Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)
Оценка 4.8

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
экология
6 кл
06.11.2017
Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)
ПРОЕКТ ГИДРОПОН _.docx
ОГБОУ «Школа – интернат для детей с ОВЗ №89» Проектно­исследовательская  работа: «Выращивание «пищевой» зелени методом гидропоники» (долгосрочный проект) Руководители проекта: Белова Н.В. учитель трудового обучения Ахмеджанова Р.Я. воспитатель ГПД Оглавление г. Ульяновск 1. Введение…………………………………………………………………………...3 2. Основная часть  (теоретическая):  ­   проблемы   удовлетворения   потребностей   населения   в   витаминах   и минеральных солях……………………………………………………………...….. 4 ­ влияние недостатка минеральных солей на здоровье человека……………...... 6 ­ проблемы качественной пищевой зелени на столе ульяновцев…………..…….6 ­  гидропоника, история вопроса…………………………………………………...7 ­   выращивание     пищевой   зелени   методом   гидропоники   и   традиционным методом……………………………………………………………………..………..8           (практическая): ­  подбор  и приобретение семян пищевой зелени  для  проекта ………….……  9 ­   посев семян пищевой зелени   в гидропонную установку «МЕЛИССА» и в почвенный грунт  …………………………………………………………….…...   9 ­ проведение наблюдений за прорастанием, ростом и развитием растений …...10 3.  Анализ и рекомендации  по результатам сравнительного эксперимента…...11 4. Выводы…………………………………………………………………………..12 5. Заключение ……………………………………………………………………...13 5. Требования к выполнению проектно – исследовательской работы…………14 6. Источники информации ………………………………………………………..16 2 7. Приложение ………………………………………………………………….....17   1. Введение Актуальность.  С одной стороны, нам, жителям Ульяновска, нет нужды беспокоиться по поводу наличия необходимого количества пищи. Разнообразие нашего рациона в последние несколько  десятилетий  расширилось. Но  проблема     качества  этих продуктов, наоборот, становится всё более актуальной.  Особое   беспокойство   у   взрослых,   конечно,   вызывает   питание школьников.  Конечно,   этими   сложными   вопросами   занимаются     политики,   экономисты, институты на государственном уровне. Заботятся о питании детей родители. Но в жизни школьников учебный процесс занимает большое количество времени. Питание в школе ­ очень важно для современных школьников. Поэтому, когда благодаря   спонсорам,   в   нашей   школе   появились   гидропонная   установка «Мелисса»,   было   решено   использовать   её     для   расширения   возможностей качественного питания в школе.  Учитывая то, что на территории нашей школы нет теплиц, мы изучили информацию   по   данному   вопросу   и   решили   проверить:   действительно   ли выращивание  методом гидропоники имеют преимущества перед традиционным, почвенным, выращиванием    растений и может быть использовано в условиях нашей школы для обеспечения нас свежей зеленью?               Цель: Выявить преимущества выращивания пищевой зелени методом гидропоники в условиях школы             Задачи:   1. Подобрать и проанализировать  литературу по данной теме. 3 2. 3. 4. Провести эксперимент по изучению выращивания пищевой зелени методами гидропоники и традиционным (почвенным) методом. Проанализировать полученные результаты. Спланировать развитие проекта по выращиванию  «пищевой»  зелени в школе.             Предмет исследования: выращивание пищевой  зелени традиционным способом (почвенным) и методом гидропоники.            Методы исследования: поисковый, аналитический, сравнение, анализ и синтез            Гипотеза: выращивание пищевой зелени методом гидропоники имеет ряд преимуществ и является наиболее перспективным по сравнению с традиционным (почвенным) методом.            Ход исследования: 1.   Сбор   и   анализ   информации:   по   вопросам   пищевой   ценности   трав   и   по вопросам преимущества гидропонного выращивания растений. 2. Изучить инструкцию по эксплуатации гидропонной установки «МЕЛИССА» (модель ГС – 4).  3. Проведение эксперимента:        3.1. Выбрать   виды пищевых растений («пищевой зелени») для проведения эксперимента;      3.2.  Подготовить  гидропонную установку «МЕЛИССА» для выращивания растений на гидропонике.      3.3. Посеять  растения  (пищевой зелени) в условия гидропоники и в почву.     