Использование современных образовательных технологий
Оценка 4.8

Использование современных образовательных технологий

Оценка 4.8
Научные работы
docx
администрации
Взрослым
28.10.2018
Использование современных образовательных технологий
В полном, развернутом виде исследовательский метод имеет ряд последовательных этапов (элементов, по Т.И. Ильиной): - видение проблемы, т.е. выявление противоречия между реальными знаниями и возможностью на их основе объяснить то или иное явление; - формулировка проблемы; - принятие ее к решению как проблемной задачи; - анализ условий, выявление известного и неизвестного; - выдвижение гипотезы; - разработка одного или нескольких вариантов решения проблемы; - выполнение выбранного плана решения; - проверка полученного результата и оценка действий. Естественно, не все названные элементы проблемного обучения всякий раз будут детально и глубоко проработаны. Можно использовать разные способы создания проблемных ситуаций. 1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений; фактов, внешнего несоответствия между ними. 2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий. 3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. 4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. 5. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию. 6. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов. 7. Ознакомление учащихся с фактами, которые будто бы невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы. 8. Организация межпредметных связей. 9. Варьирование задачи, переформулировка вопроса. Как видим, педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать конкретный путь, не один, а несколько вариантов, чтобы создать проблемную ситуацию. Возникает возможность развернуть целую систему проблемных ситуаций.В полном, развернутом виде исследовательский метод имеет ряд последовательных этапов (элементов, по Т.И. Ильиной): - видение проблемы, т.е. выявление противоречия между реальными знаниями и возможностью на их основе объяснить то или иное явление; - формулировка проблемы; - принятие ее к решению как проблемной задачи; - анализ условий, выявление известного и неизвестного; - выдвижение гипотезы; - разработка одного или нескольких вариантов решения проблемы; - выполнение выбранного плана решения; - проверка полученного результата и оценка действий. Естественно, не все названные элементы проблемного обучения всякий раз будут детально и глубоко проработаны. Можно использовать разные способы создания проблемных ситуаций. 1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений; фактов, внешнего несоответствия между ними. 2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий. 3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. 4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. 5. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию. 6. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов. 7. Ознакомление учащихся с фактами, которые будто бы невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы. 8. Организация межпредметных связей. 9. Варьирование задачи, переформулировка вопроса. Как видим, педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать конкретный путь, не один, а несколько вариантов, чтобы создать проблемную ситуацию. Возникает возможность развернуть целую систему проблемных ситуаций.
Использование современных образовательных технологи1.docx
Использование современных образовательных технологий Использование проблемного метода обучения   (ИльинаТ.А.)                    В полном, развернутом виде исследовательский метод имеет ряд последовательных этапов (элементов, по Т.И. Ильиной):        ­ видение проблемы, т.е. выявление противоречия между реальными знаниями и возможностью на их основе объяснить то или иное явление;        ­ формулировка проблемы;        ­ принятие ее к решению как проблемной задачи;        ­ анализ условий, выявление известного и неизвестного;        ­ выдвижение гипотезы;        ­ разработка одного или нескольких вариантов решения проблемы;        ­ выполнение выбранного плана решения;        ­ проверка полученного результата и оценка действий. Естественно, не все названные элементы проблемного обучения всякий раз будут детально и глубоко проработаны.               Можно   использовать   разные   способы   создания   проблемных ситуаций.               1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений; фактов, внешнего несоответствия между ними.         2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий.        3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.               4.   