использование устного - народного творчества в обучении

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устно - народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения. Поэтому предметом нашего исследования является развитие чувств младших школьников средствами фольклора. Целью нашей работы мы поставили изучение и анализ трудов педагогов и психологов по использованию устного народного творчества в развитии чувств у младших школьников.
Иконка файла материала В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устно.doc
использование устноно ­ народного творчества в обучении В     настоящее   время   все   большее   внимание   уделяется использованию   устно   ­   народного   творчества   в   обучении   и воспитании   младших   школьников.   Фольклорные   произведения способствуют активизации процесса обучения.      Поэтому предметом нашего исследования является развитие чувств младших школьников средствами фольклора.    Целью нашей работы мы поставили изучение и анализ трудов педагогов   и   психологов   по   использованию   устного   народного творчества в развитии чувств у младших школьников. Перед написанием работы мы изучили исследования психологов: И.В.Дубровиной,   П.П.Блонского,   В.Кузина,   а   так   же методические   рекомендации     ученых   и   педагогов: В.А.Изотовой,   А.А.Синцовой,   Л.А.Харитоновой, Л.С.Ульяницкой, Н.Н.Светловской. Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется   вопросам   психологии   младшего   школьника,   даются практические   рекомендации   по   развитию   чувств   у   учащихся начальной школы средствами фольклора.      Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего   школьного   возраста   великие   отечественные   педагоги К.Д.Ушинский,   Л.Н.Толстой.   Создавая   свои   учебники   для детей,   Ушинский   и   Толстой   включали   в   них   как   необходимый компонент произведения устного ­ народного творчества.   Развитие   речи   ­одна   из   важнейших   проблем   в   начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли её нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением,с чувствами.   Научить   ребенка   говорить   ­   значит   научить   его   мыслить. Таким   образом,   использование   элементов   устного   народноготворчества   помогает   открыть   учащимся   «глаза   на мир»,активизирует   их   мыслительную   деятельность,   развивает их   души,   формирует   потребность   к   самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию. Глава I«Чувство­это   сложное,   постоянное,   устоявшееся эмоциональное   отношение   человека.   Чувства   выражаются   в эмоциях, то есть мы испытываем чувства к чему­то или кому­ то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.    Чувства   человека   отличаются   большим   разнообразием качеств,   свойств   и   оттенков.   Одной   из   особенностей   чувств является   их   полярность   или   противополярность:   радость­ грусть,   любовь­ненависть,   удовольствие­страдание,страх­ смелость,благодарность­неблагодарность.Эта   полярность   дает основание   для   деления   чувств     на   положительные   и отрицательные.   Если   наши   потребности   удовлетворяются,   то это   вызывает   у   нас   положительные   эмоции;   то,   что препятствует   удовлетворению   потребностей,   вызывает   у   нас отрицательные   эмоции   ­   это   приятные   для   человека   чувства, отрицательные ­ неприятные.»  (3;198)    «Чувства   человека   выполняют   в   жизни   различные   функции: оценивающую­   положительные   и   отрицательные   эмоции показывают, как человек относится к чему­ либо и оценивают это   (недовольство,   стыд   и   другие   содержат   те   или   иные оценки);   побуждающую   ­   чувства   могут   побуждать   человека   к действию,   а   могут   препятствовать   этому;   направление внимания ­ то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.» (3;199)      «Высшие   чувства   присущи   только   человеку.   Они   тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, к обществу,   к   своим   обязанностям,   к   самому   себе. Человеколюбие   является   основной   ценностью   нравственных чувств. Не случайно Б.Л.Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя.»  (3;206)    «Нравственные   чувства   развиваются   с   раннего   детства   в процессе   усвоения   нравственных   норм,   принятых   в   обществе.Человек   научается     (или   не   научается)   не   только   отличать хорошее   от   плохого,   но   в   связи   с   хорошим   или   плохим   он начинает   переживать   различные   чувства,   у   него   постепенно вырабатывается   принципы   собственного     нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Всё, что для нас является   нравственным,   вызывает   у   нас   положительные чувства, а то, что безнравственно­отрицательные. К   числу   нравственных   чувств   относится:   любовь, товарищество,   патриотизм,   чувство   долга,   чести,   дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть злорадство,   чувства   симпатии,   антипатии,   привязанности, уважения, презрения, признательности и другие.  С.Л.Рубинштейн писал: «Моральное отношение к человеку­ это любовное   отношение   к   нему…   Лишь   через   своё   отношение   к другому человеку человек существует как человек». (2;137)    Каждое   из   нравственных   чувств   ­   сложнейшее   единство переживаний   и   размышлений.   Вот   например,   как   тонко определял   М.