3.4. Наблюдать  за ростом и развитием растений проекта.     3.5. Проанализировать  полученные результаты.4. Выводы. 5. Заключение. 2. Основная часть (теоретическая):                     Проблемы удовлетворения потребностей населения в витаминах и минеральных солях. 4 По   данным     «НИИ   гигиены   питания   РАМН»     в   рационе   питания школьников заметно снижение потребления фруктов, овощей, зелени. Всемирная организация здравоохранения рекомендует ежедневно употреблять не менее 400 граммов свежих соков, фруктов, овощей. Тем   не   менее,   только   треть   российских   школьников   ежедневно   употребляют фрукты. Причём, количество учащихся, употребляющих свежие соки и свежие овощи и фрукты снижается по мере их взросления. И в 11 классе составляет всего 12 % от всех учащихся (в 9 классах­ около 70%).   Конечно, говоря о фруктах, овощах и зелени на нашем столе – мы беспокоимся не о самом их наличии,   а   опять   же   ­   о   качестве   этих   важных   продуктов­   поставщиков витаминов и микро­ макро­ элементов!  По данным  «НИИ гигиены питания РАМН»   установлено, что редкое употребление   свежих   соков,   фруктов,   овощей,   а   также   мясных   и   молочных продуктов достоверно связано с повышенным уровнем тревожности в младшем школьном возрасте.  В   старшем   подростковом   возрасте   установлена   достоверная связь нарушений   питания   с   отдельными   отклонениями   в   состоянии   здоровья:   так редкое употребление свежих овощей, фруктов (1 раз в неделю и реже) приводит к развитию функциональной кардиопатии, замедленному половому созреванию, дефициту массы тела, повышенному артериальному давлению. Среди   школьников   отмечается   высокая   распространённость   различных нарушений питания, что является риском для их здоровья. Не   секрет,   что   не   только   девушки,   но   и   юноши,   в   наше   время периодически   «садятся»   на   разнообразные   диеты,   необоснованно   и   ненаучно ограничивая   себя   в   чём   ­   либо.     Это   ситуация     определяет   необходимость систематического   обучения   школьников   основам   рационального   питания, формирования у них стереотипов здорового образа жизни.  5 По данным исследований Института питания РАМН в настоящее время 60% российских детей испытывают дефицит витаминов и минеральных веществ.  Одной   из   причин   является   интенсивная   технологическая   обработка, которая и ведёт к потере полезных веществ. В пищевом рационе россиянина выявлен дефицит витаминов: аскорбиновой кислоты, рибофлавина (В2), тиамина (В1),   фолиевой   кислоты,   ретинола   (А)   и   бета­каротина,   токоферола   (Е).     А фолиевая кислота, необходимое количество которой нужно   для нормального кроветворения, например, содержится в шпинате. В шпинате, листовом салате – присутствует витамин К, регулирующий свёртываемость крови.  Влияние недостатка минеральных солей на здоровье человека.             Общеизвестно важнейшее значение   витаминов  А  и С. При недостатке витамина А   нарушается сопротивляемость организма, ухудшается состояние кожи   и   снижается   острота   зрения.   Восполнить   недостаток   этого   витамина можно, употребляя зелёный лук, щавель, шпинат и другую зелень.   А в зелени петрушки     и витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне!  Это важно, так как витамин   С   полезен   для   иммунной   системы,   способствует   заживлению   ран, необходим соединительной ткани. Но петрушка может похвастаться и другим. В ней содержатся также витамины группы В, А, Е, РР, бета­каротин, минеральные соли фосфора, калия, магния, способные удовлетворить суточную потребность организма. Кроме того, в петрушке есть и удивительное вещество – натуральный полисахарид инулин, который защищает от многих заболеваний, в том числе снижает риск заболевания раком.  Проблемы качественной пищевой зелени на столе ульяновцев. В настоящее время мы имеем возможность видеть на прилавках большой ассортимент   продуктов,   в   том   числе   пряные   травы.   Но,   к   сожалению, купленные в магазине зелень и салаты теряют свежесть уже на следующий день, а еще через день, чаще всего, их уже можно выбрасывать. Хорошо,   если это 6 обычные петрушка или укроп, а если это базилик, кинза, тимьян или мята для чая?   