Использование технологии мониторинга при отслеживании уровня образованности учащихся по учебной дисциплине «химия».

  • Контроль знаний
  • docx
  • 21.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время в педагогической деятельности мы всё чаще встречаемся с понятием и технологией мониторинга, мониторинговыми исследованиями и результатами мониторинговой деятельности. В своей работе мне бы хотелось остановиться на рассмотрении понятия «мониторинг» в современной педагогике и использовании технологии мониторинга при определении уровня образованности учащихся при изучении химии.
Иконка файла материала ЗИВ.docx
Змеева Инна Владимировна,  учитель химии высшей кв.кат.,  МКОУ «СОШ №7» г.Ревда Использование технологии мониторинга при отслеживании уровня образованности учащихся  по учебной дисциплине «химия». В   настоящее   время   в   педагогической   деятельности   мы   всё   чаще встречаемся с понятием  и   технологией мониторинга,    мониторинговыми исследованиями   и   результатами   мониторинговой   деятельности.   В   своей работе   мне   бы   хотелось   остановиться   на   рассмотрении     понятия «мониторинг»   в   современной   педагогике   и   использовании   технологии мониторинга при определении уровня образованности учащихся при изучении химии.   Несмотря   на   большое   многообразие   трактовок   понятия «педагогический   мониторинг»   в   современной   литературе,     наиболее интересным, на мой взгляд,   является   определение, которое приводится в толковом словаре «Основы педагогических технологий» под редакцией А.С. Белкина:  «мониторинг   образовательный   есть   процесс   непрерывного научно   обоснованного,   диагностико­прогностического   слежения   за состоянием,   развитием   педагогического   процесса   в   целях оптимального   выбора   образовательных   целей,   задач   и   средств   их решения» \Белкин А.С. и др. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. – Екатеринбург, 1995/.         А.С. Белкин выделяет основные принципы мониторинга: непрерывности, научности,   диагностико­прогностической   направленности,   целостности, преемственности   процессов   слежения   и   управления   отслеживаемым процессом. Согласно   мнению   А.С.   Белкина   и   В.Д.   Жаворонкова,   мониторинг   в педагогическом   процессе   выполняет   пять   основных   функций: ориентировочную,   организационно­деятельностную, коррекционную, оценочно­прогностическую. /Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический   мониторинг   образовательного   процесса.   –   Екатеринбург, 1997./   конструктивную, По средствам получения информации   различают  инструментальный, статистический и другие виды мониторинга. Выделяется   и   последовательность   действий,   которые     дают совокупное объективное знание об объекте или предмете исследования. Это: первичное накопление информации ­­­ первичная обработка информации   ­­­ качественная   обработка   данных    ­­­   классификация   полученных   знаний  ­­­ проверка   полноты   полученных   данных   ­­­         коррекция   методов,   средств,результатов   исследования   \Белкин   А.С.,   Жаворонков   В.Д.   Педагогический мониторинг образовательного процесса.­ Екатеринбург, 1997/ . Результатом проведенных действий и операций будет компактная, но, в то же время, емкая информация. В   настоящее   время   педагоги   –   практики   в   своей   деятельности достаточно  хорошо  освоили  статистический  мониторинг, заключающийся   в определении   числового   значения   уровня   обученности,   исходя   из   среднего значения   балла   оценки,   либо   СОУ   (степень   обученности   учащегося),   и отслеживании этого показателя во времени. Однако при этой методике не всегда полно учитывается качественная сторона уровня усвоения материала по предмету. В   своей   педагогической     деятельности   я   решила   использовать   для учащихся 8   класса «Лист достижения уровня образованности выпускника основного   общего   образования»,   который   по   своей   сути   является   и своеобразным «маршрутным листом» по изучению предмета, и «контрольным листом»   по   достижению   результата.   Этот   документ   представляет   собой таблицу,   где   в   левой   колонке   перечислены   все   требования   к   уровню подготовки выпускников основного общего образования по химии согласно государственному   стандарту   общего   образования,   а   все   остальное   поле таблицы разделено на   шесть колонок – по числу триместров в 8­9 классах. Данный   «Маршрут»   в   начале   изучения   предмета   выдаётся   учащимся   и вклеивается   на   первую   страницу   рабочей   тетради.   В   начале   каждого триместра учащиеся совместно с учителем отмечают на пересечении строк таблицы те знания, умения и навыки которые будут формироваться в течение четверти.   По   мере   изучения   материала   ученик   обращается   к   данному «маршрутному  листу» и  сверяет  «траекторию   своего  движения» (изучения предмета) с теми требованиями, которые заложены в Листе. По окончании четверти     каждый   ученик   отмечает,   какие,  по   его   мнению,   сформированы понятия, какие действия он научился выполнять и т. п. Рядом с «отметкой» ученика и учитель также ставит свою «отметку» о том, как на его взгляд сформированы  эти знания, умения, навыки у учащегося. По индивидуальным Маршрутным   Листам     учителем   в   конце   каждого   триместра   составляется обобщенный список на класс   (возможно и на параллель), по которому уже в процентном соотношении возможно отследить качество достижения уровня образованности учащихся по предмету и определить проблемные поля для дальнейшей   деятельности   по   изучению   предмета.   Удобно   для   этого использовать таблицы Exell. По окончании шести триместров (т.е. 8­9 класса) можно судить о том, насколько качественно прошло изучение предмета и как выполнены требования, предъявляемые к уровню образованности выпускника основной школы.   На   мой   взгляд,   это   один   из   оптимальных   способов   сочетания качественного и количественного мониторинга  достижения результативности обучения.