Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Екатеринбургский экономикотехнологический колледж»
Свердловской области
ПРИМЕНЕНИЕ MS EXCEL В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Номинация: «Учебнометодическая продукция»
Вид методической продукции: методическая разработка занятия
Автор: Козлова Татьяна Геннадьевна
преподаватель информатики
89221454592
t.g.kozlova@eetk.ru Екатеринбург 2016
Пояснительная записка
В методической разработке представлены материалы занятия по
информатике для студентов первого курса специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям).
Данное занятие является первым при изучении темы "Электронные
таблицы" в рамках дисциплины "Информатика и ИКТ" и направлено на
ознакомление с назначением приложения MS Excel, изучением понятия адреса
ячейки, правил применения и оформления формул для выполнения вычислений,
способов графического отображения статистической информации.
Так как целью курса «Информатика и информационнокоммуникационные
технологии» является приобщение обучающихся к перспективным
компьютерным технологиям и обучению их продуктивному использованию
технологий в профессиональной деятельности, то задания, предложенные
студентам для выполнения, носят прикладной характер.
Занятие разработано согласно принципам деятельностного подхода в
обучении, при котором студенты, получая знания не в готовом виде, а добывая
их самостоятельно, осознают содержание и формы своей учебной деятельности,
что способствует активному успешному формированию их общеучебных
навыков, повышению интереса к изучаемому предмету. Для достижения
поставленной цели были использованы элементы кейстехнологий, частично
поисковые, наглядноиллюстративные методы. Благодаря постоянной смене
деятельности (самостоятельная работа с информационным материалом,
просмотр обучающего видео, практическая работа за компьютерами, объяснение
преподавателя) внимание студентов не рассеивается на протяжении всего
занятия.
Важным элементом разработки является подведение итогов каждого этапа
занятия самими обучающимися через самооценку по предложенным критериям,
что способствует более осознанному восприятию материала. В то же время
красной нитью всего занятия является решение проблемной ситуации,
представленной вначале занятия.
Данная методическая разработка может быть использована
преподавателями информатики при изучении курса "Информатика и ИКТ", а
также МДК "Обработка информации отраслевой направленности".
Цели занятия:
Образовательные:
ознакомление обучающихся с назначением программы MS Excel;
формирование знаний и умений обучающихся применять формулы в
электронных таблицах для решения задач профессиональной
направленности;
изучение приемов построения и редактирования различных видов диаграмм
и графиков;
закрепление знаний при работе с различными типами данных электронной
таблицы;
формирование навыков самостоятельной работы с учебной, научно
популярной литературой и материалами Интернета.
Развивающие:
развитие навыков индивидуальной практической работы.
развитие умения грамотно и быстро пользоваться компьютером;
применение знаний на практике для углубления и расширения ранее
усвоенных знаний;
Воспитательные:
воспитание культуры общения, умения работать в группе, умения
выслушать,
воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
воспитание информационной культуры, развитие познавательного
интереса
воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении
трудностей.
Тип занятия: комбинированный
Методы:
информационный (словесный);
наглядноиллюстративный;
частичнопоисковый;
caseтехнологий;
практический.
Ожидаемые результаты:
освоение студентами понятия "электронная таблица", "ячейка", правил
записи формул, построения диаграмм;
повышение уровня навыков самообразования, самооценки обучающихся;
понимание студентами роли информационных технологий в современном
мире.
Оборудование: мультимедийный проектор; ПК, программа MS EXCEL,
программа PowerPoint, презентация, карточки для работы. План занятия:
I. Организационный момент
II. Определение целей занятия. Ситуации
III. Новый материал. Общее знакомство с программой Excel
IV. Самостоятельная работа студентов по закреплению понятия "адрес
ячейки"
V. Новый материал. Работа с данными в Excel
VI. Самостоятельная работа студентов по закреплению материала "Виды
адресации в Excel"
VII. Новый материал. Запись формул в Excel
VIII. Практическая работа. Заполнение таблиц, применение формул.
IX. Новый материал. Построение графиков и диаграмм в Excel
X. Практическая работа. Построение диаграммы.
XI. Первичный контроль
XII. Рефлексия
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Определение целей занятия.
