Использование наглядно - дидактического материала на уроках музыки
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
музыка
1 кл—11 кл
31.05.2017
Восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроке музыки. Это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественное образное содержание действительности.
Слушание музыки – это один из видов музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки, главной задачей является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса, любви к ней.
Чтобы решить эту задачу существуют различные приёмы и методы. Наиболее распространены – наглядный, словесный и практический методы.
Сообщение на МО. Наглядность.doc
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2
г.Саратова»
410012, г.Саратов, ул. им Гоголя Н.В., 42, тел/факс 734034, email: obrazuch
2
8 vida
@ yandex
. ru
Сообщение на методическом объединении для
дефектологов на тему:
«Использование наглядно – дидактического материала
на уроках музыки»
Учитель музыки:
Тарновская Елена Борисовна
1 Использование наглядности в процессе обучения.
Значение наглядности в обучении детей подчеркивали такие педагоги, как Л. М.
Толстой, В. А. Сухомлинский, К. Ушинский, А. С. Макаренко. Наглядность как принцип
обучения был впервые сформулирован Я. А. Каменским, а в дальнейшим развит И. Г.
Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. В. Занковым и другими педагогами.
Наглядность соответствует природе мышления ребёнка. Наглядные пособия
способствуют лучшему запоминанию учебного материала, помогают понять события,
факты, удалённые от нас временем, сближают учителя и учеников, помогают
формированию вкусов у детей.
Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных
средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных
умений и навыков.
В коррекционной школе предметная наглядность используется длительное
время. Нарушения аналитикосинтетической деятельности, характерные для школьников,
имеющих интеллектуальную недостаточность, препятствуют усвоению учебного
материала на основе его полного понимания. Поэтому в коррекционной школе
вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися был и
остается наиболее значимым.
Опора на наглядность обучения обуславливается особенностями процесса познания,
который всегда начинается с живого созерцания.
С учётом психологических особенностей учащихся разных возрастов использование
наглядного материала различно.
Наглядные методы обучения и их классификация.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд
условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать развитию учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и
только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли
хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации наглядного
материала;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием
материала
В музыкальном воспитании детей применение наглядных пособий имеет особое
значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее воспитания требуют
привлечения вспомогательных «внемузыкальных» средств. На это обратили внимание
видные советские педагогимузыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что музыка,
взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с
2 другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки
развивается до широчайших пределов
Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в
простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных
возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную
музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются
музыкальносенсорные способности, а также общие музыкальные способности –
ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные
задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют
умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную
деятельность, которая приобретает творческих характер. К таким наглядным пособиям
можно отнести музыкальнодидактические пособия и настольные музыкально
дидактические игры. Между ними много общего. И те и другие служат прежде всего
учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительностях музыкальных
звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т. д. Однако между
музыкальнодидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно
состоит в том, что музыкальнодидактическая игра (как и любая другая) имеет свой
игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью
музыкальнодидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми
самостоятельно, в то время как музыкальнодидактические пособия применяются в
основном на уроках.
Музыкальнодидактические пособия. Содержание музыкального воспитания
предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке,
развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам
музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкальноритмическим движениям, игре
на детских музыкальных инструментах), что позволяет развивать общую музыкальность
ребенка, его творческие способности. На основе полученных детьми знаний о музыке у
них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней,
появляются начальные формы музыкального вкуса. Однако практика показывает, что
полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает,
о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чемто предметным, уже
встречавшемся ему в жизни. Музыкальные образы «… побуждают ребенка к
сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает», пишет Н.
А. Ветлугина. – Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и
гармоничность их сочетаний, но и стремится сопоставить все это с чемто реальным».
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти,
развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у младших школьников пока нет.
Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида
искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной
выразительности (темп, динамика и т. д.), различать музыкальные произведения по жанру,
характеру. В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять
музыкальнодидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно,
вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя
музыкальное восприятие в целом. Все пособия условно разделяют на три группы:
К первой относятся такие пособия, которые дают детям представление о
характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Во вторую включены пособия, цель которых – дать представление о
содержании музыки, о музыкальных образах.
3 Третью группу составляют пособия, которые формируют у детей
представление о средствах музыкальной выразительности.
В современной дидактике понятие наглядности относится к зрительным, слуховым,
осязательным и другим видам восприятия. Наглядные средства можно разделить на виды:
Изобразительные рисунки, портреты, фотографии, репродукции.
Условнографические таблицы, схемы, блоксхемы и т.д.
Мультимедиа приложения аудиозаписи и видео материалы фильмы, мультфильмы,
являются одними из эффективных дидактических средств.
Эти методы, безусловно, помогают также при проведении уроков у ребят среднего и
старшего возраста.
Наглядность можно использовать во всех видах деятельности и на всех этапах урока.
Наглядность при разучивании песни.
Этапы разучивания песни.
