ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ
Оценка 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
12.10.2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ
Производственное обучение является главным компонентом процесса обучения в учреждениях технического и профессионального образования, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области. В процессе производственного обучения мастерами используются проблемные ситуации, возникающие непредвиденно или создаваемые преднамеренно, когда требуется предусмотреть возможные режимные отклонения, выяснить причины неполадок, найти способ их устранения.Практика проблемного построения уроков производственного обучения показывает, что систематическое развитие познавательной деятельности учащихся дает возможность будущим рабочим самостоятельно выполнять многие производственные задания и творчески подходить к выполнению новых видов работ еще до выпускных квалификационных экзаменов
проблемные ситуации.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ Производственное   обучение   является   главным   компонентом   процесса   обучения   в учреждениях технического и профессионального образования, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области.   Производственный   труд   как   основа   и   цель   учебно­производственной деятельности выступает в виде общностной категории, предполагающей кроме собственно образования непрерывность изменения профессий, квалификации, производства, техники, технологии. В результате, появляется принципиально новая категория производственного обучения, объединяющая в едином комплексе различные признаки и группы общностей (научно­техническую, дидактическую и психофизиологическую).  Модернизация   системы   технического   и   профессионального   образования   ­   это непрерывный процесс, в котором необходимо внедрение эффективных форм и методов обучения,  внедрение  дидактических   средств  и  методических   приемов,  активизирующих познавательную   деятельность   учащихся   в   практическом   направлении.   Проблемные ситуации из  производственной сферы эффективны для активизации  учебного процесса. Моделируя   их   в   процессе   методической   работы,   прогнозируя   способы   действия   их участников   в   конкретной   производственной   обстановке,   мастера   производственного обучения могут заранее преобразовывать, синтезировать и использовать свои знания для решения ситуационных задач совместно с учащимися.  В производственном обучении важно формирование профессиональных компетенций. Навыки выполнения практических работ складываются из множества действий, ведущих к выполнению   основного  действия.   От  начала   обучения  и   до  выпуска  профессиональные компетенции   учащихся   постоянно   совершенствуются   из­за   усложнения   двигательных   и умственных   компонентов   практических   действий.   Развитие   профессиональных способностей происходит постепенно, но в курсе производственного обучения различаются определенные этапы, претендующие на некоторую обособленность и самостоятельность. К примеру,   при   подготовке   слесарей   по   ремонту   подвижного   состава   по   трехгодичной программе можно выделить четыре основных периода: изучение первоначальных навыков и приемов   металлообработки;   выполнение   простых   комплексных   работ;   выполнение, отработка сложных приемов обработки и операций; обучение на производстве.  Каждый из выделенных периодов имеет существенные особенности как в содержании изучаемого материала, так и в содержании профессиональных умений и навыков. Поэтому и   анализ   объективных   возможностей   содержания   производственного   обучения   для проблемного построения уроков необходимо проводить раздельно по каждому периоду, чтобы на основании полученных данных можно было попытаться сгруппировать учебные проблемные ситуации и наметить методику проблемного построения уроков.  В   начальный   период   производственного   обучения   учащиеся   осваивают   приемы   и способы металлообработки, способы установки и настройки и оборудования. В процессе учебно­тренировочных упражнений они получают представления о приемах и действиях, которые необходимы для формирования и развития первоначальных усилий и навыков. Для этого периода характерно поэлементное расчленение трудовых операций на отдельные движения, действия,  приемы  с целью овладения  координацией  движений,  оптимальным темпом и ритмом работы, приемами распределения усилий и т. п.  В   каждом   из   выделенных   действий   содержится   еще   ряд   элементов.   При многократном   повторении   приемов   обработки   у   учащихся   вырабатывается согласованность   действий,   которые   объединяются   в   одно   целое.   Однако   для   такой несложной   операции,   как   обтачивание   детали   необходимыми   являются   и   компоненты ориентировочной   основы   действий.   Учащиеся   получают   сведения   о   задачах,   целях   и способах   обтачивания,   организации   рабочего   места   и   процесса   труда.   