Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала
Оценка 4.7

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство
2 кл—3 кл
27.03.2018
Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала
По объему предлагаемого материала учебная программа по русскому языку для 1 и 2 отделения школы слабослышащих соответствует содержанию учебного курса начальной массовой общеобразовательной школы. Основным отличием программы для школы слабослышащих является ее коррекционная направленность, обеспечение формирования практических речевых навыков и развития слухового восприятия учащихся.
Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.doc
Использование   тренировочных   упражнений   на   уроках закрепления изученного материала. Содержание практической работы по формированию грамматического строя речи   определено   "Программой   специальной   общеобразовательной   школы   для слабослышащих и позднооглохших детей". По объему предлагаемого материала учебная программа по русскому языку для 1 и 2 отделения школы слабослышащих соответствует содержанию учебного курса   начальной   массовой   общеобразовательной   школы.   Основным   отличием программы для школы слабослышащих является ее коррекционная направленность, обеспечение формирования практических речевых навыков и развития слухового восприятия учащихся. Задачами курса русского языка в программе школы слабослышащих являются:  преодоление речевого недоразвития учащихся,  практическое овладение речевыми навыками,  практическое овладение грамматическими закономерностями языка,  развитие навыков связной речи и т.д. Таким   образом,   начальный   курс   русского   языка   в   школе   слабослышащих охватывает все стороны речевого развития учащихся. Программа курса русского языка включает в себя несколько разделов:  обучение грамоте  чтение  развитие речи  формирование грамматического строя речи  грамматика и правописание. Эти   разделы   можно   объединить   в   две   группы:   коррекционные   и общеобразовательные. К группе коррекционных разделов относятся "Развитие речи" и "Формирование грамматического строя речи". Общеобразовательными разделами являются "Обучение грамоте", "Чтение", "Грамматика и правописание". Предметы   коррекционной   группы   по   срокам   обучения   и   объему   материала занимают   наибольшее   место   в   программе   для   2   отделения.   Программное содержание этих предметов не соотносится с программами массовой школы. Предметы   общеобразовательного   цикла,   изучаемые   одновременно   с коррекционными   предметами,   по   своему   содержанию   в   основном   соответствуют программе массовой школы и отличаются от нее лишь сроками изучения. Задачи и тематическое содержание каждого раздела подробно раскрывается в учебной программе. Материал разделов распределен по годам обучения, в каждом из которых выделяются конкретные задачи и темы для каждой учебной четверти. В связи с предметом нашего исследования мы подробно рассмотрим раздел программы   "Формирование   грамматического   строя   речи",   сравним   задачи   этого раздела в 1 и 2 отделениях. Учащиеся 1 отделения в основном владеют связной речью, но в силу своих слуховых   особенностей   допускают   нарушения   в   грамматическом   оформлении предложений.   Поэтому   задачей   раздела   "Формирование   грамматического   строя речи"   является   накопление   и   уточнение   словарного   запаса,   практическое формирование   навыков   построения   предложений   с   одновременным   уточнением значений входящих в них словоформ. Учебный   материал,   усвоенный   на   уроках   формирования   грамматического строя   речи,   учащиеся   должны   уметь   практически   использовать   в   своей повседневной учебной и бытовой речевой деятельности. Учащиеся 2 отделения почти не владеют связной речью. Степень снижения слуха   не   позволяет   им   самостоятельно   овладевать   грамматической   структурой языка.   Поэтому   главной   задачей   раздела   "Формирование   грамматического   строя речи"   во   2   отделении   является   практическое   овладение   языковыми грамматическими закономерностями и использование их в связной речи. Эта задача последовательно решается на трех уровнях:  понимание отдельных словосочетаний, выражающих определенные значения,  употребление их в связной речи,  систематизация (обобщение) языковых фактов. Таким  образом, в  процессе  обучения  у учащихся  постепенно  формируются грамматические обобщения, автоматизируется навык правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей. Речевые   умения,   приобретенные   на   уроках   формирования   грамматического строя речи, должны автоматизироваться в повседневной учебной и   внеклассной речевой практике учащихся. Сроки   овладения   грамматическим   строем   речи   соответствуют   этапам обучения и решаемым задачам на каждом конкретном этапе (см. Таблицу 6). Таблица 6: Этапы формирования грамматического строя речи:  Этапы Задачи обучения 1 2 Овладение отдельными грамматическими закономерностями Систематизация основных грамматических закономерностей Классы 1­3 4­5 На   первом   этапе   обучения   программа   раздела   "Формирование грамматического строя речи" включает в себя 17 основных тем, распределенных по годам обучения и четвертям каждого учебного года.  Расположение   всех   основных   тем   в   учебной   программе   строится   на   базе первой изучаемой детьми темы "Понятие о предмете и действии и его выражение в языке"   (1   класс,   2   четверть).   Вся   система   изучаемых   в   дальнейшем   понятий опирается на знания, полученные учащимися при изучении этой темы. Вся система понятий планируется таким образом, что основой каждого последующего понятия является   предыдущее,   уже   осмысленное   и   усвоенное   учащимися   понятие. Результатом   такого   планирования   является   последовательное   усложнение   и расширение изучаемого материала. Эту последовательность К.Г.Коровин наглядно отразил в схеме: СХЕМА 1 Кто? Что делает? Что? Что делает? Понятие о предмете и действии Понятие  о переходности  действия на предмет Понятие о выражении пространственных отношений Кто? Что делает? Что? (Кого?) Кто?   