Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе
Оценка 4.8

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Оценка 4.8
Педсоветы +2
docx
администрации +1
Взрослым
07.11.2017
Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе
педсовет 11.04 Севрюкова.docx
Слайд.1  Тема «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе» Педагогический совет   Руководитель МО МФЦ Севрюкова Е.А. МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»  Слайд.2  Не мыслям надобно учить, а мыслить И. Кант Слайд.3  Фасилитация ­ производное от английского глагола facilitate ­ облегчать,  помогать, способствовать. Слайд.4  Фасилитация – человекоцентрированный подход, выражающийся в глобальном  доверии к человеку, постулирующий существующую в нем актуализирующую тенденцию расти,  развиваться, реализовывать свой потенциал (К. Роджерс).    Слайд.5  Атрибуты 5. цель, 6. способ, 7. предмет, 8. метод, 9. средства, 10. Результат   понятия «фасилитация»: 1. деятельность, 2. субъект, 3. функция, 4. мотив,  Слайд.6  Методы фасилитации ­ это различные процедуры, в процессе которых участники  делают определённые выводы. Технология фасилитации понимается как повышение групповой  эффективности. Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах: • чего необходимо достичь; • кто должен быть вовлечен; • разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых заданий; • коммуникация; • достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов; • групповая энергия, движущие силы и способности участников; • физическая и психологическая среда. Слайд.7  Задачи фасилитации:  1. решение конкретных вопросов  2. поиск решений  3. анализ проблем  4. обсуждение совместных мероприятий 5. разрешение сложных или конфликтных ситуаций. Слайд.8  Технология фасилитации: ­ стимулирует к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных  решений; ­ ­ позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлечённость,  ответственность каждого участника за принятое решение;  даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения  нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы. Слайд.9  Формы фасилитации ­ взаимодействие,  ­ воздействие,  ­ диалог,  ­ косвенное влияние. (Что же мы получим в итоге применения технологии фасилитации?) Слайд.10  Итог фасилитации:  это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и  воспитательного. (Мы говорим с вами о применения технологии фасилитации в школе, поэтому  сейчас дадим определение учителя как фасилитатора) Слайд.11  Фасилитатор (учитель) ­ это ролевая позиция ведущего при организации групповой  деятельности.  Слайд.12   (Но технологию фасилитации можно применять не только на уроках, но и на  классных часах, и внеурочной деятельности, на родительском собрании, на  совещаниях и педагогических советах, семинарах и практикумов. ) Слайд.13  Характеристики педагога (как фасилитатора): ­ ­ ­ ­ умение строить открытые, доверительные отношения с родителями,  способность создавать особую атмосферу сотрудничества,  снимать барьеры и помехи во взаимодействии,  раскрывать ресурсы участников образовательных отношений. Слайд.14        ­     удерживает встречу (мероприятие) во временных рамках; ­ ­ ­ ­ ­ помогают выдерживать чёткую повестку дня, умеет добиться того, чтобы его слушали, создает ощущение активного общения, конструктивно излагает проблемы,  подводит итог и ищет аргументы,      ­      умеет сохранять беспристрастность, обеспечивать возможности для конструктивного  диалога между всеми участниками. Слайд.15  Для фасилитатора характерно несколько «не»: ­ не заинтересован в итогах обсуждения; ­ не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему;  ­ не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки;  ­ не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с  помощью которых участники взаимодействия сами находят решение.  Слайд.16  Модели фасилитации: НА СЛАЙДЕ (Я хочу остановиться на одной из них: Мировое кафе)  Слайд.17  WORLD CAFÉ (Мировое Кафе) СЛАЙД  17 + щелчок Не читать – информация на слайде Концепция World Café The World Cafe ­ это метод фасилитации групповых обсуждений, в котором во главу угла  ставится общение между участниками и добавление новых мыслей и идей.  Правила этикета в «Мировом кафе»: ∙  Фокусируйтесь на самом важном ∙  «Не сидите в сторонке» ­ делитесь своими идеями и размышлениями ∙  Говорите то, что думаете, и от всего сердца. ∙  Слушайте, для лучшего понимания. ∙  Соединяйте идеи в единой целое ∙  Делайте заметки, творите  на скатертях – здесь это можно и нужно! ∙  Получайте удовольствие от процесса!             