"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Оценка 4.8

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
воспитательная работа
4 кл
03.03.2019
"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Согласно новым требованиям государственного стандарта российского образования в качестве ориентира образования определена нацеленность на развитие ключевых компетенций школьников (технологическая, самообразовательная, информационная, социальная, коммуникативная). одной из базовых компетентностей, формируемых в школьный период, является коммуникативная - умение эффективно сотрудничать с другими людьми.
доклад мо.doc
«Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ» Протокол № 18 от 28. 12. 2018 г.  Согласно новым требованиям государственного стандарта российского  образования в качестве ориентира образования определена нацеленность на  развитие ключевых компетенций школьников (технологическая,  самообразовательная, информационная, социальная, коммуникативная).. Одной из базовых компетентностей, формируемых в школьный период,  является коммуникативная ­ умение эффективно сотрудничать с другими  людьми. Проблема формирования коммуникативной компетентности является  актуальной. Интеграция и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ  невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в  развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются  трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными  взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность  приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Процесс формирования коммуникативной компетенции, развитие  коммуникативного опыта воспитанников должны идти через овладение и  применение педагогом современных педагогических технологий, которые в  последнее десятилетие прочно вошли в педагогическую сферу.  Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях  педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению  учебно­воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных  условий для обучающихся и педагога.  Опираясь на общие методические рекомендации по формированию у детей  коммуникативных компетенций, в работе используют  следующие   технологии:  Игровые технологии   Игровые технологии используют все образовательные учреждения — это  достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее  определённую часть учебно­воспитательного процесса и объединенное общим  содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные  признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение  предметов по определенным признакам;группы игр, воспитывающих умение  владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и  др. Яркий, необычный и разнообразный материал мне помогают реализовать игровые технологии, которые я использую либо в виде отдельных, маленьких  моментов, включенных в общую тему воспитательского занятия, либо в виде  целостных занятий или внеклассных мероприятий. Так, игровые технологии Б.Никитина позволяют активизировать детей,  непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь. Например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание, быстроту  мыслительной реакции. Позволяет не только оживить детей на занятии, но и  закрепить полученные знания. Так, при изучении темы «Толерантность»  бросаем мяч ребятам в произвольном порядке. Ребёнок должен бросить мяч  обратно, назвав при этом качества толерантной личности (терпение,  снисходительность, чуткость, доверие, способность сопереживать и т.д.).  Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной  компетенции, развивая речь детей, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.  Игры для, способствующие развитию коммуникативных способностей у  старшеклассников: на взаимодействия в группе, выявления лидера – игра «Стул»; на развитие умений понимать и принимать людей – игры «Зеркало»,  «Подарок»; на внимание и внимательность друг к другу – игра «Описание другого  человека»; на доверие – игра «Рисунок»; на развитие эмоционального выражения и положительного отношения к  человеку – игры: «Передача положительных эмоций», «Положительные  черты»; на развитие речи, умение слушать – игра «Рассказ по кругу»; на развитие умения вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и  корректно формулировать ответ ­«Интервью»;  на развитие умения ориентироваться в ролевых позициях людей и  коммуникативных ситуациях­ «Пойми меня»;  на развитие  умения делиться своими чувствами, переживаниями,  чувствовать настроение  товарища­ «Без маски»; на развитие   коммуникативных навыков и выработке умения работать в  команде, лучше понимать друг друга, использовать невербальные средства  общения­ «Без слов». Технология диалога.    Одним из примеров личностно­ориентированных технологий является  диалог. Обозначенная технология взаимодействия признается одной из форм  образовательной деятельности, стимулирующей инициативность  воспитанников, развитие рефлексивного мышления. Воспитательные возможности диалога заключаются в том, что он  способствует: • формированию благоприятного социально­психологического климата в коллективе и снижению уровня тревожности; • утверждению самоценности ребенка и развитию его инициативы; • созданию оптимальных условий для личностного развития; • воспитанию потребности и способности общаться; • формированию культуры общения; • развитию рефлексивного и критического мышления.   