Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене
Оценка 4.7

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Оценка 4.7
Игры +3
docx
физическая культура +1
5 кл—11 кл +1
22.03.2018
Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене
Учиться играть в волейбол необходимо начинать постепенно, начиная с подвижных игр. За счёт использования большого арсенала различных подвижных игр можно постоянно расширять вариативность многоплановых тактических действий и формируемых навыков, и именно через игру пытаемся развивать самостоятельную деятельность детей, способствующую их всестороннему развитию, формированию и сплачиванию коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Стремимся, чтобы игра всегда выступала одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, игра обязана дарить детям сиюминутную радость, с другой - она всегда должна быть направлена в будущее, должна моделировать какие-либо жизненные ситуации.Учиться играть в волейбол необходимо начинать постепенно, начиная с подвижных игр. За счёт использования большого арсенала различных подвижных игр можно постоянно расширять вариативность многоплановых тактических действий и формируемых навыков, и именно через игру пытаемся развивать самостоятельную деятельность детей, способствующую их всестороннему развитию, формированию и сплачиванию коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Стремимся, чтобы игра всегда выступала одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, игра обязана дарить детям сиюминутную радость, с другой - она всегда должна быть направлена в будущее, должна моделировать какие-либо жизненные ситуации.
ispolzovanie_podvizhnyh_igr_pri_nachalnom_obuchenii__voleybolu.docx
«Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене» Учиться   играть   в   волейбол   необходимо   начинать   постепенно,   начиная   с подвижных игр. За счёт использования большого арсенала различных подвижных игр   можно   постоянно   расширять   вариативность   многоплановых   тактических действий   и   формируемых   навыков,   и   именно   через   игру   пытаемся   развивать самостоятельную   деятельность   детей,   способствующую   их   всестороннему развитию, формированию и сплачиванию коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Стремимся, чтобы игра всегда выступала одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, игра обязана дарить детям сиюминутную радость, с другой ­ она всегда должна быть   направлена   в   будущее,   должна   моделировать   какие­либо   жизненные ситуации. Убыстрение   темпа   современной   жизни   ставит   задачу   более   активно использовать игру для воспитания ребят. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, обеспечения комфортного состояния. Организация   занятий   по   физическому   воспитанию   приобретает   самые разнообразные   формы,   основной   из   которых   является   урок.   Урок   для   нас является основной формой занятий, как в общем физическом воспитании, так и в спортивной специализации. В   своей   работе   используем   и   неурочные   формы:   занятия   в   кружках физической   культуры,   секциях   общей   физической   подготовки,   проведение соревнований, походов. Подвижные игры включаем во все части урока. Если включаем подвижные игры в основную часть урока, то эта игра содержит элементы техники данного вида спорта. Когда подвижные игры включены в заключительную часть, то они снижают   мышечное   напряжение,   восстанавливают   дыхание   и   кровообращение, создают   бодрое   настроение.   К   таким   играм   относятся:   "Падающая   палка", "Летучий мяч", "Защита булав" и другие. Эти игры небольшой подвижности и в то же   время   способствуют   закреплению   учащимися   отдельных   элементов,   если методически правильно использованы. Многие игры, например русская лапта, в зависимости от целевой установки (подготовки), носят характер элементарных подвижных игр. Подвижные   игры,   также   как   и   спортивные,   используем   для   решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость,   смелость,   решительность,   инициативу,   сообразительность   и мышление. 