Использование условно-графических средств обучения для подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию
Введение
На уроках обществознания необходимо использовать разные виды средств обучения для улучшения эффективности запоминания и увеличения качества образования. Одним из главных средств передачи материала являются наглядные средства. «Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность» [1]. Использование наглядности на уроках обществознания способствует насыщению материала и быстрому восприятию.
Использование наглядности в обучении имеет длительную историю. К ней прибегали и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы. «Принцип наглядности являлся предметом обсуждения многих великих педагогов» [2]. Первым о нем заговорил чешский педагог Я.А. Коменский. Он говорил о том, что необходимо изучать сами вещи, а не свидетельства о них. В основе чувственного метода Коменского лежит необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в понимании Коменского - решающий фактор усвоения учебного материала. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого познания. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. Наглядность превращается в самоцель. Ж.Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения не приобретает самостоятельного и существенного значения. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить. К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. Л.В. Занков рассматривал взаимодействие слова и наглядности в обучении. «Психологи выделяют наглядный материал как внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями» [3]. Наглядность - показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Согласно К.Д. Ушинскому: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету…» [4]
На уроках обществознания необходимо использовать разные виды средств обучения для улучшения эффективности запоминания и увеличения качества образования. Одним из главных средств передачи материала являются наглядные средства. «Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность» [5]. Использование наглядности на уроках обществознания способствует насыщению материала и быстрому восприятию. Выделяют наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую. В своей практико-значимой работе мне хотелось бы показать насколько важно использование условно-графических средств обучения на уроках обществознания в девятом классе при подготовке обучаемых к сдаче ОГЭ по предмету.
Основная часть
Условно-графическая наглядность - это когда представления и понятия формируются с помощью условных знаков. Она включает в себя схемы, графики, таблицы, диаграммы и т.д., и находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем. С целью повышения качества обучения, графическая наглядность должна отвечать ряду требований: соответствие средств содержанию изучаемого материала;
не перегруженность объектами для запоминания;
четкость изображения;
широкая цветовая гамма изображения.
Именно высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность. «Её применение делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников» [6]. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик. К тому же у обучаемых развивается абстрактное понятийное мышление, связанное с раскрытием и углублением обществоведческих понятий разной степени сложности и обобщенности.
Остановлюсь на краткой характеристике тех видов условно-графической наглядности, которые часто использую на своих уроках обществознания. Диаграмма - это графическое изображение однородных данных или разнородных сведений в определенный промежуток времени. Работа с диаграммами формирует у учащихся умение видеть за статистическим материалом развитие общественных явлений, определять внутренние связи между ними. «Диаграммы используются и для сравнения или сопоставления изучаемых явлений, процессов, ограниченных во времени. Они дают возможность лаконично выразить сложные процессы» [7]. Использую диаграммы различных типов: сегментные, круглые, столбиковые, фигурные. В учебном процессе можно выделить приемы работы с диаграммами в зависимости от цели урока и вида диаграммы. Диаграммы, характеризующие явления экономического развития, содержат однородные данные одновременного действия. Задания для учащихся направлены на анализ и группировку данных, их сопоставление, установление последствий данного процесса. При использовании диаграмм, содержащих разнородные сведения в динамике развития, задания направлены на сопоставление данных, прослеживание динамики и установление тенденций развития.
На уроках обществознания часто использую схемы. Схема - это чертеж, отражающий существенные признаки, связи и отношения каких-либо общественных явлений. Схемы делятся на структурные, логические и поисковые. Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо. Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого. Поисковые схемы - это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую. «Схемы позволяют дать наглядное изображение обобщенных представлений, помогающих ученикам усвоить существенные признаки обществоведческих понятий» [8]. Объясняя материал, последовательно записываю на доске содержание звеньев и обозначаю связи между ними. Постепенность воссоздания схем облегчает их понимание. При помощи схемы показываю цепь своих рассуждений. После того как ученики познакомятся с алгоритмами составления разнообразных схем, я предлагаю задания, направленные на самостоятельное составления схем. Эту работу начинаю в 6 классе.
Нельзя недооценивать работу с таблицами. Таблицы - это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам. Существуют различные виды таблиц:
Особенностью преподавания обществознания и истории является необходимость усвоения учащимися множества разноплановых, зачастую не связанных между собой понятий, процессов, явлений, дат, персоналий, фактов и причинно-следственных связей.
К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове». Таким образом возникает вопрос: «Как помочь ученикам усвоить большой объем абстрактной информации?» Ответ прост. Надо сделать сложное – простым и понятным. Понять, чтобы запомнить.
В своей практике, для решения данной проблемы я наиболее часто использую схемы и таблицы. «Они помогают систематизировать, классифицировать материал, «свертывать» его в некие логические, наглядно воспринимаемые структуры, позволяют организовать продуктивную работу с учебником» [9]. Особенно полезно использовать наглядные схемы и таблицы при блоковом (тематическом) обучении в качестве источника знаний, зрительной опоры в рассказе учителя, при закреплении пройденного материала.
«Графическая схема помогает разбить сложный вопрос на несколько отдельных проблем. Она позволяет отобразить их в условной форме, установить взаимосвязи между составляющими ее элементами и компонентами» [10]. Внимание обучающихся концентрируется на существенных сторонах изучаемого вопроса, помогает создать целостную картину изучаемого явления или процесса. К тому же схема воспринимается как рисунок, который запоминается гораздо проще, чем массив информации. Использование схем (таблиц) при проверке знаний способствует выявлению умений обучающихся оперировать изученным материалом, конкретизировать его. Обучающимся предлагается дополнить логическую схему или заполнить различные виды таблиц, используя полученные теоретические знания. Предлагаемая работа помогает разнообразить виды и формы проверки. Традиционно в методике преподавания выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.