Побуждение   учащихся   к   анализу   фактов   и   явлений   содержащих   противоречия   между   житейскими действительности, представлениями и научными понятиями об этих фактах.               5.   Побуждение   учащихся   к   сравнению,   сопоставлению   и противопоставлению   фактов,   явлений,   правил,   действий,   порождающих проблемную ситуацию.        6. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов. 7.   Ознакомление   учащихся   с   фактами,   которые   будто   бы невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы.        8. Организация межпредметных связей.        9. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.               Как видим,  педагогическая  практика дает  много вариантов  и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю   выбрать  конкретный  путь, не  один,  а  несколько  вариантов, чтобы   создать   проблемную   ситуацию.   Возникает   возможность   развернуть целую систему проблемных ситуаций.  В качестве примера приведу фрагмент урока письма и развития  речи  в 1классе  Тема № 1: Слово. Слова­названия. Схемы слов.   Проблемная ситуация с затруднением: дать практическое задание, не выполнимое вообще.  ­ Посмотрите на картинки на с.6­7.Что здесь изображено?   ­Попугай,   земляника,   шишки,   васильки,   дятел,   воробей,   гусеница, бабочка, гриб, лиса, козёл, медведь, ель, ёжик.  ­ Запишите слова­названия предметов.  (Возникает затруднение)  ­ Вы смогли выполнить задание?  ­ Нет. Мы не умеем писать.  Что вызвало затруднение?  ­ Какой возникает вопрос?  ­ Как записать слова­названия, если мы ещё не умеем писать? Тема №2: Знакомство с предложением.   Проблемная   ситуация   с   удивлением.:   столкнуть   мнения   учеников практическим заданием или вопросом.  ­ Откройте учебник на с.8. Что вы видите на рисунке?  ­ Это лес.  ­ Сколько слов вы произнесли?  ­ Два слова.  ­ С их помощью мы выразили мысль. Это предложение. Сколько слов в предложении?  ­ Два слова.  ­ Составьте предложение о белке.  ­ Белка держит гриб.  ­ Как мы записывали слова?  ­ С помощью схем.  ­ Запишите первое предложение.  ________ _________  ­ Запишите второе предложение.  ________ _________ __________  ­ Я тоже составила по картинке несколько предложений. Посмотрите: _____ ______ ______ ______ _____ ______  ­ Как вы думаете, сколько предложений я составила?  ­ 1,2,3,4?  ­ Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы ещё не знаем?   ­   Не   знаем,   сколько   слов   в   предложении,   какие   предложения   вы составили.  ­ Какой возникает вопрос?  ­ Как записать предложение?  Тема № 3: Согласные звуки.   Проблемная   ситуация   с   удивлением.:   одновременно   предъявить противоречивые факты, теории, мнения.             ­ Сколько слов в русском языке?  ­ Много.  ­ Из чего состоят слова?  ­Слова состоят из звуков.  ­ Какие гласные звуки вы знаете?  ­ а, о, у, ы, и, э.  ­ Почему они называются гласными?  ­ Состоят из голоса, поются, тянутся.  ­ Сыграем в игру Кто больше?. Вам нужно в парах составить слова из гласных звуков. Кто больше составит, та пара и победила.  (Работают в парах, составляют слова, а затем выступают.)  ­ Много получилось у вас слов?  ­Мало.  ­ Что интересного вы заметили?  ­В русском языке слов много, а у нас получилось мало.  ­ Какой возникает вопрос?   ­ Почему из гласных звуков получается мало слов? Из каких звуков тогда получаются остальные слова?   Создание   проблемных   ситуаций   на   уроках   в   1   классе   будет способствовать:  1)Развитию познавательных способностей учащихся;  2)умению отличать новое от уже известного с помощью учителя;  3)Осознанию детьми противоречий и необходимости нового знания;   4)Развитию   умений   у   учащихся   формулировать   проблему   в   виде вопроса или темы урока.  Приведем примеры создания разных проблемных ситуаций и диалогического выхода из них. Подводящий к теме диалог Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к.   не   требует   создания   проблемной   ситуации.   Подводящий   диалог представляет   собой   систему   (логическую   цепочку)   посильных   ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов   и   заданий:   репродуктивные   (вспомнить,   выполнить   по   образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос   позволяет   ученикам   сформулировать  тему  урока.  При  подводящем диалоге   менее   вероятно   появление   ошибочных   ответов   учащихся.   Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»). Сообщение темы с мотивирующим приемом Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в   том,  что   учитель   сам   сообщает   тему   урока,   но   вызывает   к   ней   интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое   пятно»   заключается   в   сообщении   классу   интригующего   материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве   «яркого   пятна»   могут   быть   использованы   сказки   и   легенды, фрагменты   из   художественной   литературы,   случаи   из   истории   науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью   эксперимента   или   наглядности.   Второй   прием   «актуальность» состоит  в  обнаружении  смысла,  значимости  предлагаемой  темы  для  самих учащихся, лично для каждого. Приведем примеры сообщения, темы с мотивирующим приемом. Прием   яркое   пятно.   Урок   русского   языка   в   4­м   классе   по   теме «Падежи» Учитель:   Мы   сегодня   познакомимся   с   падежом,   про   который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина. сказал: Такой падеж  как…….. Я с детства не терплю; Давать, делиться чем­нибудь С друзьями не люблю. Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж ­ тема нашего урока. Прием   актуальность.   Урок   математики   в   6­м   классе   по   теме «Процент». Учитель:   Сегодня   мы   начинаем   новую   тему,   а   какую   ­   вы   легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в универсам и видите объявление: "В дневные часы у нас скидка 10 ...». Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2...». Чего? Да, процента. По телевизору идет реклама, и вы слышите: ­ В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13...». Чего? Вы правы, процентов. А в школе на уроках вам уже встречался термин «процент»? Приведите примеры. Как видите, термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока.  примеры разноуровневых заданий Весна, совсем весна. По синему небу  верениц..й  бегут облака.. Солнце жарко печ..т. Под горячим  луч..м пробудилась жизнь в  лесу.  Над берёзовой (роща) стоит неумолкаемый шум от карканья (грачи), от скрипучего свиста (скворцы.). На пригорках щ. .точкой пробивается трава, золотым огнём горят ж..лтые первоцветы. Торопятся за пыльц...й ранние бабочки и шмели. Деревц.. на полянке покрылось ш...лковыми листочками. Инструкция:   Если вы считаете что, не совсем усвоили тему урока, хотите еще потренироваться, то выбирайте задание первого уровня.  Если   вы   усвоили   тему   урока   и   стремитесь   закрепить   изученное,   то выбирайте задание второго уровня.  Если вы хорошо усвоили тему урока, уверенно себя чувствуете и хотите проверить свои силы и возможности, то выбирайте задание третьего уровня. 1   уровень.   Весна, совсем весна. По синему небу верениц..й бегут облака. Солнце жарко печ..т. Под горячим луч..м пробудилась жизнь в лесу. Задание: 1) Прочитайте, озаглавьте текст. 2) Вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора изучаемой орфограммы. 2 уровень.   Над берёзовой (роща)____________стоит   неумолкаемый   шум   от   карканья (грачи), от скрипучего свиста (скворцы) .На пригорках  щ..точкой пробивается первая трава, золотым огнём горят  ж..лтые первоцветы. Задание: 1) Прочитайте, озаглавьте текст, определите его стиль.2) Поставьте существительные,   данные   в   скобках,   в   нужной   форме,   обозначьте   изучаемую орфограмму. 3) Расставьте недостающие буквы, выделите орфограммы графически. 3 уровень.   Торопятся за пыльц..й ранние бабочки и шмели. Деревц.. на полянке покрылось шелковыми листочками. Использование технологии дифференцированного обучения (Е.А. Юнина) В   педагогической   науке   и   школьной   практике   широко   используются термины «дифференцированное обучение», «дифференциация» и другие.  Анализ литературы показывает, что наиболее точное определение дает Г.К. Селевко:   Дифференцированное   обучение   –   это   форма   организации   учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких­либо значимых для учебного процесса общих признаков.   Дифференцированное   обучение  –  это   технология  обучения   в  одном классе детей с разными способностями, способствующая созданию наиболее благоприятных условий для развития личности ученика. Группы учащихся могут объединяться по успеваемости; устойчивости интереса   и   уровню   познавательной   самостоятельности   (мотивации); устойчивости   познавательных   процессов   (восприятия,   уровня   развития памяти,   типа   мышления,   уровня   выполнения   мыслительных   операций); темпераменту. Внутренняя   (внутриклассная)   дифференциация   осуществляется   в форме уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения,   при   которой   школьники,   обучаясь   по   одной   программе,   имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.  