Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Взрослым
02.06.2017
Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому».
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности.doc
Использование различных форм работы по краеведению в условиях
внеурочной деятельности
Я люблю этот маленький город,
Что лежит за Уральским хребтом.
Он как память о детстве мне дорог
И как память о крае родном.
Я люблю его улицы с клёнами,
Бор сосновые, реку и луга,
Зелень скверов и запах черёмухи,
Что цветёт по его берегам!
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основная образовательная программа начального общего
образования реализуется образовательной организацией, в том числе и через
внеурочную
деятельность.
Неоценимым источником развития и воспитания личности являются
инновационные формы внеурочной деятельности, среди которых следует особо
выделить краеведение.
Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У
всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в
поколение.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и
внеурочной работе и это положительная тенденция. Краеведение имеет
основной целью пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий дом
и заботиться о нем. Знать свой край, любить и беречь – это даже не задача всего
человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта и
спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание.
Одна из наиболее актуальных задач работы учителя – научить жить на
Земле, жить друг с другом в гармонии, начиная с самого раннего возраста, чтобы
наша страна, наш край попали в заботливые и надежные руки. От нас, педагогов
зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в
детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых,
трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим
направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к
нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на
земле есть своя история.
Мы живем в красивом историческом городе с прекрасными культурными
традициями, возможностями побывать в многочисленных музеях, на выставках и
просто не простительно все это не видеть и не беречь.
Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего
народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине и
гордость за принадлежность к великому, мудрому, трудолюбивому русскому
народу, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя.
Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание,
социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире
через практическую краеведческую деятельность.
Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления
познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к
окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все
впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное
отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение
краеведения на уроках и вне уроков.
Как повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого и
настоящего, к природе родного края?
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» в настоящее время
является областной стажёрской площадкой по теме: «Школа духовно –
нравственного воспитания».
Миссия: школа призвана обеспечить духовно – нравственное развитие и
воспитание личности обучающихся для становления и развития его
гражданственности, принятия национальных и общечеловеческих ценностей и
следования им в личной и общественной жизни.
Важную роль в системе воспитания учащихся ОО играют школьные
каждое мероприятие является ярким эмоциональным
традиции, т.к.
переживанием. Наша образовательная организация имеет свои традиции.
Каждый учебный год начинается с традиционного похода экскурсии по
родному краю с краеведческими заданиями, экспедиции исследовательского
характера.
Маршруты экскурсий, походов, экспедиций разрабатываются заранее.
Клас
с
1
2
3
4
Маршрут похода, цель
Поисковые задания на конкурс
Нового
Школа. Знакомство с садом, теплицей,
кортом, футбольным полем, школьными
музеями.
Окрестности
посёлка.
Знакомства с предприятиями и
учреждениями культуры, посещения
памятникам воинам, павшим в Вов.
Посёлок Хлызово.
промзоной.
посвящённого Вов; возложение цветов
Знакомство с
Посещение обелиска,
Завод ШААЗ, музей завода,
Посещение мемориала шадринцам,
павшим в боях в годы Великой
1а история школьного сада;
1б история корта и футбольного поля
(воспоминания родственников).
2а – история памятника Вов;
2бистория мемориальной доски на
здании школы;
2в история названия ул.Кошевого.
3аистория обелиска посвящённого Вов;
3бистория мемориальной доски;
3в
военная биография
Полиграфмаш.
3аМемориал шадринцам, павшим в
боях в годы Великой Отечественной
войны;
завода войны,
Отечественной
Обелиск
шадринцам, павшим в боях за Родину в
годы Великой Отечественной войны
(сквер Победы); возложение цветов
3б Обелиск шадринцам, павшим в боях
за Родину в
годы Великой
Отечественной войны (сквер Победы);
3в военная биография завода ШААЗ.
После похода каждый класс выполняет свои поисковые задания. И
оформляет отчёт. Также в начале года каждый учитель планирует с какими
детьми он будет готовить проектную или исследовательскую работу и по какой
теме. Тема определяется по интересам и желаниям учеников.
Защищается работа на школьной конференции Малые Бирюковские
чтения». Участие принимают учащиеся с 1 по 4 класс.
Положительным моментом в активизации познавательной деятельности
школьников является создание школьных краеведческих музеев. Музей может
активно участвовать в формировании лучших человеческих качеств:
гражданственности,
совестливости,
ответственности, чего особенно не хватает современному обществу, и что всегда
ценилось человеком.
порядочности,
патриотизма,
В нашей школе созданы и действуют три музея: «Музей школы», «Русская
изба», «Музей боевой славы».
Занимаясь историческим краеведением, ребята получают возможность
приоткрыть завесы истории, усваивают жизненный опыт старших поколений.
Перед ними раскрываются события через судьбы наших земляков. О людях,
прославивших своим трудом Зауральскую Землю.
Основными направлениями работы музея являются:
экскурсионно познавательная деятельность;
исследовательская и проектная деятельность;
подготовка к олимпиадам, «неделям науки», викторинам, конкурсам,
конференциям;
выступление с докладами, сообщениями, творческими отчётами;
проведение социальнозначимых акций;
музейные уроки и уроки народоведения.
Программа уроков народоведения.
1 класс.
I четверть
III четверть
II четверть
IV четверть
«Слава хлебу на столе» (о русских традициях, связанных с хлебом). Народные
подвижные игры.
«Скоро сказка сказывается» (русские народные сказки, считалки,
скороговорки)
Праздники Рождество, Новый год, Крещение, Масленица, Весенние игры,
песни, заклички.)
«Большая и малая Родина». Стихи и песни о России. Экскурсии по городу:
достопримечательные и памятные места. Народные и подвижные игры ( лапта,
горелки, прятки, кошкимышки). 2 класс.
