Использование реальных коммуникативных ситуаций у детей с нарушением слуха

  • Работа в классе
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха является важной и актуальной проблемой. В условиях различных видов деятельности у детей часто возникает потребность в таких формах речи, которые можно назвать «отдельными высказываниями». Эти высказывания характеризуются краткостью. Формирование речевой деятельности учащихся предполагает развитие разных умений.
Иконка файла материала Использование реальных коммуникативных ситуаций.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Развитие   коммуникативных   умений   у   детей   с   нарушениями   слуха является важной и актуальной проблемой. В  условиях   различных   видов  деятельности     у  детей  часто   возникает потребность   в   таких   формах   речи,   которые   можно   назвать   «отдельными высказываниями». Эти высказывания характеризуются краткостью.  Формирование  речевой деятельности учащихся  предполагает развитие умений: ­ слушать и понимать обращенную речь; ­ общаться с учителем ( поддерживать диалог); ­ отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их; ­ ориентироваться в ситуации общения ( знать    Зачем? О чем?   Кому? Как говорить?); ­ правильно строить свое высказывание в зависимости от ситуации общения.           Для   создания   эмоционально­благоприятной   ситуации   на   уроке   я использую: ­ игровые приемы; ­ занимательный текстовый материал; ­   задания,   направленные   на   развитие   литературных   способностей   и творческого воображения. Создание   специальных   коммуникативных   ситуаций,   которые определяют   мотивацию   речи,   ставят   школьника   перед   необходимостью речевых высказываний, возбуждают у   него ин6терес и желание поделиться чем­то, рассказать о чем­то.          Главный признак, по которому разграничиваются ситуации:­ функция речи и адресат:  Кому?          И для чего?            ­ говорит или пишет ученик    С помощью ситуации  ∙       устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается ∙       мотивируется общение ∙       презентуется (преподносится) речевой материал ∙       приобретаются речевые навыки ∙       развивается активность детей и самостоятельность общения. Коммуникативная   технология   предусматривает   функциональность обучения (деятельность ученика): ∙       ученик спрашивает ∙       подтверждает мысль ∙       побуждает к действию ∙        высказывает   сомнения   и   в   ходе   этого   актуализирует   грамматические нормы. При этом должна обеспечиваться новизна ситуации: ∙       новая речевая задача ∙       новый собеседник ∙       новый предмет обсуждения В   коммуникативной   технологии   отбор   учебного   материала   отвечает потребностям ребенка: ∙       отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения ∙        возможно  использование  упрощенной модели  речевого  общения (даже невербальная форма общения) Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции: ∙       приносить детям радость ∙       сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями На уроках и занятиях широко используется:∙       похвала ∙       вознаграждение ∙       эмоциональное поглаживание ∙       др. средства эмоционального стимулирования. Много   места   отводится   активной   речевой   практике,   протекающей   в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с бытом и жизнью детей. Играя, соревнуясь, выполняя задания, дети: ∙       преодолевают речевую замкнутость ∙       обогащают речевой опыт ∙       исправляют речевые ошибки ∙       учатся выражать свои мысли ∙       используют речь как средство коммуникации и общения Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям: ∙       воспроизводит условия естественной жизненной ситуации ∙       соответствует реальным коммуникативным потребностям детей ∙       информационно насыщена ∙       определены вид речевой деятельности (говорение, аудирование) и форма общения (устная или письменная) ∙       стимулирует участников общения к оценке фактов, событий, действий ∙       содержит коммуникативную проблему, которую нужно решить детям ∙       соотносится с речевой  и языковой компетенцией детей Если темы речевых упражнений близки и понятны детям, они вызывают потребность в коммуникации. Формы обучения:  ∙       парная ∙       групповая ∙       коллективная Упражнения по созданию речевых ситуаций.1.    слухо­зрительное   восприятие   названий   предметов   (заучивание   названий предметов).  2.слуховое   восприятие   названий   предметов   (учитель   произносит   название предмета   без   экрана   (за   экраном),   учащиеся   повторяют   и   демонстрируют предметные картинки).  3.допиши окончания  ­ Что ты сделал (­а)?  ­ Я дописал (­а) ….. .  4. допиши слова  Один (одна) много  ­ Что ты сделал (­а)?  ­ Я дописал (­а) ….. .  5.игра «У кого?».  ­ Спроси, у кого…?  ­ У кого…?  ­ У меня….  6.Игра «Угадай, что у …?»  ­ Угадай, что у…?  7.Игра «Найди лишнее».  ­ Что лишнее?  ­ Почему?  8. а)Составление рассказа по картине. Ответы на вопросы.      б)Составление рассказа по условным обозначениям.  9.Игра «Нарисуй и угадай, что у меня».  (работа по закрытой картине).  ­ Какой по форме?  ­ Овальный  ­ Какой по размеру?­ Средний  ­ Какой по весу?  ­ Легкий  ­ Какой по цвету?  ­ Зелёный  ­ Это…?  ­ Да, … .  10.Игра «Угадай по вкусу».  ­ Что это?  ­ Это …… .  ­ Почему? Какой по вкусу?  11.Игра «Дорисуй».  (детям   предлагаются   геометрические   фигуры   разных   размеров.   Их   задача дорисовать каждую фигуру, превратить её в то, что подскажет фантазия, и назвать получившийся рисунок).  ­ Возьми маленький круг.  ­ Что ты сделал?  ­ Я взял маленький круг.  ­ На что он похож?  ­ Я думаю, что он похож на… . ­ Дорисуй его.  12.игра «Сравни».  а)Это  , а это .  похожа на   , а  похоже на   .  бывает …… цвета, а бывает …… цвета.           бывает …… цвета, а бывает ……    и  цвета.   б) игра «Сравни на ощупь».  растут в …… .(с   закрытыми   глазами   учащийся   сравнивает   два   предмета   по   форме,   по размеру, по вкусу).   ­ Какой по форме …?  ­ Как ты думаешь, что это? ­ Я думаю, что это…. .  Упражнения   по   развитию   речи,   способствующие   развитию самостоятельной речи учащихся, выработке умений и навыков пользоваться речью в различных ситуациях должны проводиться на интересном для детей, связанном с жизнью речевом материале; в строгой последовательности с тем, чтобы каждый вновь приобретаемый навык включался в систему умений и навыков, приобретённых ранее;    должны быть разнообразны, с тем, чтобы у детей не снижался интерес ни к тому речевому материалу, над которым в это время ведётся работа, ни к самому виду упражнении.  Таким   образом,   вырабатывается   у   детей   умение   пользоваться приобретёнными навыками в различных условиях.