Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Оценка 4.6

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Взрослым
02.06.2017
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому».
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности.doc
Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности Я люблю этот маленький город, Что лежит за Уральским хребтом. Он как память о детстве мне дорог И как память о крае родном.  Я люблю его улицы с клёнами,  Бор сосновые, реку и луга,  Зелень скверов и запах черёмухи,  Что цветёт по его берегам!  В   соответствии   с   федеральным   государственным   образовательным стандартом   основная   образовательная   программа   начального   общего образования   реализуется   образовательной   организацией,  в   том   числе   и   через внеурочную деятельность. Неоценимым   источником   развития   и   воспитания   личности   являются инновационные формы внеурочной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение.    Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех   народов   сведения   о   природе,   истории   передавались   из   поколения   в поколение. В  последнее   время  неуклонно  возрастает   роль   краеведения   в  учебной   и внеурочной   работе   и   это   положительная   тенденция.   Краеведение   имеет основной целью пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий дом и заботиться о нем. Знать свой край, любить и беречь – это даже не задача всего человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта и спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание.  Одна   из   наиболее   актуальных   задач   работы   учителя   –   научить   жить   на Земле, жить друг с другом в гармонии, начиная с самого раннего возраста, чтобы наша страна, наш край попали в заботливые и надежные руки. От нас, педагогов зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине. Изучение   истории   родной   земли,   истории   нашего   Отечества,   боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.         Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.  Мы живем в красивом историческом городе с прекрасными культурными традициями, возможностями побывать в многочисленных музеях, на выставках и просто не простительно все это не видеть и не беречь. Чем   раньше   ребенок   начнет   знакомиться   с   бытом,   традициями   своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине и гордость  за принадлежность   к великому, мудрому, трудолюбивому  русскому народу, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя. Необходимо   развивать   патриотические   чувства,   историческое   сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность. Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного,   эмоционального   и   деятельного   отношения   детей   к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают   как   губки,   и   я   должна   прививать   своим   ученикам   сознательное отношение   к   родному   краю   с   первого   класса,   прививать   через   изучение краеведения на уроках и вне уроков. Как   повысить   познавательный   интерес   к   истории   края,   его   прошлого   и настоящего, к природе родного края? МКОУ   «Средняя   общеобразовательная   школа   №8»   в   настоящее   время является   областной   стажёрской   площадкой   по   теме:   «Школа   духовно   – нравственного воспитания».  Миссия:  школа  призвана  обеспечить   духовно  – нравственное  развитие  и воспитание   личности   обучающихся   для   становления   и   развития   его гражданственности, принятия  национальных и общечеловеческих  ценностей  и следования им в личной и общественной жизни. Важную   роль   в   системе   воспитания   учащихся   ОО   играют   школьные   каждое   мероприятие   является   ярким   эмоциональным традиции,   т.к. переживанием. Наша образовательная организация имеет свои традиции.  Каждый учебный год начинается с традиционного похода­ экскурсии по родному   краю   с   краеведческими   заданиями,   экспедиции   исследовательского характера.   Маршруты экскурсий, походов, экспедиций разрабатываются заранее. Клас с 1 2 3 4 Маршрут похода, цель Поисковые задания на конкурс   Нового   Школа. Знакомство с садом, теплицей, кортом, футбольным полем, школьными музеями.  Окрестности посёлка. Знакомства   с   предприятиями   и учреждениями   культуры,   посещения памятникам воинам, павшим в Вов.  Посёлок   Хлызово. промзоной. посвящённого Вов; возложение цветов   Знакомство   с   Посещение   обелиска, Завод ШААЗ, музей завода,  Посещение   мемориала   шадринцам, павшим   в   боях   в   годы   Великой 1а­ история школьного сада; 1б­ история корта и футбольного поля (воспоминания родственников). 