В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устно - народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения.
Поэтому предметом нашего исследования является развитие чувств младших школьников средствами фольклора.
Целью нашей работы мы поставили изучение и анализ трудов педагогов и психологов по использованию устного народного творчества в развитии чувств у младших школьников.
использование устноно народного творчества в обучении
В настоящее время все большее внимание уделяется
использованию устно народного творчества в обучении и
воспитании младших школьников. Фольклорные произведения
способствуют активизации процесса обучения.
Поэтому предметом нашего исследования является развитие
чувств младших школьников средствами фольклора.
Целью нашей работы мы поставили изучение и анализ трудов
педагогов и психологов по использованию устного народного
творчества в развитии чувств у младших школьников.
Перед написанием работы мы изучили исследования психологов:
И.В.Дубровиной, П.П.Блонского, В.Кузина, а так же
методические рекомендации
ученых и педагогов:
В.А.Изотовой,
А.А.Синцовой,
Л.А.Харитоновой,
Л.С.Ульяницкой, Н.Н.Светловской.
Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов
уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются
практические рекомендации по развитию чувств у учащихся
начальной школы средствами фольклора.
Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей
младшего школьного возраста великие отечественные педагоги
К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для
детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый
компонент произведения устного народного творчества.
Развитие речи одна из важнейших проблем в начальной
школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической
или синтаксической роли её нельзя, ибо слово, речь связаны
с мышлением,с чувствами.
Научить ребенка говорить значит научить его мыслить.
Таким образом, использование элементов устного народноготворчества помогает открыть учащимся «глаза на
мир»,активизирует их мыслительную деятельность, развивает
их души, формирует потребность к самосовершенствованию,
самообретению, саморазвитию.
Глава I«Чувствоэто сложное, постоянное, устоявшееся
эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в
эмоциях, то есть мы испытываем чувства к чемуто или кому
то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.
Чувства человека отличаются большим разнообразием
качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств
является их полярность или противополярность: радость
грусть, любовьненависть, удовольствиестрадание,страх
смелость,благодарностьнеблагодарность.Эта полярность дает
основание для деления чувств на положительные и
отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то
это вызывает у нас положительные эмоции; то, что
препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас
отрицательные эмоции это приятные для человека чувства,
отрицательные неприятные.» (3;198)
«Чувства человека выполняют в жизни различные функции:
оценивающую положительные и отрицательные эмоции
показывают, как человек относится к чему либо и оценивают
это (недовольство, стыд и другие содержат те или иные
оценки); побуждающую чувства могут побуждать человека к
действию, а могут препятствовать этому; направление
внимания то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем
более ясно и точно.» (3;199)
«Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно
связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, к
обществу, к своим обязанностям, к самому себе.
Человеколюбие является основной ценностью нравственных
чувств. Не случайно Б.Л.Пастернак писал: «Нарушитель любви
к ближнему первым из людей предаёт самого себя.» (3;206)
«Нравственные чувства развиваются с раннего детства в
процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе.Человек научается (или не научается) не только отличать
хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он
начинает переживать различные чувства, у него постепенно
вырабатывается принципы собственного
нравственного
поведения и нормы нравственного убеждения. Всё, что для нас
является нравственным, вызывает у нас положительные
чувства, а то, что безнравственноотрицательные.
К числу нравственных чувств относится: любовь,
товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба,
стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть
злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности,
уважения, презрения, признательности и другие.
С.Л.Рубинштейн писал: «Моральное отношение к человеку это
любовное отношение к нему… Лишь через своё отношение к
другому человеку человек существует как человек». (2;137)
Каждое из нравственных чувств сложнейшее единство
переживаний и размышлений. Вот например, как тонко
определял М.Пришвин чувство совести: если судить самого
себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в
сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное
колебание в ту или иную сторону называется совестью.
«Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной
деятельности и связаны с познавательными процессами
творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень
сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью а,
радость открытия подняться до уровня аффекта. Вообще
возникновение проблемы, поиски её решения вызывают те или
иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда
знаний, желание нового, любознательность, радость открытия,
чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях ипрочее. Эти чувства активизируют процессы, делая их более
быстрыми и интенсивными.
К интеллектуальным чувствам относят также чувство
комического, юмор, иронию.
В чувстве юмора проявляется беззлобно насмешливое
отношение к чемунибудь или комунибудь.
В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что
направлен.
Чувством юмора чаще всего обладают добродушные как
прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их
безобидные недостатки и слабости.
Чувство иронии это тонкая насмешка, выраженная в скрытой
форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому
себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ирония никогда не
бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во
имя лучшего.» (6;78)
Эстетические чувства, те чувства, которые возникают у
человека при восприятии и создании прекрасного,
возвышенного, комического, трагического, это любовь к
красоте.
Эстетические чувства проявляются в художественных оценках
и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений:
одним нравится легкая, другим серьёзная музыка и прочее.
Развитое
эстетическое чувство позволяет познать
эстетическое качество произведений искусства и окружающего
мира природы и людей их красоту, испытать эстетическое
чувство прекрасного.
С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит
на новую, более высокую ступень. Целенаправленное обучение
и воспитание с 1 класса ведет к тому, что чувства
становятся все более и более сознательными, глубокими иуправляемыми. Новое положение, которое занимает младший
школьник среди детей и в семье, обуславливает целый ряд
новых обязанностей и прав, выполнение и использование
которых сопровождается
различными эмоциональными
переживания. Поступая в школу, ребенок начинает носить
форму, ему покупают портфель, книги, тетради, он должен
следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть
выполнить домашнее письменное задание, выучить
стихотворение. В школе ученик следит за поливкой цветов,
старается добросовестно и аккуратно выполнить порученное
ему дело изготовить наглядное пособие, выпустить
стенгазету. Дома к ученику начинают относиться как к
взрослому члену семьи ведь он имеет настоящее, важное
дело (учение), с которым считаются все. Идя в школу, ученик
постоянно думает, все ли домашнее задание он выполнил, не
забыл ли чего дома. Эти и масса других забот школьника,
обусловленные положением ребенка как ученика, способствуют
формированию чувства ответственности, заботы за порученное
дело.
«Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные
чувства, сопровождающиеся формированием познавательных
интересов, что определяется
ежедневной активной
познавательной деятельностью. Процесс обучения это
непрерывное познание законов, свойств, качеств, предметов,
и явлений, познание связей между предметами и явлениями.
Развитию познавательных интересов и на этой основе
развитию интеллектуальных чувств способствуют различные
экскурсии на природу, в парк, в музей.» (5,229)
Формирование нравственных чувств младшего школьника
обусловлено прежде всего его жизнью в классном коллективе.
Важное значение имеет воспитательная работа педагога,направленная на разъяснение и привитие школьникам норм
морального поведения. Определённое влияние на формирование
моральных качеств личности младшеклассника оказывают
детская
художественная
литература,
произведения
изобразительного искусства и детские кинофильмы.
«Среди моральных чувств, активно формирующихся в младшем
школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине,
сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и
мужеством людей, чувство коллективизма, товарищества,
трудолюбия.
Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно
развиваются как на уроках эстетического цикла
изобразительного искусства и музыки, так и в процессе
занятий на других уроках, во время ухаживания за цветами,
уборки класса, оформления выставки в классе, на экскурсии,
по ходу которой учитель обращает внимание детей на красивую
цветовую гамму листвы, стройные, изящные корпуса новых
зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое,
что отличается красотой, изяществом». (5;231)