«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»
Оценка 4.9

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
администрации +1
Детсад
09.03.2019
«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»
Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов несомненна. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время весьма активизировалась. Трудно представить современного школьника и педагога, не знакомого тем или иным образом с компьютером. Современный педагог, идущий в ногу со временем, не только использует в своей работе ИКТ, но и на собственном педагогическом опыте убеждается, насколько результаты его деятельности становятся эффективнее, насколько повышается качество образовательного процесса. Преимуществами электронного способа работы с информацией являются: - последовательность и системность информации; - тезисность и информативность; - наглядность и эффектность подачи материала; - легкость возврата к предыдущей информации; - возможность дополнения или исправления информации; - копируемость; - транспортабельность; - повышение интереса учащихся; - сокращение времени, затрачиваемого для подготовки к занятиям; - освобождение учителя-логопеда от необходимости приобретения дорогостоящего дидактического материала.
конспект.docx
Эффективность   использования   информационных   технологий   в  работе   учителя­логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов несомненна. Компьютеризация процесса   образования   в   Российской   Федерации   в   последнее   время   весьма активизировалась. Трудно представить современного школьника и педагога, не знакомого тем или иным образом с компьютером. Современный педагог, идущий в ногу со временем, не только использует в своей работе ИКТ, но и на собственном педагогическом опыте убеждается, насколько результаты его деятельности становятся эффективнее, насколько повышается качество образовательного процесса. Преимуществами электронного способа работы с информацией являются: ­ последовательность и системность информации; ­ тезисность и информативность; ­ наглядность и эффектность подачи материала; ­ легкость возврата к предыдущей информации; ­ возможность дополнения или исправления информации; ­ копируемость; ­ транспортабельность; ­ повышение интереса учащихся; ­ сокращение времени, затрачиваемого для подготовки к занятиям; ­ освобождение учителя­логопеда от необходимости приобретения дорогостоящего дидактического материала.  Эффективность логопедических занятий, как впрочем, и любого урока в начальной школе,   зависит   от   оснащенности   кабинетов   демонстрационным,   иллюстративным материалом   ­   плакатами,   картинками,   схемами,   таблицами.   Не   всегда   мы   имеем возможности и средства для их приобретения. Компьютер может помочь в этом учителю. Используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно­логопедического воздействия, учитель­логопед при этом решает следующие задачи: ­  повышение мотивации детей к логопедическим занятиям; ­   формирование   сотрудничества   и   новых   форм   общения   между   ребенком   и логопедом; ­ адекватная оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой; ­ положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.   Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать логопеда о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда   «независимый»   компьютерный   герой   «дарит»   ему   подарки.   Ребенок   при   этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и логопед похвалили его. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации   своей   деятельности.   Интерес   становится   взаимным,   а   это   уже   является залогом успешной работы.      Использование ИКТ даёт возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования всех возможных вариантов форм и типов заданий на разных этапах коррекционно­развивающей работы. 1 Развитие неречевых процессов Речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Коррекция устной речи Как показывает практика этап постановки звука, для большинства детей является утомительным,   скучным,   трудным   занятием.   Основной   прием   постановки   звуков   –   это артикуляционные   упражнения.   Мною   подготовлен   широкий   комплекс   артикуляционных упражнений (в виде слайдовых презентаций), благодаря которому удается строить занятие, выбирая   только   нужные   упражнения,   задавая   длительность   каждого   из   них,   и модифицировать их в случае необходимости.   