В данной статье описываются современные образовательные технологии, методы и приемы, которые можно использовать при проведении современного урока. Как при использовании различных технологий можно достичь образовательных, предметных и воспитательный целей урока.
Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Использование новых педагогических
технологий.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и
содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения,
но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой
обучения. На нем держалась традиционная, а сейчас стоит и современная
школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад,
встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между
ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.
Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей
и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия
определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и
современная школа держится на уроке, но только на современном, который
определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в
становлении, развитии и педагогов, и школьников. Как для учеников, так и
для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком
понимании этого слова.
Современный урок - это прежде всего урок , на котором учитель умело
использует все возможности для развития личности ученика, ее активного
умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для
формирования ее нравственных основ. Современный, – это и совершенно
новый, не теряющий связи с прошлым, действенный, имеющий
непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека,
насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Если урок –
современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит
ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Поэтому урок – это одна из
составляющих качества образовательного процесса.
Использование деловых игр на уроке
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в
психологических словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания
предметного и социального содержания профессиональной деятельности,
моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики .
К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством
моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности,
аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая
игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности - Т.К.)
выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает
противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным
характером профессиональной деятельности».
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая
игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты
будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более
адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования
личности специалиста» .
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной
деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу всоответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре - это не
просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом -
общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе
реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное
обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам
сотрудничества».
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие
типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из
них.
«В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре
и каковы цели участников,
различают деловые игры учебные,
исследовательские, управленческие, аттестационные» .
Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую
игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности
не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения,
управления.
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа
практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время
проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых
игр Л.В. Ежовой:
. По времени проведения:
без ограничения времени;
с ограничением времени;
игры, проходящие в реальное время;
игры, где время сжато.
. По оценке деятельности:
балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
оценка того, кто как работал, отсутствует.
. По конечному результату:
жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график),
существуют жесткие правила;
свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила
изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением
неструктурированной задачи.
. По конечной цели:
обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков
участников;
констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
. По методологии проведения:луночные игры - любая салонная игра (шахматы, Озеро, Монополия). Игра
проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами,
результаты заносятся на бланки;
ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или
определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с
заданием;
групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или
приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные
задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра
Координационный Совет, Кораблекрушение);
имитационные - имеют цель создать у участников представление, как
следовало бы действовать в определенных условиях .
организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких
правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение
междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за
счет жесткого давления на личность;
инновационные игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное мышление
участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе
действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций,
включают тренинги по самоорганизации;
ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое мышление
у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия
методом организации делового партнерского сотрудничества команд,
состоящих из руководителей служб» [5].
К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать
многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается
избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому
салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности
являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях.
В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и
такие признаки как:
степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);
наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в
кооперативных ситуациях,
конфликтных ситуациях с нестрогим
соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством)
уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и
постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой
ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов в
соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных
вопросов»
степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней
подготовки);
длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры
длящиеся несколько дней) и т.пхарактер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-
тренаж);
характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и б
и без взаимодействия
способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ и
т.п.);
динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с
неограниченным, саморазвивающиеся)
тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры
тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»;
«игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных
функций или процедур управления»; «игры комплексные, моделирующие
управление определенным объектом или процессом в целом»
Для типологизации методов активного обучения обычно используют два
основных критерия:
наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
наличие ролей.
Таким образом, различают не имитационные и имитационные методы
обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует
из нижеприводимой таблицы, деловая игра - имитационный игровой метод
активного обучения
Важно также отметить, что деловая игра - это и коллективный метод
обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно,
коллективное мнение формируется и при защите решений собственной
группы, а также при критике решений других групп…»
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку
может включать в себя целый комплекс методов активного обучения,
например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций,
действия по инструкции, разбор почты и т.п.
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного
обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
«В игре воссоздаются основные закономерности движения
профессиональной деятельности и профессионального мышления на
материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями
участников учебных ситуаций»
Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной
практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается
путем использования в деловых играх моделей реальных социально-
экономических отношений «Метод деловых игр представляет собой не что
иное, как специально организованную деятельность по операционализации
теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в
традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся безучета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование,
в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое
накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то
сферы человеческой реальности»
Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их
преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем
виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в
них моделируется более адекватный для формирования личности
специалиста предметный и социальный контекст.
Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также
определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены:
характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия
обстановки.
При определении целей разработчику важно ответить на несколько
принципиальных вопросов:
Для чего проводится данная деловая игра?
Для какой категории обучаемых?
Чему именно следует их обучать?
Какие результаты должны быть достигнуты
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит
перед собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые
ставятся ими, исходя из игровых ролей
и условном плане проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и
навыкам, которыми должен овладеть специалист. Они нужны для создания
мотивации к игре, соответствющего эмоционального фона… Такого рода
цели… выполняют служебную роль,
роль средства достижения
педагогических целей» (формирования предметной и социальной
компетентности специалиста)
Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры
«В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются
следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного
моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип
игрового моделирования содержания и форм профессиональной
деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического
общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания
имитационной модели и процесса его развертывания в игровой
деятельности»
«Основой разработки деловой игры является создание имитационной и
игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга,
что и определяет структуру ДИ»
«Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной
действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом
имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности
специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактическиописанием работы участников с имитационной моделью, что задает
социальный контекст профессиональной деятельности специалиста»
Таким образом,
разработчик деловых игр должен решать как
профессиональную, так и педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты,
на сегодняшний день такое совмещение двух типов задач является узким
местом в разработке деловых игр. «На практике преимущественно решаются
чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко
отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается»
«Подавляющее большинство методических разработок по учебным играм
напоминают наставления по управлению производством, строительству
объекта либо распределению ресурсов, а не методику проведения занятия в
игровой форме».
Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является
выбор и описание объекта имитации. «В качестве такого объекта выбирается
наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение,
которого специалистами требует системного применения, разнообразных
умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения,
предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в
решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов,
имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом,
отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для
игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно,
содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально».
Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий деловой
игры является основным документом для её проведения. Созданная для его
разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент
(желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную
цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется
полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный
материал или лекцию, обсуждается порядок использования технических
средств и т.п.»
Как правило «в сценарии отображается общая последовательность игры,
разбитой на основные этапы, операции и шаги…»
Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:
реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта,
обусловленного разностью позиций игроков), конфликт - наличие в ситуации
«рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых
явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п.
Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.
Способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и
импровизации участников игры» (различают три способа алгоритмизации:
детерминированный, спонтанный смешанный)… Деловой игре в наибольшей
мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры
следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию
производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер
событий.1 «Метод проектов» как перспективная педагогическая технология
Работа с проектами занимает особое место в системе образования, позволяя
студенту приобретать знания, которые не достигаются при традиционных
методах обучения. Это становится возможным потому, что обучаемые сами
делают свой выбор и проявляют инициативу.
С этой точки зрения хороший проект должен:
иметь практическую ценность;
предполагать проведение студентами самостоятельных исследований;
быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним,
так и при ее завершении;
быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;
предполагать возможность решения актуальных проблем;
давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;
содействовать проявлению способностей ученика при решении задач более
широкого спектра;
способствовать налаживанию взаимодействия между студентами»
Проекты охватывают огромное количество задач. Мы можем разделить их на
два типа:
К первому типу можно отнести проекты, которые занимаются решением
определенной проблемы и имеют практический характер. Студенты должны
предоставить доклад со своими результатами или чертеж работающего
устройства.
Задачи проектов второго типа определены менее четко. Студенты должны
либо изучить какой-то материал, либо делать определенные упражнения для
достижения какой-либо цели.
Если более детально посмотреть на эти два типа задач, то можно обнаружить
несколько новых идей, касающихся организации процесса руководства
проектами, и то, что мы пытаемся оценивать в проектах, станет более
очевидным.
Образовательный проект
это форма организации занятий,
предусматривающая комплексный характер деятельности всех его
участников по получению образовательной продукции за определенный
промежуток времени - от одного урока до нескольких месяцев.
К организации проекта предъявляются следующие требования:
. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего
класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные.
Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения
учащихся - одноклассников, родителей, знакомых.
-. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в
научной лаборатории или иной организации.
. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят
отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает
гибкость и изменения в ходе выполнения.
. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат
имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы
ресурсы»
Тематика образовательных проектов может быть разнообразна:
экспериментальное изучение и использование природных явлений (дождь,
изменение температуры, воздуха), исследование технических процессов
(очистка выхлопных газов); сборка электрической конструкции с заданными
параметрами (например, средства сигнализации); создание теоретических
моделей, фантастических и социальных разработок; конструирование
объектов с
заданными свойствами; литературные, культурные, исторические и иные
темы.
Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных
элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.
Стиль положения о проекте может соответствовать основной идее проекта.
Например, описание проекта, посвященного историческим событиям, может
иметь форму верительной грамоты»
Распространяющаяся сейчас педагогическая парадигма личностно-
ориентированного обучения сталкивается с серьёзной проблемой -
недостаточностью на образовательном рынке обеспечивающих её
претворение в практику образовательных технологий. Тем самым речь идет о
проектировании, построении и освоении технологий четвёртого поколения.
Очевидно, что они могут оказаться дальнейшим развитием цельноблочных
технологий, но структура блока уроков в этих технологиях обязательно
должна усложниться. Сегодня среди существующих технологий к этому
классу можно отнести только технологию (точнее - группу технологий)
проектного обучения, культивируемую зарубежными педагогами
Процессуальная схема процесса этапов работы над образовательным
проектом по И.Д. Чечель.
«Представим эту образовательную технологию сначала в виде некоторой
схемы процесса, заимствованной у И.Д. Чечель и представляющей
американский вариант «метода проектов».
Цифрами в овалах обозначены этапы работы над проектом:
. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.
.
сравнение
предполагаемых стратегий, выбор способов.
Обсуждение возможных вариантов исследования,. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи
учителя.
. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и так далее.
. Обобщение результатов и выводы.
. Анализ успехов и ошибок»
В.В. Гузеев приводит процессуальную схему И.Д. Чечеля, смысл которой
иллюстрируется графически и заключается в том, что процесс перехода от
первого к четвертому этапу сопровождается уменьшением доли учителя в
совместной работе, а при переходе от четвертого к седьмому - возрастанием.
Доля же ученика в совместной работе низка на первом этапе, а на остальных
держится устойчиво на высоком уровне. Последней стрелкой (переход от
седьмого вновь к первому этапу) скрыт этап коррекции или перехода к
новому проекту.
«Андреас Папандреу (Институт Образования, Кипр) считает, что проектное
обучение является непрямым и здесь ценны не только результаты, но и в ещё
большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно
каждый проект есть результат скоординированных совместных действий
группы учащихся. В полной форме работа над проектом в европейском
варианте проходит шесть стадий:
В целом при работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников
над проектом.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому
что оно:
личностно ориентировано;
использует множество дидактических подходов;
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в
работу по мере её выполнения;
поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и
психомоторной областях на всех уровнях .
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда»
Определим теперь соответствие этапов присвоения человеком новой
информации и стадий работы над проектом. Поскольку каждая стадия
занимает некое время и имеет логически законченное содержание, то вполнеможно установить соответствие этих стадий с «уроками» и рассмотреть
организационные формы этих «уроков».
Конкретные применяемые средства и приёмы определяются характером
решаемой данным проектом задачи.
При всей условности и неточности приведённой таблицы она всё-таки
позволяет стадии работы над проектом рассматривать как стадии учебного
процесса, и тогда можно увидеть здесь те же модули, что и в обычном блоке
уроков, а именно: организационная структура блока уроков «метода
проектов» близка к структуре лекционно-семинарской системы, но отличается
от неё в лучшую сторону. В плане применяемых форм её отличает большой
удельный вес интерактивных режимов (формы семинаров, практикумов,
самостоятельных работ), а также самостоятельной деятельности в других
режимах, что расширяет зону неопределенности. Это увеличивает творческий
потенциал, гуманитарную составляющую технологии, так как основное
отличие гуманитарных систем - наличие вероятностных моделей,
оперирование неопределённостями и существование в их среде» 205].
Игровые технологии.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени
определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на
психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это
предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении
всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов
развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его
собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его
личности,
своевременной помощи при отставании в учебе или
неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах
школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда
учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются
психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные
процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные
мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий
для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий
по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые
технологии в учебном процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в
школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается
учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении
которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в
игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания
доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря
участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более
качественным и прочным.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком — наличием четко поставленной цели обучения исоответствующего ей педагогического результата, которые могут быть
обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе,
сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем
функций и классификации педагогических игр.
В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность —
удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к
сложному — с очень важным принципом творческой деятельности —
самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до
«потолка» своих возможностей.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и
непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко
вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно
организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и
появляются неимитационные игры.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от
систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно
основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс,
усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из
отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
Портфолио ученика начальной школы,
как средство мотивации личностного развития.
