Использование новых технологии на уроках биологии, химии
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
биология +1
Взрослым
30.01.2017
Использование
новых технологии на уроках биологии, химии
Сегодня задаем вопрос: «Каким должен быть современный урок?». Взглянув опыт работы в школе, , что практически все мы работали по шаблону. Программа Кембриджского университета заставила взглянуть на процесс обучения по-другому.
В руководстве для учителя по Кембриджской программе говорится, что «Развитие информационно-коммуникативных технологий требует современных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обуславливает изменения способов обучения, методик и технологий.» К примеру, в Великобритании современная молодёжь, избравшая преподавательскую профессию, так же, как и будущие ученики школ, сегодня обладают достаточной цифровой грамотностью, поскольку они относятся к поколению , регулярно взаимодействующему с цифровыми технологиями, используя все их возможности в различных аспектах жизненных ситуаций.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании моего предмета биологии.
Все уроки желательно проводить в кабинете электронного обучения, так как этот кабинет снабжён компьютерами, нотбуками, есть интерактивная доска и выход в интернет. Внедряя идеи модуля информационно-коммуникативные технологии, перед вами ставится цели: повысить мотивацию у учащихся, научить детей организовывать, понимать, оценивать, находить и создавать информацию, развивать когнитивные навыки учащихся, формировать критическое мышление, способствовать умственному потенциалу одаренных и талантливых детей через информационно-коммуникативные технологии на уроках .
С целью определения темы и цели урока, развития саморегуляции и информационной компетентности у учащихся применяются презентации, видеоролики. Используя презентации, представляем материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала.
Так же нужно использовать анимационные фильмы, с целью, определения темы и цели урока, развития саморегуляции и информационной компетентности у учащихся, который интегрируется с темой урока, кроме того так как это мультипликационный фильм, то он несёт положительный заряд.
При групповой работе на каждом столе имеется ноутбук, кроме этого каждый ученик имеет возможность работать индивидуально за компьютерами с ресурсами интернета для сбора необходимой информации. На основе собранной информации ученики делают анализ и синтез, выделяют ключевые моменты
Диалог в парах построен по принципу консультирования друг друга, когда сильный ученик оказывает помощь слабому или формируются пары одного уровня, где распределение силы между учениками оказывается равными. Диалог, который основан на вопросах и ответах реально дает ощутимую пользу. Именно поэтому применяют парную работу для создания совместных презентаций. Работая в парах, ребята определяют план работы, распределяют роли. Наблюдая за учениками, я вижу, что процесс работы представляет собой взаимообучение. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых выступают ученики. Т.е. одни учатся создавать презентации, другие работают над теоретической частью задания. Больше всего меня поразило, что слабые ученики, которые практически не отвечают устно, тоже принимают активное участие в диалоге и создании презентации. В процессе работы ученики сами находят правильный ответ путем общения с одноклассниками. Для ребят волнующий момент это - защита презентации в классе перед друг другом. Целью этой работы ставится формативное оценивание, во время которого дается ученикам время ответить, возможность строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят. Совместно с детьми производим корректировку работ.
Использование ИКТ облегчает объяснение нового материала, обеспечивает понимание учащимися научных понятий, наглядное представление темы, использование электронных учебников, презентаций, видеороликов, ресурсов интернета. ИКТ влияет на познавательный процесс учащихся, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика, даже слабого, например слабые ученики, у которых есть затруднения излагать материал устно, самостоятельно создают видеоролики, презентации на любую тему и с гордостью и удовольствием демонстрируют их классу. Также ИКТ позволяет проявить себя в новой роли, содействует росту успеваемости учащихся по предмету, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, способствует развитию навыков критического мышления.
45 минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.
Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, для этого ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока.
1. Что значит слово «Эффективность»?
2. От чего зависит эффективность урока?
Эффект –
1) действие, результат чего-либо
2) впечатление, производимое на кого-либо чем-либо
3) средство, прием для создания определенного впечатления.
