ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности
заключается в создании дополнительных условий для развития интересов,
склонностей, способностей школьников и разумной организации их
свободного времени.
Принципами организации внеурочной деятельности в МБОУ
Красновской СОШ являются:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной
деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в нашей школе
являются следующие:
запросы родителей, законных представителей школьников;
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
возможности образовательных учреждений дополнительного
образования;
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей
ребёнка.
Исходя из принципов и ориентиров внеурочная деятельность в начальной
школе носит «открытую» модель и в 20142015 учебном году была построена
следующим образом.
Социальное направление было представлено кружками «Школа пешехода»,
«Психогимнастика», «Юный предприниматель», «В стране рукоделия»,
«Очумелые ручки», «Биссероплетение», «Моделирование».
Спортивнооздоровительное направление раскрывалось в кружках «Твое
здоровье», «Спортивные игры».
Общеинтеллектуальное направление было представлено кружками «У
шахматной доски», «Клуб Почемучек», «Мой другкомпьютер».
Кружками «Ансамблевое народное пение», «Затейники»,
«Хореографический кружок» и театральной студией «Петрушка»
раскрывалось общекультурное направление.
Духовнонравственное направление кружок «Светская этика».
Данные 17 кружков и студий вели преподаватели ОУ, ДШИ, ДДТ,
Центра технического творчества. Таким образом, внеучебная деятельность обеспечивает прежде всего
индивидуальную траекторию воспитания и социализации ребенка, который
самостоятельно определяется с видами деятельности для занятий во
внеурочное время. Этому может помочь использование анкет и опросников
различных видов, бесед, рассказов и сочинений детей.
Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы
внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в
Образовательной программе школы.
Программа кружка «Твоё здоровье» актуальна, так как участвует в
решении одной из самых первоочередных задач современного образования —
формирование здорового образа жизни младших школьников, через
специально организованную двигательную активность ребенка.
Предлагаемая программа кружка «Ансамблевое народное пение»
имеет художественно — эстетическую направленность, которая является
важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает
развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Блоки программы кружка «Светская этика» посвящены
патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и
межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Изучение информационных технологий в начальной школе на занятиях
кружка «Мой другкомпьютер» является неотъемлемой частью современного
общего образования и направлено на формирование у подрастающего
поколения нового целостного миропонимания и информационного
мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки
информации.
Программа «У шахматной доски» позволяет познакомить детей со
своеобразным миром шахмат, привить им любовь к древней и мудрой игре.
Дать понять, что шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное,
трудное занятие.
Программы кружков «Очумелые ручки», «Бисероплетение», «В стране
рукоделия», «Моделирование» помогают развивать у детей интерес к
различным видам труда; учить работать в микрогруппах; стимулировать
творческое отношение к труду, развивать воображение и фантазию,
воспитывать трудолюбие.
Программа театральной студии «Петрушка» предусматривает через
театрализованную деятельность развить артистические способности, познать
мир умом и сердцем, выразить отношение к добру и злу.
Программа кружка «Затейники» помогает развивать у детей интерес к
организации ролевых игр, помогает детям познать радость, связанную с
преодолением трудностей общения, позволяет преодолеть неуверенность в
себе, проявить творчество во всех видах театрализованной деятельности.
Актуальностью программы кружка «Психогимнастика» является то,
что происходит формирование опыта человеческих взаимодействий, который ребенок приобретает, вступая в различные коммуникации в разнообразных
видах деятельности со сверстниками, взрослыми, природным и предметным
окружением.
При реализации программы «Юный предприниматель» учащиеся 14
классов постигают способы деятельности человека в обществе, в социальной
среде через усвоение определённого круга проблем теоретического и
практического взаимодействия.
Программа кружка «Клуб Почемучек» направлена на развитие
логического мышления младших школьников, формирование умения
нестандартно мыслить, делать оптимальный выбор решения в нестандартной
ситуации.
Внеурочные мероприятия школ, охватывая весь контингент учащихся
начальной школы и формируя тем самым уникальное общее, пространство
общения и взаимодействия учащихся и преподавателей, выстраивается в
определенную систему. Формируя целостное образовательное пространство,
мы имеем возможность использовать важные особенности дополнительного
образования детей:
воспитательная доминанта: в сфере свободного выбора видов деятельности
можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное
воспитание;
психотерапевтическая черта, поскольку именно в этой сфере создаётся
"ситуация успеха", которая помогает ребенку в изменении своего статуса; в
дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму
занятий, может не бояться неудач;
эмоциональная насыщенность еще одна особенность развития
дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного
учреждения, ведь развитие чувств необходимо школьникам как средство
формирования целостной картины мира.
Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стало
формирование личности обучающегося, которая является принципиальным
условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Педагоги, являясь главными участниками управления системой учебно
воспитательной работы, стараются оптимально использовать индивидуальные
физические и психические возможности и способности учащихся, родителей,
работников внешкольных учреждений, а также время для проведения различных
видов и форм занятий. В системе урочновнеурочной деятельности особое место
занимает установка педагога на контакт с ребенком. Только позитивная
дружеская установка в структуре «педагог – воспитанник», направленная на
понимание школьника, оказание необходимой поддержки (не только при
выполнении задания, но и в широком личном плане) позволяет достигать
оптимальных результатов в развитии, обучении и воспитании детей.