Внутренняя дифференциация осуществляется посредством: ­ вариативности темпа изучения материала; ­ дифференциации учебных заданий; ­ выбора различных видов деятельности; ­   определения   характера   и   степени   дозировки   помощи   со   стороны учителя. В первую группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе. Они понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал. Это ребята, которые учатся на «4» и «5». Ко второй группе относятся ученики, у которых возникают трудности в усвоении программного материала В первую группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал. Это учащиеся­хорошисты в школе­ интернате. Ко   второй   группе   относятся   ученики,   которые   с   трудом   усваивают программный   материал.   Они   частично   нуждаются   в   помощи   учителя,   в дополнительном   объяснении.  Их  отличает   низкая  самостоятельность.  Темп усвоения   материала   у   этих   учащихся   значительно   ниже,   чем   у   детей, отнесенных   к   первой   группе.   Значительно   снижены   у   школьников   данной группы способности к обобщению. Эти учащиеся имеют по предметам оценку «4» и «3». Третью группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить   значительно   меньший   объем   знаний   и   умений,   чем   остальные школьники. Дифференцированные   задания   можно   и   нужно   использовать   на различных этапах урока.  В качестве примера приведу фрагмент урока письма и развития речи по теме «Предложение» Составь к схеме три предложения. Обозначь главные члены предложения. 1­ая группа Задание: 1) 2) 2­ая группа Задание: 1) Даны   три   предложения.   Выбери   предложение,   которое   распространенным.   Обозначь соответствует предложенной схеме. 2)   предложение второстепенные члены предложения. Сделай 3­ья группа Задание:  1) 2)  1­ая группа Задание: Для украшения открытки прямоугольной формы необходима Запиши предложение. Выполни разбор предложения по членам предложения. Фрагмент урока математики по теме «Периметр прямоугольника» тесьма. Длина открытки 5см, ширина 3см. Сколько тесьмы потребуется? Начерти квадрат с таким же периметром. 2­ая группа Задание: Для украшения открытки прямоугольной формы необходима тесьма. Длина открытки 5см, ширина 3см. Вычисли периметр, чтобы узнать сколько тесьмы потребуется. Реши задачу разными способами. 3­ья группа Задание: Для украшения открытки прямоугольной формы необходима тесьма. Длина открытки 5см, ширина 3см. Вычисли периметр, чтобы узнать сколько тесьмы потребуется. Использование информационно­коммуникативных технологий Использование информационно­коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе   обучения   влияет   на   рост   профессиональной   компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным, интересным, мобильным. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи учащихся. Такие   уроки   особенно   актуальны   в   работе   с   детьми   с   нарушением интеллектуального   развития.   Ученики   имеют   наглядно­действенное, наглядно­образное   мышление,   поэтому   очень   важно   строить   их   обучение, применяя   как   можно   больше   качественного   иллюстративного   материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование ИКТ обеспечивает:  ­ высокий эстетический и эмоциональный уровень (анимация, музыка)  ­ наглядность;  ­ привлечение большого количества дидактического материала;  ­ увеличение плотности урока в 1,5­2 раза. Применяю игровые  технологии на уроках.  Игра — это естественная для ребенка   и   гуманная   форма   обучения.  Обучая   посредством   игры,  мы   учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.  Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях: •    Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок­ игра, урок – спектакль, урок­путешествие) •     В   качестве   урока   (занятия)   или   его   части   (введения,   объяснения, закрепления,   упражнения,   контроля)   (игры,   игровые   элементы)­   игры   «в слова»,   игры   «со   словами»,   «Дополни   слово»,   «Перевёрнутые   слова», «Соедини половинки слов». Например: «Перевернутые слова» Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами.  Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ ­  ЗИМА. В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ  .   Использование ИКТ В своей работе я часто применяю ИКТ. К примеру, проводила уроки по русскому языку по теме: «Приставки и предлоги».   