ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка 4.9
Научные работы
docx
информатика +1
5 кл—8 кл
10.07.2019
В статье рассмотрены вопросы организации образовательного процесса в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, с позиции системно-деятельностного подхода, достижения метапредметных результатов, охарактеризован потенциал метакогнитивных (рефлексивных) педагогических технологий и опыт их реализации в процессе обучения физики и информатики
Статья.docx
Моисеева Ирина Вячеславовна, учитель физики и информатики
МБОУ «СОШ №29», г. Северодвинска, высшая кв.кат.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МЕТАКОГНИТИВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В связи с введением федеральных образовательных стандартов общего образования
(ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) качественно изменяются подходы к обучению.
Особую значимость начинают играть новые технологии, направленные на личность, ее
развитие. В современном обществе более востребованными становятся люди с креативным,
творческим складом ума, которые способны находить нестандартные решения нетривиальных
задач, выходить за рамки привычных способов работы, создавать нечто новое.
Творческая личность рождается тогда, когда обучающиеся учатся самостоятельно
применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет
речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к результатам
собственного труда.
Как можно оценить: сформировалась творческая личность или нет? Я считаю, что в
качестве такого показателя может выступить участие детей в различных конкурсах,
олимпиадах, создание проектов и исследований по предмету, когда обучающиеся ищут
возможности реализовать себя не только в рамках урока, но и пытаются таким образом
расширить свои знания в изучаемом предмете. В свою очередь, участие детей в творческих
конкурсах обогащает их знания, дает новый источник творческого вдохновения, развивает
творческую сущность самого ребенка.
Но, чтобы ребенок захотел изучать больше, открывать новые знания в рамках
предмета необходимо его увлечь, научить «видеть шире» того, что изучается в рамках
программы.
Кроме того, в процессе обучения и воспитания обучающиеся должны сами добывать
знания, а это возможно только при личной заинтересованности в данном предмете. Таким
образом, актуальным становится и вопрос мотивационной деятельности обучающихся, а
также саморефлексии.
Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Одной из причин снижения
мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом
информации, которую необходимо освоить выделением главного из обилия информации,
систематизацией и представлением информации в требуемом виде. Отсюда непонимание как
сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание для чего это
необходимо. В результате у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта.
Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету. Естественно,
ни о какой креативности тогда и речи быть не может. Т.о., необходимо менять сам подход к
обучению, используемые технологии и методы, позволяющие решить проблему нежелания
учиться, проблему снижения качества образования. В решении данных задач помогут
1 метакогнитивные образовательные технологии, которые направлены на развитие процесса
познания, творческой активности личности.
Как же на уроках развивать креативность? Согласно Большому психологическому
словарю (сост. Мещеряков Б., Зинченко В.), креативность (англ. creativity) творческие
возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах,
общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее
отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Среди условий,
стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие: ситуации
незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и
независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;
внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию
креативности: избежание риска; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие
стереотипы в мышлении и поведении; конформность; неодобрительные оценки воображения
(фантазии), исследования; преклонение перед авторитетами.
В моей практике собую роль стали играть метакогнитивные образовательные
технологии.
Метакогнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие
интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной
деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных
способностей. То есть, это технологии, направленные на достижение метапредметных,
личностных результатов.
К метакогнитивным (метапредметным) технологиям относятся следующие
технологии: диалогового взаимодействия, развития критического мышления,∙ педагогических
мастерских, ∙ кейстехнологии, ∙ исследовательские, ∙ технология развивающего обучения Д.Б.
Эльконина В.В.Давыдова, ∙ технология развития критического мышления через чтение и
письмо, ∙ технология проектного обучения (метод проектов), ∙ интерактивные технологии, ∙
технология французской мастерской и др.
Главным приобретением использования метакогнитивных педагогических
технологий в обучении становится развитие способности самостоятельно учиться и
способности к непрерывному самообразованию.
В контексте ФГОС ОО на первый план в учебновоспитательном процессе
выдвигается не сумма знаний учебного материала, а формирование интеллектуальных умений
(предметных и метапредметных), опыта принятия решений, формирование у учащихся
ответственности за свое обучение, умение контролировать учебный процесс. Целью учителя в
процессе обучения становится достижение обучающимися планируемых результатов,
прописанных в
федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования (ФГОС НОО,ФГОС ООО, ФГОС СОО). Естественно, в связи с изменениями
требований к образовательным результатам должны измениться и подходы в их реализации,
изменения должна претерпеть методика обучения.