Что   делает? Что? Что? Что делает? Куда? Где? Кто?   Что   делает? Что? Понятие об орудийности действия Чем? Наиболее  объемные из 17­ти основных тем подразделяются  на ряд подтем, изучаемых в определенной последовательности в зависимости от их сложности и места в программе всего раздела. Например, тема "Понятие о способах выражения пространственных   отношений"   состоит   из   одиннадцати   подтем,   изучаемых   на протяжении всего первого этапа обучения, (т.е. с 1 по 3 класс). Тема "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" содержит в себе шесть подтем, последовательно изучаемых во 2 и 3 классах: Предложения со словами, обозначающими признаки предметов  словосочетания   прилагательных   с   существительными   в   именительном падеже единственного и множественного числа ­ 2 класс 1 четверть,  словосочетания   притяжательных   прилагательных   с   существительными   в именительном падеже ­ 2 класс, 2 четверть,  словосочетания   прилагательных   с   существительным   в   дательном, винительном и творительном падежах ­ 2 класс, 3 четверть,  словосочетания   порядковых   числительных   с   существительными   в именительном падеже ­ 2 класс, 3 четверть,  словосочетания   притяжательных   местоимений   с   существительными   в именительном падеже ­ 2 класс, 3 четверть,  словосочетания   прилагательных   с   существительными   в   винительном, творительном   и   предложном   падежах   (уточнение   пространственных отношений   в   словосочетаниях   с   предлогами  в,   на,   под,   за)   ­   3   класс,   4 четверть. Эта тема является одной из наиболее сложных для понимания и усвоения   слабослышащими   детьми   и   такое   последовательное   ее   изучение позволяет учащимся более полно и осознанно овладеть соответствующими особенностями грамматического оформления предложений. В программе раздела "Формирование грамматического строя речи" отражены как   теоретические,   так   и   практические   задачи   обучения.   Решение   этих   задач происходит на специфических уроках формирования грамматического строя речи в ходе выполнения  учащимися  системы  тренировочных  упражнений. Практические упражнения, используемые на уроках формирования грамматического строя речи, широко представлены в современных учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения  школы слабослышащих. Поэтому следующим этапом нашего изучения содержания работы по формированию грамматического строя речи является анализ учебников русского языка. В настоящее время обучение слабослышащих школьников родному языку во 2 и 3 классах строится на материале учебников русского языка, авторами которых являются Т.А.Абрамова, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, А.Г.Котенко. Содержание  учебников   состоит  из  двух   больших,  примерно  одинаковых  по объему разделов: "Развитие речи" и "Грамматика". В учебнике 2 класса имеется приложение   в   виде   22­х   цветных   сюжетных   картин,   используемых   в   работе   по разделу "Развитие речи". Учебный   материал   в   разделах   расположен   по   учебным   четвертям   в соответствии с программой таким образом, что позволяет учителю одни и те же грамматические закономерности и конструкции как на уроках развития речи, так на уроках формирования грамматического строя речи. В   связи   с   задачами   нашего   исследования   мы   более   подробно   рассмотрим содержание раздела "Грамматика". Темы,   изучаемые   в   этом   разделе,   включают   в   себя   как   программные грамматические   понятия,   так   и   элементы   фонетики,   синтаксиса   и   пунктуации. Например, в учебнике 2 класса представлены следующие темы: "Большая буква", "Алфавит",   "Разделительный   мягкий   знак",   "Разделительный   твердый   знак", "Восклицательный знак", "Вопросительный знак". Это небольшие по своему объему темы, включающие в себя 4­5 упражнений. Грамматические   понятия   в   учебнике   2   класса   представлены   в   виде   7­ми основных тем, включающих в себя 12 подтем. В каждой учебной четверти учащиеся усваивают   три­четыре   грамматические   закономерности   (обобщения),   которые   на каждом последующем уроке  постепенно усложняются и расширяются. Например, в 1   четверти   2   класса   при   изучении   темы   "Понятие   о   признаках   предметов   и   их обозначение   в   языке"   рассматриваются   предложения   со   словосочетаниями прилагательных   с   существительными   в   именительном   падеже   единственного   и множественного   числа.   Во   2   четверти   2   класса   в   этой   же   теме   изучаются предложения   со   словосочетаниями   притяжательных   прилагательных   с существительными в именительном падеже. Таким образом соблюдается принцип последовательного усложнения изучаемого материала.   В  каждой  изучаемой  теме в учебнике предлагается  система  тренировочных упражнений,   виды   и   количество   которых   зависят   от   сложности   конкретного грамматического понятия. В учебнике русского языка для 3 класса в разделе "Грамматика" представлены только   грамматические   темы,   а   элементы   фонетики,   синтаксиса   и   пунктуации отсутствуют. Восемь основных тем и входящие в них восемь подтем распределены по   учебным   четвертям   с   учетом   их   постепенного   усложнения   в   соответствии   с учебной программой. Например, со 2 по 4 четверти 3 класса учащиеся осваивают тему   "Понятие   о   способах   выражения   пространственных   отношений"   в   виде нескольких   составляющих   подтем:   "Предложения   со   словами,   обозначающими место   действия   (с   предлогом  по)",   "Предложения   со   словами,   обозначающими направление и место действия (с предлогами за, перед)" и т.д.. Каждая   изучаемая   тема   содержит   систему   тренировочных   упражнений, основная часть которых используется на уроках закрепления изученного материала. После изучения содержания и расположения учебного материала в учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих следующей нашей   задачей   является   подробная   характеристика   предлагаемых   в   них   групп тренировочных упражнений.

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала

Использование тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018