Занятия с применением данной технологии иногда протекают достаточно  шумно. И это запланированный, необходимый и неизбежный рабочий шум,  поскольку надо дать возможность каждому высказаться, отстоять свою точку  зрения. Вначале на занятиях преобладают развернутые, эмоциональные  монологи детей. Затем все чаще участники общей работы включаются в  диалог. Для этого детям надо многое уметь: слышать друг друга, доносить  свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого  и пр. Наконец, возникает групповая дискуссия, которая является почти  обязательным элементом каждого занятия. Организовать диалог, а тем более групповую дискуссию детей, т. е. научить их включаться в коллективное обсуждение, корректировать свою позицию,  приходить к общему решению, непросто. Главные средства педагога в этом  отношении — вопросы и интонации. Как ведущая занятия, задаю вопросы, главным образом обращенные к  внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка, вызываю ребят на  размышления, демонстрирую свою заинтересованность в мнении всех без  исключения детей. При этом совершенно исключительное значение имеет  преобладающая интонация. Используется широкий веер интонаций: • вопросительную; • шутливую; • восторга («Какой молодец! Как интересно!»); • удивления («Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?!»); • сомнения («Может быть, ты права. Мне кажется, это не всегда так. Надо  подумать…»); • сочувствия («Я понимаю, что это трудно…»); • уверенности («Мы обязательно справимся с этим»). В ответ дети максимально активно включаются в работу, ведь в силу  возрастных особенностей им очень важно рассказать воспитателю о себе,  обратить на себя его внимание, тем более что они не боятся дать неверный  ответ, вызвать неодобрение или получить плохую отметку. Основным условием успеха организации групповой дискуссии является  неукоснительное соблюдение самим взрослым ряда правил совместного  обсуждения. И напротив, организация дискуссии осложняется, если ведущий  категоричен и безапелляционен, широко пользуется упреками, выражает  пренебрежение к детям, унижает их, применяет угрозы. Правила поведения взрослого во время групповой дискуссии школьников: 1. Никогда не перебивать говорящего. 2. Всегда выслушивать все версии и добавления. 3. Соблюдать процедуру группового принятия решения. 4. Стараться быть последовательным и логичным. 5. Быть тактичным, учитывать основные особенности возраста и  индивидуальные отличия воспитанников. 6. Не спешить высказаться самому (лучше, если взрослый говорит последним). 7. Исключить императивную интонацию и слова типа «должен», «абсолютно  верно», «правильно», заменив их на «я тоже так думаю», «будет лучше,  если…» и др. 8. Не стесняться сомневаться, размышлять, быть неуверенным в чем­то.  Технология тренинга. Нравятся ребятам и помогают научиться общению психологические  тренинги.  Технология тренинга состоит в том, чтобы создать участникам  (воспитанникам) условия для полноценного общения; смоделировать такие  ситуации, в которых: ­ снимается страх перед самостоятельным высказыванием; ­ развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; ­ развивается умение анализировать свои поступки и происходящие события,  осознавать свое отношение к миру; ­ формируется умение ценить свою и чужую работу; ­ закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает»  различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке,  к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою  позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает  себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные  стороны личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые  мешают этому.  В проведении тренингов общения среди подростков огромную помощь  оказывает книга А.Грецова «Тренинг общения «для подростков», в которой  описаны разнообразные тренинги, где обучающиеся учатся взаимопониманию,  учатся общаться и слушать, разрешать конфликты, и т.д. Технология педагогической поддержки.     Педагог может способствовать развитию коммуникативных способностей  детей, если в воспитательной деятельности будет использовать   технологию  педагогической поддержки. Она составляет одну из важнейших  педагогических средств, ориентированную на процесс саморазвития личности  ребенка и включает в себя несколько методов поддержки развития  коммуникативных способностей: метод «создания воспитывающих ситуаций» (когда анализируются ситуации,  взятые из жизни) метод коммуникативного тренинга ( ролевые игры,  выполнение заданий по  заданным параметрам —   «приём на работу», тренинг по этикету и т.д.) метод творческого поиска; метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя; метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребёнок должен  самостоятельно сделать выбор; метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной  работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и  другие); метод самоконтроля.  Технология сотрудничества. Технология сотрудничества трактуется как идея совместной развивающей  деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием,  проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и  результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место  в нем занимают отношения «воспитатель – ребенок», которые должны  действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более   старшего и опытного с менее опытным, ни один из них не должен стоять над  другим. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в  конкретной модели, не имеет нормативно­исполнительского инструментария.  Поэтому данную технологию надо рассматривать как особого типа  “проникающую” технологию, являющуюся и в той или иной мере входящей во  многие современные педагогические технологии как их часть. Данная  технология подразумевает гуманное отношение к детям, необходимость учета прав ребенка на свободный выбор и ошибки. В стиле общения педагога и  воспитанников должно наблюдаться не принуждение, а убеждение; не  команды, а организация. Информационно­ компьютерные технологии. Современный образовательный процесс уже не мыслим без широкого  применения новых информационных компьютерных технологий. Использование компьютерных технологий в воспитательном процессе  позволяет создать условия для формирования таких социально значимых  качеств личности как активность, самостоятельность, креативность,  способность к адаптации в условиях информационного общества, для  развития коммуникативных способностей и формирования информационной  культуры личности. Использование компьютера при проведении воспитательского занятия или  при проведении мероприятия позволяет воспитателю общаться с воспитанниками на современном технологическом уровне, сделать занятие  более привлекательным, эмоциональным и эффективным. Таким образом,  использование ИКТ в воспитательном процессе позволяет поддерживать  высокий уровень мотивации воспитанников и содействует развитию их  коммуникативных способностей. Здоровьесберегающие технологии.    