На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Для этого используют различные приёмы обучения.В работе описаны некоторые из них,. Они доступны и нравятся детям.В работе описаны несколько приёмов оучения, которые можно использовать на уроках
На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с
информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Для этого
используют различные приёмы обучения:
1.Приём «Фишбоун»
(«рыбья кость», «рыбий скелет»)
Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия
того или иного явления, проблемы;
косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Эта графическая техника представления информации позволяет образно
продемонстрировать ход анализа какоголибо явления через выделение проблемы,
выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В
процессе составления «рыбьего скелета» обучающиеся:
учатся работать в группе или парах;
визуализируют причинноследственные связи;
развивают способность критически мыслить;
обучаются давать оценку явлениям действительности.
«Фишбоун» можно использовать в качестве:
домашнего задания по теме;
опорного конспекта на уроке;
самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
проектной работы.3.Приём «Инсерт»
Инсерт — один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение
и письмо (ТРКМЧП), который используют при работе с текстом или с новой
информацией.
Как использовать прием "Инсерт" на уроках
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
— я думал подругому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
2. Заполняется таблица.
V
+
—
?
Здесь
записываются
термины и понятия,
встречающиеся в тексте,
которые
были
известны.
уже
все
Отмечается
новое, что стало
известно из текста
Отмечаются противоречия. То
есть, ученик отмечает то, что
идет вразрез с его знаниями и
убеждениями.
непонятные
Перечисляются
что требуют
моменты,
те,
уточнения
вопросы,
возникшие по мере прочтения
текста.
или
3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто
зачитывание терминов и понятий.
4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При
этом таблица может пополниться, либо какието термины и понятия уже перейдут из
одной колонки в другую.
5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ
того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным
и понятным.
Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.2.Приём «Кластер»
Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием
систематизации материала в виде «грозди».
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или
предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. Вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
подходящие для данной темы;
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,
устанавливаются новые логические связи.
Кластер активизирует мыслительную деятельность обучающихся:
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Использовать данный приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова,
осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей.Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы,
как в классе, так и дома.