Эффективный – дающий определенный эффект, действенный
Эффективность урока зависит от:
Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении.
Расскажи – и я забуду
Покажи – и я запомню
Дай мне действовать самому – и я научусь
Об эффективности урока можно судить по следующим критериям: Результативность урока – уровень усвоения знаний и способов деятельности учащихся.
Рефлексия – один из способов проверки результативности урока.
Рефлексия может быть представлена:
1. Вопросами: что нового для себя узнали, в чем затруднялись и т.д.
2. Внутренними диалогами: что теперь, как быть дальше
3. Оценкой своей работы: как я усвоил материал, как я работал, где допускал ошибки, справился, не справился с работой
4. «Рефлексия себя в уроке»: оценка своей работы по 10-балльной шкале с позиций: «Я» (как я работал), «Мы» (помощь одноклассников, учителя мне и моя помощь им), «Дело» (понял ли материал, узнал ли больше).
Для того чтобы рассмотреть наиболее эффективные технологии закрепления материала обратимся сначала к критериям оценки и причинам снижения эффективности урока.
Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:
усвоение учащимися определенных знаний;
развитие общеучебных умений и навыков;
включенность учащихся в учебную деятельность;
развитие у учащихся познавательных процессов;
развитие рефлексии и оценочной деятельности;
связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
индивидуализация и дифференциация заданий;
степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.
Причины снижения эффективности и качества урока следующие:
разный темп работы учащихся;
разный уровень умственного развития учащихся;
разный темп умственной работоспособности учащихся;
пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
перегруженность содержания учебного материала;
дисциплина и поведение учащихся на уроке;
конфликт между педагогом и учащимися;
плохое понимание прочитанного учебного материала (торопливость при чтении):
низкая скорость чтения;
появление или возрастание ошибок к концу работы;
недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.
Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.
Пути повышения эффективности урока:
постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;
улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
комплексное планирование уроков;
рациональное использование времени урока;
соблюдение логики уроков;
соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;
развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Методы и способы закрепления материала.
Метод беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения (повторения). Суть метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания).
Опрос учащихся на уроке может служить как целям контроля усвоения знаний, так и целям закрепления знаний.
Работа с учебником. На каждом уроке после объяснения учителя необходимо предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно с учебником. Это обусловливается закономерностями познавательной деятельности. Важнейшими приемами при использовании этого метода являются следующие: а) четкая постановка цели работы с учебником,
б) указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися,
в) определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля,
г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся,
д) беседа по закреплению нового материала.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
Использование различных технологий организации обучения
Критическое мышление. Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.
Применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях.
Инновационные технологии. Также хочется отметить, что применение инновационных педагогических технологий значительно повышает эффективности и качество урока. Так использование интерактивной доски – презентации, электронные учебники, видеофильмы, значительно повышает мотивацию учащихся, оказывает влияние на успешное усвоение языковых знаний и в конечном итоге повышает уровень обученности учащихся.
Личностно - ориентированное обучение (ЛОО).
Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка его самооценка субъективность процесса обучения. Основным принципом разработки ЛОО является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Технология ЛОО предполагает специальное конструирование текста дидактического материала, методические рекомендации к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Существуют и другие технологии обучения такие как: деятельностный подход в обучении, дифференцированный подход в обучении, модульное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве и другие, которые также являются повышением эффективности и качества уроков.
Эти технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности и повысить эффективность урока.Использование
новых технологии на уроках биологии, химии
Сегодня задаем вопрос: «Каким должен быть современный урок?». Взглянув опыт работы в школе, , что практически все мы работали по шаблону. Программа Кембриджского университета заставила взглянуть на процесс обучения по-другому.
