Использование приёмов ТРКМЧП на уроках

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 15.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Для этого используют различные приёмы обучения.В работе описаны некоторые из них,. Они доступны и нравятся детям.В работе описаны несколько приёмов оучения, которые можно использовать на уроках
Иконка файла материала Приёмы работы на уроках.doc
На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с  информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Для этого  используют различные приёмы обучения: 1.Приём  «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации: ­головы, в которой обозначается вопрос или проблема; ­косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия  того или иного явления, проблемы; ­косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин; ­хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу. Эта   графическая   техника   представления   информации   позволяет   образно продемонстрировать   ход   анализа   какого­либо   явления   через   выделение   проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» обучающиеся: ­ учатся работать в группе или парах; ­ визуализируют причинно­следственные связи; ­ развивают способность критически мыслить; ­ обучаются давать оценку явлениям действительности. «Фишбоун» можно использовать в качестве: ­ домашнего задания по теме; ­ опорного конспекта на уроке; ­ самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала; ­ проектной работы.3.Приём «Инсерт» Инсерт — один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение  и письмо (ТРКМЧП), который  используют при работе с текстом или с новой  информацией. Как использовать прием "Инсерт" на уроках 1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; ­ — я думал по­другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. 2. Заполняется таблица. V + — ? Здесь     записываются термины   и   понятия, встречающиеся   в   тексте, которые   были известны.   уже   все Отмечается новое,   что   стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. непонятные Перечисляются   что   требуют моменты,   те, уточнения вопросы, возникшие   по   мере   прочтения текста.   или     3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание терминов и понятий. 4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При  этом таблица может пополниться, либо какие­то термины и понятия уже перейдут из  одной колонки в другую. 5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ  того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным. Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.2.Приём «Кластер» Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием  систематизации материала в виде «грозди». Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или  предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;  2. Вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы;  3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,  устанавливаются новые логические связи. Кластер активизирует мыслительную деятельность обучающихся:  умение ставить вопросы; умение выделить главное; умение делать сравнение; умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации. Использовать данный приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова,  осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:  ­ не бояться записывать все, что приходит на ум; ­ дать волю воображению и интуиции; ­ продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;  ­ постараться построить как можно больше связей.Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.