Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.
Оценка 4.6

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
1 кл
20.06.2018
Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.
Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. Упражнения можно выполнять для настроя на творческую работу, после напряженного педагогического совещания или рабочего дня как группой, так и индивидуально.Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, корректировать поведение через анализ чувств и поступков. Упражнения можно выполнять для настроя на творческую работу, после напряженного педагогического совещания или рабочего дня как группой, так и индивидуально.
эмоции.doc
е б е вательное учреждение Центр развития р д/с №27 “Сказка” ьное дошкольное образо СМу Г.аяногорск н к а  ­  л а п и и н ц Использование методов арттерапии в коррекционной работе по развитию эмоционально­личностной сферы дошкольников с речевыми Консультация нарушениями в условиях ДОО У детей рано складывается своя “картина мира”. Как считал В. А. Сухомлинский, детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде  всего,  познанием  природы,  человека  и Отечества. Он  считал  также,  что знакомить   детей   с   каждым   предметом   окружающего   мира   надо   в   связях   с   другими предметами.   Познавательная   деятельность   ребенка   возможна   лишь   там,   где   созданы определенные   условия   ее   развития.   И   в   этом   огромную   роль   играет   интеграция воспитательного процесса.  Практика   подтверждает,   что   для   проведения   интегрированных   коррекционно­ развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства. У ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное ­ развиваются коммуникативные умения.  Кроме   того,   ученые   из   Института   физиологии   детей   и   подростков   АПН   РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению   в   речевых   центрах   головного   мозга   и   резкому   усилению   согласованной деятельности   речевых   зон,  что,   в   конечном  итоге,   стимулирует   развитие   речи.   Игры   с пальчиками   создают   благоприятный   эмоциональный   фон,   развивают   умение   подражать взрослому,   учат   вслушиваться   и   понимать   смысл   речи,   повышают   речевую   активность ребенка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.  Ребёнок дошкольного возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно­ творческую деятельность. В ней ребёнок выступает с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника­творца. Это требует от него   творческого   воображения   и   осмысленных   действий,   самостоятельности,   умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Особую актуальность использования техники арт­терапии придают условия ДОУ активно участвуя   в   процессе   преображения   мира   на   доступном   содержании   и   обращаясь   со взрослым и сверстниками, ребёнок получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт   за   собой   развитие   различных   сфер   личности   ребёнка:   интеллектуальной, нравственно­волевой, эмоциональной. При работе с детьми, имеющими речевые нарушения, основным методом является арт­терапия, а именно рисуночная терапия (или терапевтическое рисование), дополненная игрой,   сказкой,   музыкой,   упражнениями   на   развитие   мелкой   моторики   руки, коммуникативных способностей, сенсорное развитие.  Методы   арт­терапии   очень   актуальны   именно   при   работе   с   детьми,   имеющими речевые нарушения т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие мыслительных  способностей  и фантазии,  вербальных  и невербальных  коммуникативных навыков. Л.  Д. Лебедева  в своей  книге  «Практика  арт­терапии:  подходы,  диагностика, система   занятий»   справедливо   замечает,   что   «словосочетание   «арт­терапия»   в   научно­ педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом   здоровье   личности,   группы,   коллектива   средствами   художественной деятельности.   …И   ребенок,   и   взрослый   в   арт­терапевтическом   процессе   приобретает ценный опыт позитивных изменений» Ребенок, рисуя то, что его интересует и волнует, получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе. Прорисовывая их, ребенок как бы «изживает» вызванный ими страх Использование   рисунка   позволяет   проводить   первичную   диагностику   состояния эмоциональной сферы человека. Сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя   в   баланс   внутреннее   состояние   физических,   психических   и   эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе “ведущий” сам ребёнок. При рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно­моторной координации и глазомера. Рисование   стимулирует   развитие   левого,   образного   полушария   головного   мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления). Возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание  своего   творчества,  уникальности   своего  произведения,  гордости  за  него  и,  в конечном счёте, за себя как автора. Таким   образом,   дополнительно   способствует   формированию   положительной самооценки   ребёнка   и   его   позитивного   отношения   к   окружающему   миру,   развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. В ходе взаимодействия с детьми “отрабатываются”   проблемы   эмоционально­личностной   сферы.   В   работе   используются программы   и   технологии:   “Интегрированные   коррекционно­развивающие   занятия   для детей 4­6 лет” Л.Д. Постоевой, С.В. Коноваленко.  В   свою   очередь   использование   технологии   “арт­терапии”   (рисунок   и   рисование) позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт­терапия – прекрасный способ безболезненно для других   выразить   свои   эмоции   и   чувства,   поэтому   в   перспективе   у   меня   расширение ассортимента арт­терапевтических средств и предоставление возможности свободного к ним доступа ребёнка в любое время по его желанию. Результат   педагогической   работы:   не   научить   ребёнка   рисовать,   а   помочь посредством арт­терапии  справиться с проблемами,  вызывающими  у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок   вооружается   одним   из   доступных   и   приятных   для   него   способов   снятия эмоционального напряжения. Совместно   с   логопедами   нашего   учреждения   была   создана   коррекционно­ развивающая программа   по развитию эмоционально­личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями.   