Использование национально - регионального компонента на уроках физической культуры.

  • Документация
  • Мероприятия
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки.
Иконка файла материала ispolzovanie_natsionalno_-_regionalnogo_komponenta_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx
Использование национально ­ регионального компонента  на уроках физической культуры. Аннотация. В статье рассматриваются особенности народных игр адыгов,    способствующие развитию личностных качеств ребёнка:    самостоятельности, активности, любознательности,  физическому развитию. Ключевые слова: игра, народная игра, классификация игр,  ценность детских игр.        Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека,  использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего  поколения. Время изменяло игру, что­то забывалось, что­то возникало вновь, но  отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую  потребность в игре. Подвижные народные игры с древних времён были  отражением культурно­бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть  свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели  изменения, обогатились новым содержанием.       Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных  эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого  раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде  игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные  качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение  поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно  направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать  технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку,  ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другиенравственные черты человеческой личности. Народные игры являются  продуктом этнокультуры и выступают одним из эффективных педагогических  средств воспитания подрастающего поколения. Так, в национальных играх  отражаются образ жизни людей, их каждодневный быт, трудовая деятельность,  национальные устои и традиции. В играх проявляются национальный дух народа,  лучшие черты национального характера, представления о чести и благородстве,  стремление к идеалам. Как и у всех народов, физическое воспитание адыгов  возникло на основе трудовой деятельности. Этим объясняется наличие данных  средств в системах физического воспитания любого народа, в том числе и  адыгейского.          Подбор игр должен быть осуществлён так, чтобы все мышечные группы  развивались равномерно. Это возможно при использовании игр, основным  содержанием которых являются естественные виды движений, такие как бег,  ходьба, прыжки и т.д.  Ведущее значение имеют имитационные творческие или ролевые игры,  разнообразные игры – забавы.    Имитационные игры – это игры, содержанием которых являются подражание  известным животным и птицам. Эти игры не имеют определённых правил и в  значительной мере зависят от окружающей ребёнка среды.     В творческих играх участники сами определяют цель и правила игры.  Игры – забавы имеют определённые правила. Поэтому, именно эти игры и  составляют основное содержание национальных игр, передающихся от поколения  к поколению. Подвижные игры адыгов в значительной степени способствуют восприятию  окружающего мира и посредством этого готовят ребёнка к труду, развивают его  умственные способности. Чтобы удачно подобрать игру и  на хорошем  педагогическом  уровне её провести, нужно учитывать интересы детей, их  физические возможности, особенности психического развития. Следует иметь  ввиду, что темпы созревания девочек и мальчиков неодинаковы и необходимоучитывать половые особенности при подборе игр. Так, если мальчики с  удовольствием играют в игры, требующие проявления силы, ловкости (лъэс шыу,  тхьакIумэфау, къэ – рэукъэщ зэбэныжь и др.), то девочки предпочитают  спокойные игры, преимущественно направленные на развитие ловкости,  наблюдательности (щэкъаштэ, чъэн и др.) Следует большое внимание  уделять  правильному дозированию нагрузки в процессе проведения игр. При организации  занятий играми с элементами бега нужно ограничивать время игры, в играх с  единоборствами (тIы зэуал, лъэс шыу и др.) осуществлять контроль за подбором  партнёров. Игровая деятельность даёт большой эффект, так как связана с  возникновением и развитием между играющими определённых возможностей, что  способствует активному общению детей, установлению контакта между  одноклассниками.   Воспитательные возможности игры заключаются в её содержании. Адыгейские  игры очень эмоциональные, со своим требованиями. Так, например, в игре  «джанкъылыщ» (захват противника), очень ярко выражены элементы  коллективизма, товарищества, командные действия. Многие подвижные игры  включают в себя элементы состязаний: кто самый быстрый, самый ловкий, самый  меткий – «чъэн» (бегать), «тIыргъо», «дэшхоеу» (метание орехов).              Применяя адыгейские игры на уроке – решается не одна узкая задача, а  одновременно несколько задач.  Так, игра «гъур» развивает быстроту, ловкость,  силу, одновременно позволяет совершенствовать технику бега, метания, а  правильная дозировка нагрузки позволяет решать и оздоровительную задачу. Подбирая игру, надо обязательно обдумать, с какой целью проводить её, какие  воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи она решает.  Подвижные игры дают хорошие возможности для использования приёмов  косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают.  Таким образом, правильно подобранная, методически отработанная и  обоснованная подвижная игра становится надёжным средством воспитания  морально – волевых качеств учащихся. В народных играх, как правило,отражается выраженное деление на добро и зло. Именно на противопоставлении и борьбе добрых и злых персонажей обычно строятся игровые сюжеты.  Практически в каждой игре добро побеждает зло. Поэтому можно говорить о  высоком морально­этическом и нравственном содержании народных игр,  формирующих у детей и подрастающего поколения стремление к тому, чтобы в  своей жизни совершать добрые поступки, оказывать помощь. Игра является  удобным, эффективным и универсальным способом сохранения народного опыта  и способом его передачи последующему поколению. Литература: Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического  воспитания адыгов // УЗМИИ. – Майкоп.­ Т.8.1988.мм.                        Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов. Нальчик,1986.