Я считаю, что даже элементы здоровьесберегающих технологий, которые  преследуют цель: укрепление здоровья воспитанников, помощь детям на  протяжении всего проведения воспитательского занятия или самоподготовки  оставаться активными и не уставшими, могут способствовать также и  развитию речи детей. Например, комплекс физминуток, с обязательным  проговариванием текста.  Проектные технологии   Использование метода проектов дает возможность каждому  ребенку  совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой  деятельности.  У детей развиваются   навыки коммуникативного общения. А  именно:  ­ умение коллективного планирования; ­ умение взаимодействовать с партнером; ­ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; ­ навыки делового партнерского общения; ­расширение словарного запаса; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы; ­ умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в  диалог, задавать вопросы и т.д.; ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать свою точку зрения; ­ умение находить компромисс;   Применение педагогических технологий открывают неограниченные  возможности для коррекционно – воспитательной работы, способствует  становлению коммуникативной компетентности, развивает умение  ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит  принимать решение и добиваться результатов, значительно повышает  эффективность воспитательного процесса, направленного на формирование  личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в  школьном возрасте является недостаточная сформированность  коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень  ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления  контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них  информацию, организовать коллективную работу. В связи с этим актуально  использование в работе развивающих игр и упражнений, которые позволяют  сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности. В  педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий  комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение  обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно  общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития  коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.  Важнейшими качествами эффективной коммуникации являются: Речевая  компетентность: умение говорить точно, бегло, конкретно и кратко. Умение и желание слушать собеседников. Внимание и восприимчивость к невербальной  информации (мимика, жесты, поза). Наблюдательность, умение замечать  тонкие нюансы поведения. Эмпатия, чувствительность к эмоциональному  состоянию собеседников. Гибкость, способность адекватно менять свое  поведение в зависимости от ситуации. Удачный выбор времени, места,  окружающей обстановки для общения. Для формирования перечисленных  качеств целесообразно пользоваться технологиями психологического  тренинга, подразумевающими игровое моделирование ситуаций, где  проявляются и тренируются важные для общения качества, а также  обсуждение и рефлексия получаемого при этом жизненного опыта. Поэтому  одной из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности  является игра. Она обладает одним из наиболее эффективных и доступных  способов формирования коммуникативных навыков обучающихся, имеет  важное значение для нормального психологического развития и  эмоционального состояния. Основные принципы развивающих игр,  направленные на развитие коммуникативных навыков: Совмещение элементов игры и учения, переход от игр — забав через игры — задачи к учебно– познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и  условий игры. Повышение умственной активности обучающегося,  формирование вербального (речевого) и невербального (неречевого:  связанного с позами, мимикой, жестами и т. п.) общения в игровой  деятельности. Единство обучающих и воспитательных воздействий.  Коммуникативные игры делятся на три группы: Игры, направленные на  формирование у обучающегося умения увидеть в другом человеке его  достоинства и дать ему вербальное или невербальное поглаживание; Игры и  задания, способствующие углублению осознания сферы общения; Игры,  обучающие умению сотрудничать. Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков обучающихся имеют своей основной целью  активизацию коммуникации в коллективе. При этом важно отметить, что  наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре  является последовательное руководство ими со стороны воспитателя.  Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной  жизни, путем интеграции естественных видов деятельности. В течение дня  каждый обучающийся получает положительные эмоциональные впечатления  от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его  игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются  потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей обучающегося,  волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов  социальной активности. Формы игровых занятий различны, но все они  направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все  формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и  проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных  воспитателем. Ежедневное включение в педагогический процесс игр на  развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры­ инсценировки, игры­забавы, игры — соревнования, дидактические,  творческие, сюжетно­ролевые игры, подвижные игры, игры­драматизации,  игры­имитации, игры­хороводы, беседы, в процессе которых обучающиеся  учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и  правильно говорить. Театрализованные игры имеют огромное значение. Они в  полном объём развивают речь, активизируется и совершенствуется словарный  запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально­волевая сфера, происходит коррекция поведения,  развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга,  стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.  