«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.
Оценка 5

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

Оценка 5
Документация
docx
дефектология
3 кл
31.03.2019
«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.
Обобщение опыта работы по использованию современных педагогических технологий в работе с обучающимися с ОВЗ в условиях школы- интерната. В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе нами используются такие технологии как:  индивидуальный и дифференцированный подход  проектная технология  игровая технология  технология развития критического мышления  технология коллективной творческой деятельности - КТД  информационно-коммуникационная  здоровьесберегающая
Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ.docx
ГБОУ РО «Цимлянская школа – интернат». «Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Ореховой Анжелики Алексеевны.                  В   настоящий   момент   актуальной   проблемой   современного   коррекционного   процесса   обучения   остаётся   проблема   повышения эффективности   учебно­воспитательного   процесса   и повышение   уровня коррекционной работы.  У  детей с ОВЗ сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной,   речевой,   двигательной,   сенсорной.   Ребенок   с ОВЗ,   как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что вызывает сложности вхождения   в социальную   среду,   предусмотренную   для   нормально развивающихся детей.  При   работе   с такой   категорией   детей   обучение   строится   с учетом   их возрастных и психофизических особенностей. Направление обучения такого рода необходимо быть направлено соответственно на преодоление дефектов развития [5].  Решение этой проблемы на современном этапе предусматривает поиск новых методов и форм организации обучения, преимущественно эффективных путей формирования   знаний,   которые   учитывали   бы   фактические   возможности детей   с особыми   образовательными   потребностями,   условия   текущей деятельности.  Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными  возможностями здоровья является коррекция отклонений в развитии путем  снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его  активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других   выдающихся   отечественных   психологов,   психика   человека   больше всего   активно   меняется   и   трансформируется   в   процессе   деятельности[3]. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе нами используются  такие технологии как:  индивидуальный и дифференцированный подход   проектная технология  игровая технология     технология развития критического мышления   технология коллективной творческой деятельности ­ КТД       информационно­коммуникационная         здоровьесберегающая I. Индивидуальный и дифференцированный подход           При выполнении заданий дети испытывают трудности, педагог должен работать с каждым ребенком и по мере необходимости должна быть оказана помощь   в   зависимости   от   возможностей   детей.   При   применении   данной технологии,   воспитанников   можно  разделить   (условно)   на   группы.   В зависимости   от   уровня   развития   каждой  группе   предъявляется   свой разноуровневый   дидактический   материал   и   задания   для   выполнения, различающиеся по содержанию, объему, методам и приемам выполнения [1]. Например, на занятии по лепке в 1 классе  «Мой веселый звонкий мяч» первой группе   воспитанников   предлагается:   отгадать   загадку   о   мяче;   разложить мячи, опираясь при выборе на цвет и величину; игра с мячом «Подбрось­ поймай»; самостоятельно размять пластилин и раскатать шар вращательными движениями на доске или в руках (по показу), а второй группе воспитанников предлагаются сопряженные действия с воспитателем: игра «Прокати мяч», обследование мяча, раскатывание шара вращательными движениями в руках. 1.  2 класс. Сочинение «Облака».  Дифференцированный подход с использованием ИКТ. Тема: Облака.  1.На что похожи облака? На что они похожи? На…………………………. На …………………………. И на оленя тоже. 2. По синему небу плывут облака словно_________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3. Я вышел из дома, поднял голову к небу и увидел белоснежные облака.  Они были  похожи  на_______________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2 класс Сочинение .  Тема Облака.  План  1. Посмотрите на небо.  2. Чудесные облака.  3. Небо учит.         Посмотрите на небо. Высоко в уголке светит солнышко. По нему плывут  чудесные облака. Они плывут так быстро, как будто куда­то спешат. Небо  учит нас, что надо чаще смотреть вокруг и мы увидим его красоту 2.Участие в международной акции «Читаем детям о войне» 04.05.2018  Чтение книг по уровню развития читательских навыков просмотр презентации про юных героев  ВОВ.   II. Проектная технология. Практическое применение элементов проектной технологии.     Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать   в   получении   знаний.   