Использование проектной методики в предметной области «Технология»
Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
труд
5 кл—8 кл
19.01.2017
В связи с преобразованиями, происходящими в России, актуализируется необходимость усиления подготовки выпускников к трудовой жизни в современных социально-экономических условиях. Однако практика свидетельствует, что в системе общеобразовательных учебных учреждений, особенно нового типа (гимназии, лицеи, колледжи), недостаточно внимания уделяется технологическому обучению учащихся.
В определенной мере это связано с тем, что ранее действовавшие программы трудовой подготовки не способны в полной мере удовлетворить интересы и запросы подрастающего поколения.
Использование проектных технологий.docx
Болясов Андрей Борисович
преподаватель технологии высшей
квалификационной категории,
победитель ПНПО 2008 г.
Использование проектной методики в предметной области «Технология»
В связи с преобразованиями, происходящими в России, актуализируется
необходимость усиления подготовки выпускников к трудовой жизни в современных
социальноэкономических условиях. Однако практика свидетельствует, что в системе
общеобразовательных учебных учреждений, особенно нового типа (гимназии, лицеи,
колледжи), недостаточно внимания уделяется технологическому обучению учащихся.
В определенной мере это связано с тем, что ранее действовавшие программы
трудовой подготовки не способны в полной мере удовлетворить интересы и запросы
подрастающего поколения.
Подготовка школьников к жизни, труду в современных условиях должна
осуществляться по следующим направлениям:
1. Обучение учащихся новым технологиям, которые нетрадиционны для
современной школьной практики и способствует формированию технологического
мышления, имеют проектноориентированную направленность, развивают познавательные
процессы;
2. Ориентация методик на уровень подготовки школьников, который
обеспечивает профессиональную мобильность, социально защитит молодежь на рынке
труда и профессии.
Это определяет основные цели предмета «Технология» интегрировать
гуманитарные, естественнонаучные и технические знания учащихся о техносфере, ее
взаимосвязи с живой и неживой природой, формировать у подрастающего поколения новое
технологоэкономическое
профессиональные, общекультурные умения и навыки.
мышление,
а также коммуникативные,
социальные,
В достижении целей предмета большое значение имеет организация проектной
деятельности. В течение всего периода изучения предмета «Технология» каждый
учащийся должен выполнить 10 проектов (по одному проекту в год, начиная со второго
класса). Под проектом понимается творчески завершенная работа, соответствующая
возрастным возможностям ребенка. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с
младших классов, школьники участвовали в выявлении потребности семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, имеющихся технических
возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта,
разработке конструкции и технологии изготовления продукции (возможность ее
осуществления и оценка, реализация изделия)
В программе трудового обучения образовательной области «Технология» введен
самостоятельный раздел: блокмодуль «Основы проектирования», предусматривающий
организацию и руководство проектной деятельности обучающихся (метод проектов).
Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей
проектнотехнологической цепочке от идеи до ее реализации в проекте (изготовления
объекта труда модели, изделия). Руководство проектной деятельностью требует
соответствующего уровня профессиональной готовности педагогических кадров по
осуществлению систематизации и внутренней интеграции учебного материала (блоков
модулей) примерных программ.
Использование метода проектов в трудовом обучении позволяет не на словах, а на
деле реализовать деятельностный подход в обучении, применять знания и умения,
полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения,
интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворить в
жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания из социальных,
культурологических дисциплин. Работа над проектом в творческом коллективе дает
возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие
ролевой деятельности в процессе обучения, формирует ответственное отношение к
выполнению заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и
добросовестность в выполнении работы, равноправие и свободу в выражении мыслей,
отстаивании идей и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.
В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные
требования к развитию учащихся. Выполняются не только конкретные трудовые действия,
но и решаются разнообразные конструкторскотехнологические и технические задачи,
возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на
конструкцию, форму объектов труда (моделей, изделий). Действия обучающихся носят в
основном преобразующий характер, способствуют повышению творческого потенциала.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания
трудового обучения имеет свои особенности и включает примерные этапы:
I.
Поисковоконструкторский: 1. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекты труда модели,
изделия).
2. Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью
информационных банков, каталогов и других источников.
3. Планирование основных этапов проектной деятельности:
а) исследование вариантов конструкции объектов труда (модели, изделия) на
основе
требований дизайна, экономической оценки;
б) выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления
модели,
изделия с учетом оснащенности учебных мастерских и других условий;
в) экологическая экспертиза, проблемы утилизации.
4. Составление конструкторской и технологической документации.
I1.
Технологический:
1. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов,
инструмента,
приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися
ресурсами.
2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций.
3. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
4. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
5. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
III.
Заключительный:
1. Оценка качества реализации проекта (изготовление объекта труда).
2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объектов труда), его защита.
3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального
спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Для создания положительной мотивации в процессе технологической подготовки
обучающихся целесообразно вести «Дневник технологических достижений учащихся».
Использование проектной методики в предметной области «Технология»
Использование проектной методики в предметной области «Технология»
Использование проектной методики в предметной области «Технология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.