Студенты делятся на группы. На столах у каждой группы лежат
карточки 15 (приложение 15). Студентам предлагается ознакомиться с
содержанием 1 и 2 карточки. (Приложение 1,Приложение 2)
Прочитав задачу, скажите, относится ли она к вашей профессии?
Можно ли без расчетов сразу дать совет Ивановой Р.П на какое
предложение ей лучше согласиться?
Ознакомьтесь с содержанием карточки 3(Приложение 3). Какие знания из
бухгалтерии вам пригодятся сегодня на занятии?
Будет ли заработная плата зависеть от количества отработанных дней?
Будет ли заработная плата зависеть от того, в каком регионе находится
предприятие? (Приложение 4)
Итак, нам необходимо оформить таблицу, содержащую результаты
вычислений. Давайте определимся, к какому приложению нам лучше
обратиться. Для этого прочитайте информацию, внесенную на карточку 5
(Приложение 5).
Почему вы решили, что именное данное приложение из предложенных нам
подойдет?
Что вы знаете о данном приложении?
Какие цели можно поставить перед собой при изучении темы
"Использование Excel" в профессиональной деятельности? III. Новый материал. Общее знакомство с программой Excel
Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо
представить ее в удобной форме. Таблица – это наиболее удачный вид
расположения информации.
(слайд 2) Электронные таблицы позволяют хранить в табличном виде
определенное количество исходных данных, результатов и связей между ними.
Для этого созданы электронные таблицы или табличные процессоры
прикладное программное обеспечение, предназначенное для обработки данных в
табличном виде.
Если исходные данные изменяются, то все результаты пересчитываются и
вносятся в таблицу.
Электронные таблицы не только автоматизируют расчеты, но и являются
неплохим средством моделирования различных вариантов, ситуаций.
(слайд 3) При изменении значений исходных данных, можно наблюдать за
изменениями получаемых результатов и потом, из множества таких вариантов
решения задачи, выбирать нужный, подходящий.
В табличных процессорах создаются документы, называющиеся
электронными таблицами. Их можно просматривать, редактировать,
записывать на внешние носители, распечатывать и т.д.
(слайд 4) В настоящее время разработано достаточно большое количество
программ для создания электронных таблиц. Мы с вами будем работать в
приложении MS Excel.
(слайд 5) Данная программа входит в состав пакета MS Office. Для ее
запуска необходимо пройти путь Пуск/ Программы/ MS Office/ MS Excel или
щелкнуть на ярлык данной программы, расположенный на Рабочем столе или
Панели задач.
(слайд 6) В табличном редакторе рабочим полем является монитор
компьютера, на котором таблица представляется в виде прямоугольника со
строками и столбцами: строки нумеруются сверху вниз, столбцы слева
направо.
(слайд 7) Но на дисплее виден не весь документ, а только его часть,
которую можно посмотреть всего лишь прокрутив боковыми полосками окна
вниз.
Для работы с таблицами используется табличный курсор (выделенный
прямоугольник, помещаемый в нужную клетку).
(слайд 8) Минимальным элементом электронной таблицы является
ячейка, каждая из которых имеет собственное имя (идентификатор),
составляющееся из номеров столбца и строки, на пересечении которых эта
ячейка расположена. Нумерация столбцов осуществляется при помощи латинских букв. Но, поскольку их всего 26, а столбцов может быть значительно
больше, то далее нумерация идет по таком пути – AA, AB, BA, BB и т.д.
(слайд 9) Строки нумеруются при помощи десятичных чисел, начиная с
единицы.
Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес. Адрес ячейки
электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки.
Например: А1, В5 и т. д. Группа ячеек (диапазон) задается через двоеточие,
например B3:D4 (или B3..D4) и образует прямоугольник, включающий ячейки
B3, C3, D3, B4, C4, D4.