1 В   спортивных   играх   продолжается   закрепление   и   совершенствование естественных   навыков   в   беге,   прыжках,   метаниях;   воспитываются   такие физические качества, как выносливость, быстрота, ловкость, сила, коллективизм, честность;   оказывается   содействие   нормальному   формированию   и   развитию организма детей, укреплению их здоровья. В   5   классе   развиваем   способность   у   ребят   объективно   распределять товарищей   по   командам,   уметь   организовывать   действия   своей   команды, проводить подвижную игру, самостоятельно использовать судейские навыки. В этом классе продолжается совершенствование физических и морально­волевых качеств,  особое  внимание   уделяем   развитию   силы   в  сочетании  с  ловкостью  и быстротой, ориентировке в сложных условиях игры. Здесь начинается овладение элементарными   навыками   владения   мячом,   необходимыми   для   изучения спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола. Игры для учащихся 5 класса:   с элементами бега: "Бег за флажками", "Круговая эстафета", "Перебежка с выручкой";  с   метанием,   передачей   и   ловлей   мяча:   "Перестрелка",   "Пионербол", "Защита укреплений";  с   прыжками:   "Прыжок   за   прыжком",   "Удочка   командная",   эстафеты   с прыжками;  с   элементами   сопротивления:   "Тяни   в   круг",   "Бой   петухов", "Перетягивание в парах". Также в 5 классе подвижные игры используем в целях освоения техники и тактики спортивных игр. В 6 классе в подвижные игры ещё больше включаем элементы спортивных игр, гимнастики и лёгкой атлетики. Повторяются и усложняются игры, изученные в предыдущих классах:   игры с элементами баскетбола и ручного мяча ­ типа эстафет, борьбы за мяч между командами: "Мяч капитану", "Пионербол", "Мяч ловцу", "Борьба за мяч";  игры   с   элементами   волейбола   типа   встречных   и   линейных   эстафет   с передачей мяча по кругу: "Пасовка волейболистов", "Летучий мяч", "Встречная волейбольная пасовка над сеткой"; 2  игры с элементами футбола ­ передача мяча по кругу ногой: "Ножной мяч в кругу", эстафеты с гонкой мяча ногой, салки мячом;  игры с прыжками ­ командные соревнования в прыжках с места в длину: "Челнок" и другие;  игры   с   элементами   сопротивления:   "Перетягивание   через   черту", повторение изученных ранее игр. В 7 классе используем:   игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа гонок и передач мяча разными   способами   в   командах,   игры   типа   эстафет   и   борьбы   за   мяч   между игроками разных команд ­ "Рывок за мячом", "Борьба за мяч";  игры с элементами волейбола типа эстафет с передачей мяча ­ "Встречная волейбольная пасовка над сеткой", эстафета с элементами волейбола;  игры с элементами футбола типа эстафет с передачей мяча, борьбой за мяч разученными приёмами ­ "Пробей стенку", эстафета с ведением мяча с ногой;  игры с прыжками типа эстафет ­ эстафета с чехардой и другие;  игры с элементами сопротивления. В 8 классе игры используем на уроках как подготовительные к той или иной спортивной игре, как средство закрепления отдельных приёмов и навыков:   игры с элементами баскетбола и ручного мяча. Использую изученные игры, а также "Наперегонки с мячом", "Нападают пятёрки" и другие;  игры   с   элементами   волейбола.   Кроме   "Пасовки   волейболистов" применяются игры типа "По наземной мишени", различные эстафеты;  игры   с   элементами   футбола   ­   "Мяч   ногой   и   головой   через   сетку", "Эстафета с ведением мяча ногой". Средства, при помощи которых мы устанавливаем возможность усиливать или уменьшать темп игры, её общую подвижность и её эмоциональность:   установление   кратковременных   перерывов   или   проведение   игры   без перерывов;  увеличение или уменьшение времени на перерывы в игре; 3  увеличение или уменьшение количества повторений игры или её отдельных эпизодов;  увеличение или уменьшение общего времени на игру;  удлинение   или   сокращение   дистанций   для   перебежек,   расширение   или сокращение   общего   участка   для   игры;   облегчение   или   уменьшение   (или осложнение и увеличение) количества препятствий; облегчение или увеличение веса передаваемых (перебрасываемых) предметов;  увеличение   или   уменьшение   числа   игроков   в   командах   или   играющем коллективе; проведение групповых игр со всеми участниками (например, в одном круге) или разделение играющих на две или несколько подгрупп, в каждой из которых одна и та же игра ведётся самостоятельно (например, в трёх отдельных кругах). Движение   плюс   эмоции   снимают   многочисленные   стрессы,   оказывают благотворное   влияние   на   обмен   веществ,   тренируют   сердечно­сосудистую   и дыхательную   системы,   одновременно   развивая   и   совершенствуя   мышечный   и опорно­двигательный аппарат. Использование   подвижных   игр   благотворно   воздействует   на   умственные способности.   