Курс занятий  состоит из 12 коррекционно­развивающих занятий, продолжительность каждого 20 минут, частота встреч 1 раз в неделю. Время проведения 3 месяца.   Численность   детей,   посещающих   занятий,   составляет   5­6   человек.   Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 5­7 лет и индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи Каждое занятие состоит из нескольких частей:  Часть 1. Вводная Основная   цель  ­   настроить   группу   на   совместную   работу,   создать   положительный эмоциональный настрой в группе.  Часть 2. Основная  На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Часть 3. Заключительная Основная   цель  –   создание   у   каждого   ребёнка   чувства   принадлежности   к   группе   и закрепление   положительных   эмоций   от   работы   на   занятии.   Здесь   предусматривается проведение какой­либо общей игры­забавы. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Приветствие и прощание обычно проводятся по одному и тому же сценарию, предложенному психологом. На каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика, которая полезна не только детям с задержкой в развитии речи или какими­либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.  Все   упражнения   разделены   на   три   группы   и   используются   в   процессе   каждого занятия из трех или из двух групп одновременно. I   группа.  Упражнения   для   кистей   рук:   развивают   подражательную   способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; учат напрягать и расслаблять  мышцы;  развивают  умение сохранять положение  пальцев  некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.  Фонарики Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать   и   разжимать   пальцы   на   обеих   руках   одновременно,   сопровождая   движения соответствующими фразами. Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить) Фонарики погасли! (пальцы сжать) Заготавливаем капусту Руками имитируем соответствующие действия: ­   Мы   капусту   рубим!   (2р.)   ­   прямыми,   напряжёнными   ладонями   имитируем   движения топора: вверх­вниз. ­ Мы капусту режем! (2р.) ­ энергичные движения прямыми ладонями вперёд­назад. ­ Мы капусту солим! (2р.) ­ пальцы собраны "щепотью", "солим капусту". ­ Мы Капусту Жмём! (2р.)­ энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно. ­ Мы морковку Трём! (2 р.) ­ пальцы одной руки сжаты в кулак и со­вершают ритмичные движения вверх­вниз по ладони другой руки.  Моем руки 1. "Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук. Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!   2.   "Стряхиваем   водичку   с   рук":   пальцы   сжать   в   кулачок,   затем   с   силой   выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку. Брызги ­ вправо, брызги ­ влево!  Мокрым стало наше тело! 3.   "Вытираем   руки":   энергичные   движения   имитируют   поочерёдное   вытирание   каждой руки полотенцем. Полотенчиком пушистым  Вытрем ручки очень быстро. II группа.  Упражнения   для   пальцев   условно   статические:   совершенствуют   полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.  Ножницы Исходное   положение.   Большой,   безымянный   палец   и   мизинец   прижать   к   ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд.   Они   то   расходятся,   то   сходятся,   имитируя   движения   ножниц.   Ладонь   располагается параллельно   столу.   Сначала   упражнение   выполнять   медленно,   затем   темп   ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми. Режу, режу, ткань верчу,   Научиться шить хочу! Вилка Указательный,   средний   и   безымянный   пальцы   вытянуты   вверх,   расставлены   врозь   и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.  Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5­10. Вилкой мы едим сосиску,   Макароны и редиску. Колечко, очки III   группа.   Упражнения   для   пальцев   динамические:   развивают   точную   координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным.  Семья Исходное положение. Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. Этот пальчик ­ дедушка,   Этот пальчик ­ бабушка, Этот пальчик ­ папочка,   Этот пальчик ­ мамочка.  Этот пальчик ­ это Я.  Вот и вся моя семья. Домик Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого. Раз, два, три, четыре, пять ­ (разгибаем пальцы) Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.) Раз, два, три, четыре, пять ­ (сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца) В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулик.) За работу! Перед  тем как  приступить  к  курсу  занятий,  проводится  диагностика   детей,  она позволяет оценить эффективность коррекционной работы. В диагностический пакет входят следующие методики:  Тест тревожности Р. Теммл, В. Амена.  Зрительно­моторный гештальт тест Бендер.  Социометрия Самооценка методика «Лесенка» В   начале   каждого   занятия   и   по   окончании   проводится   оценка   эмоционального настроя ребенка с использованием теста “Выбери свое настроение”. Ожидаемые результаты.  Снижение уровня тревожности с высокого на низкий Повышение   показателей зрительно­моторной координации Изменение взаимоотношений детей между собой Изменение  самооценки дошкольников на более позитивную,. Значение   и   ценность   графического   выражения   в   диагностике   и   коррекции эмоциональных расстройств сейчас признается большинством психотерапевтов, которые считают, что именно через рисунок ребенка   можно осуществить не только диагностику актуальных   эмоциональных   проблем   личностного   характера,   но   и   довольно   успешно проводить их коррекцию.  Список использованной литературы 1. Копытина А.И., Практикум по Арт­терапии. – СПб.: Питер, 2001.­448с. 2. Мерфи Дж. Арт­терпия в работе с детьми и подростками. Вопросы психологии. ­ 1998. ­ № 1. ­ С.10­16 3. Мамайчук И.И. Психологическая   помощь   детям   с   проблемами   в   развитии.   –   СПб.: Речь, 2001. – 220 с. 4. Первин Л. Арт­терпия. Теория и исследования. ­ М.: Инфра­М, 2001. – 284 с.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.

Использование методов арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками для 1 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018