Это   смысловая основа действия. При расчлененном показе рабочих поз, способов крепления заготовки, касания, пробного врезания, точения, движения рук, демонстрации наглядных пособий с изображением   правильных   приемов   выполнения   упражнений   у   учащихся   формируется зрительная   основа   действия.   При   выполнении   упражнения   обращается   внимание   на определенную   рабочую   позу,   хватку   руками   ключей,   заготовки,   инструмента,   усилий зажима заготовок и инструмента. Это осязательная основа действия.  Ориентировочные   основы   действия   способствуют   осознанному   усвоению   навыков, позволяют учащимся координировать свои действия, соотносить их с действиями мастера при расчлененном показе. При этом формируются навыки планирования и контроля.  Все   перечисленные   действия   требуют   от   учащихся   физического   и   умственного напряжения, что способствует активному участию самих учащихся в поисках наиболее целесообразных способов выполнения упражнения, анализу возможных ошибок и причин их возникновения, критической оценке результатов своих действий. Таким образом, уже на первоначальном   этапе   производственного   обучения   перед   учащимися   создаются диагностические   проблемные   ситуации,   требующие   рассмотрения   причин   несовпадения ожидаемых и полученных результатов.  Формирование способностей аналитического подхода к своим трудовым действиям способствует более глубокому и прочному усвоению умений и навыков и дает возможность применять их в измененных условиях.  В период изучения дальнейших тем при выполнении несложных комплексных работ учащиеся   закрепляют   и   совершенствуют   навыки   по   пройденным   операциям   и   учатся выполнять их в различном сочетании.  На этом этапе производственного обучения задачи и содержание уроков значительно отличаются   от   предшествующих   занятий.   Мастер   применяет   показ   действий   только   в комплексе, почти не применяя поэтапный показ. Увеличивается объем выполняемых работ, количество   материалов,   используемых   инструментов   и   приспособлений,   технической документации, что ведет к увеличению умственных действий по организации рабочих мест, планированию и контролю.  Приведем   в   качестве   примера   решения   проблемных   ситуаций   операцию   по изготовлению   круглогубцев.   Для   выполнения   задания,   мастер   подбирает   заготовки, техническую   документацию,   эскизы,   чертежи,   инструкционно­технологические   карты, контрольно­измерительные и рабочие инструменты. Навыки выполнения слесарных работ подобного   рода   являются   сложными   из­за   множества   различных   приемов,   связанных   с выполнением задания. Правильно подготовить к обработке, установить заготовку в тиски, правильно подобрать необходимый инструмент и уметь читать чертеж, технологическую карту.   В   подобных   случаях   приобретенные   навыки   используются   в   комплексе,   и предполагается автоматизированный характер выполнения действий.  Значительно   усложняются   и   навыки   планирования,   организация   рабочего   места   и процесса   труда.   Комплексное   планирование   выполнения   задания   включает   в   себя определение объема работы, нормы времени, расхода материалов, технических требований к   изделию,   способа   организации   работы,   последовательности   операций,   основных требований   техники   безопасности   и   т.   д.   Для   успешного   планирования   учащимся необходимо иметь навыки критической оценки конкретных условий (наличие материальной базы, определение конструктивных элементов изделий, умение пользоваться технической документацией, выполнять расчеты и  др.) На основании проведенного анализа учащиеся готовят   нужные   инструменты,   приспособления,   материалы,   намечают   технологический процесс   изготовления   изделия.   Наряду   с   предварительным   планированием   учащимся необходимы   навыки   оперативного   планирования,   связанные   с   проведением непосредственного   контроля   по   ходу   выполнения   действий.   Он   осуществляется   при помощи   контрольно­измерительных   инструментов   и   приспособлений   сопоставлением   с данными   технической   документации   и   зрительным   анализатором   («на   глаз»). Заключительный   контроль   позволяет   оценить   свои   действия   и   выявить   ошибки, допущенные в процессе изготовления изделия. В ходе выполнения работ прослеживается тесная связь навыков контроля с навыками планирования   и   регуляцией   деятельности:   технологический   процесс   осуществляется   в соответствии   с   намеченным   планом,   а   на   основе   контроля   этот   процесс   регулируется. Таким образом, практическая деятельность осуществляется на основе взаимозависимости и взаимообусловленности умственных и физических компонентов действий.  