Найти   их   в   хорошем   состоянии   в   магазине   непросто,   да   и   стоят   они недешево.     К   тому   же   эти   виды   зелени   используют   понемногу,   а   покупать приходится упаковками, оставшаяся часть содержимого которых в результате просто   выбрасывается.   Выращивая   эту   зелень   самостоятельно,   да   ещё   и   в гидропонных   установках   ­   мы   можем   срезать   её   по   мере   потребления,   не принося ущерба ни качеству продукции, ни – самому растению. Гидропоника, история вопроса.                         Человек издавна пытается обеспечить себя продуктами питания, создавая искусственные условия для выращивания растений. Во время раскопок Помпеи археологи обнаружили специальные здания, в которых, видимо, некогда содержались цветущие растения. В окнах этих зданий были             выставлены пластинки слюды. Попытки создать для растений искусственную среду делались и   в   Древнем   Риме.   Люди   уже   умели   управлять   температурными   режимами выращивания   роз   и   овощей   в   особых   ямах.   А   в   средние   века   в   Англии сооружались   каменные   помещения   ­   оранжереи,   где   имитировался   климат, благоприятный для разведения винограда, мандаринов и других даров юга. Еще фараоны   Египта   наслаждались   вкусом   фруктов   и   овощей,   выращенных   с помощью  гидропоники. Одно  из  семи  чудес  света  всего   мира, Висячие  сады Вавилона, на самом деле, было просто гидропонным садом. В Индии растения выращиваются прямо в кокосовом волокне, корни растений погружены в воду. Если   гидропоника   —   это   новая   технология,   то   она   новая   уже   тысячи   лет. Гидропоника — не новинка — она просто отличается от всех. В настоящее время гидропоника обширно используется во всем мире. Она   используется   в   странах,   где   климат   не   позволяет   или   ограничивает выращивание и где почва слишком бедна для производства больших урожаев. Она   также   используется   в   странах,   включая   США,   где   почвы   были   так 7 отравлены   удобрениями   и   стали   токсичными,   что   на   них   невозможно   более выращивание. В Британской Колумбии 90% всей тепличной индустрии теперь гидропонная.  Гидропонная технология   пришла к нам из северных  европейских стран, где условия жизни схожи с российскими, но люди при этом хотят правильно питаться   в течение   всего   года.   Наибольшее   распространение   она   получила в Голландии, Испании, Финляндии, Израиле. Гидропоника — это выращивание без почвы и для этого не требуется особых   устройств.   Можно   использовать   ведро   или   цветочный   горшок, заполненные субстратом и орошение гидропонным раствором. Лист пенопласта с отверстиями, в которые вставлены горшочки, плавает на поверхности воды в ванне   с   аэрируемым   раствором   —   тоже   гидропоника   и   эта   система   очень популярна для простых образовательных школьных проектов. Но,   благодаря нашим   спонсорам,   установку «Мелисса».   мы   смогли     использовать   специальную   гидропонную Выращивание  пищевой зелени метод гидропоники и традиционным методом. Если   рассмотреть   вопросы   роста   растений   методом     гидропоники,  то можно констатировать, что этот метод  обеспечивает все потребности растения в нужном количестве и в нужное время. На рост  и развитие растений влияют общеизвестные группы экологических  факторов: абиотические, биотические и антропогенные.   В гидропонной установке решается один из очень важных и достаточно   проблемных   вопросов   систематического   обеспечения   растений   водой. среде. Выращивание растений гидропонными методами намного бережливее к земле и Гидропоника окружающей     не   вредит   водоемам,   чем   традиционные   методы   садоводства   и   огородничества.   Мы 8 считаем   воду   одним   из   наших   драгоценнейших   ресурсов,   а   с   помощью гидропоники   мы   экономим   от   70   до   90   процентов   воды,   чем   при   обычном садоводстве. Ведь вода расходуется рационально, так как  точечная и капельная её подача   в  каждый  стаканчик    даёт  возможность  излишки  воды  пустить     в оборот   многократно.   