Использование занимательного материала в работе с дошкольниками

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 06.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В публикации раскрывается использование игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Акцент делается на занимательный дидактический материал, который чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию. Это математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения, математические сказки.
Иконка файла материала из опыта работы.docx
Из опыта работы воспитателя «Использование занимательного материала  для развития математических представлений  у дошкольников» Методика   развития   элементарных   математических   представлений   у детей   дошкольного   возраста   постоянно   развивается,   совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Используя в работе с детьми игровые   технологии,   я   большое   внимание   уделяю   занимательному дидактическому материалу. Ведь задания, данные в занимательной форме или в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. Занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию. Остановлюсь на  математических  играх  и задачах.  Игра  –  это одно  из самых привлекательных для детей занятий. Работу с новой игрой провожу в несколько   этапов:   знакомлю   детей   с   новой   игрой,   с   ее   особенностями   и правилами;   играю   вместе   с   детьми;   дети   самостоятельно   играют   с развивающим материалом.  Так, для закрепления знаний по подразделу «Количество и счёт»  детям предлагаю игры «Учимся считать», «Веселое обучение»,   «Найди соседей», домино «Буквы­цифры», «Сложение», «Вычитание», коврик­пазл «Чебурашка и Крокодил Гена». Уточнить знания о величине помогает игра «Карандаши», а о   геометрических   фигурах   ­   игра   «Формы».   Закрепить   и   углубить пространственные отношения позволяет развивающая игра «Направо­налево».Нельзя не отметить  геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово   яйцо»,   «Волшебный   круг»,   логические   игры  с   кубиками Никитина,   блоками   Дьенеша,   игра   «Стратег»,   «Змейка»,   математический планшет, шашки.  Следующий   вид   занимательного   математического   материала –   это развивающие   (дидактические)   игры   и   упражнения.   Они   отличаются   от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого­то литературного   сказочного   героя   (Буратино,   Карлсон,   Чебурашка).   Их назначение – упражнять детей с целью выработки умений и навыков. Важно правильно сочетать наглядность, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками,   игровыми   пособиями,   предметами,   картинками.   В   младшей группе, особенно в начале года, все занятие провожу в форме игры. А затем включаю   отдельные   упражнения   в  занятие.  Так,  например,  с  целью   показа детям   способа   установления   поэлементного   соответствия   я   использую дидактическое   упражнение   «Куклы   пришли   в   гости».   Обыгрывая   каждое практическое действие себя и детей, каждый раз подчеркиваю количественное соответствие:   «Одна   кукла   и   стул   один».   Для   знакомства   с   кругом   ­ упражнение   «Поможем   собрать   урожай   овощей»,   для   знакомства   с отношениями «длиннее» ­ «короче» ­ «Прогулка в лес». В средней группе с целью формирования умения сравнивать предметы по ширине   и   толщине   «Выбери   полотенца   для   гномов»,   с   целью   упражнения детей в группировке геометрических фигур проводила упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку».   Детям предлагалось рассмотреть, как   геометрические   фигуры   расположены,   в   какие   группы   и   по   какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить.  Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также в работе со всеми детьми или с подгруппой детей всвободное время. Они уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.  Хочется   отметить   ещё   один   вид   занимательного   математического материала,   используемый   мною   в   работе,   –  это   математическая   сказка. Народные   и   авторские   сказки,   которые   дети   знают   уже   наизусть,   ­   это бесценные помощники. В любой из них много всевозможных математических ситуаций.  Например:   сказка   «Теремок»   помогает   запомнить   не   только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка   и   т.д.),   но   и   основы   арифметики.   Дети   легко   усваивают,   как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядкового счёта. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? В   сказке  «Три   медведя»  ­   и   медведей   можно   посчитать,  и   о   размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой,   кто   самый   маленький),   соотнести   мишек   с   соответствующими стульями, тарелками. В «Красной Шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по   какой   из   них   быстрее   пробегут   маленькие   пальчики   или   игрушечная машинка. В старших группах я практикую  математические развлечения, где дети могут проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение работать в одной команде, внести свою долю усилий в общее дело, закрепить уже приобретенные знания, умения и навыки. Это «путешествия» (на поезде, ковре­самолёте,   на   космической   ракете),   соревнования.  В   них   включаюразличные   виды   занимательного   материала:  задачи   в   стихотворной   форме, задачи­шутки,   загадки   с   цифрами   и   о   цифрах,   математические   сказки, логические   упражнения,   головоломки   с   палочками   и   геометрическими фигурами,  ребусы, лабиринты.  Таким образом, занимательный математический материал помогает мне в развитии   математических   представлений   у   детей   как   в   непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности. Но он  становится эффективным только в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах».