Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык +1
Детсад
10.04.2018
Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также наблюдаются нарушения в развитии речи.
Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребенка способны обеспечить нормальное развитие ребенка, в том числе и речевое развитие.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок в работе с детьми.
песок в развитии речи.docx
Использование педагогом ДОУ светового
стола и техники «рисования песком» для
развития речи дошкольников
Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени
проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех
сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная
активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также наблюдаются
нарушения в развитии речи.
Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в
практической деятельности ребенка способны обеспечить нормальное
развитие ребенка, в том числе и речевое развитие.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно
поэтому мы можем использовать песок в работе с детьми.
Использование техники «Рисование песком» в работе с
дошкольниками дает возможность:
Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
Формировать установку на положительное отношение к себе;
Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память,
образнологическое мышление, пространственное воображение, процессы
саморегуляции;
Коммуникативные навыки;
Развивать творческий потенциал;
Тренировать мелкую моторику рук;
Развивать речь.
Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет
дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и
приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Положительные моменты в работе с песком.
Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос. Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для
развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем
рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.
Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку
проявить свою фантазию.
Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы
бесконечное количество раз.
Оборудование:
Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол,
поднос, бумага,
Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для
арттерапии)
Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.
Условия при работе с песком:
Согласие и желание ребенка.
Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению
занятий.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных
заболеваний и порезов на руках.
Способы засыпания поверхности стола:
• Просеивание,
• Расхлопывание,
• Дождик,
• Торнадо,
• Волна.
Методики рисования песком:
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром большого пальца,
• Рисование щепотью, • Рисование мизинцами,
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем.
Материалы для рисования:
• использование кондитерского шприца,
• использование массажного мячика,
• использование ситечка,
• выдувание рисунка через трубочку для коктейлей,
• использование трафаретов,
• использование декоративных украшений.
При работе с песком можно также использовать различные природные
материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.
Этапы работы с песком:
• Подготовительный (ритуал входа)
• Основная часть
• Заключительный этап (ритуал выхода)
Подготовительный этап
Цель:
Определить правила поведения в песочнице;
(контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей
может сказочный персонаж).
Правила при работе с песком: 1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно
песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно
в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в
других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои
места.
4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком
— помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Основная часть:
Дидактические игры
с использованием песочного планшета направленные на развитие всех
компонентов речевой системы и психических процессов.
Развитие мелкой моторики
• Действия с песком:
Сжатьразжать, захватить в щепотку;
Выложить по насыпанной дорожке камешки;
• Прикосновения к поверхности песка:
Ребром ладони нарисовать геометрические фигуры;
Отыскать в песочнице предметы, определённый предмет;
• Рисование на песке:
«Дорожки», «Заборчики», «Дожди», «Лесенки», «Следы»
Работа с контурами и шаблонами;
Картотека:
Название игры Методика проведения
«Дорожки» Начинаем с простых линий «Дорожка к домику ёжика», затем
переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и
напряжённости
«Заборчики» Рисуем «заборчики» вокруг заданного предмета, домика,
героя. «Дожди» Отрабатываем рисование вертикальных линий
«Лесенки» Учимся совмещать вертикальные и горизонтальные линии
«Обведи по контуру» Обведение пальцем контура или шаблонаподготовка
руки к письму.
• Развитие фонематического слуха
• Автоматизация поставленных логопедом звуков
• Дифференциация звуков
Картотека
Название игры Методика проведения
«Жужжалки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки
«Шипелки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и шипим как змейки
«Собери зоопарк» Нарисовать животных на заданный звук
«Кто живёт в лесу» Нарисовать животных на заданный звук
«Распредели по домикам животных» Изображаем на песочном столе два
домика С и Ш распределям фигурки животных, в названии которых заданные
звуки.
• Расширение и активизация словарного запаса
• Развитие когнитивных процессов
Картотека
«Назови ласково» Пересыпаем песочек, называем его, употребляя
уменьшительноласкательное значение
«Угадай, что я делаю?» Обогащение словаря детей глагольной лексикой
пересыпаю, насыпаю, ровняю, стряхиваю,глажу и т. д.)
«Магазин» Рисуем продукты, предлагаем покупателю.
«Разложи по корзинкам» Рисуем корзину для фруктов, заполняем её, то же
самое с овощами.
«Давайте познакомимся!» Моделирование ситуации для объяснения
значений новых слов.
• Выработка опыта показа значений приставок
• Активизация понимания и употребления предлогов • Создание ситуаций, выраженных предложением, например: «Ёжик
несёт яблоко», «Растёт ёлка».
Картотека
Название игры Методика проведения
«Повтори за мной» Ребёнок повторяет действия педагога, другого ребёнка
по предложенной схеме, проговаривая свои движения: пересыпаю, засыпаю,
подсыпаю, досыпаю.
«Рисункипаутинки» Следуя инструкции, ребёнок рисует фигуры «В
большом квадрате рисуем цветочек, на цветке бабочку» и т. д.
«Составь предложение» Составление предложений по собственным
рисункам.
• Активизация и обогащение словаря
• Развитие диалогической речи
• Формирование высказываний
Картотека
Название игры Методика проведения
«Рисуем сказку» Рисуем декорации к знакомой сказкеобыгрываем
словесно,
Рисуем героев сказки, которую читает педагог, рассказывает ктото из
детей.
«Превращалки» Педагог составляет диалог между персонажами, создаёт
мотив для активного говорения и формирует ситуацию успеха.
Заключительный этап.
Ритуал выхода
Сказочный персонаж, который приглашал детей к игре, объявляет об
окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну»,
привести в первоначальный вид.
Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени
хозяина песочной страны.
Рекомендуемая литература: 1. Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная
игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
– 50 с.
2. Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке:
Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 340 с.
3. Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная
страна внутри нас // ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М.
: Речь, 2005
4. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _
СПб. : Речь, 2006 – 208 с.
5. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому"
ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2е издание. СПб. : Институт
специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.
СПб. :ООО «Издательство «Детствопресс»,2011
7. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация
педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста.
Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных
учреждений. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май
2012. Статья О. А. Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С.
30.
9. Журнал «Дошкольное образование», июнь 2012. Статья М. Базыкина.
Кино про лето. С. 41.
10. Журнал «Обруч», №3,2012. Статья Н. Иванова. По ту сторону стекла.
С. 30.
Я глажу ладошками
Тёплый песок
Рисую кораблик,
А рядом –цветок.
И мамина кошка,
И деда гармошка, Летящий журавлик
И буква : «Антошка».
Струятся песчинки,
Сижу не дышу,
Ведь мира картинки
В ладошках держу.
В. Шипунова
Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Использование педагогом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.