Еще   одна   выгода   в   том,   что   никакие   удобрения   не попадают в естественные водоемы, как при обычном, почвенном выращивании растений. Практическая часть. Подбор  и приобретение семян пищевой зелени  для  проекта. Для того   чтобы выполнить практическую часть проекта, мы   изучили массу   информации   различных   сайтов   в   интернете,   в   которых   увлечённые методом   гидропоники   люди,   делились   своим   опытом,   давали   рекомендации. Конечно,   были   подобраны   литературные   источники.   Особо   нам     пришлось изучить конкретно установку «Мелисса» (модель ГС – 4).  На   основании   этих   знаний,   мы   приобрели   в     торговой   сети     семена укропа,   листового   салата,   шпината,   петрушки.     Кроме   этого   мы   приобрели необходимые   деревянные   палочки,   чтобы   удобно   было   выявлять     посеянные растения и не путать названия  их сортов. Каждому посеянному виду растения мы  присвоили  номер.                                                       Посев семян пищевой зелени  в гидропонную установку «Мелисса» (модель ГС – 4) и в почвенный грунт. Установку «Мелисса» мы собрали заранее,  по имеющейся инструкции.  Для   сравнения   и   выявления   преимущества   растений,   выращенных   с помощью гидропоники, мы  организовала посев семян  этих же растений в грунт, в   пластмассовые   контейнеры.   Для   организации   таких   же   условий   по   всем 9 параметрам,   кроме   наличия   почвы   (почва   заменена   торфяной   смесью   для обеспечения всхода семян) ­  высадили растения в устройство «Мелисса». Высев семян мы  производили  в специальную торфяную смесь, которая была в комплекте с гидропонной установкой. Сажали по 4­6 семян в каждый стаканчик. После этого закрыли  стаканчики специальными крышечками, чтобы не испарялась влага, так необходимая для проростков растений. Установили нужный   режим   освещения.    В   связи   с   тем,   что   в   установке   предопределено количество растений по количеству стаканчиков для торфяной   смеси     (21 штука),  мы  высеяли  в  установку и в  горшок  4  наименования растений: 1 сорта салата листового, 2 сорта укропа и 1 сорт петрушки. №1 – Салат «Лолло Росса» №2 ­ Укроп «Аллигатор» №3 – Укроп «Гавриш» №4 – Петрушка «Бутербродная»                        Все растения (опытная и контрольная группы) были размещены в одинаковых условиях: в мастерской по ландшафтному дизайну нашей   школы. Параметры:   освещённость,   температура   были   одинаковы.   А   вот   один экологический   параметр   –   количество   воды,   был   регламентирован   в гидропонной установке по инструкции к ГС, а растения, выращиваемые в почве, мы поливали по мере её  подсыхания.                       Проведение наблюдений за прорастанием,  ростом и развитием растений. Основная часть исследования началась с 09 декабря  2016 года.  Посев производился в основную  (опытную) и в контрольную группы.  Используя метод визуального наблюдения, мы  выявили, что 21 декабря первыми появились 10 всходы укропа в основной группе. Далее, через 2 дня, 23 декабря,   взошёл укроп в контрольной группе. Листовой салат и петрушка всходили почти одновременно, 27 декабря , но было заметно, что в опытной группе они стали в течение последующей недели развиваться быстрее и набирать «зелёную» массу.     Наблюдения над контрольной группой растений показала, что они все отстают в росте и наборе «зелёной» массы. В среднем на 20­30 %.                     19 февраля 2017 года наша проектно ­ исследовательская работа  была представлена     детям   и   взрослым   нашей   школы.   Представление   работы   было проведено в мастерской по ландшафтному дизайну и в столовой школы. Зелень, выращенная участниками проекта, была передана работникам столовой   школы Участники проектной работы (учащиеся 5В, 5Б, 5Д, 6В классов)   ответили на множество вопросов по проекту. Растения проекта вызвали заинтересованность детей   и   взрослых     и   участники   проекта   с   радостью   ответили   на   множество вопросов и рассказали о том, какое преимущество есть у метода гидропоники при выращивании растений. В свою очередь в беседах выяснилось, что часть детей скептически относится к видимым  различиям в размерах растений, выращенных разными методами.  Традиционный метод почвенного выращивания вызывал у них больше доверия, а вот растения ­ гидропонты, которые по размерам превосходили своих почвенных соперников, вызывали недоверие относительно их химического состава.   