Проектная   технология   –   это   практические творческие   задания,   требующие   от   учащихся   их   применение   для   решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:  характеризуется высокой коммуникативностью;  предполагает   выражение   учащимся   своего   собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;  особая   форма   организации   коммуникативно­познвательной деятельности школьников на уроке истории;   основана на цикличной организации учебного процесса.    Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует  применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов  повторительно­обобщающего урока. Одним из элементов такой методики  является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита  проекта по определенной теме: Урок окружающего мира в 3 классе. Защита проектов по теме: «Царства животных». III. Технология развития критического мышления Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества   прогноза,   ответственности   за   собственные   решения.   Критическое мышление,   таким   образом,   по   сути   –   некоторая   тавтология,   синоним качественного   мышления.   Это   скорее   Имя,   чем   понятие,   но   именно   под   этим именем   с   рядом   международных   проектов   в   нашу   жизнь   пришли   те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.           Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:   Приём «Составление синквейнов» IV. Игровая технология. Данный   вид   технологии   включает   в себя   различные   дидактические   игры, сюжетно   ­   ролевые   игры,   настольные   игры.   Занятия   проходят   в игровой форме. Для привлечения внимания детей используются сказочные персонажи. Герои   участвуют   в процессе   всей   коррекционной   работы.   Это   настраивает детей   на   выполнение   заданий.   Также   интересен   прием   «занятие­сказка», который   очень   нравится   детям.  Такой   вид   занятия   поднимает   настроение, вызывает   положительные   эмоции,   способствует   формированию   учебной мотивации   и побуждает   детей   к выполнению   задания.   Например,   на протяжении всего урока, дети «путешествуя» по сказкам выполняли задания данные им героями сказок. Так Колобку дети помогали спрятаться в домике, закрывая окошко такого же цвета, что и домик (закрепляли знание основных цветов);   героям   сказки   «Теремок»   дети   нарисовали   новый   теремок; с помощью прищепок сделали ботву для репки (сказка «Репка»); а курочку Рябу   (сказка   «Курочка   Ряба»)   накормили   зернышками,   предварительно перебрав и рассортировав фасоль и горох. А в 3 классе сами связали героев сказки «Колобок» и разыграли мини­спектакль. Здесь сочетались и развитие речи, и развитие мелкой моторики, коррекция памяти. Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным,  удерживает внимание. Урок «Литературное чтение»­3класс­Тема: «И.А.Крылов. Басня «Слон и  Моська». Мини­инсценировка басни.. Групповые методы работы. 2 «А» и 3 классы. Викторина «В гостях у сказки». Апрель­2018 Дидактическая игра «Расположи планеты правильно» Выбирается   ребенок   «Солнце»,   на   него   одевается   пояс   с   пришитыми лучиками­лентами   разной   длины.   Их   8.   У   8   детей   на   головах   шапочки   с изображением планет. На конце каждой ленты — цифры от 1 до 8. Обучение в  игре  позволяет научить: Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия,  обосновывать, применять    В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:    стимулируется познавательная деятельность    активизируется мыслительная деятельность    самопроизвольно запоминаются сведения    формируется ассоциативное запоминание   усиливается мотивация к изучению предмета Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая  является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так  и труда. V   . Информационно­коммуникационная технология. Это технология как неотъемленная часть совершенствования работы педагога в условиях внедрения ФГОС. Без информационно­компьютерных технологий нельзя   представить   современное   образование.   Понимая   требования, выдвигаемые   современным   информационным   обществом,   на   занятиях используются различные виды информационных технологий: презентации, в зависимости   от   лексических   тем   используется   мультимедиа,   просмотр видеоклипов,   прослушивание   музыки.   Большое   предпочтение   отдается демонстрации   тематическим   презентациям   по   лексическим   темам. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также   на   отдельных   этапах   работы.   Наглядный   материал   для   презентаций подбирается   дозированно,   то   есть   в   том   объеме,   который   необходим   для данных детей и на данном занятии или уроке. Познавательная направленность заданий,   красочные   картинки,   звуковое   сопровождение   действий,   игровая форма изложения учебного материала и забавные ведущие делают программы интересными,   способствуют   повышению   мотивации   к   выполнению   детьми заданий. Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:  ­   компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ; ­  использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению речевой   и   познавательной   активности;   способствует   коррекции   речевых нарушений и развитию высших психических функций;  ­  повышается самооценка ребенка [7]   Праздники   и   уроки,   проведенные   с   использованием   современных технологий, в том числе и ИКТ.  8 Марта «Супер­Золушка­2018» Урок математики в 3 классе «Новогодний КВМ» (клуб веселых  математиков). Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне  решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Использование информационно­коммуникационных технологий в начальной  школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость.  ИКТ в работе с детьми с ОВЗ  позволяет показать любой процесс,  происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить  объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические объекты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты и музыкальный ряд, иллюстрации и  репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям  усвоить материал, но и учителю творчески развиваться. 6. Здоровьесберегающие технологии Приоритетной   задачей   современного   коррекционного   образования —   это сохранение   и укрепление   здоровья   детей   с ОВЗ.   Главной   целью здоровьесберегающих   образовательных   технологий   является   формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья. При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ   необходимо   учитывать   программу,   реальные   условия,   а также заболевание каждого конкретного ребенка.  Обучение ребёнка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий  имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе [2]. Принципы здоровьесберегающих технологий:  1. Формирование образовательной среды. Доброжелательная обстановка,  индивидуальный подход, настрой на выполнение, одобрение и похвала  независимо от результата.  2.  Развитие двигательной активности. Объединение способов оздоровления  и воспитания позволяет сохранить и, по возможности, укрепить здоровье  в специальных учреждениях.  Во избежание перенагрузки, переутомления необходима частая смена видов деятельности,   периоды   напряженной   работы   чередовать   с   расслаблением. Здоровьесберегающая технология рассматривается как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток,   динамических   пауз,   дыхательной   гимнастики,   зрительной гимнастики,   пальчиковой   гимнастики,   релаксации.   Коррекционные   занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое   занятие   должно   содержать   несколько   видов   деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания,   выполнение   движений   по   подражанию,   практические   действия. Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье этих детей.   В   силу   своего   заболевания   такие   дети   не   всегда   самостоятельно включаются   в   процесс   выполнения   каких­либо   упражнений   и   заданий,   их необходимо   увлечь,   привлечь   тем,   что   им   в   данный   момент   интересно. Поэтому   игры   и   упражнения   необходимо   подбирать   индивидуально адаптированные,   конкретному   ребенку   или   группе   детей.   Радость   и увлеченность соразмерно необходимости растущего организма в движении [6]. Здоровьесберегающая   деятельность   на   занятиях   и   в   течение   всего   дня осуществляется в следующих формах:  ­ Закаливающие процедуры.   Одна из важных частей физической культуры, способствует формированию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.  Двигательная разминка. Главной целью является предупредить развитие утомления у детей с ОВЗ, снятие эмоционального напряжения в процессе занятий. Игровые упражнения для   разминки   должны   быть   упрощены   по   содержанию,   с   небольшим количеством   правил,   кратковременны,   доступны   детям   с   разным   уровнем двигательной активности.                  ­Утренняя   гимнастика   —   основа   здорового   образа   жизни.   Утренняя гимнастика — комплекс упражнений для того, чтобы повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Утреннюю зарядку необходимо проводить   систематически.   Она   необходима   для   укрепления   здоровья, воспитания   воли.   Чтобы   выполнение   зарядки   проходило   увлекательно, задорно и, соблюдая все принципы, задания для выполнения подбираются с учетом   индивидуальных   особенностей   детей,   отличаются   доступностью, повторяемостью. Упражнения лучше всего проводить под музыку в игровой форме.   ­Проведение физкультминуток.   Время   проведения   физминутки   определяет   педагог   во   время   занятия самостоятельно.   Обычно   физминутки   проводятся   при   первых   признаках утомления   детей.   Выполнение   упражнений   сопровождается   стихотворным текстом   в   ритме   движений.   