I четверть
III четверть
II четверть
Красота и богатство природы родного края. Стихи и песни о родном крае.
Родословная. Моя родня. Крестные отец и мать. Народные традиции
взаимоотношения детей и взрослых, народные песни о матери, семье, доме,
родной земле.
Зимние праздники (Новый год, Рождество, Святки, Колядки). Зимние игры и
развлечения. Народные игрушки. Праздник матери и детей. Концерт.
IV четверть Пасха. Радуница. Народные традиции. Летние забавы для детей.
3 класс.
I четверть
III четверть
II четверть
Народнохозяйственный календарь.
Календарь.
Церковный календарь.
Календарные песни. Именины. народны приметы погоды и урожая. Детские
песни, музыкальные игры. Дразнилки, перевертыши.
Символы России. Береза в жизни русских (традиции, применение). Рассказы,
стихи, песни о березе.
Праздник отцов и детей. произведения об отцах, мужских профессиях.
Выставка работ отцов и детей. Концерт.
IV четверть Весеннеелетние обряды и обычаи. Троица. Воспевание травы, цветов, поля.
4 класс.
III четверть
Моя область, мой район, мой город, символика. Памятники истории, культуры.
Знаменитые люди. Природа родного края. Заповеденики. Писатели, поэты,
художники о родной природе. Сочинения, рисунки, стихи учащихся.
Народные художественные промыслы.
Художественное рукоделие.
Характеристика народных вышивок. Умельцы нашего города. Центр народной
культуры «Лад».
Летопись семьи – семейный альбом. Свадьба моих родителей. Дни рождения.
Из семейных архивов (фотографии, письма, вырезки из газет). Народные танцы.
IV четверть Конь в жизни русского крестьянина. Дорога. Твоя дорога в школу. Яблоня.
I четверть
II четверть
Яблоня в стихах, сказках.
Традицией стал и Мальцевский день, который проходит в школе 10 ноября
по программе «Мальцевские уроки и уроки Мальцева», посвященные нашему
земляку, выдающемуся полеводу Т.С.Мальцеву.
Сама личность этого
незаурядного человека помогает учащимся осмыслить свои исторические корни,
увидеть лучшие черты русского национального характера. Эти уроки
стимулируют стремление учащихся к саморазвитию, учат их гордиться своей
Родиной, воспитывают гражданственность и патриотизм, бережное отношение к
историческому и культурному наследию родного края.
Темы уроков:
1 – 3 классы «Наш известный земляк Т.С.Мальцев».
4 классы «Полевод колхоза «Заветы Ленина» Т.С.Мальцев».
Возрастает интерес детей к поисковой и исследовательской деятельности.
Под руководством педагогов школы ребята разработали такие темы, как «Родословная Т.С.Мальцева», «Т.С.Мальцев как человек и гражданин». Также в
течении данной недели ребята ездят на родину Т.С.Мальцева в село Мальцево,
где посещают дом – музей, выпускают газеты, посвящённые Т.С.Мальцеву.
Краеведение изучается в рамках курсов, направленных на формирование
ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта
истории родного края, воспитание просвещённого патриотизма, так как история
родного края – это неотъемлемая часть истории России.
«Природа Зауралья» (2 класс). Жить в согласии с природой – необходимое
условие сохранения цивилизации. Экологическое воспитание представляет
собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков,
на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений
с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональную, а не на
рациональную сторону взаимоотношений. Именно на этих занятиях учащиеся
знакомятся с растительным миром родного края, учатся собирать семена, грибы
и ягоды, учатся охранять природу и беречь её.
Курс «Город и его люди» (3 класс) направлен на воспитание
гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине.
Цель курса дать начальные знания о родном городе.
Основные задачи:
формировать основы научных, географических, исторических знаний о
своём городе;
воспитывать патриотическое отношение к истории и культуре родного
города, его людям;
объяснить влияние исторических факторов на хозяйственную
деятельность человека, памятники истории и культуры родного края.
Знакомство с историческими и культурными памятниками,
с
окрестностями города происходит не только на занятиях, но и путём
наблюдений во время экскурсий по городу, в краеведческий музей, на
предприятия города, минеральный источник, на СЮТ и СЮН, в ДДТ, драмтеатр,
Николаевскую церковь, в центр народной культуры.
«История в лицах» (4 класс) данный курс непосредственно связан с
культурой и историей родного края, рассчитан на учащихся, проявляющих
интерес к истокам становления родного края, к знакомству с интересными и
талантливыми людьми. На занятиях учащиеся знакомятся с историей Отечества
через личности великих людей Росси. Полученные знания способствуют
формированию лучших качеств, присутствующих национальному характеру.
Изучая историкокультурное наследие своего города, края, необходимо
подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственных истин личности
ученика, его культурного багажа, духовного развития человека, показать, что
культура малой Родины является частичкой культуры России в целом.
Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью.
Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Об этом еще говорил Д. С. Лихачев:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к
родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это
доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к
своей семье, к своему дому».
Литература.
1. «Русская национальная и культурологическая школа: поиски и
находки» Шадринск, 2007г.
2. «Воспитать патриота» Шадринск, 2009г.
3. «Не забудет никто никогда школьные годы» Шадринск, 2014г.
4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности
школьника в коллективе.М., 2000.
5. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России.
М. Просвещение, 2006.
6. Журналы «Начальная школа» 2007г. №4 с. 1112; 1999г. №1 с.96 –
100; 2009г. №6 с.78 – 81
7. Газета «Начальная школа» 2004г. №5 с.34.
8. Головня Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и
во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 29
31.
9. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и
подростков/ Н.С. Дежникова, А.Ю. Иванова, И.В. Цветкова. М.,
2001. 93с.
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.