определить знание учителем методов практического обучения двигательным действиям, а также умение целесообразно подбирать и эффективно использовать их в учебном процессе.
Как сочетались на уроке основные принципы обучения, к примеру сознательность и активность. Сознательность в обучении связана прежде всего с пониманием цели учения, понимания того, для чего нужен изучаемый материал. Сознательное усвоение задания, осмысленное формирование двигательных умений и навыков невозможно без активности занимающихся.
Использование практических методов обучения
двигательным действиям.
Задачи наблюдений: определить знание учителем методов практического
обучения двигательным действиям, а также умение целесообразно
подбирать и эффективно использовать их в учебном процессе.
Содержание анализа.
1. Варианты расчлененного (по частям) разучивания двигательных
действий: раздельное разучивание составных частей движения с
последующим объединением их в единое целое; последовательное
«поточное» разучивание элементов гимнастической комбинации,
связывая очередной элемент с предыдущим и др. Целесообразность
избранного расчленения, соблюдения меры в изолированной работе над
составными частями, своевременность перехода к целостному
выполнению разучиваемого; внимание к организации процесса
запоминания учащимися элементов и связей между ними. Подводящие
упражнения, используемые для облегчения усвоения целостного
двигательного акта. Закрепление усвоенного, доведение его до
непринужденного, выразительного исполнения.
2. Вариант целостного разучивания двигательных действий:
первоначальное разучивание в упрощенной форме; разучивание в
облегченных условиях; целостное разучивание в основном варианте и
др. Целесообразность избранного варианта, наличие необходимых
предпосылок для полноценного обучения (достаточная физическая,
координационная и психологическая подготовленность учащихся),
невозможность расчленения двигательного действия на части; простота
двигательного действия, особенно при хорошей подготовке учеников.
3. Умение акцентировать внимание учащихся на основе (основном
механизме) техники движений, затем – на более существенных деталях
и, наконец, на всех деталях (с учетом индивидуальных возможностей
учащихся); умение своевременно обнаружить и исправить допускаемые
учащимися общие и индивидуальные ошибки, переключать их от
выполнения упрощенных форм действий в облегченных условиях к
углубленному разучиванию в типичных ситуациях, совершенствование в
технике и закрепление навыка в усложненных, изменяющихся условиях.
4. Умение в ходе обучения рассчитать первоначальные нагрузки и
постепенно увеличивать их с целью совершенствования действий,
обеспечения развития интеллектуальных, двигательных и волевых
качеств. Результативность обучения.
Примечание. Следует охарактеризовать и оценить целесообразность
выбора той или иной методики обучения двигательным действиям на
уроке. Дать советы, высказать рекомендации по устранению выявленныхнедостатков с целью улучшения качества учебновоспитательного
процесса.
Проследить, как учитель использовал игры и соревнования в условиях
усложнения двигательной деятельности. Примененные учителем игры,
игровые и соревновательные упражнения; их соответствие программным
требованиям, уровню подготовленности детей, условиям занятий, логике
учебного процесса. Разработанность конкретных воспитательно
образовательных и гигиенических задач при выполнении игровых и
соревновательных упражнений (обучение самостоятельному применению
приобретенных умений и навыков в усложненных условиях,
совершенствование в технических и тактических действиях, воспитание в
игре моральных и волевых качеств стимулирование процесса физического
развития и т.д.). Умение учителя сконцентрировать внимание
занимающихся на качестве действий и поступков, добиваться
своевременного понимания и исправления недочетов и ошибок,
корректировать эмоциональные проявления.
Качество судейства игры, соревнования; его влияние на поведение
занимающихся, умение определить результаты и оценить достижения, а
также недостатки в коллективных и индивидуальных действиях
участников игры, соревнования; способность учащихся наметить задачи
дальнейшего совершенствования в данном виде игровой и соревновательной
деятельности.
Как сочетались на уроке основные принципы обучения, к примеру
сознательность и активность. Сознательность в обучении связана прежде
всего с пониманием цели учения, понимания того, для чего нужен
изучаемый материал. Сознательное усвоение задания, осмысленное
формирование двигательных умений и навыков невозможно без
активности занимающихся.