Исследованиями психологов установлено, что самые осознанные и подвижные навыки и умения формируются ∙в результате самостоятельных поисковых действий. В связи с этим важным   условием   формирования   аналитических   способностей   является   специальная работа мастера, направленная на привлечение учащихся к проведению инструктажей, на развитие у них навыков критической оценки результатов своего труда.  Содержание   производственного   обучения   на   этом   этапе   позволяет   использовать учебные проблемные ситуации с целью повышения активности учащихся и развития умения самостоятельно ориентироваться в технологических процессах. Для создания проблемных ситуаций   мастер   использует   затруднения,   связанные   с   определением   технологического процесса,   при   анализе   причин   допущенных   ошибок   и   дефектов,   при   выборе   средств осуществления действий и т. п. Проблемные ситуации могут возникать и непреднамеренно в   процессе   выполнения   заданий,   вынуждая   учащегося   искать   выход   из   создавшегося положения.  Предусмотрено освоение навыков и приемов трудовой деятельности на предприятии. Проблемные   ситуации   могут   возникать   при   выявлении   причин   неполадок   в   работе оборудования   и   мер   по   их   устранению,   при   выборе   оптимальных   средств   и   способов осуществления   операции   и   т.   п.  Умение   разрешать   подобные   проблемные   ситуации  ­ важнейший компонент трудовой деятельности слесаря. При   изучении   слесарных   работ   на   производстве   учащиеся   отрабатывают   умения ориентироваться   в   реальных   производственных   условиях,   правильно   и   грамотно пользоваться чертежами, технологическими картами, выполняют работы в соответствии с технологическими   требованиями   по   выданным   нарядам,   закрепляют   и   совершенствуют ранее   приобретенные   умения.   Выполняемые   операции   и   процессы   требуют   быстрой адаптации   к   изменяющимся   условиям.   Главный   критерий   для   формирования   этих способностей специальные теоретические знания, которые создают прочную основу для качественного овладения профессиональными компетенциями.  Насыщенность содержания производственного обучения постоянно изменяющимися видами работ создает реальные возможности для активной познавательной деятельности учащихся,   поэтому   мастер   создает   проблемные   ситуации,   организует   самостоятельную поисковую деятельность учащихся для повышения уровня их познавательной активности.  Основой для создания проблемных ситуаций могут служить различного вида учебно­­ производственные   затруднения,   требующие   обоснования   организационных   форм, целесообразности использования тех или иных конструкций, материалов, инструментов, механизмов, выбора трудовых операций и процессов.  Как   показывает   анализ   содержания   производственного   обучения,   наиболее типичными проблемами, возникающими перед учащимися в процессе выполнения учебно­ тренировочных   упражнений   и   учебно­производственных   работ,   являются   проблемы осуществления   технологических   принципов   изготовления,   рационального   использования запаса   знаний,   умений,   навыков   и   технических   средств   в   изменяющейся   учебно­ производственной обстановке, проблемы поиска причин брака и способов их устранения. Поэтому   при   классификации   проблемных   ситуаций,   используемых   в   производственном обучении,   мастер   основывается   на   содержании   ведущих   компонентов   практической деятельности. Исходя из опыта проблемного построения уроков, наиболее целесообразно группировать учебные проблемы по следующим признакам:  1)  технологическому,  требующему умений анализировать  исходные данные, знаний технологической схемы производства работ, контролировать и корректировать процесс и результат труда; 2)   конструктивно­техническому,   в   основу   которого   положены   компетентности рационального использования технических знаний, умений и навыков;  3)   учебных   проблем,   требующих   умений   проведения   диагностики   возможных режимных отклонений, а также навыков анализировать возникшие неполадки и находить способы их устранения.  Для четкого обоснования классификации необходимо внутри каждой из выделенных групп определить важнейшие условия возникновения проблемной ситуации.  Для   выполнения   учебно­тренировочных   упражнений   и   учебно­производственных работ   учащийся   изучает   технологическую   схему   выполнения   операций,   детализирует отдельные приемы обработки, сборки или установки изделия, т. е. планирует и организует процесс   труда.   Здесь   мастер   создает   проблемные   ситуации,   в   основе   которых   лежат диалектические   противоречия   между   знанием   конечной   цели   и   незнанием   путей   ее достижения.  Проблемные ситуации технологического характера могут возникнуть из­за неполноты данных   в   чертеже,   эскизе,   технологической   или   инструкционной   картах,   в   другой технической документации. Для самостоятельного выполнения задания учащемуся надо подготовить   инструменты,   станок,   определить   размеры   заготовки,   методы   контроля размеров   и   т.   