Используя упражнения в таком варианте, ускоряются   сроки   постановки   звуков,   тем   самым   более   успешно   проходит   коррекция, снижается утомляемость. Очень облегчает работу с родителями электронный вариант речевых упражнений (обычно,   долго   приходится   ждать,   пока   родители   приобретут   тетради,   да   и   листки   с заданиями теряются). ПМК «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» Программно­методический   комплекс   "Развитие   речи»   предназначен   для развивающей   и   коррекционной   работы   с   детьми   старшего   дошкольного   и   младшего школьного   возраста.   ПМК   является   образовательным   ресурсом   для   индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий по развитию и коррекции фонематического слуха, темпоритма, лексико­грамматического строя речи и связной речи. Программа содержит тестовые интерактивные игры, тренажеры, статические и динамические [интерактивные) иллюстрации, звуковые материалы (неречевые и речевые звуки). В ПМК предусмотрены широкие возможности для разнообразного использования ресурсов программы при работе с интерактивной доской. Программа ориентирована на работу с детьми по следующим направлениям: • развитие речи, • ознакомление с окружающим миром, • логопедические занятия. Образовательный и развивающий потенциал программы предоставляет возможность проводить   разноплановую   интерактивную   работу   по   автоматизации   и   дифференциации звуков:   работа   под   руководством   педагога   (с   опорой   на   дидактические   игры, интерактивные задания программы), самостоятельная работа детей за компьютером. Программа включает в себя следующие разделы: 1. «Неречевые звуки», «Звукоподражание» ­ знакомство со звуками предметного мира, мира природы, со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов. 2. «Речевые звуки» ­ развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. З. «Развитие связной речи» ­ обучение построению связной речи от словосочетания до текста. 4. «Интерактивный раздел» ­ интерактивная открытая среда для выполнения работы по   слогоделению,   составлению   звуковых   схем,   морфемному   и   словообразовательному разбору слов. 2 Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе разработан по заказу   Управления   образования   Администрации   Калининградской   области, представляет собой новую компьютерную технологию на базе операционной системы   Windows,   позволяющей   значительно   улучшить   графические возможности   компьютерных   программ   и   повысить,   таким   образом, эстетичность   и  привлекательность   воспринимаемого  материала.  Практикум содержит 20 компьютерных игр, использующих около 1500 упражнений по предупреждению   и   исправлению   дисграфии   и   дислексии,   развитию восприятия,   внимания,   зрительной   памяти,   мышления,   а   также   сервисную программу подготовки и проведения занятия "Конструктор урока". Уже   на   подготовительном   этапе   можно   использовать   упражнения   для   развития зрительно­моторной   координации,   восприятия,   внимания   и   зрительной   памяти   и мышления.  Дети  охотно и  быстро выполняют  упражнения.  Даже если в  кабинете один компьютер   и   4­5   человек   в   группе,   то   за   8­10   минут   все   успевают   индивидуально выполнить задание. Удобнее всего отводить на это время в конце урока, и первым пойдёт к компьютеру   тот,   кто   закончил   без   ошибок   задание   в   тетради.   Дети   любят   дух соревнования,   уже   с   этого   для   них   начинается   игра.   Эти   простые   упражнения подготавливают  ребёнка к более сложной работе по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи. Развитие   фонематического   слуха   начинается   с   различения   гласных   и   согласных звуков. Далее в программе предусмотрено знакомство детей с каждым конкретным звуком. Подбор упражнений здесь дан по единой схеме: ­распознавание звука в названии картинки;  ­нахождение соответствий между рисунком и схемой слова;  ­распознавание буквы в слове (в начале, в середине, в конце);  ­нахождение данной буквы среди других, выделение её в слове, подстановка буквы в схему. Особенно   полезен   компьютерный   практикум   на   этапе   восстановления   пробелов лексико­грамматического   развития   детей.   Грамотно   подобранные   задания   помогут учащимся осознанно усваивать систему родного языка и восполнить пробелы в знаниях по фонетике   и   графике,   морфологии   и   словообразованию,   орфографии   и   пунктуации,   а, значит, заложить основу для успешного обучения в дальнейшем. Упражнения раздела "Развитие индивидуальных качеств учащихся" уже несколько усложнены и способствуют развитию множества полезных качеств детей. Этот вид заданий может быть использован также для поощрения учащихся или в качестве разминки. Программа    «Логопедические   упражнения» состоящая   из   двух   дисков рекомендована   конкретно   для   логопедов.   