Улучшаются   такие   параметры,   как   память,   сообразительность, быстрота реакции и концентрация внимания. Причина ­ в улучшении циркуляции крови к мозгу, которая повышает эффективность работы центральной нервной системы. В   комплексной   программе   физического   воспитания   учащихся общеобразовательной школы изучение волейбола на уроках предусмотрено с V по ХI  классы.  В  V  классе   наши   школьники   осваивают   волейбол   соответственно комплексной   программе,   изучая   стойки,   виды   перемещений,   передача   мяча сверху и снизу двумя руками. Применяем и учебную игру, включая упражнения в передаче   мяча   в   парах   через   сетку,  натянутую   вдоль   всего   спортивного   зала. Этому способствует проведение правильно подобранных подвижных игр. Игры помогают решать важные социально­ педагогические задачи,   прежде всего, способствуют созданию коллектива. Коллективное начало подвижных игр формирует и положительные черты характера школьников, повышает уровень их нравственных   качеств.   В   процессе   регулярного   участия   в   играх   воспитывает способность   наиболее   полно   оценивать   достигнутое   в   игре,   что   чрезвычайно важно в общем воспитательном процессе. Передача   мяча   сверху   двумя   руками   на   месте,   после   перемещения. Данный  технический  приём  изучался  в  V  классе,  по  этому  на  первых   уроках волейбола в  VI  классе идёт повторение техники передачи мяча сверху двумя 4 руками   на   месте,   затем   начинают   изучение,   закрепление   и   совершенствование техники передачи мяча после перемещений. В ходе обучения обращаем внимание учащихся   на   быстроту,   четкость   и   своевременность   выхода   к   мячу. Совершенствование   данного   приема   на   уроках   способствуют   игровые упражнения, подвижные игры. “ Точно водящему “.  Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1­3 водящих с мячами. Они по очереди набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча сверху двумя руками, точно передать (возвратить передачей) мяч водящему. “ Свеча “.  На   площадке   наносят   круг  диаметром 2  м,  в  центре   его  мяч. Игроки,   расположившись   в   колонну   по   одному,   по   очереди   входят   в   круг   и выполняют   десять   передач   мяча   сверху   двумя   руками   над   собой.   Каждую передачу выполняют на высоте 3м. За недостаточную высоту передачи и за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок, у которого меньше штрафных очков. “Эстафета   парами“.   Игроки   двух   команд   распределяются   парами   и выстраиваются перед линиями старта. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу   они   начинают   продвижение   вперед,   делая   друг   другу   передачи, пересекают линию финиша (противоположный конец площадки) и, не переставая передавать мяч, друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает   вторая   пара,   а   закончившие   упражнение   занимают   место   в   конце колонны. Падение мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команды. Приём мяча с низу двумя руками на месте, после перемещения. Техника выполнения этого игрового приёма на месте, также как и передачи мяча, сверху двумя руками, изучалась в 5 классе, поэтому технология повторения и обучения приёму мяча снизу двумя руками после перемещения аналогична рассмотренной выше. Из подвижных игр используют “ Кто точнее? “ и “ Обстрел чужого поля “ “Кто точнее?“. Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в 5 м от стены, на которой в 3 м от пола нарисован квадрат 2х2 м. Игроки по очереди выполняют передачи мяча снизу (сверху) двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своих колонн. Побеждает команда, попавшая в квадрат большее число раз. “   Обстрел   чужого   поля   “.  