2а – история памятника Вов; 2б­история   мемориальной   доски   на здании школы; 2в­ история названия ул.Кошевого.  3а­история обелиска посвящённого Вов; 3б­история мемориальной доски; 3в­   военная   биография   Полиграфмаш. 3а­Мемориал   шадринцам,   павшим   в боях   в   годы   Великой   Отечественной войны; завода войны, Отечественной   Обелиск шадринцам, павшим в боях за Родину в годы   Великой   Отечественной   войны (сквер Победы); возложение цветов 3б­ Обелиск шадринцам, павшим в боях за   Родину   в   годы   Великой Отечественной войны (сквер Победы); 3в­ военная биография завода ШААЗ. После   похода   каждый   класс   выполняет   свои   поисковые   задания.   И оформляет отчёт. Также в начале года  каждый учитель планирует  с какими детьми он будет готовить проектную или исследовательскую работу и по какой теме. Тема определяется по интересам и желаниям учеников.  Защищается   работа   на   школьной   конференции   Малые   Бирюковские чтения». Участие принимают учащиеся с 1 по 4 класс.  Положительным   моментом   в   активизации   познавательной   деятельности школьников является создание школьных краеведческих музеев. Музей может активно   участвовать   в   формировании   лучших   человеческих   качеств: гражданственности, совестливости, ответственности, чего особенно не хватает современному обществу, и что всегда ценилось человеком.  порядочности, патриотизма,       В нашей школе созданы и действуют три музея: «Музей школы», «Русская изба», «Музей боевой славы». Занимаясь   историческим   краеведением,   ребята   получают   возможность приоткрыть   завесы   истории,   усваивают   жизненный   опыт   старших   поколений. Перед   ними   раскрываются   события   через   судьбы   наших   земляков.   О   людях, прославивших своим трудом Зауральскую Землю.  Основными направлениями работы музея являются:   ­экскурсионно ­ познавательная деятельность; ­исследовательская и проектная деятельность; ­подготовка к олимпиадам, «неделям науки», викторинам, конкурсам,  конференциям; ­выступление с докладами, сообщениями, творческими отчётами; ­проведение социально­значимых акций; ­музейные уроки и уроки народоведения. Программа уроков народоведения. 1 класс. I четверть III четверть II четверть IV четверть  «Слава хлебу на столе» (о русских традициях, связанных с хлебом). Народные подвижные игры. «Скоро   сказка   сказывается»   (русские   народные   сказки,   считалки, скороговорки) Праздники     Рождество,   Новый   год,   Крещение,   Масленица,   Весенние   игры, песни, заклички.)   «Большая и малая Родина». Стихи и песни о России. Экскурсии по городу: достопримечательные и памятные места. Народные и подвижные игры ( лапта, горелки, прятки, кошки­мышки). 2 класс. I четверть III четверть II четверть Красота и богатство природы родного края. Стихи и песни о родном крае. Родословная.   Моя   родня.   Крестные   отец   и   мать.   Народные   традиции взаимоотношения   детей и взрослых, народные песни о матери, семье, доме, родной земле. Зимние праздники (Новый год, Рождество, Святки, Колядки). Зимние игры и развлечения. Народные игрушки. Праздник матери и детей. Концерт. IV четверть  Пасха. Радуница. Народные традиции. Летние забавы для детей. 3 класс. I четверть III четверть II четверть   Народнохозяйственный   календарь. Календарь.   Церковный   календарь. Календарные   песни. Именины. народны приметы погоды и урожая. Детские песни, музыкальные игры. Дразнилки, перевертыши. Символы России. Береза в жизни русских (традиции, применение). Рассказы, стихи, песни  о березе. Праздник   отцов     и   детей.   произведения   об   отцах,   мужских   профессиях. Выставка работ отцов и детей. Концерт. IV четверть  Весеннее­летние обряды и обычаи. Троица. Воспевание травы, цветов, поля. 4 класс. III четверть Моя область, мой район, мой город, символика. Памятники истории, культуры. Знаменитые   люди.   Природа   родного   края.   Заповеденики.   Писатели,   поэты, художники о родной природе. Сочинения, рисунки, стихи учащихся. Народные   художественные   промыслы.   Художественное   рукоделие. Характеристика народных вышивок. Умельцы нашего города. Центр народной культуры «Лад». Летопись семьи – семейный альбом. Свадьба моих родителей. Дни рождения. Из семейных архивов (фотографии, письма, вырезки из газет). Народные танцы. IV четверть  Конь в жизни русского крестьянина. Дорога. Твоя дорога в школу. Яблоня. I четверть II четверть Яблоня в стихах, сказках. Традицией стал и Мальцевский день, который проходит в школе 10 ноября по программе «Мальцевские уроки и уроки Мальцева», посвященные нашему земляку,   выдающемуся   полеводу   Т.