ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Оценка 5
Игры
docx
воспитательная работа
Детсад
25.05.2017
В статье на основе практического опыта представлен материал для коррекционной работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста.
В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей со сложными формами нарушения речи. Большинство дошкольников, посещающих логопедические пункты и группы компенсирующей направленности, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженyости.Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой звука.
Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе.docx
Шубина А.И. учительлогопед
Кутикова Е.Н. учительлогопед
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 75»
г. Челябинск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Аннотация. В статье на основе практического опыта представлен материал для
коррекционной работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста.
В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей со
сложными формами нарушения речи. Большинство дошкольников, посещающих
логопедические пункты и группы компенсирующей направленности, имеют
отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности.
Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии
восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень
моторного недоразвития и сенсорных функций,
пространственных
представлений, особенности приема и переработки информации. У детей с
речевыми нарушениями наблюдается снижение интереса к познавательным
занятиям, повышение утомляемости, комплексы несовершенства. Чаще всего
они становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к
формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера. [1]
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения —
одна из важных составляющих этапа формирования первичных
произносительных умений и навыков, следующая за постановкой звука.
Закрепление
характеризуется
продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено
звукопроизношения
правильного необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного
произношения с переходом к новому двигательному стереотипу. [5]
При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к
сложному, строгую ее последовательность — от автоматизации изолированного
звука до закрепления его произношения в тексте, т.е. постепенное введение
поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в
самостоятельную речь.
Автоматизация звука может осуществляться традиционными и
инновационными методами. Применительно к педагогическому процессу
понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и
формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога
и ребенка. [1;5]
Хотим представить вашему вниманию многофункциональные игровые
пособия, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы в
условиях логопедической коррекции, в ситуации, когда время индивидуального
коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в неделю.
Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в
базовые логопедические методики элементов инновационных технологий. В
своей практике мы используем многофункциональные игровые пособия «Круги
Луллия», коврограф «Ларчик Воскобовича».
«Круги Луллия» представляют собой несколько кругов разного
диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня
устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое
количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой
оказываются определенные сектора, при этом у детей всегда имеется
возможность выбора. В современном образовательном процессе это круги с
картинками, используемые в коррекционной работе по звукопроизношению и по
изучаемым лексическим темам «Фрукты», «Одежда», «Деревья» и др. Круги вращаются относительно друг друга, перемещая картинки с целью поиска
нужного результата в дидактических играх: «Покажи и назови», «В гостях у
гномов», «Соедини части в целое», «Подбери звук», «Составь предложение».
Мы используем круги Луллия в речевом развитии, как на групповых занятиях,
так и в индивидуальной работе с детьми.
Коврогрофа «Ларчик Воскобовича» открывает разные возможности в
проведении игр. Способствует: автоматизации поставленных звуков; мелкой и
общей моторики; ориентировки в пространстве; логического мышления, памяти,
внимания; зрительного восприятия.
Существует множество вариантов игр. Представляем вашему вниманию
некоторые из них:
Игра №1 «Цепочка слов»
Предлагаем детям несколько картинок со звуком «Л». Найди слово, где
звук «Л» находится на первом месте (ребенок находит и помещает картинку на
коврограф, обозначая первый звук в слове буквой), затем спрашиваю: «Какой
последний звук в этом слове? «К» Найдите картинку на звук «К» (играющие
находят картинку и прикрепляют на коврограф, вновь обозначая первый звук в
слове буквой «К» и так далее игра продолжается).
Игра № 2 «Найди где спрятано?»
На коврографе в разных углах и в середине размещены квадраты разного
цвета и за квадратами спрятаны картинки с определённым автоматизируемым
звуком. Предлагаем детям сказать какой квадрат находится в верхнем правом
углу, какая картинка находится за данным квадратом.
На основе методического пособия «Игры для автоматизации и
дифференциации звуков у детей дошкольного возраста» Л. Н. Шинкарёвой нами
подготовлены и усовершенствованы дидактические игры с использованием
нового наглядного материала. Познакомим с некоторыми из них. [7]
Игра № 1 «Поможем слону» Цель:
автоматизация поставленных
звуков
в
словах.
Материал: сюжетная картинка с изображением слона, клумба с цветами, 1015
ведерок, на обратной стороне которых нарисованы предметные картинки, в
названии которых есть присутствует автоматизированный звук, в определенной
или в разных позициях.
Ход игры
Предлагаем ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Обращаем его внимание
на то, что слону нужно помочь. Клумба большая, много цветов, и потребуется
много воды, чтобы ее полить. Пусть слон поливает цветы, я мы ему будем
помогать. Будем подносить ведерки с водой. Далее обращаем внимание ребенка
на то, что в ведерках спрятаны картинки. Если он назовет картинку правильно,
то относит ведерко с водой к слону, а если нет — ведро откладывается в
сторону.[3;4;7]
Примерные предметные картинки с автоматизируемым звуком [С]
Игра № 2 «Помоги убрать игрушки» Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков с словах,
например: Р Р'.
Материал: сюжетные картинка с изображением мальчика и девочки,
ящики для игрушек, предметные картинки с изображением игрушек, в названии
которых присутствует автоматизированный звук, в определенной или в разных
позициях.
Ход игры
Предлагаем ребёнку придумать имена мальчику со звуком [Р] (Рома, Радик) и
девочке со звуком [Р'] (Рита, Римма). Далее рассматриваем картинки и называем
слова с данными звуками. Затем предлагаем помочь собрать игрушки в ящики с
Рите.
твёрдым
мягким
звуком
Роме,
с
звуком
Затем можно предложить поиграть в игры используя эти картинки: «Хлопушки»,
«Отгадай задуманное слово», «Жадина», «Лялька – Маляльна», «Чего не
стало», «Повтори цепочку слов», «Отгадай слово по его части», «Скажи
ласково». [2;6]
Предметные картинки со звуком [Р] Предметные картинки со звуком [Р']
Таким образом,
использование инновационных технологий в
коррекционнологопедической работе позволяет учителю — логопеду не только идти в ногу со временем, а так же позволяют педагогу проявлять гибкость и
творчество при проектировании образовательного процесса.
Литература
1. Волкова Л. С. Логопедия 5е изд. перераб. и доп. — М. : Владос, 2006. — 703 с. ил. —
(Коррекционная педагогика).
2. Комарова Л.А. К63 Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом
дошкольника / Л.А. Комарова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 32 с.
3. КоноваленкоВ.В.,
Коноваленко С.В.
Закрепление произношения звуков у
дошкольников. Рабочие тетради – ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
4. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы. – 2е
изд. – Волгоград: Учитель, 2014
5. Руденко В.И. Домашний логопед. – Ростов н/Д: издво «Феникс», 2000
6. Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками –
Ульяновск, 2014
7. Шинкарёва Л.Н. «Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей
дошкольного возраста— 2е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008
8. http://nsportal.ru/nachalnayashkola/logopediya/2013/11/23/ispolzovanietraditsionnykhi
innovatsionnykhtekhnologiy
9. http://festival.1september.ru/articles/520478/
10. http://picsreview.ru/golovamyshonkadzherri/
11. http://www.kinozavr.info/imageydata
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.