Сюжетно — ролевые игры являются источником формирования социального  сознания и возможности развития коммуникативных навыков. В игре  воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг  другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игры с правилами — дидактические, настольные, подвижные способствуют  познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.  Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять  товарищу, сопереживать, помогают выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике  равноценную личность. Особое место отводится произведениям малых  фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они  развивают еще эмоциональную сферу. Развитию коммуникативных навыков  также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода  деятельности обеспечивается возможность саморазвития обучающегося,  который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и  интересам. При этом воспитатель становится партнёром, готовым  откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе  деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к  личности, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.  Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям и регулярное  использование разнообразных игр, дает положительные результаты и  составляет основу правильного воспитания и полноценного развития.  Повышает социальную активность обучающихся, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными,  любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу.  У них развивается уверенность в своих силах при этом, полученные навыки  могут быть применены в повседневной жизни, что будет способствовать их  дальнейшей успешной социализации. Предлагаю несколько упражнений и игр  для работы над формированием коммуникативных навыков. Игра «Свет мой,  зеркальце! Скажи». Цель: психологизация работы в правильности оценки  своего партнера; выделение в нем главных, индивидуальных качеств,  высказывание своего мнения о партнере, а также правильное оценивание  мнения о себе. Участникам игры предлагается вспомнить сказку А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Поупражняться в  мимических движениях: поднять брови, опустить, нахмурить брови.  Сдвинуть, надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться. Представить  мимический образ партнеру (каждый свой). Ведущий: «В сказке есть слова,  которые произносит царица, сидя перед зеркальцем: «Свет мой, зеркальце,  скажи, да всю правду доложи»... Мы сегодня попросим «зеркальце»  рассказать, какие мы. Роль «зеркальца» выполнит кто­нибудь из вас.  Посмотрите друг на друга, подумайте и решите, кто из вас будет  «зеркальцем», а кто будет его спрашивать (участники разбиваются на пары).  «Зеркальце» внимательно посмотрит на партнера и вспомнит все о нем,  подумает, как и что о нем можно рассказать. По порядковым номерам и  сигналу ведущего пара занимает почетное место. Один спрашивает: «Свет  мой, зеркальце! Скажи, да всю правду расскажи обо мне»... А зеркальце в  ответ: «Ты прекрасна (прекрасен) спору нет. И красива (красив) ты и»… (идет творчество). Ведущий: «Итак, мы попали в страну, где «зеркальца» умеют  говорить и где можно узнать всю правду о себе. Установка к игре! Ответы  «зеркальца» не должны сводиться только к описанию внешнего портрета.  Больше качественных характеристик, оценивания жизненных проявлений,  ситуаций, поступков. Все секреты личности рассматривают «зеркала».  Упражнение «Рисунки на спине». Обучающиеся разбиваются на группы по три человека в каждой, образуя одну  гигантскую звезду. Каждая группа становится одним из лучей этой звезды,  для этого необходимо сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись  спиной к ведущему. Ведущий показывает сидящим ближе всего к нему  картинки фигур, а им необходимо будет ее нарисовать на спине сидящих  перед ними обучающемуся. Второй в ряду постарается «прочитать» своей  спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто  сидит перед ним. И так далее. Когда картинка «дойдет» до сидящего в  вершине своего луча, он должен будет нарисовать на листе бумаги, тот  рисунок что «дошел» до него. Упражнение «Ботинки». Все садятся в круг,  снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и  разбрасывают в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание:  каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается  сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы  тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали,  выполняя задания? Упражнение Волшебное слово «Да». Цель: работа с различными стереотипами, Выход из привычного отношения к себе.  Инструкция: Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники  могут предлагать вопросы сами). Пример: − У тебя есть миллион рублей? −  Тебе нравиться океан? − Ты творческий человек? − Ты добрый? − У тебя  бывают рваные носки?  − Тебе нравится танцевать? − Ты любишь кого­нибудь? На любой вопрос  ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый участник  должен ответить «Да». Это упражнение с одной стороны, способно вызвать  всеобщий смех, а с другой — посмотреть на себя и свои привычки другими  глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

"Использование современных педагогических технологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019