(слайд 10) Ячейка, с которой производятся какието действия,
выделяется рамкой и называется активной.
(слайд 11) Группа ячеек (диапазон) задается через двоеточие, например
B3:D4 (или B3..D4) и образует прямоугольник, включающий ячейки B3, C3, D3,
B4, C4, D4.
IV. Самостоятельная работа студентов по закреплению понятия "адрес
ячейки"
Укажите адреса закрашенных ячеек (Приложение 6).
Проверьте правильность выполнения работы (слайд 12). Оцените себя
согласно критериям, записанным в оценочном листе (Приложение 7).
Студенты, работая в группах, записывают адреса указанных ячеек,
после чего проводится самопроверка, в лист оценок выставляются баллы.
V. Новый материал. Работа с данными в Excel
(слайд 13) Одна электронная таблица может составлять собой часть
листа, а листы, в свою очередь, могут объединяться в книгу такая организация
используется в табличном процессоре Microsoft Excel.
(слайд 14) Ячейки в электронных таблицах могут содержать числа (целые
и действительные), символьные и строковые величины, логические величины,
формулы (алгебраические, логические, содержащие условие).
После активизации ячейки в нее можно внести данные, например текст,
числа, календарные даты, время и формулы. При вводе данные появляются в
активной ячейке и в области над Рабочим листом, которая называется строкой
формул.
(слайд 15) Текстовые записи состоят из алфавтиноцифровых символов. В
одну ячейку можно внести до 255 символов. Если текст превышает размер
ячейки, то он полностью не отображается в ячейке, зато отображается в строке
формул. Вводимые данные Excel анализирует. Например: 12 часов будет
воспринято как текст, 12 как число. Если нужно внести число как текст, то
перед числом ставится апостроф ' 232. Числа это постоянные величины, состоящие только из цифр и, быть
может, символов: + () $%. Можно вводить целые числа, например 123,
десятичные дроби или форма с фиксированной запятой: 14,345, рациональные
дроби: 0 1/2, 1 1/5 (обязательно вводится целая часть), числа в
экспоненциальной форме или в форме с плавающей запятой: 1,12Е+08, где 1,12
мантисса, а 08 порядок. Если в ячейку введено длинное число, то либо
отражаются символы #, либо число появляется в экспоненциальной форме.
Чтобы ввести дату, используйте любой из следующих форматов: 8/12/15,
12Dec15, 12Dec, Dec12. Чтобы ввести время, используйте любой из
следующих форматов: 12:25, 14:25:09, 2:32АМ, 3:43:08РМ
(слайд 16) К содержимому ячеек можно применять операции
форматирования так же как и в уже знакомом нам MS Word. Форматирование
можно применять как к отдельным символам текстового значения в ячейке, так
и ко всей ячейке. Наиболее часто используемые команды форматирования
вынесены на вкладку Главная ленты. Чтобы применить формат с помощью
кнопки панели инструментов, выделите ячейку или диапазон ячеек и затем
нажмите кнопку мышью.
VI. Самостоятельная работа студентов по закреплению материала
"Виды адресации в Excel"
Вспомним наше задание. Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, нам
необходимо выполнить расчеты по указанным формулам.
Формулы представляют собой выражения, по которым выполняются
вычисления на рабочем листе. Формула начинается со знака равенства (=). В
качестве аргументов формулы обычно используются значения ячеек, например:
=A1+B1.
Для вычислений в формулах используют различные виды адресации. Какие
именно, вы узнаете самостоятельно, прочитав содержимое карточки 6.
Ознакомившись с теоретическим материалом, выполните указанное в ней
задание.
(слайд 17) Студенты самостоятельно читают теоретический
материал (карточка 6), выполняют задание, после чего проводится
самопроверка, заполнение листов оценок. (слайд 18)
VII. Новый материал. Запись формул в Excel
Итак, мы с вами разобрались в адресах ячеек, сказали, что они
используются в формулах. А как записываются сами формулы? Давайте
посмотрим видео, рассказывающее нам об этом.
