ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
4 кл
28.03.2017
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования. с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений, однако критическое мышление является одним из продуктивных видов мышления, которое необходимо развивать с первых лет обучения в школе, используя ТРКМ. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта.«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
ЛитяйкинаСаранск.docx
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Литяйкина Т.Н. МОУ «Гимназия № 20» (Саранск) Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности,   к   поиску   пути   к   цели   в   поле   информации   и   коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого – в   недостаточно   высоком   уровне   развития   мышления   и,   прежде   всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек   репродуцирующий»   –   понятие,   в   сущности,   устаревшее   и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. В основу технологии развития критического мышления положены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка; Льва Семёновича   Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения   и   общего   развития   ребёнка;   Карла   Поппера   и   Р.Пола   об   основах формирования   и   развития   критического   мышления;   Э.   Браун   и   И.   Бек   о метакогнитивном учении;  гражданского и правового образования и др.  Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу   до   уровня   педагогической   технологии,   выделив   этапы,   методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться   огромное   количество   педагогов,   достигая   эффективных результатов в работе. Американские   педагоги   Чарльз   Темпл,   Джинни   Стил,   Куртис   Мередит разработали   структуру   технологии   развития   критического   мышления, состоящую   из   трех   стадий:   вызова,   осмысления   содержания   и   рефлексии,   а также   методические   приёмы.   Под   критическим   мышлением   американские авторы   понимают   проявление   детской   любознательности,   выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. О   необходимости   обучения   критическому   мышлению   говорили   и отечественные   педагоги:   Павел   Петрович   Блонский,   Акбер   Байрамов,   Анна Израилевна  Липкина, В.М. Синельников, С.И. Векслер.  По   мнению   исследователей,   основные   особенности   технологии   развития критического мышления можно сформулировать следующим образом: 1 –   Не   объем   знаний   или   количество   информации   является   целью образования,   а   то,   как   ученик   умеет   управлять   этой   информацией:   искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. –  Не   присвоение  «готового»   знания,   а   конструирование   своего,   которое рождается в процессе обучения. –   Коммуникативно­деятельный   принцип   обучения,   предусматривающий диалоговый,   интерактивный   режим   занятий,   совместный   поиск   решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. –   Умение   мыслить   критически   –   это   не   выискивание   недостатков,   а объективная   оценка   положительных   и   отрицательных   сторон   в   познаваемом объекте. – Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные   предположения   не   всегда   точны   и   могут   вести   к формированию стереотипов. Таким образом,  критическое мышление  – это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить   обоснованные   суждения   и   решения.   Ориентация   на   критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая   на   авторитеты,   вырабатывает   свое   мнение   в   контексте   учебной программы.  Цель   технологии:   обеспечить   развитие   критического   мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс. Технология   развития   критического   мышления   предлагает   определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Организация   урока   с применением технологии   развития критического мышления отличается от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они   думают   и   вспоминают,   делятся   рассуждениями   друг   с   другом,   читают, пишут, обсуждают прочитанное.   Как   уже   отмечено   было   выше,   технология   развития   критического мышления   –   надпредметная,   всепроникающая,   она   применима   в   любых программе и предмете.  Итак,   технология   развития   критического   мышления   представляет   собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Исследователи   утверждают,   что   такая   структура   урока   соответствует этапам   человеческого   восприятия:   сначала   надо   настроиться,  вспомнить,  что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.   Стадия вызова  настраивает   на   получение   новой   информации:   ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который 2 актуализирует   предшествующие   знания   и,   что   особенно   важно,   формирует запрос   на   получение   новой   информации.   Кроме   того,   обращение   к   личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается   интерес   к   теме,   определяются   цели   изучения   предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания   у   учащихся   по   данной   теме,   активизирует   их   мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. Учащиеся, в   свою   очередь,   вспоминают,   что   им   известно   по   изученной   теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Стадия   осмысления   –  содержательная,   в   ходе   которой   и   происходит направленная,   осмысленная   работа,   показывает,   что   в   процессе   чтения происходит   первичный   анализ   и   ранжирование   информации.   На   этой   фазе деятельность   преподавателя   заключается   в   сохранении   интереса   учащихся   к изучаемой   теме   при   непосредственной   работе   с   новой   информацией   и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации. Стадия   рефлексии  превращает   информацию,   изучаемую   на   уроке,   в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых   идей,   решение   поставленных   ранее   целей.   Заключается   в   том,   чтобы исправить   предшествующие   представления,   собранные   на   стадии   вызова, “присвоить”   новую   информацию   и   определить   дальнейшие   перспективы   в изучении темы. Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным   записям­предположениям,   а   также   организовать   работу   по изучению, дополнению пройденного.  Рассмотрим особенности процесса преподавания литературного чтения в начальной   школе     с   точки   зрения   целесообразности   использования   в   нем элементов технологии развития критического мышления. Основные учебные цели уроков литературного чтения на данном этапе:  1) формирование личностного отношения к прочитанному;  2)   осмысление   литературы   как   словесного   вида   искусства   на   материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы. Уроки   литературного   чтения     невозможны   без   освоения   учащимися теоретических   понятий.   