Речевой   материал   основан   на   рифмованных миниатюрах,   максимально   насыщенных   автоматизируемым   звуком.   Анимированные картинки   облегчают   усвоение   и   запоминание   материала,   делают   занятие   наглядным   и интересным. Все занятия имеют звуковое сопровождение и направлены на концентрацию внимания, тренировку памяти. Программный   модуль «Семейный   наставник» предназначен   для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением   учебного   материала,   выдачи   ребёнку   индивидуальных   рекомендации   по устранению пробелов в знаниях. 3 Для контроля за усвоением темы используются   уроки­тесты завершают изучение темы. Учащиеся выполняют работу с текстом диктанта – вставляют пропущенные буквы, запоминают написание трудных или незнакомых слов. Затем слушают, как диктор читает текст,   и   записывают   предложения.   Это   разнообразит   слуховые   впечатления   детей   и снимает   тревожность   при   письме   под   диктовку.   Теоретические   знания   учащихся проверяются   диагностическим   тестом.   Дети   с   помощью   логопеда   читают   вопрос, самостоятельно   осознают   его   и   записывают   ответ.   В   коррекционной   программе используются и игровые моменты, предлагаемые программой «Семейный наставник». Для повышения мотивации к изучению русского языка, снижению эмоциональной нагрузки, а также для контроля за состоянием словарного запаса применяются задания, в которых нужно к рисунку подобрать и записать соответствующее слово, отгадать загадку. Учитель­логопед не только использует компьютерный материал на своих занятиях, но   и   дает   возможность   родителям,   которые   имеют   дома   компьютер,   продолжить   с ребенком   занятия   в   выходные   дни.   Таким   образом,   новизна   работы   с   компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи. Как показал опыт, использование компьютера на логопедических занятиях не только повышает интерес детей к обучению, но и облегчает работу учителя. Но при планировании урока и подборе заданий следует помнить о санитарных нормах для учащихся при работе с компьютером и дробить материал, чтобы они не уставали. При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся   умственным,   зрительным   и   физическим   напряжением.   Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных   исследований   влияния   компьютерной   техники   на   детский   организм.   Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье ­ сберегающих технологий.  Обобщая результаты исследований, в том числе Института возрастной физиологии РАО, проведенных с использованием современной компьютерной техники, можно привести следующие рекомендации: 1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору.  На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD, так как они лишены многих недостатков присущих мониторам с электронно­лучевым кинескопом. В связи с этим желательно, чтобы дети пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором. 2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. 3.   Важную   роль   в   уменьшении   физической   нагрузки   на   ребенка   при   работе   с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка. 5. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. 6. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. 7.   Для   ребенка   6   лет,   если   он   абсолютно   здоров,   т.е.   относится   по   состоянию здоровья к 1 группе максимальный предел одноразовой работы на компьютере ­ 15 минут. Однако,   не   все   дети   абсолютно   здоровы,   многие   из   них   имеют   те   или   иные отклонения от нормы, или даже хронические заболевания. Для всех детей 5 лет и для имеющих отклонения в состоянии здоровья 6­летних время работы лучше сократить до 10 минут, для детей 7­12 лет ­ не более 20 минут, для ребят постарше ­ не более получаса. Для   детей,   относящихся   к   группе   риска   по   состоянию   зрения,   время,   проведенное   у 4 компьютера,   дозировать   индивидуально.   При   этом   периодичность   занятий   с   одним ребенком должна быть не более 2­х раз в неделю.   ЛИТЕРАТУРА 1. Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59 2. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003 Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6. 4. Машбиц проблемы Е.И. компьютеризации обучения. – М.,1988. 5. Степанова М. Ребенок и компьютер // Директор школы. – 2000. № 5. Психолого-педагогические 3. Лынская М.И. 5

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2019