Это   была   серия   уроков   (3   урока),   которая   очень   эффективно позволила обобщить раннее изученный материал. При   помощи   ИКТ   можно   проводить   настоящие   виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Одно   из   направлений   применения   ИКТ   в  реализации   воспитательной системы класса – проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование  средств  ИКТ позволяет  сделать  данные мероприятия  более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей. То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько интересно на них детям. Психолого­педагогические   исследования   в   классе   показали,   что использование возможностей ИКТ в классе способствует: ­ повышению мотивации к учению; ­   повышению   эффективности   образовательного   процесса   за   счёт высокой степени наглядности; ­ активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; ­ развитие наглядно­образного, информационного мышления; ­ развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников; ­ повышению активности и инициативности школьников на уроке; ­ повышению уровня комфортности обучения. Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными  для учащихся нашей школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя. На   разных   этапах   урока   может   быть   использовано   электронное сопровождение   в   виде   презентации.   Под   электронной   презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления, используемая учителем на   уроке   и   требующая   его   комментариев   и   дополнений.   Презентации отражают   не   только   основные   понятия,   схемы,   алгоритм   применения орфографического или математического правила, но и содействуют решению задач конкретного урока. Заранее созданная презентация заменяет классную доску   для   фиксации   внимания   учащихся   на   наглядном   материале   при объяснении   нового   материала   или,   наоборот,   как   итоговый   продукт   серии уроков.   С   помощью   презентаций   учителю   предоставляется   возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока.  Урок   письма   и   развития   речи   по   теме   «Правописание   имен собственных» На этапе актуализации знаний представление с помощью презентации ребусов с последующей проверкой. Также возможно использование на этапе изучения нового материала. ­ Обратите внимание на экран. Жили­были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали коровёнку. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была  Собачонка Мурка. ­ Прочитайте.  ­ Что в стихотворении не так? Давайте наведем порядок. ­ О каких животных идет речь в стихотворении? ­ Как на самом деле звали каждое животное? ­ Запишите эти словосочетания. Затем проводится самопроверка с опорой на слайд презентации.  Приведу   фрагмент   урока   математики   по   теме   «Круг   и окружность». ­   Сегодня   мы   познакомимся   с   определением   круга   и   окружности, научимся различать круг и окружность. ­   Посмотрите   на   доску.   Разгадайте   секрет   и   продолжите   ряд.   (в квадрате круг) ­   Где   в   нашей   жизни   можно   встретить   круг?   (предлагают   варианты ответов) ­   На   ваших   столах   лежат   шаблоны   геометрической   фигуры   –  круга. Возьмите их.  ­ Погладьте поверхность круга ладошкой. Как сказать по­другому, что мы гладим? ­ Обведите круг в тетради, заштрихуйте площадь круга. Подпишите под фигурой «круг». ­ Теперь возьмите круги еще раз и обведите в тетради рядом с первым (вместе   с   учениками   черчу   круг   на кругом, но не штрихуйте. интерактивной доске, показывая где граница окружности). ­   Посмотрите   на   линию,   которую   вы   получили.   Это   окружность   – граница круга. Подпишите «окружность». ­ Где в нашей жизни можем увидеть  окружность? ­ Могут ли круг и окружность «жить» вместе? (Да. Потому что круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью). ­ Возьмите цветные полоски. Соедините концы полоски, поднимите и покажите. Какая фигура получилась? (окружность) ­   Теперь   разверните   окружность,   кладите   на   тетрадь.   Скажите,   что напоминает эта линия? (отрезок) ­ Что имеет любой отрезок? ­ Так чем же отличается круг от окружности? (окружность ­ замкнутая линия) ­   Возьмите   цветные   круги   и   покажите   пальчиком   окружность,   круг погладьте. ­   С   помощью   какого   инструмента   можно   начертить   окружность? (циркуль) На уроках природоведения с целью расширения знаний обучающихся об окружающем   мире   использую   кратковременные   видеосюжеты,   служащие своеобразной   иллюстрацией   памятников   архитектуры,   явлений   природы, внешних признаков планеты, природных объектов, особенностей их строения и   значения,   исторической   ценности.   Особенно   заинтересовала   ребят   серия роликов, представленных в сети Интернет каналом Бибигон. Они отличаются особенной   живостью   и  доступностью   изложения,  но   при   этом   научностью, эстетичностью материала.  