В руководстве для учителя по Кембриджской программе говорится, что «Развитие информационно-коммуникативных технологий требует современных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обуславливает изменения способов обучения, методик и технологий.» К примеру, в Великобритании современная молодёжь, избравшая преподавательскую профессию, так же, как и будущие ученики школ, сегодня обладают достаточной цифровой грамотностью, поскольку они относятся к поколению , регулярно взаимодействующему с цифровыми технологиями, используя все их возможности в различных аспектах жизненных ситуаций.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании моего предмета биологии.
Все уроки желательно проводить в кабинете электронного обучения, так как этот кабинет снабжён компьютерами, нотбуками, есть интерактивная доска и выход в интернет. Внедряя идеи модуля информационно-коммуникативные технологии, перед вами ставится цели: повысить мотивацию у учащихся, научить детей организовывать, понимать, оценивать, находить и создавать информацию, развивать когнитивные навыки учащихся, формировать критическое мышление, способствовать умственному потенциалу одаренных и талантливых детей через информационно-коммуникативные технологии на уроках .
С целью определения темы и цели урока, развития саморегуляции и информационной компетентности у учащихся применяются презентации, видеоролики. Используя презентации, представляем материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала.
Так же нужно использовать анимационные фильмы, с целью, определения темы и цели урока, развития саморегуляции и информационной компетентности у учащихся, который интегрируется с темой урока, кроме того так как это мультипликационный фильм, то он несёт положительный заряд.
При групповой работе на каждом столе имеется ноутбук, кроме этого каждый ученик имеет возможность работать индивидуально за компьютерами с ресурсами интернета для сбора необходимой информации. На основе собранной информации ученики делают анализ и синтез, выделяют ключевые моменты
Диалог в парах построен по принципу консультирования друг друга, когда сильный ученик оказывает помощь слабому или формируются пары одного уровня, где распределение силы между учениками оказывается равными. Диалог, который основан на вопросах и ответах реально дает ощутимую пользу. Именно поэтому применяют парную работу для создания совместных презентаций. Работая в парах, ребята определяют план работы, распределяют роли. Наблюдая за учениками, я вижу, что процесс работы представляет собой взаимообучение. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых выступают ученики. Т.е. одни учатся создавать презентации, другие работают над теоретической частью задания. Больше всего меня поразило, что слабые ученики, которые практически не отвечают устно, тоже принимают активное участие в диалоге и создании презентации. В процессе работы ученики сами находят правильный ответ путем общения с одноклассниками. Для ребят волнующий момент это - защита презентации в классе перед друг другом. Целью этой работы ставится формативное оценивание, во время которого дается ученикам время ответить, возможность строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят. Совместно с детьми производим корректировку работ.
Использование ИКТ облегчает объяснение нового материала, обеспечивает понимание учащимися научных понятий, наглядное представление темы, использование электронных учебников, презентаций, видеороликов, ресурсов интернета. ИКТ влияет на познавательный процесс учащихся, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика, даже слабого, например слабые ученики, у которых есть затруднения излагать материал устно, самостоятельно создают видеоролики, презентации на любую тему и с гордостью и удовольствием демонстрируют их классу. Также ИКТ позволяет проявить себя в новой роли, содействует росту успеваемости учащихся по предмету, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, способствует развитию навыков критического мышления.
45 минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.
Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, для этого ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока.
1. Что значит слово «Эффективность»?
2. От чего зависит эффективность урока?
Эффект –
1) действие, результат чего-либо
2) впечатление, производимое на кого-либо чем-либо
3) средство, прием для создания определенного впечатления.
Эффективный – дающий определенный эффект, действенный
Эффективность урока зависит от:
Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении.
Расскажи – и я забуду
Покажи – и я запомню
Дай мне действовать самому – и я научусь
Об эффективности урока можно судить по следующим критериям: Результативность урока – уровень усвоения знаний и способов деятельности учащихся.
Рефлексия – один из способов проверки результативности урока.
Рефлексия может быть представлена:
1. Вопросами: что нового для себя узнали, в чем затруднялись и т.д.