Часто   дети   заучивают   определения   теоретического характера, не осознавая их смысла. В центре внимания методики литературного чтения в начальных классах  находятся также вопросы развития речи. Развитая речь учащегося – это показатель его высокой читательской культуры, а также умственных   способностей.   Развитие   речи   –   это   руководимый   учителем педагогический   процесс,   система   методов   и   приёмов,   направленных   на формирование и совершенствование речи учащихся.  Развитию речи учащихся способствуют устные формы ответов и творческие работы. Технология развития 3 критического   мышления   как   раз   и   направлена   на   развитие   речи   учащихся, умение вести беседу, вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.  Технология  развития   критического   мышления   большое   место   уделяет творческим заданиям  типа  синквейн. Применение   данных   приемов   критического   мышления   на   уроках литературного   чтения   в начальной школе позволяет получить очень хороший результат,   поскольку   используются   разные   источники   информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько формирование скорости    чтения, сколько умение   эффективно   работать   с   текстом:   понимать   его,   анализировать, использовать. Работая   с   текстом   таким   образом,   дети   могут   выделить   нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения. Ввиду   специфики  математических   текстов  возникают   некоторые особенности в использовании технологии  развития критического мышления  на уроках математики. Поэтому хочется обратить внимание: название технологии может   ввести   в   заблуждение,  но   применять   ее   можно   не   только   при   работе непосредственно с текстом. «Живой» рассказ учителя, просмотр мультимедиа­ файла   следует   «взять   на   карандаш»   и   перевести   в   некий   графический эквивалент,   помогающий   в   запоминании   и   усвоении   материала. Изначально складывается   стереотип,   что   уроки   математики   –   это   «письменные»   уроки, теоретический материал отходит на второй план, являясь «фоном» для решения однотипных   примеров,   задач   и   уравнений.   В   результате   этого   у   школьников плохо   развиты   элементарные   математические   навыки,   необходимые   для решения   физических   и   химических   задач,   не   достаточно   развиты   умения переноса математических знаний из одной области в другую.   Школьники   не   могут   проецировать   знания,   полученные   на   уроках математики на другие предметы.  Именно математические тексты позволяют учащимся научиться выделять главное, структурировать знания, выявлять пробелы, планировать свою учебную деятельность.  Структура   урока   и   методические   приемы  технологии   развития критического   мышления  могут   использоваться   в   начальной   школе   на   уроках «Окружающий мир», так как именно на этих уроках ведется постоянная работа с научными текстами.    «Окружающий   мир»,   разработанные   с   применением   данной Уроки    технологии,   позволят   обеспечить   эффективную   организацию   и последовательное   осуществление   образовательного   процесса   для   достижения новых образовательных результатов. Из   всего   вышесказанного,   можно   сделать   вывод,     хотя   критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования с 4 обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений, однако       критическое   мышление   является   одним   из   продуктивных   видов мышления,   которое   необходимо   развивать   с   первых   лет   обучения   в   школе, используя ТРКМ, Наиболее   оптимальный   для   этого   путь   –   стимулирование   учеников   к доказательствам на основе собственного опыта.   Кроме того,  уникальность  технологии  РКМ в    том,  что все  описанные приемы могут быть использованы на разных этапах урока, на уроках разного цикла, могут  быть  адаптированы   для  разных  возрастных  категорий  с учетом возрастных особенностей.    Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.  Развитие   критического   мышления   у   учащихся   можно   отследить   по следующим показателям:  –рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);       – прагматичность (умение применять полученные знания на практике);  – готовность к планированию; –гибкость   (готовность   воспринимать   идеи   других,   анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);  – готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения. Мной  технология развития критического мышления   апробируется второй год в 4 «В» классе МОУ «Гимназия №20» г.о. Саранск. По   моим   наблюдениям,   применение   приемов   технологии   развития критического   мышления       («Синквейн»,   «Заметки   на   полях»,   «Кластер», «Тонкие и толстые вопросы», «Чтение с остановкой» и др.) позволило повысить интерес   учащихся   к   урокам   русского   языка,   литературного   чтения, окружающего   мира,   умение   устанавливать   причинно   – систематизировать   изучаемый   материал, следственные связи.    повысить   уровень   речевого   развития, Промежуточный   контроль   показал   возрастание   качества   успеваемости учащихся,   а   также   формирование   навыка   самостоятельности,   творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами   дети справляются без затруднений   в   более   короткие   сроки,   чем   дети   других   классов,   показывают устойчивые результаты.  В   результате   работы   большинство   ребят   научились   пользоваться памятками,   слаженно   работать   в   группах   и   учитывать   мнения   других   как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос.  Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. 5 Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные.  Учащиеся   стали   более   организованными,   общительными,   активными   в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки. Литература 1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.­ метод. пособие. М.: Мирос, 2012. – 176 с. 2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 2006. – 112 с. 3. Загашев И.О., Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2013. – 192 с. 4. Заир­Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2014. № 4. – с. 66 ­ 72 5. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд­во Урал. гос. проф. – пед. университета, 2010. – 284с. 6.   Полат   Е.С.   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2013. – 272с. 7. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2014. – 126с. 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017