"Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников"
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
"Использование инновационных технологий как средство активизации учебной
деятельности младших школьников"
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно
этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на
инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях,
неординарных действиях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока,
создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов,
организации творческой работы учащихся.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не
означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут
являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность
методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности,
основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока.
Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать
готовый ответ. Современная система образования предоставляет учителю возможность
выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на
собственный опыт работы.
Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и
учения учащихся на определенный период времени. В его основе могут быть:
- элементы внеклассной работы, практических работ, экскурсий, обучение учащихся
через художественные образы;
- раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности
(при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);
- научно - исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение
методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности
мыслительной работы учащихся;
- применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся,
характер отношений в коллективе.
В своей работе использую элементы исследовательской деятельности.
. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит
развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности,
повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е.
формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические,
организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия,
пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать,
делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять
результаты своей работы. Исследования могут быть представлены в различных формах:
электронная презентация, рисунок, схема, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и
т.д. Например:
На уроках русского языка организовываем три вида исследования
. исследование словарного слова;исследование текста;исследование фразеологизма.
Урок – тренинг. Это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся. Тренинги
могут быть использованы при изучении нового материала, при закреплении пройденного,
при обобщении и систематизации знаний. Задача учителя на этом уроке переключать и
концентрировать внимание. Ученик – главное действующее лицо.
Цель – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи
неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Необходимые
элементы урока: подбор необычных заданий, разнообразие дидактического материала;
организация соревнований; взаимного контроля и т. д. В 1 классе – работа в парах, со 2
класса – работа в четверках.
Уроки дифференцированного обучения - это развитие и формирование способностей
каждого учащегося.
Условия реализации:
- определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению;
- выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;
- определение способов учения для каждого ученика;
- подготовка дидактического материала;
- подготовка блоков учебного материала;
- установление регламента для выполнения тех или иных заданий.
Урок проектной деятельности ставит цель: сделать учебный процесс творческим,
целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Задача учителя при
проведении таких уроков– подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но
обязательной познавательной деятельности. Дети учатся подходить к окружающему их
миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и
жизнь других людей.
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной
самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего
происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются
мыслительные форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной
ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними
определяется проблема. Цель – активизация познавательной сферы деятельности
учащихся на основе выявления причинно - следственных связей. Задача – организовать
учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока.
Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают,
используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом
диагностики и выводов; четвертые – подбором и т. д. Проблемные ситуации обязательно
должны содержать посильное познавательное затруднение. Проблемная ситуация
должна вызывать интерес у учащихся своей необычностью, неожиданностью,
нестандартностью
2Назову ещё некоторые интерактивные технологии и методы, через которые можно
внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:
· эвристическая беседа;
· различные виды дискуссий;
. игровые технологии (деловые и ролевые игры);
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на
учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными
психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в
сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации,
обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие
возможности поощрения правильных действий) позволяет обеспечить более плавный
переход к учебной деятельности. Игровые программы способствуют формированию
мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление. Игра позволяет
выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению
знаний в смежных областях.
Без применения ИКТ не может быть современного урока.
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ
осуществляется по следующим направлениям:
создание презентаций к урокам;работа с ресурсами Интернет,использование готовых
обучающих программ;разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки,
схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);создание мониторингов по
отслеживанию результатов обучения и воспитания;создание текстовых работ;
C моей точки зрения, появление компьютера облегчило работу учителя. Он предоставил
возможность сделать урок более интересным и необычным. Урок, проведённый с
помощью компьютера, бесспорно, воспринимаются лучше, заставляет ребёнка
самопроизвольно запомнить учебный материал.
Страюсь проводить уроки , соответствующие требованиям ФГОС нового поколения.
Стремление к поиску новых оригинальных решений, отсутствие «боязни» учиться,
умение взаимодействовать в коллективе, желание достичь успеха, развитое творческое
начало в моих учениках – результат и моего труда.
Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным
субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Внешними
результатами является успешное участие педагога и учащихся в творческих конкурсах,
олимпиадах.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке
.
3