Использование педагогических технологий деятельностного типа
Оценка 4.6

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
18.05.2018
Использование педагогических технологий деятельностного типа
Предлагаю вашему вниманию ряд приемов наиболее успешных педагогических технологий, используемых мною на уроках для достижения образовательных результатов школьников. Нельзя не согласиться с мнением педагогов, что использовать только одну технологию невозможно, целесообразно сочетать различные методы, приемы и формы организации образовательного процесса для достижения наибольшего эффекта от их использования.
использование педагогических технологий деятельностного типа.docx
Использование педагогических технологий деятельностного типа Школьный урок сегодня  предполагает  и новое содержание, и   новые подходы,  и  новые технологии. С позиции деятельностного подхода ядром технологии обучения химии выступает организация деятельности учащихся по   усвоению   учебных   действий.   Это   означает,   что   учитель   не   просто передает учащимся объективные знания, он организует их деятельность в таких   видах   и   формах,   в   которых   усвоенные     знания   и   учебные   умения (действия) могут функционировать.  Целью   современного   урока   ­  создание   условий,   при   которых учащиеся: ­ самостоятельно и охотно приобретут недостающие знания из разных источников, предложенных на уроке; ­ приобретут коммуникативные умения, работая в различных группах; ­ разовьют у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, построения гипотез, обобщения); ­ системное мышление. Следует отметить, что в процессе достижения нового образовательного результата   наибольшую   актуальность   приобретают   педагогические технологии, учитывающие не логику построения научного знания, а логику деятельности школьников.  К таким технологиям деятельностного типа следует отнести:  Технологии   на   основе   активизации   учебной   деятельности (применение   логических   опорных   конспектов,   технология   проблемно­ исследовательского   обучения   и   моделирования,   технология   проблемного диалога, технология поэтапного формирования учебных действий); Технологии   эффективной   организации   процесса   обучения (технология на основе работы с различными источниками информации, ИКТ, технология   коммуникативно­диалоговой   деятельности,   проектная технология, кейс­технология); Технологии на основе  личностной ориентации  образовательного процесса   (технологии   организации   внеурочной   деятельности,   модульная технология, индивидуализация обучения и др.).   Чтобы   урок   был   деятельностным,   представлял   собой   диалог, взаимодействие   всех   участников   учебного   процесса,   необходимо   вовлечь каждого школьника в учебную деятельность, создать эмоциональный настрой. У каждого педагога есть свои изюминки, приёмы.  Например: создание интеллект­карт. Интеллект­карты    –     это   удобный   инструмент   для   отображения процесса   мышления  и  структурирования   информации   в  визуальной   форме. Карта   состоит   из   взаимосвязанных   между   собой   элементов,   позволяющих отследить все причинно­следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать   имеющиеся   знания.   При   создании   Интеллект­карты проектирование   всегда   начинается   из   центра   –   от   главного   обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. Это могут быть  логические опорные конспекты, которые   позволяют успешно   решить   одну   из   труднейших   педагогических   задач   –   приобщить каждого   школьника   к   ежедневному   напряженному   умственному   труду, воспитать   познавательную   самостоятельность   как   качество   личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. Это   могут   быть   дидактические   игры:   «химическое   лото»,   «крестики­ нолики»,   «составь   формулы»,   «найди   лишнего»   и   т.   п.   Использование подобных   заданий   позволяют   учащимся   проверить   свои   знания   по   теме,   а учителю их оценить. А также в игровой форме, не отнимая много времени, подойти к теме урока.  Методы   технологии   проблемно­диалогического   обучения   позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Проблемные вопросы, исследовательские задачи позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы.  Задания подобного плана помогают выйти на тему урока, поставить цели и задачи, решить которые предстоит каждому учащемуся.  Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы: ­ при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу; ­   при   закреплении   полученных   знаний,   что   помогает   обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу; ­ при контроле знаний (творческое применение знаний). Учитель   создает   проблемную   ситуацию,   сообщает   учащимся   факты   и организует     их   учебно­познавательную   деятельность.   На   основе   анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. Леонардо да Винчи сказал: «Теория – это полководец, а эксперимент ­ это   солдаты».   