Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки.
Использование национально регионального компонента
на уроках физической культуры.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности народных игр адыгов,
способствующие развитию личностных качеств ребёнка:
самостоятельности, активности, любознательности,
физическому развитию.
Ключевые слова: игра, народная игра, классификация игр,
ценность детских игр.
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека,
использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего
поколения. Время изменяло игру, чтото забывалось, чтото возникало вновь, но
отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую
потребность в игре. Подвижные народные игры с древних времён были
отражением культурнобытового уклада жизни народа. У каждого народа есть
свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели
изменения, обогатились новым содержанием.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных
эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого
раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде
игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные
качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение
поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно
направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать
технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку,
ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другиенравственные черты человеческой личности. Народные игры являются
продуктом этнокультуры и выступают одним из эффективных педагогических
средств воспитания подрастающего поколения. Так, в национальных играх
отражаются образ жизни людей, их каждодневный быт, трудовая деятельность,
национальные устои и традиции. В играх проявляются национальный дух народа,
лучшие черты национального характера, представления о чести и благородстве,
стремление к идеалам. Как и у всех народов, физическое воспитание адыгов
возникло на основе трудовой деятельности. Этим объясняется наличие данных
средств в системах физического воспитания любого народа, в том числе и
адыгейского.
Подбор игр должен быть осуществлён так, чтобы все мышечные группы
развивались равномерно. Это возможно при использовании игр, основным
содержанием которых являются естественные виды движений, такие как бег,
ходьба, прыжки и т.д.
Ведущее значение имеют имитационные творческие или ролевые игры,
разнообразные игры – забавы.
Имитационные игры – это игры, содержанием которых являются подражание
известным животным и птицам. Эти игры не имеют определённых правил и в
значительной мере зависят от окружающей ребёнка среды.
В творческих играх участники сами определяют цель и правила игры.
Игры – забавы имеют определённые правила. Поэтому, именно эти игры и
составляют основное содержание национальных игр, передающихся от поколения
к поколению.
Подвижные игры адыгов в значительной степени способствуют восприятию
окружающего мира и посредством этого готовят ребёнка к труду, развивают его
умственные способности. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем
педагогическом уровне её провести, нужно учитывать интересы детей, их
физические возможности, особенности психического развития. Следует иметь
ввиду, что темпы созревания девочек и мальчиков неодинаковы и необходимоучитывать половые особенности при подборе игр. Так, если мальчики с
удовольствием играют в игры, требующие проявления силы, ловкости (лъэс шыу,
тхьакIумэфау, къэ – рэукъэщ зэбэныжь и др.), то девочки предпочитают
спокойные игры, преимущественно направленные на развитие ловкости,
наблюдательности (щэкъаштэ, чъэн и др.) Следует большое внимание уделять
правильному дозированию нагрузки в процессе проведения игр. При организации
занятий играми с элементами бега нужно ограничивать время игры, в играх с
единоборствами (тIы зэуал, лъэс шыу и др.) осуществлять контроль за подбором
партнёров. Игровая деятельность даёт большой эффект, так как связана с
возникновением и развитием между играющими определённых возможностей, что
способствует активному общению детей, установлению контакта между
одноклассниками.
Воспитательные возможности игры заключаются в её содержании. Адыгейские
игры очень эмоциональные, со своим требованиями. Так, например, в игре
«джанкъылыщ» (захват противника), очень ярко выражены элементы
коллективизма, товарищества, командные действия. Многие подвижные игры
включают в себя элементы состязаний: кто самый быстрый, самый ловкий, самый
меткий – «чъэн» (бегать), «тIыргъо», «дэшхоеу» (метание орехов).
Применяя адыгейские игры на уроке – решается не одна узкая задача, а
одновременно несколько задач. Так, игра «гъур» развивает быстроту, ловкость,
силу, одновременно позволяет совершенствовать технику бега, метания, а
правильная дозировка нагрузки позволяет решать и оздоровительную задачу.
Подбирая игру, надо обязательно обдумать, с какой целью проводить её, какие
воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи она решает.
Подвижные игры дают хорошие возможности для использования приёмов
косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают.
Таким образом, правильно подобранная, методически отработанная и
обоснованная подвижная игра становится надёжным средством воспитания
морально – волевых качеств учащихся. В народных играх, как правило,отражается выраженное деление на добро и зло. Именно на противопоставлении и
борьбе добрых и злых персонажей обычно строятся игровые сюжеты.
Практически в каждой игре добро побеждает зло. Поэтому можно говорить о
высоком моральноэтическом и нравственном содержании народных игр,
формирующих у детей и подрастающего поколения стремление к тому, чтобы в
своей жизни совершать добрые поступки, оказывать помощь. Игра является
удобным, эффективным и универсальным способом сохранения народного опыта
и способом его передачи последующему поколению.
Литература:
Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического
воспитания адыгов // УЗМИИ. – Майкоп. Т.8.1988.мм.
Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов. Нальчик,1986.