английского языка «
Английский с удовольствием» / «Enjoy English»/ М.З. Биболетовой и др. Преподавание
английского языка ведётся по данному УМК. С 2009 г. преподавание ведётся по
федеральному курсу английского языка «Forward» М.В.Вербицкой. Я в своей работе
использую демонстрационный комплекс компьютер – видеомагнитофон – проекционное
устройство. Здесь сочетаются интерактивные и аудиовизуальные способы подачи
информации детям на уроке. Это позволяет у детей развивать как слуховую, так и
зрительную память.
В отечественной методике обучения иностранным языкам проблема использования
информационных технологий рассмотрена и исследована достаточно подробно, однако
начальный этап обучения остается недостаточно освещенным. В связи с этим меня
заинтересовали методические разработки британского исследователя Льюиса Гордона,
работающего над проблемой преподавания английского языка как с иностранного (TEFL) с
учетом возрастных особенностей младших школьников.
На начальном этапе обучения иностранному языку применение средств новых
информационных технологий является целесообразным, так как их использование
позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Не является
секретом для учителей начальных классов, что ориентация на среднего ученика, как
правило, себя не оправдывает и может привести к потере интереса к происходящему на
уроке.
На помощь приходит использование средств новых информационных технологий,
благодаря которым можно повысить мотивацию учения не только за счет интереса к работе
с компьютером, но и возможности использования аутентичных материалов и обсуждения
актуальных проблем, интересующих всех учеников.
Однако не следует забывать, что эффективность применения информационных
технологий на уроках иностранного языка неразрывно связана с учетом возрастных
особенностей детей младшего школьного возраста, которые нужно учитывать при посадке
ученика перед компьютером:
•
•
за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем за обычным письменным
столом;
голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам; •
при взгляде вниз голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться
вперед
Учителям, внедряющим информационные технологии в процесс обучения, необходимо
обращать внимание на то, что работа на компьютере требует значительного зрительного
напряжения, вызванного регистрацией вибрации текста или картинки и мерцанием экрана.
Следовательно, в целях предупреждения потери остроты зрения необходимо соблюдать
гигиену работы за компьютером и выполнять со школьниками специальные упражнения
зрительной гимнастики.
Все вышеперечисленные факторы негативного влияния компьютерного обучения на
здоровье школьников тем не менее не уменьшают достоинств использования
информационных технологий в учебном процессе. В этой связи целесообразным является
применение здоровьесберегающих образовательных технологий в начальных классах,
которые имеют в своем арсенале следующие средства оздоровительной направленности:
материал для проведения физкультминуток и физкультпауз; упражнения для зрительной,
пальчиковой гимнастики для профилактики плоскостопия и деформирования осанки;
средства фито и аромотерапии
Также следует учитывать специфику применения ресурсов сети Интернет в обучении
младших школьников английскому языку.
Наряду с трудностями, возникающими при изучении английского языка, Интернет, в
свою очередь, выдвигает дополнительные когнитивные требования к процессу обучения.
Поэтому необходимо, чтобы нтернетзадания соответствовали уровню развития учащихся.
Дети младшего школьного возраста все еще находятся в процессе освоения общих учебных
умений и могут не справиться с выполнением определенных сложных заданий. Особое
внимание следует уделять формированию у учащихся умения выделять требуемую
информацию. Выбор ключевой информации на странице, содержащей большое количество
дополнительного и разнообразного материала, вызывает определенные затруднения у
учащихся на начальном этапе обучения. Следовательно, необходимо четко направлять
детей к месту содержания ключевой информации, минуя постороннюю, при выполнении
заданий вебпоиска (Gordon Lewis).
Принимая во внимание небольшой словарный запас учащихся начальной школы, перед
началом выполнения различных форм работы с Интернетом необходимо предварительно
обучить их соответствующему вокабуляру и речевым структурам. При работе с младшими
школьниками следует также учитывать, что Интернет является отражением реального
мира, что, в свою очередь, сопряжено с потенциальной опасностью — отсутствие ограниче
ний в использовании чатпространства. Содержание Интернета не просматривается и не
контролируется властями, и учащиеся могут получить доступ к информации,
несоответствующей и неподходящей для данной возрастной группы. Кроме того,
анонимность Интернета означает, что общение посредством email может быть связано с
определенным риском возникновения нежелательных контактов (Gordon Lewis, 2004) .
Лучшей гарантией безопасности работы с Интернетом на уроках является строгое
наблюдение и контроль со стороны учителя. Использование заранее выбранных сайтов
также ограничивает доступ учащихся к неподходящей информации. Не лишено смысла и
использование так называемых вебфильтров: специальных программ, отфильтровывающих
нежелательную информацию. Однако лучший фильтр учителя и родители создают сами,
воспитывая детей на высоких моральных принципах (Л. Ф. Соловьева, 2008) .