Проведение   физминуток   способствуют повышению   общего   тонуса,   моторики,   снятию   психоэмоционального напряжения, а также улучают настроение. Использование танцевальных минуток во время проведения внеклассных мероприятий. Игра – упражнение «Звездочет» (физминутка). Сейчас мы с вами поиграем в игру «Звездочет» и повторим все планеты Солнечной  системы . На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп) Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)  Меркурий — раз, (Описать круг руками)  Венера – два­с, (Хлопок)  Три — земля, четыре — Марс, (Наклон вправо­влево)  Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Присесть) Семь — Уран, (Наклон вперёд, прогнуться назад)   За ним … Нептун.  Он восьмым идёт по счёту.  А за ним уже, потом,  И девятый  есть плутоид ­         (Прыжок)  Под названием Плутон.   ­   Дыхательная гимнастика.      Данный   вид   здоровьесберегающей   технологии   также   направлен   на оздоровление организма. Дыхательная гимнастика проводится как на уроках, так   и   в   течение   всего   дня,   в   разных   формах   оздоровительной   работы. Проведение   дыхательной   гимнастики   способствует   развитию   психических процессов, улучшает нервно­психическое состояние, развивает дыхательную систему ребенка [4]. ­   Игры на свежем воздухе и подвижные игры.     Игра занимает особое место в развитии ребёнка с ОВЗ. Подвижные игры и игры на свежем воздухе носят оздоровительный эффект. При проведении игр необходимо учитывать физические возможности этих детей. При выборе игр для   детей   с   ОВЗ   следует   учитывать   дефект,   двигательные   возможности, величину нагрузки. Подбор игр происходит от легких к усложненным, при этом   учитывается   интенсивность   и   продолжительность.   Эмоции,   которые возникают   в   ходе   игры,   благотворно   влияют   на   нервную   систему, активизируют   функциональную   деятельность   организма.   Таким   образом,   в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются   умения   и   навыки,   которые   способствуют   в   дальнейшем социальной адаптации. ­                    Гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение  детей, поднять мышечный тонус. Мы проснулись, улыбнулись, Посильнее потянулись. Первый разик на спине, А потом на животе, На бочок перевернулись, И еще раз потянулись. Ноги вверх мы поднимаем И тихонько опускаем, А теперь мы с вами дети Поедем на велосипеде. Подбородком грудь достанем, К потолку глаза подняли ­ Влево­вправо посмотрели, На кроватку тихо сели, Руки в стороны подняли, Крепко так себя обняли. Наклонились, потянулись, До носочков дотянулись, Распрямились и опять Будем ножки поднимать. А теперь пришла пора Дружно встать нам детвора! Выводы:   На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических   технологий   обучения,   так   и инновационных. Нельзя сказать, что какая­то из них лучше, а другая хуже, или   как   традиционных, для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии в работе с детьми с ОВЗ зависит   от   многих   факторов:     контингента   учащихся,   их   возраста,   уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И   самым   оптимальным   вариантом   является   использование   смеси   этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно­ урочную   систему.   Это   позволяет   вести   работу   согласно   расписания,   в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся. Исходя   из   всего   вышесказанного,   хочу   сказать,   что   традиционные   и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять   друг   друга.   Не   стоит   отказываться   от   старого   и   полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ ­  ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".                                       1.Ахутина   Т.   В.   Здоровьесберегающие   технологии   обучения:      Литература:   индивидуально­ориентированный подход // Школа здоровья. 2000 г. № 2  2.Давлятчина Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий, журнал «Начальная школа» № 10, 2010.  3. Журавлев А. Л., Джидарьян И. А., Барабанщиков В. А., Селиванов В. В., Ушаков Д. В. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания   в   трудах   С.   Л.   Рубинштейна,   Д.   Н.   Узнадзе,   Л.   С.   Выготского. Проблема   деятельности   в   отечественной   психологии.   Исследование мышления   и   познавательных   процессов.   способности, одаренность   (Материалы   Всероссийской   юбилейной   научной   конференции, посвященной 120­летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) — М.: Изд­ во «Институт психологии РАН», 2009.  4. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья– СПб., 1997.  5.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений— 2­е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005г.    Творчество,

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.

«Использование  образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ» Из опыта работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019