2. Внутренними диалогами: что теперь, как быть дальше
3. Оценкой своей работы: как я усвоил материал, как я работал, где допускал ошибки, справился, не справился с работой
4. «Рефлексия себя в уроке»: оценка своей работы по 10-балльной шкале с позиций: «Я» (как я работал), «Мы» (помощь одноклассников, учителя мне и моя помощь им), «Дело» (понял ли материал, узнал ли больше).
Для того чтобы рассмотреть наиболее эффективные технологии закрепления материала обратимся сначала к критериям оценки и причинам снижения эффективности урока.
Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:
усвоение учащимися определенных знаний;
развитие общеучебных умений и навыков;
включенность учащихся в учебную деятельность;
развитие у учащихся познавательных процессов;
развитие рефлексии и оценочной деятельности;
связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
индивидуализация и дифференциация заданий;
степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.
Причины снижения эффективности и качества урока следующие:
разный темп работы учащихся;
разный уровень умственного развития учащихся;
разный темп умственной работоспособности учащихся;
пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
перегруженность содержания учебного материала;
дисциплина и поведение учащихся на уроке;
конфликт между педагогом и учащимися;
плохое понимание прочитанного учебного материала (торопливость при чтении):
низкая скорость чтения;
появление или возрастание ошибок к концу работы;
недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.
Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.
Пути повышения эффективности урока:
постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;
улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
комплексное планирование уроков;
рациональное использование времени урока;
соблюдение логики уроков;
соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;
развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Методы и способы закрепления материала.
Метод беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения (повторения). Суть метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания).
Опрос учащихся на уроке может служить как целям контроля усвоения знаний, так и целям закрепления знаний.
Работа с учебником. На каждом уроке после объяснения учителя необходимо предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно с учебником. Это обусловливается закономерностями познавательной деятельности. Важнейшими приемами при использовании этого метода являются следующие: а) четкая постановка цели работы с учебником,
б) указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися,
в) определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля,
г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся,
д) беседа по закреплению нового материала.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
Использование различных технологий организации обучения
Критическое мышление. Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.
Применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях.
Инновационные технологии. Также хочется отметить, что применение инновационных педагогических технологий значительно повышает эффективности и качество урока. Так использование интерактивной доски – презентации, электронные учебники, видеофильмы, значительно повышает мотивацию учащихся, оказывает влияние на успешное усвоение языковых знаний и в конечном итоге повышает уровень обученности учащихся.
Личностно - ориентированное обучение (ЛОО).
Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка его самооценка субъективность процесса обучения. Основным принципом разработки ЛОО является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Технология ЛОО предполагает специальное конструирование текста дидактического материала, методические рекомендации к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Существуют и другие технологии обучения такие как: деятельностный подход в обучении, дифференцированный подход в обучении, модульное обучение, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве и другие, которые также являются повышением эффективности и качества уроков.
Эти технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности и повысить эффективность урока.
111 МАТЕРИАЛЫ ММС.docx
новых технологии на уроках биологии, химии
Использование
Сегодня задаем вопрос: «Каким должен быть современный урок?». Взглянув опыт работы в школе,
, что практически все мы работали по шаблону. Программа Кембриджского университета заставила
взглянуть на процесс обучения по-другому.
В руководстве для учителя по Кембриджской программе говорится, что «Развитие информационно-
коммуникативных технологий требует современных изменений в системе их использования при оценивании
знаний, что обуславливает изменения способов обучения, методик и технологий.» К примеру, в
Великобритании современная молодёжь, избравшая преподавательскую профессию, так же, как и будущие
ученики школ, сегодня обладают достаточной цифровой грамотностью, поскольку они относятся к
поколению , регулярно взаимодействующему с цифровыми технологиями, используя все их возможности в
различных аспектах жизненных ситуаций.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и
создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании
моего предмета биологии.