На   боковых   линиях     волейбольной   площадки наносят   два   круга   диаметром   два   метра   один   напротив   другого.   Поочередно игроки   входят   в   круг   и   выполняют   передачу   мяча   двумя   руками   снизу   или сверху, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок получает одно штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает ученик, набравший наименьшую сумму штрафных очков. 5 Прямой нападающий удар после подбрасывания. Нападающий   удар   является   очень   сложным   техническим   приемом. Современный волейбол не может существовать без этого технического приема. Обучение этому приему я начинаю ударами по мячу с места, возле стены в пол расстояние   от   стены   3­4   метра.   После   этого   переходим   нападать   к   сетке.   С начало   с  места   в   прыжке,  потом   с  двух   шагов  разбега.   Обучающиеся   быстро осваивают этот прием, когда используется наглядность: фотографии, плакаты, видеосъемка, и.т.д. «Точный   нападающий».  Класс   делится   на   две   команды.   Одна   команда располагается в колонне по одному по направлению к сетке в 4 зоне, другая на противоположной стороне площадке во 2 зоне, в 3 зонах у двух команд лежат обручи в них лежат, мячи ровно столько, сколько игроков в команде. Играющие по   очереди   становятся   в   3   зону   и   набрасывают   мячи   для   нападения   своим игрокам,   каждый   игрок   выполняет   нападающий   удар,   через   сетку   стараясь попасть   в   площадку,   Считается   количество   точных   попаданий,   чья   команда больше   попадет.   Все   игроки   делают   по   одному   удару,   после   этого набрасывающего меняет следующий игрок. Можно проводить в виде эстафеты. “ Подай и попади “. Игроки двух команд располагаются на своей половине площадки вначале в 4 – 5 м. от сетки. У каждой команды по 5 – 7 мячей. По сигналу учителя игроки обеих команд поочередно выполняют подачи, стремясь попасть  в  пределы  площадки команды соперников. Игроки,  ожидающие  своей очереди, собирают мячи и направляют их к месту подачи. Если у игрока подача не   получилась,   ему   предоставляется   ещё   одна   попытка,   если   на   этот   раз   он ошибся, то подача считается не выполненной и игрок получает штрафное очко. Побеждает   команда,   у   которой   на   счету   окажется   больше   точных   подач.   “ Двадцать   пять  “.   Игра   получила   название   от   ведение   счета   в   правилах волейбола. Раньше если игрок не подал подачу, то считалась потеря подачи, а сейчас   по   новым   правилам   волейбола,   команда   теряет   очко.   И   поэтому   при разучивании любой подачи детям приходится напоминать об этом очень главном моменте. Игра похожа на игру “ Подай и попади “. Каждый игрок, попавший мячом   на   другую   сторону   площадки,   приносит   одно   очко   своей   команде. Команды   подают   подачи   по   очереди.   В   командах   должно   быть   одинаковое количество   участников.   Команда,   набравшая   быстрее   25   очков,   считается победителем. Нижняя   прямая   подача.  Этот   прием   изучают   после   овладения   нижней боковой подачи. Обучение технике  нижней прямой подачи начинаем с имитации движений   без   мяча.   Затем   шестиклассники   в   парах   производят   подачу   мяча партнеру и, наконец, осваивают подачу мяча через сетку высотой 2 м, находясь от неё   в   4   м.   Постепенно   подающие   в   процессе   закрепления   навыка   отходят   от сетки, приближаясь к месту подачи у лицевой линии на расстоянии 9 м. 6 “Снайперы“.  Команды   располагаются   в   шеренгах   на   лицевых   линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по пять подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и. т д. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков. При ошибках мяч переподавать не разрешается. «Сумей передать и подать». Играющие выстраиваются в две колонны в 3 м от стены и соревнуются в передачах в стену и в подачах на точность. По сигналу 1 номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стену, после чего бегут на свою половину площадки и производят по 3   подачи. Как только первый номер Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильно выполненные передачи игроку начисляют одно очко, подачи 3 очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Приём   мяча   с   подачи.  