В публикации раскрывается использование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Акцент делается на занимательный дидактический материал, который чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию. Это математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения, математические сказки.
Из опыта работы воспитателя
«Использование занимательного материала
для развития математических представлений
у дошкольников»
Методика развития элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется,
обогащается за счет новых технологий обучения. Используя в работе с детьми
игровые технологии, я большое внимание уделяю занимательному
дидактическому материалу. Ведь задания, данные в занимательной форме или
в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые
сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
Занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по
содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.
Остановлюсь на математических играх и задачах. Игра – это одно из
самых привлекательных для детей занятий. Работу с новой игрой провожу в
несколько этапов: знакомлю детей с новой игрой, с ее особенностями и
правилами; играю вместе с детьми; дети самостоятельно играют с
развивающим материалом.
Так, для закрепления знаний по подразделу «Количество и счёт» детям
предлагаю игры «Учимся считать», «Веселое обучение», «Найди соседей»,
домино «Буквыцифры», «Сложение», «Вычитание», коврикпазл «Чебурашка
и Крокодил Гена». Уточнить знания о величине помогает игра «Карандаши», а
о геометрических фигурах игра «Формы». Закрепить и углубить
пространственные отношения позволяет развивающая игра «Направоналево».Нельзя не отметить геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор»,
«Колумбово яйцо», «Волшебный круг», логические игры с кубиками
Никитина, блоками Дьенеша, игра «Стратег», «Змейка», математический
планшет, шашки.
Следующий вид занимательного математического материала – это
развивающие (дидактические) игры и упражнения. Они отличаются от
типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи
(найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какогото
литературного сказочного героя (Буратино, Карлсон, Чебурашка). Их
назначение – упражнять детей с целью выработки умений и навыков. Важно
правильно сочетать наглядность, слова воспитателя и действия самих детей с
игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками. В младшей
группе, особенно в начале года, все занятие провожу в форме игры. А затем
включаю отдельные упражнения в занятие. Так, например, с целью показа
детям способа установления поэлементного соответствия я использую
дидактическое упражнение «Куклы пришли в гости». Обыгрывая каждое
практическое действие себя и детей, каждый раз подчеркиваю количественное
соответствие: «Одна кукла и стул один». Для знакомства с кругом
упражнение «Поможем собрать урожай овощей», для знакомства с
отношениями «длиннее» «короче» «Прогулка в лес».
В средней группе с целью формирования умения сравнивать предметы по
ширине и толщине «Выбери полотенца для гномов», с целью упражнения
детей в группировке геометрических фигур проводила упражнение «Помоги
Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагалось рассмотреть,
как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому
признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить.
Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной
работы с детьми, а также в работе со всеми детьми или с подгруппой детей всвободное время. Они уместны и в конце занятия с целью воспроизведения,
закрепления ранее изученного.
Хочется отметить ещё один вид занимательного математического
материала, используемый мною в работе, – это математическая сказка.
Народные и авторские сказки, которые дети знают уже наизусть, это
бесценные помощники. В любой из них много всевозможных математических
ситуаций.
Например: сказка «Теремок» помогает запомнить не только
количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй
лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как
увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое.
Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядкового счёта.
Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно
и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой?
Дед. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?
В сказке «Три медведя» и медведей можно посчитать, и о размере
поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый
большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими
стульями, тарелками.
В «Красной Шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий».
Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть,
по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная
машинка.
В старших группах я практикую математические развлечения, где дети
могут проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение
работать в одной команде, внести свою долю усилий в общее дело, закрепить
уже приобретенные знания, умения и навыки. Это «путешествия» (на поезде,
ковресамолёте, на космической ракете), соревнования. В них включаюразличные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме,
задачишутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки,
логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими
фигурами, ребусы, лабиринты.
Таким образом, занимательный математический материал помогает мне в
развитии математических представлений у детей как в непосредственно
образовательной, так и в самостоятельной деятельности. Но он становится
эффективным только в том случае, если применяется «в нужном месте, в
нужное время и в необходимых дозах».