В   процессе   изучения   химии   каждая   практическая   работа является  малым исследованием. Выполняя опыты, ученик не только получает новые   знания,   подтверждает   свою   гипотезу,   но   и   видит   практическую направленность предмета. Исследовательский   метод   организует   творческий   поиск   и   применение знаний,   обеспечивает   овладение   методами   научного   познания   в   процессе деятельности   по   их   поиску,   является   условием   формирования   интереса, потребности в творческой деятельности и самообразовании.  Выполняя   опыты,  учащиеся   заполняют   дневник   учёного.  Такой   приём помогает   учащимся   в   дальнейшем     результаты   опытов   на практических работах по химии. Выполнив опыты, учащиеся представляют свои наблюдения, записывают уравнения реакций, делают выводы, тем самым доказывают гипотезу.   оформить   Для закрепления полученных знаний можно использовать такие  приёмы, как:   «Банк   вопросов»,   минутное   эссе,   синквейн,   рисунок–схема,   кластер, интелект­карта   или   опорный   конспект.   Закрепляют   полученные   знания учащиеся, выполняя упражнения из учебника. Использование  ИКТ помогает проиллюстрировать уравнения реакций просмотром данного опыта. А так же можно  использовать   тренажеры   Интернет­ресурса   school­collection.edu.ru   и других образовательных порталов Использование   представленных   приёмов   способствует   достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:  Метапредметные  результаты       Регулятивные УУД:  самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную проблему, определять цель учебной деятельности;  выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный результат,   выбирать   из   предложенных   и   искать   самостоятельно   средства достижения цели;   составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; в   диалоге   с   учителем   совершенствовать   самостоятельно выработанные критерии оценки;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности;  Коммуникативные УУД:  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Познавательные УУД:   анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;   выявлять причины и следствия простых явлений;  строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление причинно­следственных связей;  работать   с   разными   источниками   биологической   информации, анализировать и оценивать информацию.  формирование   использования Предметные   результаты     и   развитие   компетентности   в   области технологий. информационно­коммуникационных   Предметные   результаты  Существует   пять   основных   принципов   педтехники.   Каждый   из   них реализуется   с   помощью   конкретных   приемов,   которые   в   свою   очередь помогают развитию определенных УУД.  Все нижеизложенные  приёмы давно известны. В определенном смысле эти  приемы – совокупное творчество учителей. 1. Принцип свободы выбора. Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно   не   любят   этого   дети.  Но   этого   можно   избежать   в   рамках современной системы обучения : например; Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у Лысенковой дети сами  выбирают, какие трудные слова должна написать учительница  на доске и так далее. 2. Принцип открытости.  «Я знаю, что я ничего не знаю» ­ говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу, историю » ­ говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы.  3. Принцип деятельности.   Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь,  ведущий к знанию, ­ это деятельность.   Чтобы   знание   становилось   инструментом,   а   не   залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. »  Учитель привлекает детей к новых знаний. Они вместе обсуждают для   чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни. 4. Принцип обратной связи.  Только   учитель   на   уроке   отслеживает   следующие   параметры:   уровень   степень   их   заинтересованности, настроение   учеников, понимания. 5. Принцип идеальности. (высокого КПД )  Максимально   использовать   возможности,   знания,   интересы   самих учащихся   с   целью   повышения   результативности   и   уменьшения   затрат   в  Согласуем   темперамент,   ритм   и   сложность процессе   образования. обучения   с   возможностями   учеников  и   тогда  они   почувствуют   свою успешность и сами захотят ее подкрепить. Подводя   итог,   следует   отметить,   что   использовать   только   одну технологию   невозможно,   целесообразно   сочетать   различные   методы, приемы и формы организации образовательного процесса для достижения наибольшего эффекта от их использования.  Не   стоит   забывать,   что   современного   ученика   чрезвычайно   трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях информационного пространства. У современного подростка преобладает другой тип мышления, и этот факт нельзя игнорировать, а наоборот – необходимо учитывать при подаче материала. Таким образом, использование различных образовательных технологий   позволяющих   воспринимать   и   усваивать   информацию   более эффективно, становится актуальным и способствует достижению результатов современного образования. Приложение № 1 Методика составления опорного конспекта Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос.   