Особую роль в развитии дополнительного образования детей в условиях
общеобразовательного учреждения может сыграть педагогпсихолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, Г/ О. А. помогает выявить скрытые
способности детей, их наклонности и стимулировать их развитие. Педагог
психолог при необходимости оказывает консультации руководителям кружков,
проводит психодиагностику ребят, выявляет причины сложностей в работе
педагога или его взаимоотношениях с воспитанниками.
На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных
мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и
социальные партнёры образовательных учреждений. Родители учащихся активно
привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных
мероприятий.
Формы привлечения родителей к участию в учебновоспитательной
работе школы с учащимися:
родительские собрания
изготовление наглядных пособий
встречи
конференции по вопросам воспитания в семье
выпуск методических бюллетеней и проспектов
дискуссионные клубы
консультации
деловая (ролевая) игра
ситуативные тренинги
панорама опыта
беседа за круглым столом
Так за 20142015 год совместно с родителями были проведены такие
мероприятия как:
Праздник «Посвящение в первоклассники»
Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20летия со
дня принятия Конституции России
Игра «Зебра пришла в школу»
Конкурс «Спортивная семья»
Осенний фестиваль и утренник «Праздник урожая»
Праздник «Здравствуйте, мои первые каникулы!»
Концертная программа, посвященная Дню Матери
Новогодний марафон и утренник
Творческий проект «Моя родословная»
Творческий проект «Подарок маме» (с папами)
Утренники, посвященные Дню Защитника Отечества и 8 Марта
Дни именинников
День Семьи
Инструктаж по ТБ «Безопасность детей во время каникул»
Праздник «Прощание с начальной школой»
Фотоотчеты и др. Ежегодно проводится общественный смотр достижений по внеурочной
деятельности. Поэтому уже традиционно седьмое заседание МО учителей
начальных классов посвящено теме «Дополнительное образование как одно из
условий повышения качества образования в свете новых стандартов».
На этом заседании показана результативность работы педагогов
дополнительного образования в форме творческого отчёта. Мероприятие
приурочено ко Всемирному Дню Семьи и способствовало созданию
благоприятных условий для осознания детьми значения семьи в их жизни.
Учащимся и их родителям были представлены следующие мероприятия:
«Шахматношашечный турнир»
«Праздник дружной семьи» фольклорный праздник «Казачьи
посиделки»
выставка достижений «Умелые ручки»
Анализируя данную форму организации смотра, можно прийти к выводам:
Целенаправленно организованная познавательная деятельность вызывает
большой эмоциональный отклик у учащихся, на фоне которого эффективно
формируется познавательный интерес, мотивация учебной и творческой
деятельности.
Внеурочная деятельность подчинялась законам игры, школьники проявили
желание не просто участвовать, но и победить.
Реализовалась возможность осуществления личностноориентированного
подхода и становление учебной самостоятельности школьников.
Результатом проведённой работы можно считать:
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы;
Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые
любят друг друга и заботятся друг о друге.
Формирование умения ценить такие качества как дружба,
доброжелательность, взаимопомощь.
Эффективность работы возрастает при широком использовании
разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся:
соревнования, экскурсии, ролевые и интеллектуальные игры, классные часы,
КТД, конкурсы, викторины, утренники, беседы, олимпиады, творческие и
исследовательские проекты, выставки достижений и т.д.
Степень заинтересованности и вовлеченности детей в жизнедеятельность
школы высокая, они активно принимают участие во всех предлагаемых конкурсах
и мероприятиях, особенно классного и школьного уровня, которые близки им по
природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить
образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить
свои таланты:
практикоориентированный проект «Мы пассажиры»,
конкурс чистюлек «Путешествие по комнате»,
исследовательская работа «Вредные и полезные привычки», поход «Золотая осень»,
сюжетноролевая игра «Береги платье снову, а здоровье смолоду»,
экскурсия в парк «Природахудожник и скульптор»,
творческий проект «Зимняя сказка»,
познавательная игра «В гостях у сказки»,
развивающая игра «Создай настроение»,
экскурсия «Волшебные краски осеннего дерева»,
математический КВН,
экологический десант в честь Всемирного Дня Земли,
творческий проект «Моя семья!»,
практикоориентированный проект «Создаю свою внешность»,
играпутешествие «Безопасный путь»,
творческий проект «Спешите делать добро!»,
экскурсия в школьный музей «Мой хутор в годы ВОВ»,
выставка достижений «Разноцветный мир».
Ежегодно учащиеся младших классов принимают активное участие в
проведении предметных недель ИЗО, технологии и музыки, психологии,
обществознания и истории, информатики, в неделе биологии и экологии. Это
оказывает положительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся.
В урочной и во внеурочной деятельности школьников используются
современные технологии, позволяющие:
o поверить ребенку в себя,
o четко ставить цель обучения и планировать соответствующий ей педагоги
ческий результат,
o вести саморазвитие и формирование его положительной Я – концепции;
o формировать практические умения и навыки самосовершенствования.
Обучение происходит в конкретных деятельностях детей, в осмысленных
совместных делах и занятиях, в разнообразном общении детей между собой и
в содержательных контактах с педагогами. Это предполагает разумное и
гибкое сочетание коллективных и индивидуальных методов обучения,
привязанность учебного содержания к осмысленным событиям в жизни детей,
учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Таким образом, результативность воспитательного процесса при единстве
урочной и внеурочной деятельности со школьниками заключается в
достижении педагогом реальной возможности разностороннего личностного
проявления, обогащения личного опыта социально и личностнозначимым
содержанием, продуктивности деятельности, выражаемой в соответствующих
предметнопрактических достижениях.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.