В соответствии с методическими разработками Гордона Льюиса уроки английского языка с
использованием Интернета можно условно разделить на три блока:
•
•
•
непосредственное общение (pure communication);
поиск информации (searching for information);
создание собственной информации в Интернете
(producing content for the Internet). Первый блок pure communication заключался в использовании учащимися электронной
почты ( еmail) на уроке английского языка, что, учитывая возраст испытуемых, обладало
следующими преимуществами:
•
•
в отличие от реальной ситуации общения, при работе с email учащимся было
предоставлено дополнительное время, чтобы верно сформулировать свои идеи.
Данный факт представляется нам особенно важным на начальном этапе обучения
так как был исключен риск демотивировать учащихся в ситуации, требующей
быстрых ответов на вопросы, как например, в чатпрограммах;
одним из основных преимуществ в использовании email является использование
возможности отослать одно письмо на несколько адресов. Следующий блок
searching for information заключался в проведении интернетуроков „Поиск
информации“. Здесь в работу учащихся входило непосредственно использование
веббраузера (обозревателя) посредством которого и осуществлялся «выход» во
Всемирную паутину. Такой вид работы предоставил учащимся возможность
получить доступ к аутентичным материалам, а также ознакомиться с жизнь
культурой людей всего мира.
. com .
. google
В ходе подготовки к уроку данного блока заранее составлялся список вебадресов
(URLs), в зависимости от выбранной темы, с использованием как методических
рекомендаций Льюиса Гордона, так и более известных поисковых систем: www.rambler
www.yandex.ru.,www
Третий блок уроков „Создание собственной информации в Интернете" (producing content
for the Internet) логически завершает систему уроков с иcпользованием Интернета, так как
требует от учащихся определенного уровня приобретенных умений и навыков работы в
Интернете — умение выбирать и использовать соответствующие способы и средства
обработки информации и формы для представления полученных результатов. Данный вид
работы помогает повысить самооценку учащихся, избавиться от некоторых комплексов
(застенчивости, неуверенности и т. п.).
Размещение собственной информации в Интернете увлекает, стимулирует познавательную
активность, прививает вкус к самостоятельной творческой работе, а также приучает
использовать компьютер как инструмент для творчества.
Ех. Урок английского языка в 8 классе « Факты из космоса»
Поиск информации в интернете:
Solar System
http: //nineplanets.org/
http: //www.kidzone.ws/planets/index.htm
www
. htm
www. kidscosmos.org/solar_ system/ solar_ system.php
www.sciencekids.co.nz/sciencefacts/space/ solarsystem.html
В своей практике я также использую электронные мультимедиаиздания на компактдисках,
что позволяет в ходе учебной деятельности использовать на следующий год, при этом что
то изменить или дополнять чемто новым. Мультимедиаиздание сопровождается
иллюстрированным текстом, контрольными опросами, тестами, терминами и понятиями.
Учащиеся как изучают материал, так и закрепляют его тестами и вопросами, у них
развивается интерес к предмету, т.к. мультимедиакурс дается в легкой форме и содержит
наглядную образную информацию.
Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию. Презентация предполагает
демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных
разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации
(фотографии, видеофильмы, мультипликации).
. kidsastronomy
. com
/ solar
_ system Мультимедиавыступления повышают эффективность учебновоспитательного процесса
за счёт:
активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных
демонстраций, выделения главных мыслей;
во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет
контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и
воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план
выступления.
Компьютерное тестирование.
Я пользуюсь тестовыми методом, где можно самостоятельно создать тест, пользуясь
соответствующей оболочкой системой для создания тестов (такую возможность
даёт использование интерактивного аппаратнопрограммного комплекса).
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени
фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к
выполненному заданию, работать над ошибками.
Работа с электронными энциклопедиями.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию,
находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать
информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно,
формулировать вопросы на английском языке и пользоваться поисковыми системами.
Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти
необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной
библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную
иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.
При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их
мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает
воображение и фантазию.
За I четверть с использованием ИКТ мною были проведены уроки в 9 классе по теме «
Писатели Англии» , работа учся с электронной энциклопедией по теме
«Знаменитые люди Британии», просмотр и самостоятельное исполнение песни
«Yesterday” через сайт «Дневник.ру»; В 3, 3с классах проводила компьютерное
тестирование по теме « Продукты»; в 4, 4с классах –введение и закрепление новой лексики
по теме « Жизнь в городе и на селе» ; в 6 классе – презентация по теме « Животные в
нашей жизни»
В результате использования ИКТ школьники учатся использовать возможности
Интернета и обучающих компьютерных программ для развития собственной
коммуникативной компетенции, создавать проекты по учебным темам.
Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе
Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе
Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе
Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе
Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку на начальном этапе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.