С.Мальцеву.     Сама   личность   этого незаурядного человека помогает учащимся осмыслить свои исторические корни, увидеть   лучшие   черты   русского   национального   характера.   Эти   уроки стимулируют стремление учащихся к саморазвитию, учат их гордиться своей Родиной, воспитывают гражданственность и патриотизм, бережное отношение к историческому и культурному наследию родного края. Темы уроков:  1 – 3 классы «Наш известный земляк Т.С.Мальцев». 4 классы «Полевод колхоза «Заветы Ленина» Т.С.Мальцев». Возрастает интерес детей к поисковой и исследовательской деятельности. Под   руководством   педагогов   школы   ребята   разработали   такие   темы,   как «Родословная Т.С.Мальцева», «Т.С.Мальцев как человек и гражданин». Также в течении данной недели ребята ездят на родину Т.С.Мальцева в село Мальцево, где посещают дом – музей, выпускают газеты, посвящённые Т.С.Мальцеву. Краеведение изучается в рамках курсов, направленных на формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории родного края, воспитание просвещённого патриотизма, так как история родного края – это неотъемлемая часть истории России.   «Природа Зауралья» (2 класс). Жить в согласии с природой – необходимое условие   сохранения   цивилизации.   Экологическое   воспитание   представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональную, а не на рациональную сторону взаимоотношений. Именно на этих занятиях учащиеся знакомятся с растительным миром родного края, учатся собирать семена, грибы и ягоды, учатся охранять природу и беречь её.  Курс   «Город   и   его   люди»   (3   класс)   направлен   на   воспитание гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине. Цель курса ­ дать начальные знания о родном городе. Основные задачи: формировать   основы   научных,   географических,   исторических   знаний   о своём городе; воспитывать   патриотическое   отношение   к   истории   и   культуре   родного города, его людям; объяснить   влияние   исторических   факторов   на   хозяйственную деятельность человека, памятники истории и культуры родного края. Знакомство   с   историческими   и   культурными   памятниками,   с окрестностями   города   происходит   не   только   на   занятиях,   но   и     путём наблюдений   во   время   экскурсий   по   городу,     в   краеведческий   музей,   на предприятия города, минеральный источник, на СЮТ и СЮН, в ДДТ, драмтеатр, Николаевскую церковь, в центр народной  культуры.   «История   в   лицах»   (4   класс)   данный   курс   непосредственно   связан   с культурой   и   историей   родного   края,   рассчитан   на   учащихся,   проявляющих интерес к истокам становления родного края, к знакомству с интересными и талантливыми людьми. На занятиях учащиеся знакомятся с историей Отечества через   личности   великих   людей   Росси.   Полученные   знания   способствуют формированию лучших качеств, присутствующих национальному характеру. Изучая   историко­культурное   наследие   своего   города,   края,   необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственных истин личности ученика, его культурного багажа, духовного развития человека, показать, что культура малой Родины является частичкой культуры России в целом. Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение   красоты,   культуры   должно   начинаться   с   воспитания   любви   и бережного отношения к малой Родине. Об этом   еще говорил Д. С. Лихачев: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной   речи   –   задача   первостепенной   важности,   и   нет   необходимости   это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому». Литература. 1. «Русская   национальная   и   культурологическая   школа:   поиски   и находки»  Шадринск, 2007г.  2. «Воспитать патриота» Шадринск, 2009г.  3. «Не забудет никто никогда школьные годы» Шадринск, 2014г. 4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе.­М., 2000. 5. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России.­ М. Просвещение, 2006. 6. Журналы «Начальная школа» 2007г. №4 с. 11­12; 1999г. №1 с.96 – 100; 2009г. №6 с.78 – 81 7. Газета «Начальная школа» 2004г. №5 с.3­4. 8. Головня Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 29­ 31. 9. Дежникова,   Н.С.   Воспитание   экологической   культуры   у   детей   и подростков/   Н.С.   Дежникова,   А.Ю.   Иванова,   И.В.   Цветкова.   ­   М., 2001. ­ 93с.

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности

Использование различных форм работы по краеведению в условиях внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017