Все уроки желательно проводить в кабинете электронного обучения, так как этот кабинет снабжён
компьютерами, нотбуками, есть интерактивная доска и выход в интернет. Внедряя идеи модуля
информационно-коммуникативные технологии, перед вами ставится цели: повысить мотивацию у
учащихся, научить детей организовывать, понимать, оценивать, находить и создавать информацию,
развивать когнитивные навыки учащихся, формировать критическое мышление, способствовать
умственному потенциалу одаренных и талантливых детей через информационно-коммуникативные
технологии на уроках .
С целью определения темы и цели урока, развития саморегуляции и информационной компетентности у
учащихся применяются презентации, видеоролики. Используя презентации, представляем материал как
систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в
алгоритмическом порядке. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на
любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом
презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,
сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению
и лучшему усвоению материала.
Так же нужно использовать анимационные фильмы, с целью, определения темы и цели урока, развития
саморегуляции и информационной компетентности у учащихся, который интегрируется с темой урока,
кроме того так как это мультипликационный фильм, то он несёт положительный заряд.
При групповой работе на каждом столе имеется ноутбук, кроме этого каждый ученик имеет возможность
работать индивидуально за компьютерами с ресурсами интернета для сбора необходимой информации. На
основе собранной информации ученики делают анализ и синтез, выделяют ключевые моменты
Диалог в парах построен по принципу консультирования друг друга, когда сильный ученик оказывает
помощь слабому или формируются пары одного уровня, где распределение силы между учениками
оказывается равными. Диалог, который основан на вопросах и ответах реально дает ощутимую пользу.
Именно поэтому применяют парную работу для создания совместных презентаций. Работая в парах, ребята
определяют план работы, распределяют роли. Наблюдая за учениками, я вижу, что процесс работы
представляет собой взаимообучение. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность
диалога с другими, более знающими, в роли которых выступают ученики. Т.е. одни учатся создавать
презентации, другие работают над теоретической частью задания. Больше всего меня поразило, что
слабые ученики, которые практически не отвечают устно, тоже принимают активное участие в диалоге и
создании презентации. В процессе работы ученики сами находят правильный ответ путем общения с
одноклассниками. Для ребят волнующий момент это - защита презентации в классе перед друг другом.
Целью этой работы ставится формативное оценивание, во время которого дается ученикам время
ответить, возможность строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят. Совместно с
детьми производим корректировку работ.
Использование ИКТ облегчает объяснение нового материала, обеспечивает понимание учащимися научных
понятий, наглядное представление темы, использование электронных учебников, презентаций,
видеороликов, ресурсов интернета. ИКТ влияет на познавательный процесс учащихся, способствует
созданию ситуации успеха для каждого ученика, даже слабого, например слабые ученики, у которых есть
затруднения излагать материал устно, самостоятельно создают видеоролики, презентации на любую тему
и с гордостью и удовольствием демонстрируют их классу. Также ИКТ позволяет проявить себя в новой
роли, содействует росту успеваемости учащихся по предмету, формирует навыки самостоятельной
продуктивной деятельности, способствует развитию навыков критического мышления.
45 минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того,
кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное,
применять усвоенное.
Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий –
создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей
педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, для этого ему следует
постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть
целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока.
1. Что значит слово «Эффективность»? 2. От чего зависит эффективность урока?
Эффект –
1) действие, результат чего-либо
2) впечатление, производимое на кого-либо чем-либо
3) средство, прием для создания определенного впечатления.
Эффективный – дающий определенный эффект, действенный
Эффективность урока зависит от:
Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении.
Расскажи – и я забуду
Покажи – и я запомню
Дай мне действовать самому – и я научусь
Об эффективности урока можно судить по следующим критериям: Результативность урока – уровень
усвоения знаний и способов деятельности учащихся.
Рефлексия – один из способов проверки результативности урока.
Рефлексия может быть представлена:
1. Вопросами: что нового для себя узнали, в чем затруднялись и т.д.
