Работая в этой отрасли не первый год, сделала вывод, что начинать закладывать основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья у детей. Одно из направлений деятельности детского сада является внедрение инновационных технологий, которые подготавливают ребёнка к здоровому образу жизни и осознанному отношению к формированию здорового образа жизни. У меня, как у педагога, который не первый год работает с дошкольниками всегда открытым оставался вопрос: как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками методику создания лэпбука, которая активно и очень давно используется Американскими педагогами и родителями.
Педагогический опыт «Использование технологии лэпбук с детьми дошкольного
возраста в образовательном области "Физическая культура"»
Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое
внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного
образования в соответствии с федеральным образовательным государственным
стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Результатом реализации данной задачи
в соответствии с ФГОС и должно стать создание комфортной развивающей
образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как
образовательное пространство: наряду с другими задачами оно должно обеспечивать
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие
детей в подвижных играх.
Работая в этой отрасли не первый год, сделала вывод, что начинать закладывать
основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а
также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья у детей.
Одно из направлений деятельности детского сада является внедрение инновационных
технологий, которые подготавливают ребёнка к здоровому образу жизни и осознанному
отношению к формированию здорового образа жизни.
У меня, как у педагога, который не первый год работает с дошкольниками всегда
открытым оставался вопрос: как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в
памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил по
определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по
данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе
развития общества я нахожу использование в физкультурнооздоровительной работе с
дошкольниками методику создания лэпбука, которая активно и очень давно
используется Американскими педагогами и родителями.
В начале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук»:
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка), это самодельная
интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые
ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В нейсобирается материал по какойто определенной теме. При этом лэпбук это не просто
поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую
ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить
эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения,
изучить представленный материал.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и
лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым
визуалам такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок
просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную
своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где каждый ребенок выполняет
посильное задание.
5. Это просто интересно, в конце концов!
На широких просторах интернета можно найти огромное количество информации о
применении этой технологии американскими педагогами. Убедившись в преимуществе
такой формы работы с детьми, у меня возникла мысль о применении технологии лэпбук в
физкультуре. Возникла масса сложностей, так как основным минусом в этой методике
является время, которое необходимо для сбора информации, обработки, систематизации в
соответствии с интересами детей. Но мы решили этот вопрос, а помогли нам в этом
родители, которых также как и детей заинтересовала данная форма работы. Так
совместными усилиями были созданы следующие интерактивные папки:
папка, посвященная Олимпиаде в Сочи (эта папка носила скорее информационно
просветительский характер, чем практический, но позволил творчески подойти к
воспроизведению всех имеющихся у детей, педагога и родителей знаний об Олимпийских
играх;
папка, созданная по воспоминаниям, впечатлениям о неделе Туризма, которую мы
проводили в летнее время, позволила детям вспомнить все знания, которые были получены,
при подготовке к походу, но и еще раз проиграть.
папка "Красивая осанка", самая интересная, по мнению детей, позволила в игровой,
творческой форме подойти к рассмотрению такой серьезной на сегодняшний день теме
как нарушение осанки.
огромный интерес у детей вызвала и работа над совместным лэпбуком "Такие разныемячи". Разрабатывая содержание этой интерактивной папки, каждый ребенок смог
включиться в работу.
работе помогло закрепить и
Создание лепбуков в нашей совместной с детьми
систематизировать ранее изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем
позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской
деятельности взрослого с детьми включенность воспитателя в деятельность наравне с
детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и
перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности
(каждый работает в своем темпе).
Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметноразвивающей среде:
•
информативен;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием
•
•
взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами
•
активность всех воспитанников.
Одним из плюсов применения лэпбука является тот факт, что лэпбук — это
удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень
интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый
компонент лэпбука, над которым работают дети, дает им возможность сконцентрировать
свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Вывод
Таким образом, лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и
отработать полученные знания на физкультуре, это полет фантазии, который может
дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись,
будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и
исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Представляемый продукт на Ярмарку тематические папки, лепбуки на дисках.