Он   призван   помочь   Вам   последовательно   изложить   тему,   а   преподавателю   –   лучше понимать Вас и следить  за логикой Вашего ответа. Правильно составленный  опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намериваетесь рассказать. Это   могут быть чертежи, графики,  формулы   (если   требуется,   с   выводом),   формулировки   основных   законов, определения. Основные требования к содержанию опорного конспекта: 1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса. 2. Логически обоснованная последовательность изложения. Основные требования к форме записи опорного конспекта: 1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было        воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один  полный лист. 2. Структурность.  Весь   материал   должен   располагаться   малыми   логическими блоками,  т.е.  должен   содержать   несколько   отдельных   пунктов,   обозначенных   номерами или   строчными пробелами. 3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали). 4. Унификация.  При   составлении   ОК   используются   определённые   аббревиатуры   и     условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета (ВОВ,РФ,и др)  5. Автономия.  Каждый   малый   блок   (абзац),   наряду   с   логической   связью   с остальными,   должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид). 6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря   чему,   он  лучше   сохраняется   в   памяти.   Он должен   быть  наглядным   и   понятным   не только Вам, но и учителю. 7. Взаимосвязь. Текст   ОК   должен   быть   взаимосвязан   с   текстом   учебника,   что   так   же  влияет на  усвоение материала. Примерный порядок составления опорного конспекта 1.     Первичное   ознакомление   с   материалом   изучаемой   темы   по   тексту   учебника,   картам, дополнительной литературе. 2.   Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей. 3.   Подбор  к  данному   тексту   опорных   сигналов   в   виде   отдельных   слов,   определённых   знаков, графиков, рисунков. 4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного   шрифта и т.д. 5. Составление опорного конспекта. Технология опорного конспекта (ОК) Технология опорного конспекта на разных ступенях обучения выражается в разных видах работы, которые способствует формированию познавательных УУД: Виды работы с ОК, формирующие познавательные УУД Виды работы с ОК Наполнение ОК Исправление ОК Составление ОК учащимися Работа с готовым  ОК Формирование познавательных УУД поиск, получение и использование информации проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения фиксирование информации разными способами;  понимание информации, представленной в разных  формах: изобразительной, схематичной, модельной извлечение нужной информации, соотнесение её с  имеющимися знаниями, опытом Технология учебного сотрудничества.               Технология   учебного   сотрудничества   предполагает   различные   формы   работы, формирующие коммуникативные УУД:   Формы учебного сотрудничества, формирующие коммуникативные УУД        Формы работы Формирующиеся коммуникативные УУД Работа с готовым опорным  понимание и объяснение ОК, составленного другим  конспектом.  человеком, культура речи Работа в группах, парах содействует формированию способности  отстаивать свою  точку зрения, соблюдая правила речевого этикета,  критично относиться к своему мнению, понимать точку  зрения другого,  участвовать в работе группы,  распределять роли, договариваться друг с другом,  предвидеть  последствия коллективных решений.       Технология учебного сотрудничества включает организационные формы, нацеливающие обучающихся   распределять   работу   с   соседом   по   парте,   меняться   ролями,   проверять работу   друг   у   друга,   выполнять   работу   в   малой   группе.   Одновременно,   кооперация   в обучении   позволяет повысить   уровень   осмысления   материала   до   практического использования в жизненных ситуациях, формировать познавательные УУД. Использование        ИКТ С целью формирования УУД на уроках химии значимым считаю в своей педагогической деятельности использование ИКТ. В качестве аргумента при выборе данной технологий, мне   хотелось   бы   привести   слова   Н.Д.   Угриновича,   что   для   жизни   в   информационном обществе,   необходимо   овладеть   знаниями   и   умениями   в   области   информационных технологий. Задания для обучающихся с применением ИКТ, формирующие коммуникативные УУД  Задания  Составление презентаций учащимися Работа с компьютером (выполнение тестов, кроссвордов) Подготовка докладов, рефератов Разработка проектов Научно­исследовательская работа        Формирующиеся коммуникативные УУД сбор, систематизации, классификации, анализ информации; ориентация в информационных  потоках окружающего мира; овладение  практическими способами работы с  информацией;  обмен информацией с помощью современных  технических средств

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа

Использование педагогических технологий деятельностного типа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018