Наглядность.
1. Знакомство с песней
Исполнение учителем, как пример звучания
2. Беседа и анализ песни
Картинки, схемы
3. Разучивание
4. Исполнение
Исполнение отдельными учащимися
Инсценирование
5. Творческое проявление при исполнении
песни
Самовыражение в песне, как бы создание ее
вновь.
Наглядность при изучении теории.
Этапы изучения
теории
1. Объяснение
Наглядность
Портреты композиторов, картинки, фотографии, аудио и видео
записи, схемы, таблицы, презентации.
2. Закрепление
Раздаточный различный материал, музыкальнодидактические
игры.
3. Повторение
Схемы, таблицы
4. Обобщение
Тесты, дискуссии
4 5.Творческое
применение знаний
Составление кроссвордов, ребусов, головоломок и другие
творческие задания.
Наглядность при восприятии музыки.
Этапы восприятия музыки
Наглядность
Восприятие музыки
Аудио и видеозаписи, слайды
Анализ произведения
Схемы, сравнение с другими произведениями
Творческое выражение услышанного
Рисунки, рассказы.
Наглядные средства позволяют ребенку увидеть, осмыслить, осознать и сделать выводы,
что приведет к повышению мотивации к учебе и прочности знаний.
Во время объяснения нового материала обязательно использую наглядность, что позволяет
полному усвоению темы схемы, таблицы.
В настоящее время в школьную жизнь прочно вошли мультимедийные презентации. Они
могут быть по различным темам , например, "Инструменты симфонического оркестра",
"Биографии композиторов" и др.
Видео записи (игра на музыкальных инструментах, сцены из балета), небольшие
автобиографические фильмы о творчестве композиторов, мультфильмы (по опере
"Снегурочка", "Картинки с выставки", "Пер Гюнт", «Карнавал животных», « Петя и волк» и
др.) вызывают огромный интерес у учащихся и повышает мотивацию.
На уроках хорошо использовать различные виды опроса с применением наглядности
кроссворды, ребусы, головоломки. Старшие школьники составляют кроссворды на
заданную тему, проявляя при этом свое творчество при составлении и оформлении
задания. При закреплении знаний музыкальной грамоты предлагается детям составить
ребусы, используя правильность написания нот на нотном стане, зашифровывая
музыкальные слова.
При использовании наглядных средств обучения в учебном процессе считаю необходимым
соблюдение ряда условий:
доступность
содержательность
иллюстративность
целесообразность
Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой
музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений, как в живом
звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей техники. Особую ценность в
этой связи представляет исполнение музыки самими детьми: хоровое пение,
пропевание отдельных тем—мелодий, вокализация, элементарное музицирование, игра на
5 воображаемых инструментах, пластическое интонирование, дирижирование, музыкально
сценическое представление и др. Объем и качество звучащей на уроке музыки, а также ее
функция в драматургии урока являются важным показателем успешности музыкально
педагогического процесса.
Заключение.
Наглядный материал и игровые приемы, которые я использую на своих уроках,
помогают активизировать интерес у школьников к урокам музыки, развивают их
творческие способности, помогают ребятам раскрыться.
Использование всех вышеназванных методов и приемов обучения музыки помогают не
только в деле обучения музыке, но и воспитания личности ребенка, потому что они
активизируют мыслительную деятельность школьников, оказывают положительное
влияние на ее развитие.
Самым главным считаю, чтобы ребенок не только научился на уроке, но и чтобы урок
затронул его душу.
В процессе музыкальнодидактической игры у учащихся развивается память. Они
запоминают композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры,
элементы музыкальной речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова Л. Н. «Нестандартный урок – методические рекомендации». Минск,
1999.
2. Пидкасистый П. И. «Педагогика. Учебн. пособие для студ. пед. Вузов и пед.
Колледжей». Москва, 1998.
3. Батурина Б. И., Кузина Т. Ф. «Введение в педагогическую профессию».
Москва, 2009.
4. Харламов И. Ф. «Педагогика». Минск, 2010.
5. Абдулин Э. Б. «Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш.
пед. учебн. заведений». Москва, «Академия», 2004.
6. Подласый И. П. «Педагогика 100 вопросов – 100 ответов». Москва,
«Владоспресс», 2009.
7. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном
воспитании младших школьников». Москва, «Просвещение», 1986.
8. Асафьев Б. В. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании».
Москва, 1973.
9. Выготский Л. С. «Психология искусства». Ростов на Дону, «Феникс», 2008.
10. Холопова В. Н. «Музыка как вид искусства». Санкт Петербург, «Лань», 2010
6
Использование наглядно - дидактического материала на уроках музыки
Использование наглядно - дидактического материала на уроках музыки
Использование наглядно - дидактического материала на уроках музыки
Использование наглядно - дидактического материала на уроках музыки
Использование наглядно - дидактического материала на уроках музыки
Использование наглядно - дидактического материала на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.