Таким образом, использование метакогнитивных технологий как средства
достижения метапредметных результатов образования позволяет повысить эффективность
образовательного процесса в целом, обеспечивает формирование важнейшей компетенции
личности – умения учиться.
2 Развитие творчества у обучающихся требует отхода от традиционных форм и
методов работы к инновационным технологиям, интерактивным методам. Наиболее
любимыми в работе стали приемы педагогической техники, описанные в одноименной книге
А.Гина: Базовый лист контроля, Опрос по цепочке, Взаимоопрос, Щадящий опрос, Идеальный
опрос, Привлекательная цель, Удивляй, Фантастическая добавка, Лови ошибку, Вопрос к
тексту, Своя опора.
Каждый урок должен содержать чтото, что вызовет удивление, изумление, восторг
учеников одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть
интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже
известному.
Т.о., в процессе творческой работы с детьми важную роль играют «изюминки»
педагогического стиля, способов работы. Такими «изюминками» в моей работе стали
следующие приемы.
Элементы театрализации:
1.
Например:
− Представление электрического тока в металлах (девочки положительные
ионы в узлах кристаллической решетки, мальчики – электроны)
− Параллельное и последовательное соединение проводников
− Подсоединение амперметра и вольтметра: каждый играет свою роль…
− Пантомима: отгадать физическое явление, отгадать физический прибор/
устройство компьютера, отгадать физической термин, броуновское движение (также
можно использовать в качестве физкультминутки), представьте себя жидкостью в
капилляре, изобразить логические приемы формирования понятий и др.
2.
Роли для класса на урок (первое время, закрепленные за конкретным
обучающимся, а затем сменные): Фоманеверующий, Связник (связь материала с ранее
изученным, его роль в теме; связь с другими учебными дисциплинами), Подводящий итог
(какая мысль – вывод, результат – на уроке была главной), Спонсор знаний (для
отстающих, проболевших), Почемучки, Штурман (программа повторение по пройденному
материалу), Адвокат, Хранитель времени
3.
Начать урок с притчи, высказывания, как этап снятия страха перед
началом занятия. Спросить смысл сказанного, а «что я хотела этим сказать…», «какой
посыл я вам дала…».
4.
Намеренные ошибки
В ходе урока совершаю намеренно ошибки при рассмотрении материала. Тому, кто
обнаружит мою ошибку, пятерка в журнал. Этот прием позволяет удерживать внимание
обучающихся в течение всего урока.
5.
Начало урока – неизвестная тема: Что в черном ящике, Разгадай
кроссворд, анаграмму, Найди подсказки в кабинете, догадайся о теме.
6.
Физкультминутки
Провожу в форме повторения темы: если ложь – встать, если правда – сесть
7.
8.
9.
10.
Метод незаконченных предложений, инструкционные карты к уроку
Синквейн
Методика Графические организаторы: «Кластеры»
Методика Перепутанные логические цепочки
3 11.
Ментальные карты (карты памяти Интеллекткарты, mind maps) –
визуальное мышление
12.
Кто следит за новостями:
Я применяю также метод соотнесения с современной действительностью:
связь с новостями (напр., при изучении раздела физики «Оптика» урок посвященный
зеркалам я начала с новостной информации: «В финансовом центре британской
столицы объявился злостный вредитель. Он расплавил зеркало, эмблему и покраску
кузова припаркованного на стоянке роскошного "Ягуара", сжег сиденья нескольких
велосипедов, испортил облицовку зданий и ковровое покрытие парикмахерской.
Досталось от него и прохожим, получившим легкие ожоги». В ходе занятия
необходимо было найти виновника всех бедствий – «Виновником всех этих бедствий
оказался небоскреб возводимого в лондонском Сити нового, 37ми этажного офисного
здания, слегка вогнутой формы.»
13.
Нестандартная тема – не тема учебника:
Пример: МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ интерференция света, СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ –
зеркало, отражение света, ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК – давление газов. Закон Паскаля, 10
Двоичное кодирование, ЗАПИСНАЯ КНИЖКА Базы данных и др.
−
14.