Каковы же возможности использования на уроке структурных схем и сравнительных таблиц?
«Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления» [11]. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, форму государства, систему правоохранительных органов и т.д. Давайте рассмотрим дедуктивный методы работы на примере структурной схемы «Форма государства».
Дедуктивный метод лучше использовать при изучении нового материала. Учитель сразу дает целостное представление об изучаемом понятии, а затем подробно разбирает логические узлы, используя учебник и наводящие вопросы. Освоение детьми дедуктивного метода позволяет перейти к индуктивному. В более сильном классе следует обозначить только отправные точки и предложить учащимся самостоятельно заполнить пустующие поля. В этом случае используется проблемное обучение, которое более эффективно, чем репродуктивный метод. Данный подход, помимо усвоения новых знаний, позволяет отработать задание «вставьте пропуск» и умение осмысленно работать с текстом, находить нужную информацию по ключевым словам, что необходимо при выполнении любого экзаменационного задания по любому предмету.
Индуктивный метод обычно используется для обобщения уже изученного материала. В процессе составления схемы активно применяется деятельностный подход. «Ученики должны проанализировать всю уже известную им информацию и систематизировать ее в логические цепочки» [12]. Работа ведется в виде открытого диалога учитель-ученики, обсуждаются все варианты и принимаются наилучшие, это очень продуктивная форма работы. Она легко усваивается детьми. Я заметила, что мои ученики самостоятельно составляют схемы для лучшего понимания, когда возникает потребность запомнить большой объем информации.
Параллельно со схемами, целесообразно использовать сравнительные таблицы. Отметим, что характер работы с таблицей может быть различным в зависимости от конкретной целевой установки. Например, сравнение традиционного, индустриального и информационного общества оформляется в табличном виде.
Типы обществ.
№ |
Линии сравнения |
Традиционное
|
Индустриальное |
Информационное |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Рассмотрим различные варианты работы с таблицей, определяемые педагогической целью.
I вариант. Цель: раскрыть основные признаки различных типов общества. В этом случае учащимся сообщается содержание первой колонки таблицы (т.е. учителем заранее выделяются линии сравнения), затем в ходе беседы и работы с текстом актуализируется и дополняется материал, используемый при заполнении второй и третьей колонок.
II вариант. Цель: научить школьников вычленять и адекватно формулировать критерии сравнения и оценок двух или нескольких групп явлений. Здесь уже итогом работы должно стать самостоятельное заполнение первой графы таблицы.
Сравнительные таблицы позволяют не только систематизировать информацию для лучшего запоминания, но и отработать методику выполнения заданий на сравнение в ОГЭ по истории и по обществознанию. Практика показала, что при выполнении данного задания ученики «теряют» один из объектов. Например, назовите любые три отличия консервативной и либеральной идеологии. Для правильного выполнения необходимо «не потерять» оба объекта сравнения. Ученик берет линию сравнения и строит первый отличительный признак. Основными ценностями консервативной идеологии являются церковь и традиции, а либеральной – права и свободы человека. Часто встречаются задания типа назовите критерии выделения видов познания, типов политических партий, типов экономических систем и т.д. Что значит назвать критерий? Это значит назвать линию сравнения.
Из заданий части 2 в ОГЭ по обществознанию есть задания «Выбор позиций из списка». Рассмотрим одно из них. В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) унитарное государство
2) федеративное государство
3) конституционная монархия
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) президентская республика
Для выполнения задания ученику необходимо выделить ключевые признаки формы государства в примере и соотнести их с предложенными вариантами ответа. Представляем себе схему «Форма государства» и выполняем задание.
Подводя итог всему выше сказанному, хочу сказать, что система выделения главного в изучаемом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания любого предмета. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке. Данный вид деятельности открывает широкие возможности для творчества как для учителя, так и для учеников. Позволяет добиться высоких результатов в обучении.
Заключение
«Таким образом, выбор методов и приемов работы с условно-графической на уроке зависит от специфики учебного материала, возможностей и способностей учащихся» [13].
Использование условно-графических средств обучения на уроках обществознания улучшает эффективность образования и позволяет:
- более полно и чётко отражать реальную действительность, чтобы обучаемый лучше имел представление о том или ином обществоведческом материале.
- формировать критическое мышление. Например, учитель выводит схемы, таблицы на слайд, ставит какую-либо проблему, над которой ученик должен подумать: сравнить, описать, объяснить. Так, при изучении темы избирательное право даётся задание сравнить избирательные системы в РФ и США. Затем на основе анализа, обучаемые высказывают свои суждения.
- привлечь внимание к проблеме, актуализировать, показать значимость. Важно донести до обучаемых, что знания, полученные ими на уроках обществознания, пригодятся им в дальнейшей самостоятельной жизни. Вот почему важно изучать обществоведческий материал.
- раскрыть сложный теоретический материал, способствовать его запоминанию,
- развивать умственные и интеллектуальные способности обучаемых, их самостоятельность, повышать личную ответственность, увеличивать нагрузку на память и мышление, учить делать выводы и обобщения на основе логического мышления.
Таким образом, задача учителя должна состоять в том, чтобы создать условия для плодотворной работы обучаемых на уроке, умело активизировать их деятельность, способствовать осознанию значимости сегодняшнего учебного процесса в их дальнейшей самостоятельной жизни. Только правильное использование средств наглядности, в том числе и условно-графических, будет способствовать улучшению качества образования и повышению эффективности подготовки обучаемых к сдаче ОГЭ по обществознанию.
Список литературы
4. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988.
7. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М., ВЛАДОС, 2000.
11. Додушко И.В. Использование наглядности на уроках обществоведения. М.: Просвещение, 1984.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.