( или «Дневник моего роста»)
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли
разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его
неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей
успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося,
историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет
ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и
качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с
оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все,
на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать
оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в
самом начале пути.
Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений
учащихся становится все более популярной.
По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и
так называемые предметные (или тематические), основная цель которых –
позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о
«папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные ипрохождение курсов,
специально оформленные работы. Они отражают «образовательную
биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь
идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета
(курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.
По содержанию можно также выделить три основных типа портфолио:
Портфолио документов
1.
2.
Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных,
исследовательских работ ученика, а также описаниеосновных форм и
направлений его учебной и творческой активности: участие в научных
конференциях,
конкурсах,
спортивных и
художественных достижений).
3.
Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя
характеристики отношения школьника к различным видам деятельности,
представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками,
работниками системы дополнительного образования и др., а также
письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее
результатов».
Портфолио может представлять собой специальную папку с файлами,
картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т.п. (предоставляется
полный простор для инициативы учащихся). Единственное требование –
удобство в хранении.
Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна
представлять собой интегрированный или комбинированный вариант
существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов).
Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное
пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по
накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся
своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
Выделяют три основные цели этой формы работы:
1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента
с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в
интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе
педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках
этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что способен ученик.
Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным,
не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути –
оценочная составляющая «портфолио»;
2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и
отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой
пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных
учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;
3) создание места для накопления способов и средств действия
(«инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных
«справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решатьсоставляющая
частные практические задачи, - «инструментальная»
«портфолио».
Т.о., общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей
по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной
деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
«Портфолио» в начальной школе, прежде всего, должна носить обучающий
характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью
которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная
самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения
ученика
в различных областях деятельности: учебной, творческой,
социальной, коммуникативной.
Использование ИКТ
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд
преимуществ перед традиционными уроками.
• Урок с использованием информационных технологий становится более
интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более
эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
• Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить
труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний,
тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за
счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
• Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно,
достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы,
записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо
более высокий уровень наглядности.
• Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности
увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы
позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности
моделировать различные учебные ситуации,
имеют возможность
представления в мультимедийной форме уникальных информационных
материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых
явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
• Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
аргументировано.
Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных
технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру
подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что
определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием
Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно бытьконкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных
технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и
качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.
Разработка урока с использованием информационных технологий
возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные
ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой
функции.
1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты,
видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка
задания для самостоятельной работы учащегося).
По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих
видов:
1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на
уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы,
выпускаемые различными издательствами).
3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для
создания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с
использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки,
разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического
коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока
возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только
знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.
Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее
эффективными.
Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:
I. Концептуальный
Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит
источников учебного материала;
возможность представления в
мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин,
рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и
взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в
более короткие сроки и т.п.
Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов
(формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);
Выбор типа образовательных электронных ресурсов.
II. Технологический
Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов
деятельности учителя и учащихся;Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.
III. Операциональный
Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных
материалов.
Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на
конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности
учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его
деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не
только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными
задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью
учащегося.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного
процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса
обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных
мотивов (стимулов),
обуславливающих активизацию познавательной
деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования
современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной,
при решении задач из различных предметных областей.
Применение новых информационных технологий раскрывает
неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся,
обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается
эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с
применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс
(что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего
школьника, в частности длительное преобладание наглядно образного
мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост
профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному
повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи
образовательной политики.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе
требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В
современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний,
умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь
применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном
динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не
столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно
добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Если каждый урок
будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных
детей будет меньше. Использование ИКТ преобразит преподавание
традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и
запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более
высокий уровень интерес детей к учёбе.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на
рост профессиональной компетентности учителя. Это способствуетзначительному повышению качества образования, что ведет к решению
главной задачи образовательной политики.
Литература
1). Г.П.Щедровский «Педагогика и логика» Касталь , Москва 1993
2). В.С. Дудченко «Инновационная методология» Кватро-Принт, 2007
3). В,В Гузеев , А.А. Остапенко «Системная классификация методов
образования» Ком.Книга 2001
4).МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение,
2002.
5). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой
лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 –
2002.
6).Петрусинский В.В Иргы - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994
7). Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология
творчества. //БШ № 12, 2001