Но,   несмотря   на   этот   скепсис,   подавляющее   число   школьников   и взрослых   высказались   за   то,   что   с   удовольствием   бы   воспользовались   нашим предложением   по   употреблению   в   пищу   выращенных   методом   гидропоники растений.                                                                                                               3.  Анализ и рекомендации  по результатам сравнительного эксперимента 11 У любого организма   есть свой генетический потенциал, и только при правильном питании и других необходимых   условиях его   потенциал   может раскрыться   полностью.   Растения   в   установке   гидропонной   установке   растут быстрее в несколько раз. Быстрый рост обусловлен соблюдением технологии выращивания. При гидропонном методе выращивания, растениям не приходится конкурировать за питательные элементы, как это  происходит при почвенном выращивании,   они   получают   все   необходимое   из   питательного   раствора. Гидропонная установка обеспечивает  нужное количество света  и необходимое питания. количество              Растения в контрольной группе, несмотря на достаточное количество воды     и   света,     выглядели     в   конце   эксперимента   менее   крепкими,   почва   местами покрылась известковым налётом и была неравномерно влажной.   4. Выводы.                        1.  Гипотеза   о   том, что выращивание пищевой зелени методом гидропоники     имеет   ряд   преимуществ   перед   почвенным   методом, подтвердилась.  Семена растений в гидропонной установке  быстрее проросли. Рост растений в гидропонной установке происходил равномернее. Растения меньше «тянулись». Набирали   «зелёную массу» быстрее.  Особенно это было заметно на растениях салата   и       укропа.   Растения,  выращиваемые   при   других   равных   условиях,  в почве, отставали в развитии: размеры – в 4­6 раз,  вес – в 3,8 раз.   2. За растениями «Мелиссы (ГС ­4)»   было легче ухаживать. Большее время освобождалось для    наблюдений и дальнейшего планирования развития проекта,   для   пропаганды   этого   метода   в   школе,   среди   сверстников,   для планирования дальнейшей работы по развитию исследования. 12 3.   Особенно стоит отметить то, что участники проекта   совсем не беспокоились   о   поливе   растений   в   гидропонике.   Только   спустя   14   дней пришлось  долить  специальный питательный раствор до определенного уровня. Растения же контрольной группы (в почве), приходилось поливать через день. Но   равномерно   это   было   сделать   нельзя.   Растения   были   на   разных   уровнях развития, а поливать приходилось всю поверхность почвы. Следует отметить, что по мере роста растений в гидропонной установке заметили, что приходилось восполнять   питательный   раствор   гораздо   чаще,   чем   в   первый   месяц   роста растений. Было явно то, что фотосинтез шёл очень активно и это требовало большего   количества   воды.   Питание   зелени   происходило   через   специальные отверстия   (прорезы)   в   стаканчиках,   откуда   выходила   корневая   система растений.  4. Действительно,  традиционный метод, почвенный, вызывает  некоторые нарекания, связанные с тем, что времени приходится на   традиционный уход тратить больше, а результат достаётся  с большими усилиями.                         5. Даже визуально было очень приятно наблюдать за аккуратными растениями в гидропонной установке. Никаких хлопот не доставляла и сама установка. Работала она как «часы», орошая круглосуточно  корневую систему растений проекта. Растения же контрольной (почвенной) группы, естественно не могли получать воду в выходные и праздничные дни, что, естественно снижало процесс фотосинтеза этих растений.              6. Участникам проекта удалось вырастить пищевую зелень для детей нашей школы.  Вся «пищевая зелень» (460 граммов) была передана сотрудникам школьной   столовой.     Учащиеся,   учителя   и   сотрудники   столовой     оценили свежесть, размер и вкусовые качества выращенных растений пищевой зелени. 5. Заключение. 13 Проводя наблюдения за ростом и развитием растений проекта, участники проекта  убедились,   что гидропоника, как  метод, очень перспективен. Сегодня ресурсов   планеты   не   хватает,   чтобы   прокормить   население,   а   к   2050   году потребуется   в   два   раза   больше   продуктов   питания.   