Пришвин   чувство   совести:   если   судить   самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону   вины,   или   в   сторону   оправдания.   Это   неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.    «Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности   и   связаны   с   познавательными   процессами творчеством.   Интеллектуальные   чувства   могут   быть   очень сильными.   Жажда   знаний   и   нового   могут   стать   страстью   а, радость   открытия   ­   подняться   до   уровня   аффекта.   Вообще возникновение   проблемы,   поиски   её   решения   вызывают   те   или иные   чувства.   Интеллектуальными   чувствами   являются:   жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство   удивления,   сомнения,   уверенности   в   суждениях   ипрочее.   Эти   чувства   активизируют   процессы,   делая   их   более быстрыми и интенсивными.    К   интеллектуальным   чувствам   относят   также   чувство комического, юмор, иронию.   В   чувстве   юмора   проявляется   беззлобно   ­   насмешливое отношение к чему­нибудь или кому­нибудь.   В   юморе   смех   сочетается   с   симпатией   к   тому,   на   что направлен.   Чувством   юмора   чаще   всего   обладают   добродушные   как прекрасное   в   жизни   и   в   людях,   так   и   те   или   иные   их безобидные недостатки и слабости.    Чувство иронии­ это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме,   остро   критическое   отношение   к   миру,   людям,   самому себе.   Ирония   не   щадит   никого   и   ничего.   Ирония   никогда   не бывает   мелочной,   злобной,   она   высмеивает   существующее   во имя лучшего.» (6;78)      Эстетические   чувства,   те   чувства,   которые   возникают   у человека   при   восприятии   и   создании   прекрасного, возвышенного,   комического,   трагического,   это   любовь   к красоте.   Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и   вкусах,   которые   зависят   от   эстетических   предпочтений: одним   нравится   легкая,   другим   серьёзная   музыка   и   прочее. Развитое     эстетическое   чувство   позволяет   познать эстетическое   качество   произведений   искусства   и   окружающего мира   природы   и   людей   ­   их   красоту,   испытать   эстетическое чувство прекрасного.    С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит на новую, более высокую ступень. Целенаправленное обучение и   воспитание   с   1   класса   ведет   к   тому,   что   чувства становятся   все   более   и   более   сознательными,   глубокими   иуправляемыми.   Новое   положение,   которое   занимает   младший школьник   среди   детей   и   в   семье,   обуславливает   целый   ряд новых   обязанностей   и   прав,   выполнение   и   использование которых   сопровождается   различными   эмоциональными переживания.   Поступая   в   школу,   ребенок   начинает   носить форму,   ему   покупают   портфель,   книги,   тетради,   он   должен следить   за   своим   распорядком   дня,   иначе   можно   не   успеть выполнить   домашнее   письменное   задание,   выучить стихотворение.   В   школе   ученик   следит   за   поливкой   цветов, старается   добросовестно   и   аккуратно   выполнить   порученное ему   дело   ­   изготовить   наглядное   пособие,   выпустить стенгазету.   Дома   к   ученику   начинают   относиться   как   к взрослому   члену   семьи   ­   ведь   он   имеет   настоящее,   важное дело (учение), с которым считаются все. Идя в школу, ученик постоянно  думает,  все  ли  домашнее  задание  он  выполнил,  не забыл   ли   чего   дома.   Эти   и   масса   других   забот   школьника, обусловленные   положением   ребенка   как   ученика,   способствуют формированию   чувства   ответственности,   заботы   за   порученное дело.    «Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные чувства,   сопровождающиеся   формированием   познавательных интересов,   что   определяется     ежедневной   активной познавательной   деятельностью.   Процесс   обучения­   это непрерывное   познание   законов,   свойств,   качеств,   предметов, и   явлений,   познание   связей   между   предметами   и   явлениями. Развитию   познавательных   интересов   и   на   этой     основе развитию   интеллектуальных   чувств   способствуют   различные экскурсии на природу, в парк, в музей.» (5,229)    Формирование   нравственных   чувств   младшего   школьника обусловлено прежде всего его жизнью в классном коллективе. Важное   значение   имеет   воспитательная   работа   педагога,направленная   на   разъяснение   и   привитие   школьникам   норм морального   поведения.   Определённое   влияние   на   формирование моральных   качеств   личности   младшеклассника   оказывают детская   художественная   литература,   произведения изобразительного искусства и детские кинофильмы.    «Среди моральных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие   обиженным,   чувство   восхищения   героизмом   и мужеством   людей,   чувство   коллективизма,   товарищества, трудолюбия.      Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно развиваются   как   на   уроках   эстетического   цикла­ изобразительного   искусства   и   музыки,   так   и   в   процессе занятий  на  других  уроках,  во  время  ухаживания  за  цветами, уборки класса, оформления выставки в классе, на экскурсии, по ходу которой учитель обращает внимание детей на красивую цветовую   гамму   листвы,   стройные,   изящные   корпуса   новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое, что отличается красотой, изяществом». (5;231)