д.   Разрешить   подобную   проблемную   ситуацию   можно   лишь   на   основе предшествующих теоретических и практических знаний и умений.  Проблемные ситуации, в которых учащийся поставлен перед выбором рационального способа действия. Например, как достичь необходимой чистоты обработки и обеспечить ее точность?   Здесь   перед   учащимися   возникают   затруднения,   вызванные   недостаточным объемом полученной информации.  (или   нецелесообразностью). Проблемные   ситуации,  требующие   разрешения   несоответствий   в   технологических процессах: противоречия между теоретически найденным способом и его практической неосуществимостью     для   повышения производительности   труда   увеличена   подача   инструмента,   что   привело   к   снижению качества обработки; противоречия, вызванные необходимостью изменить изученный способ действия в новых условиях. При нарезании крепежной резьбы поверхности необходимо готовить   с   учетом   технологических   особенностей,   а   при   изготовлении   ходовой   резьбы действуют   другие   правила;   противоречия   между   известным   способом   действия   и правилами ТБ (при установке резцов в резцедержателе место установки очищается голой рукой,   а   правила   безопасности   не   разрешают   убирать   металлическую   стружку   таким образом).    Например, В   процессе   решения   ситуаций   такого   рода   проявляются   определенные закономерности,   выраженные   в   том,   что   учащийся,   получив   задание,   не   стремится   к практическому его воплощению; ориентировочные действия протекают преимущественно в умственной форме до частичного или полного мысленного представления всей трудовой операции, и лишь после этого он приступает к материальному выполнению действия.  Конструктивно­техническая∙  группа  проблемных  ситуаций предусматривает   возможность   усовершенствования   существующих   и   конструирования принципиально   новых   технических   средств.   В   проблемной   ситуации   имеется   четко выраженная   конечная   цель,   методы   и   организационные   формы   ее   достижения определяются учащимся с использованием теоретических знаний и практических умений, предполагается   некоторая   система   указаний,   поэтому   необходимо   определить предстоящие действия.  В   ходе   производственного   обучения   перед   учащимися   часто   возникают непредвиденные  проблемы. Возникновение этих проблем  свидетельствует  о творческом подходе,   о   стремлении   совершенствовать   конструктивно­технологические   компоненты. При   разрешении   таких   проблемных   ситуаций   обычно   возникает   ряд   второстепенных проблем,   реализация   которых   необходима   для   достижения   главной   цели.   Поиск оптимального   решения   проблемы   складывается   из   последовательного'   сочетания умственных и физических действий, так как творческие замыслы требуют практической проверки их целесообразности.  В   процессе   производственного   обучения   мастерами   используются  проблемные ситуации,  возникающие непредвиденно или создаваемые преднамеренно, когда требуется предусмотреть   возможные   режимные   отклонения,   выяснить   причины   неполадок,   найти способ   их   устранения.   Причинами   возникновения   проблемных   ситуаций   такого   вида являются   следующие   обстоятельства:   определение   дефектов   или   неполадок   при изготовлении   деталей,   изделий,   конструкций.   Например,   при   сверлении   отверстий   в деталях размер отверстия получается большего диаметра, чем сверло; детали с нарезанной крепежной   резьбой   выполнены   по   чертежу,   но   не   собираются   в   резьбовое   соединение. Налицо нарушение технологического процесса, в результате чего значительно усложняются дальнейшие операции.  Указанной классификацией учебных проблемных ситуаций не исчерпываются все их признаки, но уже такая группировка в значительной мере облегчает мастеру определение методических приемов, проблемного построения уроков производственного обучения.  Внедрение   элементов   проблемных   ситуаций   в   учебный   процесс   характеризуется созданием таких дидактических условий, в которых учащиеся смогли бы самостоятельно овладевать   некоторыми   знаниями,   умениями,   навыками,   а   мастер   становится консультантом процесса познания, развития его мышления и действия.  Целесообразно   применение   учебных   проблемных   ситуаций,   если   при   организации познавательных действий  учитываются  следующие условия: познавательное затруднение при   достижении   цели;   выбор   оптимального   средства   и   способа   ее   разрешения;   умения соотнести   специальные   теоретические   знания   с   требованиями   производства; заинтересованность   учащихся   в   разрешении   проблемной   ситуации.   