Если   люди   не   научатся применять современные технологии, то населению планеты будет грозить голод. Гидропоника   ­   способ   выращивания   растений   без   почвы,   позволяющий экономить так необходимые сегодня ресурсы планеты: воду и почву. Регулируя с помощью метода гидропоники количество воды, только одного абиотического фактора, можно решать проблему доставки качественной «пищевой» зелени к нашему столу.               В ноябре будет «запущен»  проект  «Выращивание пряно­ароматических лечебных трав». В настоящее время участники проекта собирают информацию о полезных   свойствах,   условиях   выращивания     ароматических   трав   методом гидропоники. Выращенные растения периодически будут поступать в столовую нашей  школы.                         Скорость прорастания семян, скорость роста «пищевой зелени», выращенной   методом   гидропоники,   безопасность   её   употребления подтверждает   предположение   о   преимуществе   этого   метода   над   почвенным методом выращивания растений и предположение о возможностях выращивания растений в  условиях школы.                          Кроме того, многие участники проекта начали задумываться над вопросом   выбора   будущей   профессии.   Детей   стали   больше   интересовать профессии,   связанные   с   растениеводством,   садоводством.   Многие   изъявили желание больше узнать о  ­ современной и популярной профессии  ландшафтный дизайнер.  В   нашей   школе,   ведутся   уроки   трудового   и   профессионально­ трудового   обучения   по   направлениям   «Цветоводство   и   декоративное садоводство», «Швейное дело», «Переплетное дело».  14 6. Требования к выполнению проектно – исследовательской работы «Выращивание «пищевой» зелени методом гидропоники».      1. Составить план работы проекта.      2. Распределить обязанности среди участников проекта.      3.Описать условия выращивания (температура, освещенность, расположение).      4. Вырастить «пищевую» зелень в условиях гидропоники и в почве.          5. Вести наблюдения и описывать все изменения растений в специальной «Таблице наблюдений»      ­рост (высота)      ­цвет      6. Собрать фотоматериал о проделываемой исследовательской работе.      7. Написать выводы.     8. Подготовить отчет о проделанной проектно – исследовательской работе  в виде презентации и доклада.      9. Разместить информацию о  проектно­ исследовательской работе на сайте школы. 15 Литература: 1.   «Выращивание   растений   без   почвы»,   В.А.   Чесноков,   Е.Н.   Базырина, Ленинград, Ленинградский университет,  1984 г.  2. Журнал «Гидропоника», 2014, 2013 гг Интернет 1.       http://www.botanichka.ru/blog/2011/01/06/hydroponic­2/ источники:  http://www.7dach.ru/janlight/elektronnyy­ogorod­na­vashem­podokonnike­6­ 2. variantov­4790.html 3. http://www.prodindustry.ru/archive/2005/december/0005.php 4. http://growhead.com/ 5.http://www.promgidroponica.ru/vsjo­o­gidroponike 16 Приложение  Витамины и минеральные соли в химическом составе «Пищевой зелени» Пищевая зелень  – это зеленые части некоторых огородных и дикорастущих растений, используемые в питании человека для повышения аппетита, а также вкусовых   свойств   и   витаминного   состава   пищи  («Популярная   медицинская энциклопедия», Москва, «Советская энциклопедия», 1979 г.). Пищевая ценность зелени пищевой   обусловлена высоким содержанием в ней витаминов, минеральных солей и других биологически ценных пищевых веществ.           В  пищевой   зелени   содержатся     важные   химические   элементы:   кальций, железо,   фосфор   и   медь.   Пряная   зелень,   кроме   того,   содержит   вкусовые   и ароматические вещества, придающие ей специфичный  приятный острый вкус и 17 запах. Пряная зелень (особенно зеленый лук) богата веществами, обладающими выраженным   противомикробным   и   противогрибковым   действием (фитонцидами).           Если   говорить   об   отдельных   пищевых   травах,   то   можно   бесконечно перечислять их достоинства.      Так укроп   издавна популярен в славянской кухне.  Кроме вкусовых качеств, укроп   обладает   массой   полезных   свойств.   