Например, уроки природоведения по теме «Ветер. Облака», «Вода в воздухе. Осадки», «Москва – столица России». Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках. Цель: обеспечение здоровья учащихся. Методы:  • • жизни. • Учёт особенностей каждого ученика. Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной Использование   приёмов,   способствующих   появлению   и сохранению интереса к учебному материалу. Создание условий для самовыражения учащихся. Инициация разнообразных видов деятельности. Предупреждение гиподинамии. • • • Ожидаемые результаты:  • • • Предотвращение усталости и утомляемости. Повышение мотивации к учебной деятельности. Прирост учебных достижений. Разноуровневое обучение Цель разноуровневого обучения: организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности. Осуществляя     разноуровневое   обучение,   руководствуюсь   следующими требованиями: • Создание атмосферы, благоприятной для учащихся. • Активное общение с учащимися Для реализации разноуровневого обучения использую: • Карточки   –   информаторы,   которые   включают   элементы дозированной помощи. • Альтернативные   задания   для   добровольного   дополнительного выполнения. • Задания,   помогающие   в   овладении   рациональными   способами деятельности. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяю на  разных этапах учебного процесса:  ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ изучение нового материала; учет знаний на уроке; проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; закрепление пройденного материала; домашняя работа.  Информационно­коммуникативные и здоровьесберегающие технологии (В. Ф.  Базарный «Методика сенсорно­координаторных тренажей», элементы дыхательной гимнастики, в сочетании с дыхательной гимнастикой ) К основным методам и приемам здоровьесберегающей технологии В.Ф.  Базарного относятся:  режим динамической смены поз;  упражнения на зрительную координацию;   упражнения на мышечно­телесную координацию. зрительно­координаторные тренажи, офтальмотренажеры;  В своей работе я использую следующие элементы технологии:  Режим динамической смены поз Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз – часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой и таким образом  укрепляет позвоночник, сохраняет правильную осанку. В соответствии с  нормами САНПИН продолжительность работы за конторкой составляет 7­10  минут. По сигналу учителя учащиеся берут необходимые учебные  принадлежности, разуваются и становятся в носочках на массажные коврики  работать за конторку. Массажные коврики изготовлены из деревянных бусин  и используются для улучшения кровообращения в нижних конечностях. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: поддержание физической, психической активности умственной сферы; высокие показатели  физического развития здоровья; повышение иммунной системы; улучшение ростовых процессов; развитие координации всех органов (зрительно­ручной, телесно­ координаторной, психо­эмоциональной); Упражнения на зрительную координацию В четырех точках (их называют «зрительные метки») размещаются яркие  изображения. Это могут быть иллюстрации из сказок, сюжеты пейзажей из   природы, из жизни животных, план урока, задания для арифметического или словарного диктанта, портреты писателей, схемы, формулы, правила и т.д.  Все вместе картинки составляют развивающийся в логической  последовательности единый сюжетно­образный комплекс.         Средние  размеры картинок от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой  размещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1­2­3­4.  Размер цифр от 0,5 мм до 207 х 297 мм. Один раз в две недели сюжет  меняется. Дети, находясь в положении свободного стояния начинают фиксировать  взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. При этом они  должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4  сюжета и ответить на вопросы учителя. Режим счета задается в случайной  последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность  тренажа 1,5 минуты. Учащиеся с огромным удовольствием выполняют  повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный  всплеск.                  Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие  зрительно­моторной реакции, скорость ориентации в пространстве,  предупреждает утомляемость. У детей развивается зрительно­двигательная  поисковая активность, зрительно­ручная и телесная координация.  Упражнения на мышечно­телесную координацию Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного  поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий.  Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего расстояния на дальнее расстояние  и наоборот. Показываю дидактический материал сначала с близкого  расстояния, а затем постепенно отхожу  от учеников,  тренируя тем самым  мышцы глаза.  Примерные задания: найти изображения предметов, в названиях  которых есть нужный звук; составить предложения из слов, написанных на  карточках; найти картинки ­ ответ на загадку и т.д. Для двигательной активности на уроке используют «сенсорный  крест». «Сенсорный крест» висит под потолком в классной комнате на высоте 2 м. На него закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные  геометрические фигуры, буквы, слоги, слова по теме урока, этапы урока,  примеры, краткие записи задач и пр.). В ходе урока периодически обращаю  внимание детей на то или иное пособие, прошу что­то найти,  проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами  нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и  напряжение с глаз. Работа с офтальмотренажёром Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным  слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.   Затем рисуют воображаемую диаграмму, но с большим размахом и с  большей амплитудой движения. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от  детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение,  расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную  возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и  ритма, развивает зрительно­ручную координацию.  Бумажные офтальмотренажёры Коврик из геометрических фигур. Примерные задания:  ­ Из каких геометрических фигур состоит коврик?  ­ Сколько треугольников (квадратов, кружков)? ­ Какие фигуры одинакового цвета?  ­ Сколько всего фигур на коврике? ­ Составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только  одну деталь на коврике). Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.  На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы,  восьмерки, спирали и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных  цветов. Толщина линий – 1 см. Пирамидки. Примерные задания: 1) Найди глазами две пирамидки. 2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых,  черных и т.д. 3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых,  желтых и т.д.? 4) Сколько всего колец у всех пирамидок? 5) Сколько всего колпачков? 6) Как быстрее сосчитать? 7) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза)  пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?                         Пирамидки можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты  заданий. Тарелки с разноцветными кружками.  Примерные задания: а) Найди две одинаковые тарелки. б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется. в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках? г) Сколько всего кружков на всех тарелках? Подушки. Задания те же, что и с «тарелками». Витражи в домике. Задания те же, что и с «ковриком». «Цветок здоровья». Цветок сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый,  фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка  – оранжевая. На стебле листик светло­зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течение  года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь»,  «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь». С помощью бумажных тренажёров развиваются зрительно­моторная  реакция, стереоскопическое зрение, различительно­цветовая функция,  чувство локализации в пространстве. Динамическая пауза На карточках схематично изображены человечки, выполняющие различные  гимнастические упражнения. Размер изображения – 2 см. Дети рассматривают человечка, а затем повторяют его движения. Функции цвета Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение. Зеленый – улучшает настроение, успокаивает. Голубой – улучшает настроение. Красный – возбуждает, раздражает. Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания  указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль,  сонливость, депрессию. Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает  мрачные мысли. Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему. Физкультурные паузы для профилактики нарушений  зрения  А. Общая схема проведения 1. Дыхательные или корригирующие упражнения; 2. Упражнения, влияющие на кровообращение глаз; 3. Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса; 4. Упражнения для наружных мышц глаза; 5. Общеразвивающие и корригирующие упражнения; 6. Упражнения для внутренних мышц глаза. Б. Комплекс 1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.  