в статье рассматривается использование методов воспитания на уроках физической культуры, методы поощрения, метод примера, соревнования, и особенности их применения в процессе урока физической культуры, приведены игровые примеры для развития у младших школьников коллективизма, реакции, дружественности, поднятие их спортивных результатов по средствам игр
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Лесосибирский педагогический институт филиал СФУ
Д.В. Ярославцев
Аннотация: В статье освещаются
физической культуры в начальной школе.
использование метода на уроках
Ключевые слова: Методы поощрения, метод примера, соревнование, и
особенности их применения в процессе урока физкультуры.
В древние времена считалось, что люди, занимающиеся спортом, более
развиты. Если взять пример древней Спарты, то физическая подготовка детей
способствует их выживаемости. В некоторой мере это актуально и в
современных условиях.
К исследованию данной проблемы обращалисьО. В. Ярлыкова, О. А.
Харченко, Д. Е. Арихин, А. П. Мартюшенко, Т. В. Григорьева.
О. В. Ярлыкова пишет: «Игровая деятельность уникальна в
возможности развивпть позновательные интересы. Игра заставляет детей
мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать
из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее
целесообразно» [1, стр. 2]. О. А. Харченко считает: «Система игрового
метода является эфективной, так как позволяет сделать урок интереснее,
заинтересовать учащегося тем видом программы, который изучается на
данный момент» [2, стр. 5]. Д. Е. Арихин пишет: «В большинстве игр хотя и
условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности,
воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения,
которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной
команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных икомандных играх), когда сталкиваются противоположные интересы,
возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий
эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств
личности. Из предыдущего следует, что игровой метод не позволяет вполне
строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния
на занимающихся» [3, стр. 6]. А. П. Мартюшенко пишет: «Реализация
физической нагрузки и её регулирование являются частью комплекса
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, которые
решаются на уроке» [4]. Т. В. Григорьева пишет: «Игровой метод является
весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества,
сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности».
Мы считаем, что рациональная организация игр, в подростковом
возрасте, и праздников по физической культуре, способствует привлечению
большого количества обучающихся, позволяет с детства привить желание
заниматься физической культурой и спортом, проявить себя ученику с
практически любым уровнем физической подготовки. Систематизировав и
классифицировав спортивные игры, мы убедились, что можно определить
принадлежность каждой спортивной игры к той или иной группе, обладающей
сходными признаками (интенсивность, возрастной контингент и по развитию
физических качеств).
Нами было проведено исследование по проблеме использования
методов воспитания на уроках физической культуры. Был произведен разбор
игры вместе с учащимися. При определении результата игры надо не только
учитывать быстроту, качество выполнения того или иного задания, о чем
участники должны быть предупреждены заранее, но и взаимоотношения детей
в процессе игры. Объявить результат игры надо лаконично, никому не делая
скидок, чтобы приучать детей к правильной оценке действий, при этом не
переходя на личности.При объявлении результатов необходимо разобрать игру, указав на
ошибки, допущенные участниками в технических приемах и в тактике. Детям
младшего школьного возраста при разборе игры полезно указывать на
положительные и отрицательные стороны в развитии сюжета игры, отметить
участников, образцово исполнивших отдельные роли. Необходимо отмечать
учащихся, которые хорошо играли, соблюдали правила игры, проявляли
творческую инициативу и культуру общения.
При разборе игры лучше усваивать правила, которые уточняют
отдельные детали игры, улаживают отдельные конфликты.
Разбор помогает руководителю уяснить, насколько удвоена игра, что
игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.
К разбору игр следует привлекать учащихся. Это способствует
развитию у детей наблюдательных способностей, приучает их критически
мыслить, повышает сознательную дисциплину, укрепляет товарищеские
взаимоотношения и усиливает интерес к дальнейшему совершенствованию.
Играя в планомерно подобранные подвижные игры, младшие школьники
учатся не только быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в
цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в командных
состязаниях, но и общаться в команде, выстраивая дружеские отношения.
Игровой и соревновательный методы позволяют превратить урок и интересное
и веселое занятие; отвлечь учащихся от тяжести той работы, которую
необходимо выполнить. Поэтому, при решении задачи, развития физических
способностей успешно применяются игровой и соревновательный методы.
Таким образом,
необходимо помнить, что применение методов
воспитания на уроках физической культуры в начальной школе всегда должно
быть педагогически обоснованно; тщательно должны быть подобраны приемы
воспитания в соответствии с поставленными задачами.
Будь то игра или соревнование, необходимо помнить о том, что в
процессе данной деятельности должны обязательно решаться как минимумтри группы задач: оздоровительные, образовательные и, конечно же,
воспитательные, направленные на формирование личностных компетенций в
соответствии с ФГОС НО.
Литература
1. Арихин, Д. Е.. Использование игрового метода на уроках физической
культуры // https://multiurok.ru/blog/ispolzovaniieighrovoghomietoda
naurokakhfizichieskoikultury.html
2. Григорьева, Т. В.. Использование соревновательно игрового метода в
обучении младших школьников на уроках физической культуры //
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/fizkultura/2013/12/18/ispolzovanie
sorevnovatelnoigrovogometodavobuchenii
3. Мартюшенко, А. П. Использование игровых и соревновательных
технологий на уроках физической культуры как средство повышения
качества обучения // https://infourok.ru/tehnologiyaprimeneniyaigrovogo
isorevnovatelnogometodanaurokahfizicheskoykulturiivo
vneurochnoevremyakaksposobpovi982608.html
4. Шубин Д.А., Брюховских Т.В., Николаев Е.А. Применение игрового
занятиях физической культурой в вузе
метода на
http://oreluniver.ru/file/science/confs/2015/sport/publ/5_SHubin_Primeneni
e_igrovogo.pdf
5. Ярлыкова, О. В.. Использование игровых технологий на уроках
//
физической
начальной
школе
культуры
в
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanieigrovyhtehnologiynaurokah
fizicheskoykulturyvnachalnoyshkoleжурнал.
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanieigrovyhtehnologiynaurokahfizicheskoykulturyvnachalnoyshkole (дата
обращения: 05.04.2019)..
2017.
URL:
№1.