Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха
Оценка 5
Работа в классе
doc
психологическая работа +2
Взрослым
11.03.2018
Развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха является важной и актуальной проблемой.
В условиях различных видов деятельности у детей часто возникает потребность в таких формах речи, которые можно назвать «отдельными высказываниями». Эти высказывания характеризуются краткостью. Формирование речевой деятельности учащихся предполагает развитие разных умений.
Использование реальных коммуникативных ситуаций.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ
СИТУАЦИЙ
В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха
является важной и актуальной проблемой.
В условиях различных видов деятельности у детей часто возникает
потребность в таких формах речи, которые можно назвать «отдельными
высказываниями». Эти высказывания характеризуются краткостью.
Формирование речевой деятельности учащихся предполагает развитие
умений:
слушать и понимать обращенную речь;
общаться с учителем ( поддерживать диалог);
отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их;
ориентироваться в ситуации общения ( знать Зачем? О чем? Кому? Как
говорить?);
правильно строить свое высказывание в зависимости от ситуации общения.
Для создания эмоциональноблагоприятной ситуации на уроке я
использую:
игровые приемы;
занимательный текстовый материал;
задания, направленные на развитие литературных способностей и
творческого воображения.
Создание специальных коммуникативных ситуаций,
которые
определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью
речевых высказываний, возбуждают у него ин6терес и желание поделиться
чемто, рассказать о чемто.
Главный признак, по которому разграничиваются ситуации: функция речи и адресат:
Кому? И для чего? говорит или пишет ученик
С помощью ситуации
∙ устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается
∙ мотивируется общение
∙ презентуется (преподносится) речевой материал
∙ приобретаются речевые навыки
∙ развивается активность детей и самостоятельность общения.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность
обучения (деятельность ученика):
∙ ученик спрашивает
∙ подтверждает мысль
∙ побуждает к действию
∙ высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические
нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
∙ новая речевая задача
∙ новый собеседник
∙ новый предмет обсуждения
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает
потребностям ребенка:
∙ отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения
∙ возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже
невербальная форма общения)
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на
их чувства, эмоции:
∙ приносить детям радость
∙ сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями
На уроках и занятиях широко используется: ∙ похвала
∙ вознаграждение
∙ эмоциональное поглаживание
∙ др. средства эмоционального стимулирования.
Много места отводится активной речевой практике, протекающей в
условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с бытом
и жизнью детей. Играя, соревнуясь, выполняя задания, дети:
∙ преодолевают речевую замкнутость
∙ обогащают речевой опыт
∙ исправляют речевые ошибки
∙ учатся выражать свои мысли
∙ используют речь как средство коммуникации и общения
Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям:
∙ воспроизводит условия естественной жизненной ситуации
∙ соответствует реальным коммуникативным потребностям детей
∙ информационно насыщена
∙ определены вид речевой деятельности (говорение, аудирование) и форма
общения (устная или письменная)
∙ стимулирует участников общения к оценке фактов, событий, действий
∙ содержит коммуникативную проблему, которую нужно решить детям
∙ соотносится с речевой и языковой компетенцией детей
Если темы речевых упражнений близки и понятны детям, они вызывают
потребность в коммуникации.
Формы обучения:
∙ парная
∙ групповая
∙ коллективная
Упражнения по созданию речевых ситуаций. 1. слухозрительное восприятие названий предметов (заучивание названий
предметов).
2.слуховое восприятие названий предметов (учитель произносит название
предмета без экрана (за экраном), учащиеся повторяют и демонстрируют
предметные картинки).
3.допиши окончания
Что ты сделал (а)?
Я дописал (а) ….. .
4. допиши слова
Один (одна) много
Что ты сделал (а)?
Я дописал (а) ….. .
5.игра «У кого?».
Спроси, у кого…?
У кого…?
У меня….
6.Игра «Угадай, что у …?»
Угадай, что у…?
7.Игра «Найди лишнее».
Что лишнее?
Почему?
8. а)Составление рассказа по картине. Ответы на вопросы.
б)Составление рассказа по условным обозначениям.
9.Игра «Нарисуй и угадай, что у меня».
(работа по закрытой картине).
Какой по форме?
Овальный
Какой по размеру? Средний
Какой по весу?
Легкий
Какой по цвету?
Зелёный
Это…?
Да, … .
10.Игра «Угадай по вкусу».
Что это?
Это …… .
Почему? Какой по вкусу?
11.Игра «Дорисуй».
(детям предлагаются геометрические фигуры разных размеров. Их задача
дорисовать каждую фигуру, превратить её в то, что подскажет фантазия, и
назвать получившийся рисунок).
Возьми маленький круг.
Что ты сделал?
Я взял маленький круг.
На что он похож?
Я думаю, что он похож на… .
Дорисуй его.
12.игра «Сравни».
а)Это
, а это
.
похожа на
, а
похоже на
.
бывает
…… цвета, а бывает …… цвета.
бывает …… цвета, а бывает ……
и
цвета.
б) игра «Сравни на ощупь».
растут в …… . (с закрытыми глазами учащийся сравнивает два предмета по форме, по
размеру, по вкусу).
Какой по форме …?
Как ты думаешь, что это?
Я думаю, что это…. .
Упражнения по развитию речи,
способствующие развитию
самостоятельной речи учащихся, выработке умений и навыков пользоваться
речью в различных ситуациях должны проводиться на интересном для детей,
связанном с жизнью речевом материале; в строгой последовательности с тем,
чтобы каждый вновь приобретаемый навык включался в систему умений и
навыков, приобретённых ранее; должны быть разнообразны, с тем, чтобы у
детей не снижался интерес ни к тому речевому материалу, над которым в это
время ведётся работа, ни к самому виду упражнении.
Таким образом, вырабатывается у детей умение пользоваться
приобретёнными навыками в различных условиях.
Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха
Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха
Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха
Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха
Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха
Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.