просмотр видео "Формулы, абсолютные и относительные ссылки в Excel" VIII. Практическая работа
Мы с вами узнали назначение программы MS Excel, основные объекты
данного приложения, посмотрели, каким образом записываются формулы при
заполнении таблиц. Теперь давайте попытаемся ответить на вопрос нашей
задачи. Для этого создайте и заполните предлагаемую таблицу. Обратите
внимание, вам предложены подсказки по выполнению некоторых операций с
таблицей.
Студенты самостоятельно работают за компьютерами
(Приложение 8), после чего происходит самопроверка результатов. (слайд
19)
Студенты определяют вакансию, приносящую больший доход.
IX. Новый материал. Построение графиков и диаграмм в Excel
Обратите внимание, на слайде представлены не только численные
результаты, по которым мы можем произвести анализ задачи, но и диаграмма,
позволяющая, не вникая в цифры, сделать вывод.
(слайд 20) При решении различных задач, подготовке отчетов по
различным дисциплинам, выполнении творческих заданий нередко возникает
необходимость графического представления числовых данных. Основное
достоинство такого представления – наглядность.
В Microsoft Excel имеется возможность графического представления
данных в виде диаграммы. Диаграммы связаны с данными листа, на основе
которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные
на листе. Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один
из листов рабочей книги.
(слайд 2122) В MS Excel имеется возможность выбора из нескольких
типов диаграмм, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов).
Правильный выбор типа диаграммы дает возможность представить данные
самым выигрышным образом. MS Excel позволяет выбрать один из 14 основных
(стандартных) типов диаграмм и 20 дополнительных (нестандартных) типов
диаграмм. Внутри каждого из основных типов диаграмм можно выбрать
конкретный подтип.
(слайд 23) Для наглядного сравнения различных величин используются
линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно
представить данные о начислениях заработной платы работникам производства.
(слайд 24) Для отображения величин частей от целого применяется
круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно
показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.
(слайд 25) Для отображения изменения величин в зависимости от времени
используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят
отобразить изменение данных за равные промежутки времени. Как же создать диаграмму в MS Excel? Давайте посмотрим видео.
Просмотр видео Создание диаграммы в MS Excel.
X. Практическая работа
Создайте диаграмму, отражающую возможную заработную плату
Ивановой Р.П.
Студенты самостоятельно строят гистограмму, после чего
осуществляется самоконтроль.
XI. Первичный контроль
Проводится в форме информационного диктанта.
Вопросы
Ответ
1 Как называется документ, созданный в электронных
Книга
таблицах? (слайд 34)
2 Что является основным элементом электронной таблицы?
Ячейка
(слайд 35)
3 Как записывают в формуле адрес ячейки, если необходимо
отменить принцип относительной адресации при переносе
формулы? (Ссылка должна осуществляться всегда на одну
и ту же ячейку) (слайд 36)
Перед именем
столбца и
номером
строки
ставится
символ $
4 Каким будет результат вычислений в ячейке С1? (слайд 37)
15
5 В ячейке электронной таблицы С5 записана формула
=B5*А5. Какая формула будет получена из нее при
копировании в ячейку С6? (слайд 38)
6 Дан фрагмент электронной таблицы:
= В6 * А6
25
Значение ячейки С1 вычисляется по формуле = В1+ $A$1. Чему будет равно после копирования формулы значение в
ячейке С3? (слайд 39)
XII. Рефлексия
Что вы знали до данного занятия об электронных таблицах?
Что для вас было сегодня новым?
Какие цели на занятие вы ставили?
Достигли ли мы поставленных в начале занятия целей?
Может ли данное приложение пригодиться вам в вашей профессиональной
деятельности? Если может, то как?
Что еще вам хотелось бы узнать о данной программе?
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Использование MS Excel в профессиональной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.