Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении английскому языку является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью, которой, признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Метод «Мозгового штурма» является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ
В связи с возросшими требованиями к биологической подготовке выпускников
общеобразовательных учреждений изменяются методы преподавания биологии и для
повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения
применяются новые информационнокоммуникационные технологии.
Сегодня использование современных информационных технологий в учебном процессе
позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования.
Разнообразие технических средств дает возможность организовать одновременно обучение
школьников, обладающих различными способностями и возможностями, разным уровнем
мотивации к обучению. Использование компьютерной технологии открывает широкие
перспективы для развития принципиально нового обучения, которое становится
управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям
обучаемого.
Можно ли преподавать биологию без использования компьютерных технологий, решает
сам учитель, опираясь на свой педагогический опыт, профессионализм, компетентность. С
помощью компьютера можно смоделировать сложные биологические процессы и
закономерности, провести контроль знаний учащихся, организовать самостоятельную
работу, объяснить и закрепить новый материал.
Биология это та учебная дисциплина, при изучении которой использование данной
технологии имеет ряд особенностей.
С одной стороны, использования ИКТ в преподавании биологии дает возможность
повысить эффективность обучения, сделать занятия более наглядными и интересными.
Последнее имеет большое значение в условиях необходимости выполнения обязательного
образовательного стандарта при снижении познавательной активности учащихся.
Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно
видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст, что, несомненно,
повышает интерес учащихся к изучаемой теме. Компьютерные технологии позволяют
осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения.
С другой стороны, при использовании ИКТ в преподавании предметов
естественнонаучного цикла, необходимо учитывать их специфику. Биология это наука о
жизни и поэтому обучение необходимо строить, максимально используя натуральные
объекты, фиксированные препараты, наглядные пособия, организовывать лабораторные и
практические работы учащихся с живыми объектами (особенно в курсе ботаники, зоологии,
анатомии) это стимулирует их к активной образовательной деятельности на уроке. Однако
не всегда оснащенность кабинета биологии дает возможность реализовать это в жизнь.
Именно тогда использование ИКТ целесообразно и необходимо для достижения успехов в
обучении.
Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы,
появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учащихся
встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а вопределенный момент компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в нужное
время на уроке.
В своей работе применяю ИКТ в нескольких направлениях:
1. учебная деятельность;
2. подготовка к ЕГЭ;
3. проектноисследовательская деятельность.
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный
материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение,
жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Сегодня выпущено большое
количество электронных дисков по биологии разными медиаиздательствами. Однако
невозможно работать только с готовыми информационными продуктами, поскольку не
всегда они в полной мере соответствуют целям учителя. Практикую составление
презентаций с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Собственные уроки
презентации широко использую при изучении раздела «Животные» в седьмом классе. В
курсе «анатомия»,
8 класс использую в качестве наглядного пособия
«Репетитор.1С.Анатомия», с помощью которого учащиеся могут просмотреть системы
органов в движении.
Важным пунктом использования компьютерных технологий становится подготовка к
ЕГЭ. Существует большое количество электронных репетиторов для подготовки к ЕГЭ.
Чаще использую электронные учебники, которые включают учебный материал и систему
контроля и оценки знаний. При подготовки дома ученики используют ресурсы Интернета,
проходя тестирование по реальным заданиям ЕГЭ в режиме online.
Новые информационные технологии активно внедряю и в проектноисследовательскую
деятельность учащихся. При проведении исследовательской работы в рамках урока
использую групповой метод, что позволяет привлечь всех участников обучения.
Качественные цифровые фотографии, иллюстрирующие результаты опытов, сводные
таблицы, возможность постоянного пополнения материала делает работу увлекательнее и
интересней.
Использование ИКТ в педагогической практике дает мне возможность саморазвития. В
современном информационном обществе процесс обучения невозможен без современных
технических средств.
2