Для   повышения активности   учащихся   используются   следующие   методические   приемы:   сравнение (соотношение   специальных   теоретических   знаний   с   производственной   спецификой   их применения;   сопоставление   двух   и   более   технических,   конструктивных   или технологических средств и способов производства); определение оптимального варианта при   несовпадении   технических   расчетов   с   эксплуатационными   условиями;   наличие нескольких вариантов выполнения одного и того же учебно­производственного задания; наличие   исключающих   друг   друга   способов   действий;   техническое   творчество (усовершенствование,   рационализация   трудовых   процессов;   поиск   новых   средств   и способов производства работ).  Важным   дидактическим   средством   повышения   активности   является   применение инструкционно­технологических   карт,   в   которых   учащиеся   самостоятельно   должны произвести несложные технические  расчеты, определить некоторые средства и способы обработки,   предусмотреть   возможные   дефекты,   раскрыть   причины   их   возникновения   и способы устранения, запланировать методы осуществления самоконтроля и т. п. Работа с инструкционно­технологической документацией способствует созданию ориентировочной основы   действия,   укрепляет   взаимосвязь   специальных   дисциплин   и   производственного обучения,   повышает   культуру   физического   труда.   При   составлении   мастером инструкционно­технологических   карт   в   период   отработки   первоначальных  навыков выполнения   несложных   комплексных   работ   особое   внимание   уделяется   выбору необходимых   материалов,   инструментов,   приспособлений;   наличных   умений,   известных способов или средств для выполнения задания (осуществления замысла).  Такие проблемные ситуации делятся на два вида: возникающие непреднамеренно в технологическом процессе и предусмотренные мастером производственного обучения, но оказывающиеся неожиданными для учащегося (отсроченные проблемы). Непредвиденные проблемные   ситуации   первого   вида   носят   случайный,   эпизодический   характер.   В производственной деятельности учащегося (и квалифицированного рабочего) закономерны случаи режимных отклонений неполадок в технических объектах. Важно научить будущего рабочего   самостоятельно   находить   решение.   Но   мастер   производственного   обучения может   оказаться   перед   альтернативой:   если   проявить   оперативное   вмешательство, теряется смысл самостоятельной поисковой деятельности, инертная же констатация факта увеличивает вероятность формирования ошибочных представлений учащегося о характере возникшей проблемы. Оказывать помощь следует только в случае явной несостоятельности учащегося   в   разрешении   производственной   задачи:   консультация   в   виде   наводящих вопросов,   постановки   проблемы,   решение   которой   даст   возможность   выявить   причины затруднения или способы его реализации. Участие мастера производственного обучения не снижает   уровень   познавательной   самостоятельности   учащегося,   а,   наоборот,   вселяет   в учащихся уверенность в собственных силах. Перед выпуском учащиеся выполняют различные работы на штатных рабочих местах предприятий,   закрепляя,   совершенствуя   ранее   приобретенные   навыки,   умения,   и накапливают опят для дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности. Практика проблемного построения уроков производственного обучения показывает, что систематическое развитие познавательной деятельности учащихся дает возможность будущим   рабочим   самостоятельно   выполнять   многие   производственные   задания   и творчески   подходить   к   выполнению   новых   видов   работ   еще   до   выпускных квалификационных экзаменов. Методика постановки и разрешения проблемных ситуаций на всех этапах обучения дает   положительные   результаты   в   деле   дальнейшего   повышения   качества профессиональной  подготовки  учащихся   только  при  условии  компетентной  подготовки мастера   производственного   обучения   к   созданию   каждой   учебно­производственной проблемной ситуации. Постановка и разрешение учебных проблем обязывает мастера знать в совершенстве дидактические задачи урока, оценку психологических позиций учащегося, инновационные технологии   производства,   технические   объекты,   технологические   процессы   и   их оптимальные режимы, недостатки и преимущества данной технологической схемы, систему управления   охраны   труда,   вопросы   производственного   и   экологического   воспитания   в сфере осваиваемой профессии. Это необходимые условия для выбора возможных способов решения   выдвинутой   проблемы   и   направления   поисков   правильных   вариантов практических действий. Систематическое   использование   метода   проблемных   ситуаций   в   процессе производственного   обучения   –   залог   повышения   профессиональной   подготовки конкурентоспособных рабочих кадров.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2018