В настоящее время в педагогической деятельности мы всё чаще встречаемся с понятием и технологией мониторинга, мониторинговыми исследованиями и результатами мониторинговой деятельности. В своей работе мне бы хотелось остановиться на рассмотрении понятия «мониторинг» в современной педагогике и использовании технологии мониторинга при определении уровня образованности учащихся при изучении химии.
Змеева Инна Владимировна,
учитель химии высшей кв.кат.,
МКОУ «СОШ №7»
г.Ревда
Использование технологии мониторинга при отслеживании уровня
образованности учащихся по учебной дисциплине «химия».
В настоящее время в педагогической деятельности мы всё чаще
встречаемся с понятием и технологией мониторинга, мониторинговыми
исследованиями и результатами мониторинговой деятельности. В своей
работе мне бы хотелось остановиться на рассмотрении
понятия
«мониторинг» в современной педагогике и использовании технологии
мониторинга при определении уровня образованности учащихся при изучении
химии.
Несмотря на большое многообразие трактовок понятия
«педагогический мониторинг» в современной литературе,
наиболее
интересным, на мой взгляд, является определение, которое приводится в
толковом словаре «Основы педагогических технологий» под редакцией А.С.
Белкина: «мониторинг образовательный есть процесс непрерывного
научно обоснованного, диагностикопрогностического слежения за
состоянием,
развитием педагогического процесса в целях
оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их
решения» \Белкин А.С. и др. Основы педагогических технологий: краткий
толковый словарь. – Екатеринбург, 1995/.
А.С. Белкин выделяет основные принципы мониторинга: непрерывности,
научности, диагностикопрогностической направленности, целостности,
преемственности процессов слежения и управления отслеживаемым
процессом.
Согласно мнению А.С. Белкина и В.Д. Жаворонкова, мониторинг в
педагогическом процессе выполняет пять основных функций:
ориентировочную,
организационнодеятельностную,
коррекционную, оценочнопрогностическую. /Белкин А.С., Жаворонков В.Д.
Педагогический мониторинг образовательного процесса. – Екатеринбург,
1997./
конструктивную,
По средствам получения информации различают инструментальный,
статистический и другие виды мониторинга.
Выделяется и последовательность действий, которые
дают
совокупное объективное знание об объекте или предмете исследования. Это:
первичное накопление информации первичная обработка информации
качественная обработка данных классификация полученных знаний
проверка полноты полученных данных коррекция методов, средств,результатов исследования \Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический
мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург, 1997/ . Результатом
проведенных действий и операций будет компактная, но, в то же время, емкая
информация.
В настоящее время педагоги – практики в своей деятельности
достаточно хорошо освоили статистический мониторинг, заключающийся в
определении числового значения уровня обученности, исходя из среднего
значения балла оценки, либо СОУ (степень обученности учащегося), и
отслеживании этого показателя во времени. Однако при этой методике не
всегда полно учитывается качественная сторона уровня усвоения материала
по предмету.
В своей педагогической деятельности я решила использовать для
учащихся 8 класса «Лист достижения уровня образованности выпускника
основного общего образования», который по своей сути является и
своеобразным «маршрутным листом» по изучению предмета, и «контрольным
листом» по достижению результата. Этот документ представляет собой
таблицу, где в левой колонке перечислены все требования к уровню
подготовки выпускников основного общего образования по химии согласно
государственному стандарту общего образования, а все остальное поле
таблицы разделено на шесть колонок – по числу триместров в 89 классах.
Данный «Маршрут» в начале изучения предмета выдаётся учащимся и
вклеивается на первую страницу рабочей тетради. В начале каждого
триместра учащиеся совместно с учителем отмечают на пересечении строк
таблицы те знания, умения и навыки которые будут формироваться в течение
четверти. По мере изучения материала ученик обращается к данному
«маршрутному листу» и сверяет «траекторию своего движения» (изучения
предмета) с теми требованиями, которые заложены в Листе. По окончании
четверти каждый ученик отмечает, какие, по его мнению, сформированы
понятия, какие действия он научился выполнять и т. п. Рядом с «отметкой»
ученика и учитель также ставит свою «отметку» о том, как на его взгляд
сформированы эти знания, умения, навыки у учащегося. По индивидуальным
Маршрутным Листам учителем в конце каждого триместра составляется
обобщенный список на класс (возможно и на параллель), по которому уже в
процентном соотношении возможно отследить качество достижения уровня
образованности учащихся по предмету и определить проблемные поля для
дальнейшей деятельности по изучению предмета. Удобно для этого
использовать таблицы Exell. По окончании шести триместров (т.е. 89 класса)
можно судить о том, насколько качественно прошло изучение предмета и как
выполнены требования, предъявляемые к уровню образованности выпускника
основной школы.
На мой взгляд, это один из оптимальных способов сочетания
качественного и количественного мониторинга достижения результативности
обучения.