Использование метода проектов во внеурочной деятельности по краеведению
В рамках работы oбъeдинeния «Юный краевед» путём активного использования методов проектов реализуются принципы, заложенные в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. К системе школьного образования предъявлены следующие требования: общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Формируются универсальные учебные действия: личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия, определённые в «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования». Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Следовательно, развитие учащихся направлено на овладение основными компетентностями, отвечающими современным требованиям образовательного процесса.
Цель
Создание методических, дидактических и материально-технических условий для реализации учебной деятельности по изучению курсов истории и обществознания.
Задачи
1. Постоянное обновление методической, дидактической и учебной литературой в соответствии с нормативными требованиями преподавания курсов истории и обществознания.
2. Систематизация дидактических материалов по параллелями классов, периодам истории.
3. Создание материально-технических условий для реализации примерных программ курсов истории и обществознания, стандартов образования.
4. Систематизация дидактических материалов по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
5. Обновление литературы для осуществления внеклассной деятельности по предметам.
Разработана программа деятельности oбъeдинeния сроком на 3 года в соответствии с:
- Программой Н.Б.Виноградова, В.И.Усанова, Г.С.Шкребень. История Южного Урала от древнейших времён до середины 90-х гг. ХХ века (для школ и гимназий Челябинской области). Ч.: ЧГПУ, кафедра отечественной истории, 1996 .
- Учебным планом шкoлы.
1 год обучения: «История южноуральского края»,
2 год обучения: «Встречи с народами края», «Южный Урал в древности и в средние века»,
3 год обучения: «Край в средние века и новое время», «Край в новейшее время».
Данная программа дополняет курс «Краеведение» 6-9 классов.
Для реализации методов проектов в деятельности oбъeдинeния в рабочую программу внесены следующие изменения. В рамках работы oбъeдинeния ведётся научно-исследовательская работа, подготовка учащихся к НПК, краеведческим конференциям, краеведческим олимпиадам. Ведётся сбор материала по истории школы, поэтому введены дополнительные темы:
1, 2, 3 год обучения:
Номер
|
Кол-во |
Тема
|
занятия
|
часов |
занятия
|
4 |
2,5 |
Практическая работа. Подготовка к краеведческим конкурсам |
5 |
2 |
Практическая работа. Работа с литературой. Подготовка к краеведческим конкурсам |
11 |
2 |
Практическая работа. Исследовательская работа. Стандарты оформления работ. Работа с источниками литературы |
12 |
2,5 |
Методы сбора информации. Интервью, сбор воспоминаний. |
13 |
2 |
Мастерство публичных выступлений. |
14 |
2,5 |
Практическая работа. Индивидуальная работа по выбору тем рефератов. Формулировка целей, задач. |
15 |
2 |
Практическая работа. Индивидуальная работа по темам рефератов |
18 |
2.5 |
Практическая работа. Подготовка к краеведческим конференциям |
19 |
2 |
Практическая работа. Подготовка к краеведческим конференциям, работа над рефератами. |
62 |
2.5 |
Практическая работа. Подготовка к конференции. |
63 |
2 |
Школьная научно-практическая краеведческая конференция. |
64 |
2.5 |
Просветительская деятельность |
65 |
2 |
Выступления учащихся кружка с докладами |
Итого: |
29 часов |
|
Востребованность результатов реализации проекта определено основополагающими документами:
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
«Концепция фундаментального ядра содержания общего образования».
Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах |
Проектная деятельность |
Достигнутые результаты
|
Школа должна формировать национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба; формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации. Межэтнический мир и согласие включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
Основу национальной идентичности составляет и воспитание патриотизма. Патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально‑ответственному поведению; готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно‑продуктивной деятельности, готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
Программы духовно‑нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.
Духовно‑нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
|
Башкирский национальный костюм. Цель работы – собрать материал о башкирском национальном костюме. Задачи: Узнать, кто такие башкиры? Как заселили территорию Челябинской и Курганской областей. Собрать фотографии деталей башкирского костюма. Выяснить, из каких деталей состоит башкирский костюм. Сделать описание собранных деталей башкирского костюма. Выяснить отличия в костюмах Курганской и Челябинской области. Сшить уменьшенную модель башкирского платья.