Хорошие результаты дает использование технологии World Café (Мировое Кафе, далее МК) – это технология организации дискуссии в малых группах в непринужденной обстановке. Это инновационная,  но в то же время простая методика разговора о волнующих вопросах. Беседы разных групп связываются и дополняют друг друга по мере того, как ученики перемещаются между группами, «переопыляются» идеями и открывают для себя новый взгляд на важные для них вопросы. Как процесс, МК пробуждает и делает видимой коллективную мудрость группы и, тем самым, вовлекает учащихся в коллективное эффектное действие по достижению общих целей.      Методика «Мировое кафе» подходит для обобщающих уроков­диспутов, когда необходимо обменяться знаниями и оставшимися проблемами по пройденной теме.   Цель ее применения – собрать   по   возможности   максимальный   объем   информации:   мнений,   впечатлений   и   оценок учащихся по определенному разделу программы.  А результатом такой схемы работы является выяснение   уровня  понимания   усвоения   изученного   материала   за  короткое   время,   отражение событий и процессов в умах учащихся, то есть срез общего мнения по проблеме.       Работа по методике МК отличается от других технологий групповой работы даже внешне. В классе  (кафе)  столы  покрыты  листами  бумаги,  позволяющими  писать  на  них и  делать  иные пометки, рисовать, чертить и любым другим способом фиксировать информацию. За каждой партой постоянно сидит ученик (хозяин­модератор), а остальные группы учащихся свободно перемещаются от парты к парте всякий раз, когда объявляется новый круг обсуждения.      Каждый модератор инструктирует подошедших к его столу, информирует об уже полученных от предыдущих групп и зафиксированных на бумажной поверхности стола идеях и результатах их обсуждения. После этого вновь прибывшая группа озвучивает свои идеи и проекты решений по проблеме, делая свой вклад в общее обсуждение. Вся заслуживающая внимания информация фиксируется на бумаге в обязательном порядке. По окончании обсуждения лист прикрепляется на доске, модератор озвучивает всю дискуссию и ее результаты в мини­презентацию для всех участников. Для обсуждения можно предложить одну и ту же тему или же за каждой партой могут обсуждаться разные проблемы.       Достоинством   этой   методики,   действительно   способствующей   появлению   интереса   к предлагаемой проблеме является выявление у учащихся идей, тут же подвергаемых сомнению и критике и либо опровергаемых, либо принимаемых к дальнейшей работе. В процессе обсуждения концентрируется и фиксируется модераторами значительный объем знаний и опыта учащихся по данной теме. Кроме того, процесс обсуждения по схеме МК создает условия одновременного взаимного   обучения   участников   –   «трансферт   знаний».   Идет   интенсивная   работа   мозга.   М. Монтень еще в 16 веке выразил мысль: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо   наполненный».   Необходимо   равномерно   распределить   время   и   следить   за   его соблюдением.   Результатом   использования   методики   МК   является   чрезвычайно концентрированная, насыщенная дискуссия. Более подробно о технологии: Участники объединяются в группы от 3 до 7 человек (в зависимости от количества человек в  классе) Каждая группа получает по листу и маркеру (фломастеру) для записи идей. На листе  написано название обсуждаемого вопроса. За каждым столом выбирается хозяин Участники получают время на поиск всех вариантов ответ на вопрос. Хозяин стола без критики  фиксирует идеи. Выделяется время на обсуждение . Участники меняются столами (обычно по часовой стрелке). Хозяин стола остается, приветствует  новую команду, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые  участники дополняют список своими идеями. Для наглядности можно записывать новые идеи  маркером другого цвета, в другом секторе листа. Команды возвращаются за свои столы (те столы, за которыми они начинали работать) и подводят  итоги обсуждения. В обсуждении учащиеся систематизируют идеи, делают выводы и представляют их наглядно  на листах А4 или ватмана – так называемых «скатертях» Данная технология  применяется для решения комплексных проблем, получения ответа на  вопросы, принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения,  планирования групповой работы, подведения итогов проекта, конференции, обмена опытом, т.е.  когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями, изучить возможности  для дальнейших действий и принятия решений. Чем уникален этот метод, что его можно использовать и на классных часах, и внеурочной  деятельности, на родительском собрании, на совещаниях и педагогических советах, семинарах и  практикумов. «Научить человека учиться в течение всей жизни», – по мнению ученых ЮНЕСКО, – один из  ведущих принципов образования в XXI веке Слайд.18  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе

Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017