сделать  глубокий   вдох,   затем,    наклоняясь   вперед  к крышке парты,  выдох    (повторить  5 раз); крепко зажмурим, глаза, потом открыть   (4 раза); руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 ­ 5 раз); смотреть сначала на доску 2­3 секунды, затем на кончик пальца перед собой  3­5 секунд (5­6 раз); руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать  (5 ­ 6 раз); держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева  направо (4 ­ 5 раз) ("маятник"). Гимнастика для глаз: I  сидя. Крепко зажмурьте глаза на 3­5 см. Затем открыть на 3­5 сек (6­8) раз. II сидя. Быстро моргать в течение 1­2 мин. III стоя. Смотреть перед собой 2­3 сек. Поставить палец руки по средней  линии лица на расстоянии 25­30 см от глаз. Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3­5 сек. Опустить руки (10­12 раз) IV   стоя.   Закрыть   веки,   массировать   их   с   помощью круговых    движений   пальца   (верхнее   веко   от   носа   к наружному краю глаза,  нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот) 1мин. V  стоя. Поставить палец правой руки по средней линии на расстоянии 25­30  см от глаза. Смотреть двумя глазами на кончик пальца 3­5 сек, убрать ладонь,  смотреть двумя глазами на кончик пальца 3­5 сек. VI   стоя.   Голова   неподвижна.   Отвести   полусогнутую правую   руку   в    сторону,   медленно   передвигать   палец справа налево и следить, затем слева направо (10­12 раз). VII сидя. Тремя пальцами каждой руки нажать на верхнее веко, через 1­2 сек  снять пальцы с век (3­4 раза). VIII   сидя, смотреть вдаль 3­4 сек, перевести взор на кончик носа на 3­5 сек  (6­8 раз). IX   стоя.   Голова  неподвижна.   Поднять   полусогнутую правую руку  вверх, медленно передвигать палец сверху ­ вниз и наоборот. Следить глазами (10­12 раз). X  сидя.  Голова неподвижна. Вытянуть руки вперед и вправо. Рукой на  расстоянии 40­50 см делать медленные круговые   движения   по   часовой    стрелке   и   следить   за кончиком пальца. Левой рукой ­ движения против  часовой стрелки (3­6 раз). XI  стоя. Голова неподвижна. Глаза вверх, вниз, вправо, влево (6­8 раз). XII   сидя.   Голова  неподвижна.   Поднять  глаза  кверху, сделать  ими    круговые  движения  по  часовой  и  против часовой стрелки (3­6 раз). XIII   стоя.   Ноги   на   ширине   плеч,   опустить   голову, посмотреть    на     носок    левой    ноги,    поднять    голову, посмотреть в правый верхний угол  комнаты, то же самое вправо ­ вниз. XIV  Вытянуть руки вперед на ширине плеч и на уровне глаз.    Посмотреть    в правый   верхний   угол   комнаты. Перевести взор на кончик пальцев левой  руки, посмотреть в верхний левый угол, перевести взор на кончик пальцев  правой руки (3­4 раза). Особенно   интересными   получаются   материалы   для   проведения гимнастики, выполненные в программе PowerPoint пакета Microsoft Office. В виде отдельного слайда, с двигающимся объектом, на фоне соответствующего тематике   урока   музыкального   и   иллюстративного   сопровождения. Способствует   снятию   статического   напряжения   мышц   глаз,   улучшению кровообращения.                    Также я предлагаю ребятам стереограммы. С их помощью укрепляются глазные мышцы, снимается усталость глаз. Детям очень нравится определять изображение,   спрятанное   на   рисунке.   На   уроке   начинает   присутствовать элемент   соперничества   (кто   быстрее   узнает   что   изображено),   который позволяет снять напряжение и усталость глаз, но и разрядить обстановку на уроке, настроиться на дальнейшую работу. Дыхательные упражнения  «Свеча». И. п. – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит  большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую  свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте  перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи  маленькими порциями выдоха.             «Дышим носом». И. п. – лежа на спине или стоя. Дыхание только через  левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю  закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх,  левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное,  глубокое. «Ныряльщик». И. п. – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать  дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду.  Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.              «Облако дыхания». И. п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный  вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох  через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся  распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем  квадраты и треугольники.   Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают  самоконтроль и произвольность.

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018