При решение задач использую следующие методы:
Групповое решение (назначить одного ответственного в группе –
сильного ученика – самостоятельно, затем каждый набирает себе группу, по очереди
называя имя ребенка). Решают задачи одинаковые, вызываю к доске любого из группы.
Ему подсказывать нельзя. Он зарабатывает балл для всей группы.
− Если решаем разные задачи в группах, то обязательное задание
остальным группам задать вопрос решающим по задаче.
−
Работа по колонкам: решаем одинаковые задачи. Первый решивший
задачу на данной колонке ученик проверяет решение у учителя, получая подпись в
тетрадь. При правильном решении ребенок записывает себя на доске и становится
учителем для данной задачи. Все оставшиеся ученики данной колонки должны
отчитаться по задаче записанному на доске ученику. В этот момент ктото может
успеть решить задачу быстрее и стать учителем второй задачи. Тем, кто на доске
зафиксирован – 5 в журнал, остальным по количеству подписей в тетради.
Отчитываются все.
− Сравни с образцом (ответы могут быть спрятаны в разным местах класса,
ученикам выдается план ответов в кабинете; при решении они сверяются с ответами –
нет необходимости делать физкультминутку)
− Помощь друга (спонсора знаний), помощь учителя
− Использовать задачишутки, нестандартные задачи. Например, задачи в
стиле Григория Остера, задачи межпредметные (из художественной литературы)
Немаловажным является и этап рефлексии на уроке. Большее значение на этапе
рефлексии играет формирующее оценивание. Такое оценивание нельзя свести к сумме
качеств и характеристик. Это оценивание подразумевает анализ своей деятельности с
последующей постановкой цели и задач для решения возникающих проблем.
Вопросы рефлексивного оценивания:
4 Что нового ты узнал, чему научился? Насколько продвинулся к цели? Как решал
учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении? Какие знания и умения
понадобились, чтобы решить поставленную задачу?
Вопросы на прогностическую оценку:
Что из этого ты сможешь выполнить сразу? Для выполнения каких заданий
потребуется помощь учителя (товарища)? Сможешь ли ты решить аналогичную задачу сам?
В качестве подсказок, «мотиваторов» анализа деятельности для обучающихся
вывешиваю рефлексивный экран, созданный по методу незаконченных предложений:
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
…
Кроме того, для отражения «картины урока» в целом использую Интерактивный
рефлексивный экран. Во флипчарте (созданном в программе Active Inspire) на экран
выносятся цветы, цвет которых соответствует общему впечатлению от урока. Делается вывод
о том, как весь класс совместно поработал над темой урока.
комбинированные
Для возможности индивидуальной рефлексии использую оценочные листы:
ОЛ умений/знаний по теме
ОЛ работы, включения в деятельность
ОЛ как средство подготовки к контрольной работе, зачету
ОЛ групповой работы
Применение данных технологий и методик позволяет вызвать интерес учащихся к
предмету, повысить мотивацию, что, в свою очередь, ведет к проявлению творческой
активности обучающихся. Каждый из детей имеет возможность найти свой «островок
интереса» в достаточно сложных предметах информатика и физика. Мотивированные таким
образом дети принимают участие в конкурсах, олимпиадах, создают проекты в рамках
предметной области. Ктото находит себя в теоретической информатике и физике, ктото в
творческих проектах.
Т.о., использование инновационных технологий и методов, в сочетании с проектной
деятельностью обучающихся, участием их в конкурсах интеллектуального и творческого
характера позволяют развивать качества, обеспечивающие активность и самостоятельность в
творческом овладении знаниями и применении их моими учениками на практике.
«Если ученик в школе не научился сам ничего
творить, то и в жизни он будет только подражать,
копировать»
Л.Н. Толстой
Информационные источники:
5 1. Кулюткинн Ю.Н., Муштавинская И.В., «Образовательные технологии и
педагогические рефлексии», Спб.:СпбГУПМ, 2002.
2. Иваньшина Е.В. Муштавинская И.В. «Критическое мышление на уроках
естествознания. Естествознание в школе» 2004 №3.
3. Г. Альтшуллер Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения
изобретательских задач
4. Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В. Ю., Серединский А. Теория решения
изобретательских задач
5. Альтов Г. И тут появился изобретатель.— М.: «Детская литература», 1989.
6. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия
творческой личности.— Минск: «Беларусь», 1994.
7. Гин А.А. Приемы педагогической техники.— М.: «ВитаПресс», 1999.
6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.