2. Внутренними диалогами: что теперь, как быть дальше
3. Оценкой своей работы: как я усвоил материал, как я работал, где допускал ошибки, справился, не
справился с работой
4. «Рефлексия себя в уроке»: оценка своей работы по 10-балльной шкале с позиций: «Я» (как я работал),
«Мы» (помощь одноклассников, учителя мне и моя помощь им), «Дело» (понял ли материал, узнал ли
больше).
Для того чтобы рассмотреть наиболее эффективные технологии закрепления материала обратимся сначала
к критериям оценки и причинам снижения эффективности урока.
Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:
усвоение учащимися определенных знаний;
развитие общеучебных умений и навыков;
включенность учащихся в учебную деятельность;
развитие у учащихся познавательных процессов;
развитие рефлексии и оценочной деятельности;
связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;
индивидуализация и дифференциация заданий;
степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;
позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой
деятельности, управляющий групповым взаимодействием);
характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его
значения);
уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.
Причины снижения эффективности и качества урока следующие:
разный темп работы учащихся;
разный уровень умственного развития учащихся;
разный темп умственной работоспособности учащихся;
пассивная позиция части школьников в учебном процессе;
перегруженность содержания учебного материала;
дисциплина и поведение учащихся на уроке;
конфликт между педагогом и учащимися;
плохое понимание прочитанного учебного материала (торопливость при чтении):
низкая скорость чтения;
появление или возрастание ошибок к концу работы;
недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.
Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения
эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.
Пути повышения эффективности урока:
постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;
улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
комплексное планирование уроков;
рациональное использование времени урока;
соблюдение логики уроков;
соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и
учителя;
развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Методы и способы закрепления материала. Метод беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал
является сравнительно несложным и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения
(повторения). Суть метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело
поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с
целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания).
Опрос учащихся на уроке может служить как целям контроля усвоения знаний, так и целям закрепления
знаний.
Работа с учебником. На каждом уроке после объяснения учителя необходимо предоставить учащимся
возможность поработать самостоятельно с учебником. Это обусловливается закономерностями
познавательной деятельности. Важнейшими приемами при использовании этого метода являются
следующие: а) четкая постановка цели работы с учебником,
б) указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися,
в) определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля,
г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся,
д) беседа по закреплению нового материала.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого
метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в
применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают
соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
Использование различных технологий организации обучения
Критическое мышление. Современная ситуация требует применения современных образовательных
технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких
технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других
реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.
Применение технологии критического мышления помогает учителю активизировать как слабых, так и
сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей
жизненной позиции. Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение
текста с маркировкой по методу инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали»,
синквейн. Эти приемы особенно эффективны в работе над текстами лингвострановедческой и
культуроведческой направленности, когда ученикам необходимо активизировать ту или иную информацию
о каких-то событиях, фактах, реалиях, личностях.
Инновационные технологии. Также хочется отметить, что применение инновационных педагогических
технологий значительно повышает эффективности и качество урока. Так использование интерактивной
доски – презентации, электронные учебники, видеофильмы, значительно повышает мотивацию учащихся,
оказывает влияние на успешное усвоение языковых знаний и в конечном итоге повышает уровень
обученности учащихся.
Личностно - ориентированное обучение (ЛОО).
Личностно - ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность
ребенка его самооценка субъективность процесса обучения. Основным принципом разработки ЛОО
является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его
развития.
Технология ЛОО предполагает специальное конструирование текста дидактического материала,
методические рекомендации к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным
развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Существуют и другие технологии обучения такие как: деятельностный подход в обучении,
дифференцированный подход в обучении, модульное обучение, разноуровневое обучение, обучение в
сотрудничестве и другие, которые также являются повышением эффективности и качества уроков.
Эти технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции,
реализовывать заложенные в них потенциальные возможности и повысить эффективность урока.
Использование новых технологии на уроках биологии, химии
Использование новых технологии на уроках биологии, химии
Использование новых технологии на уроках биологии, химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.