«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»
Оценка 5

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
администрации +1
Взрослым
13.06.2019
«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Таболаева И.В. (статья).doc
Героико­патриотическое воспитание молодёжи:  Опыт. Методика. Современность Из опыта работы учителя начальных классов  высшей квалификационной категории МОУ лицея №2 г.Волгограда Таболаевой Ирины Владимировны Тема: «Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста» «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, стать подлинным ее патриотом» С.В. Михалков Актуальность   этого   вопроса   обусловлена   тем,     что  уважение   к   своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой   любого   воспитания.   Согласитесь,   что   невозможно   вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения   к   своим   истокам.   Каждая   травинка,   лесной   или   полевой   цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Изменения,   которые   произошли   в   последние   десятилетия   в   России, сопровождающиеся   изменениями   в   социально­экономической   и   политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской   культуры,   искусства,   образования   как   важнейших   факторов формирования   чувств   патриотизма.   Следовательно,   возникла   необходимость создания   реальных   условий,   способствующих   формированию   патриотических качеств личности. Патриотическое   воспитание   младших   школьников   должно   стать   той объединяющей   силой,   которая   сможет   вырастить   поколение   настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать   новый   импульс   духовному   оздоровлению   народа,   поколение,   которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень   жизни   сделать   качественнее.   Поэтому   работа   с   детьми   в   области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время . В   современном   понимании   патриотизм   ­   это   многовариантное   понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное  Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера,   которые   помогут   ему   стать   человеком   и   гражданином   общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.  Любовь   ребенка   к   Отчизне   характеризуется   яркой   эмоциональной окрашенностью.  1. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».[ Сухомлинский В.А.  «Сердце отдаю детям».­ М,  1980] Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть   моей   работы   по   патриотическому   воспитанию   детей.   Источником формирования   у   ребенка   любви   к   родным   местам   является   и   участие   его   в общественно­полезном   труде,   и   гражданская   ответственность   родителей, близких.  Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой  малыш, чему  он  изумляется  и  что вызывает  отклик  в его душе. И хотя многие впечатления еще  не  осознаны  им глубоко,  но,  пропущенные  через  детское восприятие,  они  играют  огромную роль  в  становлении  личности  патриота.  С   умения   видеть   красоту   родной   природы   начинается   чувство   Родины. Пристальное   внимание   учителей   и   родителей   должно   быть   направлено   на содержание   детской   деятельности.   Руководя   любым   видом   деятельности, взрослые   могут   влиять   на   чувственную   сферу   ребенка,   его   нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать   у   него   начальное   чувство   Родины   –   правильное   отношение   к обществу,   людям,   труду,   своим   обязанностям.   Каждый   вид   деятельности создает   благоприятные   возможности   для   осуществления   определенных   задач воспитания:   на   уроках   решать   задачи,   связанные   с   умственным   развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение   к   людям   труда,   трудолюбие   и   бережливость,   организованность   и чувство ответственности и долга.       Фундамент   будущего   человека   закладывается   в   раннем   детстве.   Для младшего   школьного   периода   характерны   наибольшая   обучаемость   и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому­ то   все,   что   усвоено   в   этот   период,   ­   знания,   навыки,   привычки,   способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и   являются   в   полном   смысле   слова   фундаментом   дальнейшего   развития личности.  Общеизвестно,   что   на   каждом   возрастном   этапе   развития   младшего школьника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного лицея, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны   –   России.   Очень   важно   вырастить   ребенка   в   мире   национальной культуры,   поскольку   именно   в   народном   творчестве   сохранились   черты   и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы   создаем   естественную   среду   для   овладения   языком   родного   народа,   его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые несоизмеримо связывают его с народом, существенно влияя   на   его   мировоззрение.   Корни   этого   влияния   –   в   национальном   языке, который усваивает ребенок в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые   он   играет.   Малыш   естественно   и   легко   впитывает   впечатления   от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого   зовут   соотечественниками.   Наследование   нравственных   и   эстетических ценностей   родной   культуры   в   самом   нежном   возрасте   –   это   и   есть   самый естественный,   а   поэтому   и   верный   способ   патриотического   воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне. Культурное   наследие   народа   ­     огромное   богатство,   которым   каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его   в   сокровища   своего   внутреннего   мира,   своей   личности,   в   дальнейшем творческом созидании. В   разное   время   к   проблеме   патриотического   воспитания   младших школьников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина, Ю.М. Новицкая, Р.И. Жуковская и другие. Цель   моей     работы  –     воспитание   духовно­нравственной   личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества. Составляющими системы патриотического воспитания являются:   формирование   и   развитие   социально   значимых   ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,   массовая патриотическая и военно­патриотическая работа, организуемая и   осуществляемая   муниципальными, организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.   культурными   и   общественными  деятельность средств массовой информации. Для   работы   с   детьми   в   школе   использую   различные  технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний   по   истории   родного   края,   города,   сел   и   деревень,   проектная деятельность. Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда,   беседы,   диспуты,   викторины,   коллективные   творческие   дела,   смотры­ конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг,   знакомство   с   историческим   прошлым   малой   родины   и   Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. В первом классе работа с детьми ведется по двум направлениям: “Мой дом” и “Моя семья”. На данном этапе решаются следующие задачи:  1. Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям. 2. Воспитывать   любовь   к   малой   родине   через   развитие   интереса   к истории семьи и ее традициям. 3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами. Во втором классе работа ведется по двум направлениям: “Моя школа” и “Мой город”. На данном этапе ставлю следующие задачи:  Воспитывать   любовь,   уважение   и   бережное   отношение   к   малой 1. родине; 2. Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с   ее   интересными   и   знаменитыми   выпускниками,   а   также   с   уважаемыми жителями республики и города; 3. Формировать   качества   личности,   способствующие   успешному обучению школьников; 4. Усвоить   учащимися   этических   норм   и   правил   поведения   в соответствии со статусом учащегося школы. Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие разделы:   история   лицея,   правила   поведения   в   школе;   умения   распределять обязанности   в   работе,   роли   в   игре   поручения   учителя,   просьбы   друзей, собственные   обещания;   основные   формы   общения:   приветствие,   просьба, извинение;   традиционные   мероприятия,   трудовые   дела   по   благоустройству школы, активное участие в делах школы.  По  второму   направлению   “Мой   город”:   история   жизни   города, интересные   люди,   местные   народные   промыслы,   памятники   природы   и культуры,   экологические   проблемы   местного   значения,   правила   поведения   в природе,   практическая   деятельность   по   благоустройству   города,   помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи. В третьем классе работа ведется по направлению “Моя Волгоградская область”. На данном этапе ставлю следующие задачи:  1. Воспитать   любовь   к   родному   краю   и   уважение   к   его   прошлому, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее; 2. 3. Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям. Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Содержание   работы  включает   в   себя:   история   Волгограда   и Волгоградской области, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения   культуры,   хозяйственно   –   промышленная   деятельность   области, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства   и   т.п.;   народные   промыслы,   произведения   искусства,   фольклор, традиции и обычаи. Правила  поведения в музее, театре. Активное участие в городских творческих конкурсах. В  четвертом классе  работа ведется по  направлению “Россия – родина моя!”. На данном этапе ставлю следующие задачи:  1. Сформировать   и   закрепить   систему   патриотических   ценностей,   а также   чувство   уважения   и   любви   к   культуре,   истории   России,   традициям   и обычаям ее народов. 2. Воспитать   толерантность   по   отношению   к   людям   других национальностей, политических взглядов и убеждений.  Содержание  материала:   Россия   –   наша   Родина,   символы   государства, историческая   справка,   географическая   справка,   народы,   населяющие   страну, особенности   их   культуры   и   истории;   ознакомление   с   образцами   народного искусства;   природное   разнообразие,   охрана   природы,   основы   экологической культуры,   роль   природы   в   сохранении   здоровья   человека.   Наша   Родина   в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений   между   людьми,   исключающих   национальные   и   политические конфликты. Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, концертные   номера,   театрализованные   представления,   мини­проекты,   мини­ спектакли,   фотовыставки,   выставки   прикладного   творчества   (программа дополнительного образования «Введение в народоведение») Большую   помощь   в   поиске   информации   оказывают   родители.   В   классе стало   традиционным   делом   представление   как   индивидуальных,   так   и групповых  творческих   проектов,  например, “Славный  город  Волгоград  и  его жители”, “Один день из жизни моей семьи”, “Из истории родного края”, “Мир взрослых и детей в произведениях детской литературы”, “Детство опаленное войной”. По   итогам   работы   проводится   диагностика,   направленная   на   выявление уровней воспитанности у младших школьников. Опыт   работы   по   патриотическому   воспитанию   младших   школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.  Сравнительная диагностика по патриотическому воспитанию «Родной край» НАЧАЛО ГОДА Животный мир Волгоградской области Растительный мир Волгоградской области Волгоград, другие   города Волгоградской области Коренные жители Поволжья Моя родословная КОНЕЦ ГОДА Животный мир Волгоградской области Растительный мир Волгоградской Волгоград, другие   города Волгоградской Коренные жители Поволжья Моя родословная области области Условные обозначения:  ­ высокий уровень ­ средний уровень ­ низкий уровень Сравнительная диагностика по патриотическому воспитанию «Родная страна» НАЧАЛО ГОДА ее Столица достопримечательности и     КОНЕЦ ГОДА Столица ее достопримечательности и     Символика России Народные праздники Крупные города России Народные промыслы Символика России Народные праздники Крупные города России Народные промыслы Условные обозначения:  ­ высокий уровень ­ средний уровень ­ низкий уровень Список использованной литературы: Арапова  Н.А. Мой родной дом.­ М.,­ 2005 Демин В.Н. Тайны русского народа. –М., 1999 Жуковская Р.И. Родной край.­ М., Просвещение, 1990 Звездина Г.П. Классные часы в начальной школе.­ М., Творческий 2. 3. 4. 5. центр, 2004 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Каргин С.А. Народная художественная культура. ­М, 1997 Костина Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород.­ 1996 Новицкая М.Ю. Наследие, М, Линка  пресс.­ 2003 Рылеева Е.В. вместе веселее.­ М., 2000 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.­ М., 1980 Сухомлинский В.А. Родина в сердце.­ М., 1980 Усова А.П. Русское народное творчество.­ М., 1972 Ушинский К.Д. Родное слово, Новосибирск.­М., 1994 Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия.­ Вако, 2004  Внеурочная деятельность   в   начальной   школе   [Электронный   ресурс]   –Режим   доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru  15. Жиренко,   О.Е.   Внеклассные   мероприятия   [Текст]   /   сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 20071 Памяти П. Ф. Лесгафта. Сб. ст., под ред. Е. Н. Медынского, М., 1947; Шахвердов Г. Г.,П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно­ педагогической   деятельности,   Л.,   1950;   Экономов   Л.,   Страстный   учитель. Повествование о П. Ф. Лесгафте, М., 1969; Шабунин А. В., П. Ф. Лесгафт, М., 1982.

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»

«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2019