Костюм южноуральских казаков 19 века. |
Башкирский национальный костюм. Источники сбора информации: Беседы с жителями с.Таукаево Красноармейского района Челябинской области. 2. Беседы с жителями Альменевского района Курганской области. 3. Беседы с муллой о нац.костюме с религиознлой точки зрения Сейфуллиным с.Кунашак, с.Курманово, Кунашакский район Челябинской области. В работе собран материал о башкирах, 12 фотокопий различных деталей башк.костюма; выяснено, из чего состоит баш.костюм; выявлены отличия в костюмах Курганской и Чел.обл.; сшита уменьшенная модель баш.платья (колпак, платье с камзолом, нагрудник, мужской верхний халат); найдены неточности нац.костюма в фотоальбоме Башкирии. Костюм южноуральских казаков 19 века. Сбор материала на основе изучения материалов Челябинского краеведческого музей, материалов Областного Центра народного творчества. |
Работа над проектом «Улицы Ленинского района города Челябинска, названные в честь танкистов Уральского добровольческого танкового корпуса Ивана Гончаренко и Фёдора Суркова» Цель проекта: собрать материал о тех, кто дал свои имена улицам Ленинского района, кто пошел в бой с Урала и воевал в Уральском добровольческом танковом корпусе – об Иване Гончаренко и Фёдоре Суркове. Задачи: Провести социологический опрос. Выявить актуальность тематики. Собрать материал по теме /видеоэкскурсия/. Передать материал школьному краеведческому музею. Выступить с докладом перед учащимися школы № 65. Составить список улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны для школьного музея. План работы: Социологическая группа: выявление актуальности тематики. Поисковая группа: сбор материала по теме. Фотогруппа фотографирует мемориальные доски, выход на местность. Видеогруппа делает запись видеорассказов о героях, выход на местность. Группа картографов-библиографов: составляет список улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны. Обработка материала. Просветительная деятельность лекторской группы. |
Выступление на школьной научно-практической конференции – 1 место; районной краеведческой конференции – сертификат участников; региональной краеведческой конференции «Наследие» – сертификат участников. Результаты работы: Проведён социологический опрос в 5а, 8а, 8б классах – 41 чел. Работа лекторской группы: проведено 15 видеоуроков в 1а, 1б, 2а, 2б, 3а, 4а, 4б, 5а, 5б, 6а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8б классах. Составлен список улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны для школьного музея. Составлена школьная видеоэкскурсия. Передана учителям географии города на ГМО
|
|
Сбор материала об учителях-ветеранах школы № 65: Победа на фронте ковалась в тылу…/Винокурова Н.Д./ Солдат, учитель, гражданин – Сергей Фёдорович Винокуров, первый директор школы № 65. Нина Дмитриевна Винокурова - старейший учитель Ленинского района. Сергей Фёдорович Винокуров – первый директор школы. Плотникова Р.Н., Бабина Г.Н., Черепанова Т.Г. |
Районный, городской конкурс «Старые фотографии рассказали», районная НПК, районная конференция «Отечество». В рамках сетевого областного проекта «Родной край» публикации учащихся: 1. Первый директор школы Сергей Фёдорович Винокуров. www.narod.ru/mmc74212/rodnkray/65/Vinokurov 2. Нина Дмитриевна Винокурова - старейший учитель Ленинского района. www.mmc74212.narod.ru/rodnkray/65/Vinokurova Публикации работ учащихся в СМИ: газета «Районный вестник» № 5от 3.02.06 газета «Теплый дом» № 4 от 03.03.06 газета «Вектор образования» № 2, февраль 2006г. о старейшем учителе Ленинского района Винокуровой Н.Д. газета «Теплый дом» №3 от 17.2.06. |
|
Проект на тему: «Реки города Челябинска». Проект на тему «Кыштым». Проект на тему «Сим». План работы над проектом: 1. Постановка задач. 2. Алгоритм задания. 3. Текстовый пример и анализ результатов. 4. Выводы. 5. Список используемой литературы |
Проект «Первоцветы зоны города Челябинска» составлен в виде презентации, Исследование: проведён социологический опрос, наблюдение сроков распуская мать-и мачехи весной, -исследование: составление карты районов произрастания мать-и-мачехи в Ленинском районе. Изучение растения на местности. |
|
Разработка экскурсий для школьного краеведческого музея: Задачи: Краеведческо-экологическое воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развития. Образовательные задачи: - формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта, городов Челябинской области, промыслов Урала, ознакомление с историей и современной жизнью, природой своего края. Воспитательные задачи: -развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, природе, заботливому отношению к заповедным территориям области. |
Разработоно 6 экскурсий для школьного краеведческого музея /1 этаж/: 1. Уральские горы - древняя летопись. 2. Геологической истории Земли. 3. Южноуральск. Южноуральск.ий фарфоровый завод. Стадии производства. 4. Златоуст. Златоустовская гравюра. 5. Миасс – город в золотой долине. Ильменский заповедник. 6. Касли. Каслинское литьё. 7. Танкоград
|
|
Восточно-Уральский Государственный заповедник Минатома РФ. • Причины создания заповедника, дата образования. Описание географическое положение заповедника. Формы рельефа, на которой расположен заповедник. Климатическая характеристика территории заповедника. Природная зона, типичные представители растительного и животного мира. Виды растений и животных, занесённых в «Красную Книгу». |
Создана презентация - 36 слайдов, использовано 81 фотография. Передана учителям географии города на ГМО |
|
В рамках работы проведён школьный тур конкурса: фоторепортаж «Семейный архив», видеороликов о семье «Сам себе режиссёр». В рамках работы кружка проводится конкурс среди учащихся презентаций о классе «Наша семья».
|
Итоги проведения районного конкурса «Семья года». В номинации фоторепортаж «Семейный архив» приняло 2 семьи. Члены жюри отметили высокое качество работ МОУ. В номинации видеороликов о семье «Сам себе режиссёр»» приняло участие 2 семьи. Лучшими в данной номинации стали oт ОУ 2 семьи. |
В рамках научно-исследовательской и проектной деятельности публикации работ учащихся: 5 - на муниципальном уровне, 3 на региональном уровне, 2 на Всeрoссийскoм уровне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.