Он   содержит   те   же   витамины   и минералы, что и петрушка, а кроме того, в нем есть витамин Р. Он необходим сосудам   и   капиллярам   –   увеличивает   прочность   их   стенок,   снижает   их проницаемость.   Укроп эффективно регулирует работу желудочно­кишечного тракта, выводит шлаки, в целом улучшает пищеварение, а также благотворно влияет на сердечную деятельность.      В  листовом салате содержится большое количество витаминов – В1 и В2, С, Е,   Р,   К,   а   также   органические   кислоты   и   микроэлементы.   Регулярное употребление   листьев   салата   способствует   укреплению   стенок   сосудов, нормализации   давления,   снижению   уровня   холестерина,   предотвращает солеотложение.   Салат   расслабляющее   действие   на   нашу   нервную   систему, значительно улучшая сон.      Зелень лука  содержит большое количество йода, витаминов В, С, Е, а также минеральных   солей   и   органических   кислот.   Лук     нормализует   давление, укрепить иммунитет, будет способствовать снижению холестерина и сахара в крови. Обладает лук и прекрасным желчегонным действием, а у детей часто наблюдается  загиб желчевыводящих путей.           Кинза   весьма   популярна   среди   народов   Кавказа   и   Средней   Азии.   Не редкость она и на наших столах. В зелени и семенах содержится множество полезных веществ, больше 10 видов ­ в эфирном масле. Среди них – каротин, 18 витамины   группы   В,   С   и   Р.   Уникальный     химический   состав     этой   зелени улучшает состав крови, стимулирует пищеварение, благоприятно действует на сердечно­ сосудистую систему.           Но   чемпионом среди   пищевых трав по количеству минеральных солей и витаминов  называют шпинат. Употребление шпината не только может вернуть красоту   и   силу   волосам,   ногтям   и   коже,   но   и   укрепит   иммунную   систему, костные   ткани   и   мышечные   волокна,   улучшит   работу   сердца,   нормализует уровень сахара в крови. За счет того, что в этом виде зелени много растительных углеводов, он снимает стресс, усталость, улучшает настроение.        В щавеле   много витаминов группы В, которые могут избавить от плохого настроения и бессонницы, а также флавонидов, органических кислот и каротина. Есть   в   щавеле   и   витамины   С   и   А,   железо,   фтор,   что   обуславливает   его положительное влияние на иммунитет, зрение, здоровье зубов и кожи.      Сельдерей  считают продуктом с отрицательной калорийностью, поскольку для   того,   чтобы   переварить   сельдерей,     требуется   очень   много   энергии.   В листьях много каротина, витамина С, солей фосфора и кальция, эфирных масел. В   народной   медицине   активно   используют   сельдерей   –   в   качестве ранозаживляющего, противовоспалительного, успокаивающего средств.  В соке сельдерея много магния, поэтому он может помочь справится с депрессией, ведь ее   появление   объясняется   именно   недостатком   этого   элемента.  В   листьях   и стебле   содержится   клетчатка,   а   значит,   сельдерей   поможет   справиться   с проблемами желудочно­кишечного тракта, будет способствовать перевариванию пищи и ее лучшему усвоению. Если употреблять его в свежем виде без тепловой обработки,   добавляя   в   салаты,   то   сельдерей   может   стать   незаменимым помощником в борьбе за стройность фигуры и красоту кожи. 19 Базилик (райхан)   содержит много эфирных масел, каротина, растительные жиров,   сахаров,   витаминов   В2,     Р,   А,   С.   Он   насыщен   душистыми   летучими веществами,   одно   из   которых   –   камфора,   которая   стимулирует   сердечную деятельность. Продукты,   содержащие   основные   необходимые   витамины   и   минеральные вещества,   обязательно   должны   присутствовать   в   рационе   школьника   для правильного   функционирования   и   развития   детского   организма.     И выращивание в домашних условиях пищевой зелени может решить в некоторой степени   задачу   по   обеспечению   необходимыми   витаминами   и   минеральными веществами школьников.                                                                                                                           20

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)

Использование метода гидропоники в школе (исследовательский проект)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017