Закономерно,   в   методическом   плане   на   уроках обучения введению мяча в игру нижними боковой и прямой подачами учить и приему мяча, так как без подачи и приёма мяча с подачи не бывает игры. Этому техническому приему следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависит от траектории и скорости полёта мяча. Определив направление, траекторию и скорость полета мяча, учащийся должен, быстро переместится к месту его предполагаемого падения, и принять исходное положение: ноги согнуты в коленных суставах, одна несколько впереди, туловище наклонено вперед, руки сложены в замок, выпрямлены и направлены вниз вперед. Мяч   принимают   на   предплечья,   ближе   к   кистям,   ноги   и   туловище   при   этом последовательно выпрямляют. За счет согласованного движения ног, туловища и рук   вперед­вверх   мячу   придают   нужное   направление.   При   закреплении   и совершенствовании   этого   технического   приема   мы   используем   упражнения   в приеме нижней прямой подачи в разных зонах, а также подвижные игры «Сумей принять», «Кто лучший». “Сумей   принять”.  Игроки   в   парах   располагаются   на   боковых   линиях волейбольной площадки напротив друг друга. По команде игроки одной команды посылают мячи партнерам другой команды, которые стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач одним из изученных способов, затем игроки меняются ролями. В каждой паре побеждает тот, кто большее количество, раз принял мяч без ошибки. “Кто лучший?”. Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый принимает по 10 подач. За прием мяча начисляют очки: 2­при ошибке на приеме; 3­прием без технической ошибки; 4­прием без ошибки, мяч доведен в зону нападения; 5­дана хорошая передача сразу на удар. После приема 10 передач игроки меняются зонами. Побеждает игрок, набравший наибольшую сумму очков. 7 Игра в “Пионербол” (15 мин). Мяч в игру вводят нижней прямой подачей. Свободные от игры ученики сдают контрольные нормативы по ОФП: Прыжки со скакалкой за 1 мин; поднимание туловища за 30 сек. В   процессе   игры   в   волейбол   для   учащихся   характерны   разнообразные чередования   движений,   быстрая   смена   ситуаций,   изменение   интенсивности   и продолжительности   деятельности   каждого   игрока.   Условия   игровой деятельности   приучают   занимающихся:   подчинять   свои   действия   интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно   следить   за   ходом   игры,   мгновенно   оценивать   изменившуюся обстановку и принимать правильные  решения. Для   повышения   эффективности   опережающего   обучения   волейболу   следует широко внедрять домашнее задание. Так при закреплении и совершенствовании технического приема на занятиях по волейболу в качестве домашнего задания предлагается   развитие   необходимых   физических   качеств.   Проверяется   же выполнения домашнего задания при помощи эстафет и подвижных игр. И в целом предложенная технология проведения уроков игровой направленности позволяет   раскрыть   не   использованные   резервы   урочной   формы   обучения, повышать эффективность школьной физический культуры.  Исходя из данных выводов можно смело заявить о том, что на уроках обучения волейболу целесообразнее использовать методику опережающего обучения, чем нашу традиционную методику школьной программы. Литература. Железняк Ю.Д., и Войлов А.А. Волейбол: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу // «Физическая культура в школе», 1994 №1. Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу // «Физическая культура в школе», 1994 №2. Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу // «Физическая культура в школе», 1996 №1. 8 Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. ­ Киев: Здоровье, 1986. ­ 216 с.   Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии. ­ М.: Просвещение, 1994. ­ 138 с.  Матвеев   Л.П.   Теория   и   методика   физической   культуры   ­   М.:   Физкультура   и спорт, 1991.  ­ 543 с. 9

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене

Использование подвижных игр при начальном обучении волейболу в среднем звене
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018