Приложение 6
Кейсметод или кейстехнологии
Кейстехнологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и
метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как
повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как
правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому
решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных
путей, приводящих к нему).
В кейстехнологии производится анализ реальной ситуации (какихто
вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую
либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс
знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейстехнологии – это не повторение за учителем, не пересказ
параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ
конкретной ситуации,
который заставляет поднять пласт
полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому
предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность,
коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
При использовании кейс –технологий в начальной школе у детей
происходит
Развитие навыков анализа и критического мышления
Соединение теории и практики
Представление примеров принимаемых решений
Демонстрация различных позиций и точек зрения
Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях
неопределенности
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в
составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и
т.п.
Кроме того, дети:
Получают коммуникативные навыки
Развивают презентационные умения Формируют интерактивные умения,
позволяющие эффективно
взаимодействовать и принимать коллективные решения
Приобретают экспертные умения и навыки
Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для
решения ситуационной проблемы
Изменяют мотивацию к обучению
При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются
факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на
определенный момент времени . Задачей учащихся является принятие
рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения
возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.
К методам кейстехнологий, активизирующим учебный процесс, относятся:
метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций ,
ситуационные задачи и упражнения; кейсстадии)
метод инцидента;
метод ситуационноролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Итак, кейстехнология – это интерактивная технология обучения, на
основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на
освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и
умений.
Одной из важнейших характеристик кейсметода является умение
воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Использование кейстехнологий в средней школе уже прошло апробацию.
Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает
определённую трудность для учителей. Самыми сложными для использования
кейстехнологий являются уроки литературного чтения, поскольку именно на
этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.
При составлении заданий на уроках литературного чтения можно
использовать несколько уровней сложности:
Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение.
Школьники определяют, подходит ли решение для данной ситуации.
Возможно ли иное решение, другой ответ?
Согласны ли вы с утверждением Драгунского о том «что всё
тайное становится явным»?
Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её
решение
Например, есть художественный текст и реальная информация о
писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и
различия. Третья степень сложности: есть практическая ситуация –
определи проблему и найди пути решения .
Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения
произведения, работы с дополнительной литературой. Решений может быть
множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и
обсуждение.
Ситуативные задачи (кейсы) на уроках литературы могут быть связаны:
с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными
героями произведения
с составления маршрута передвижения героем произведения
составлением хронологических таблиц произошедших событий
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.