Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
19.10.2018
Материал подробно раскрывает вопрос о здоровье младших школьников. Рассматривается вопрос о том, как укрепить здоровье детей, снизить заболеваемость. Приводятся примеры по организации профилактики утомляемости детей на уроках. Этот материал будет полезен учителям начальных классов , воспитателям детских садов, родителям детей.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.doc
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», писал В.А.
Сухомлинский.
По мнению специалистовмедиков, причины 75% болезней человека
возникают в детские годы. Возраст от 1 года до 15 лет наиболее благоприятен
для сохранения будущего здоровья.
По результатам исследований российских психологов учащиеся
начальных классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом
в школе и дома не менее 2,53 часов. К этому следует добавить время,
проведённое за телевизором и за компьютером. Малоподвижный образ жизни,
уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также
неблагоприятные социальноэкономические факторы негативно воздействуют
на здоровье детей. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные
боли, сонливость, апатия.
Здоровье год от года ухудшается. Вопрос о сохранении здоровья
подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и
требует конкретного решения в повседневной школьной практике. Тревогу
вызывает частота заболеваний у учащихся, пониженная работоспособность,
быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему
проблема здоровьесбережения в образовательном процессе стала для нас
приоритетной.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить учащимся
возможность сохранить здоровье в период школьного обучения,
сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа
жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на
1ое место:
Увеличение двигательной активности учащихся на уроке,
предупреждение утомляемости
Снижение уровня заболеваемости учащихся
Сохранение работоспособности на уроках
Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни
Формирование системы спортивнооздоровительной работы
Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в
образовательном процессе начальной школы являются технология В.Ф.
Базарного, включающая в себя: использование конторок, режим смены
динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих
зрительное утомление. Работа по формированию ЗОЖ реализуется через:
Проведение оздоровительных пауз во время уроков и на уроках
физической культуры
Внеклассную работу
Работу с родителями
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к выводу
о том, что необходимо увеличивать двигательную активность детей.
Для создания здоровьесберегающей среды на уроках используются
специальные приёмы и методики.
1. Утренняя зарядка.
Каждый день 5 7 минут до начала уроков уделяется зарядке. Вместе с
детьми разучиваем комплекс упражнений. Дети с большим удовольствием
поочереди готовятся к ее проведению.
Делаем зарядку под музыку, это способствует созданию хорошего
настроения.
2.физкультминутки
Очень важным с точки зрения сохранения здоровья в учебном процессе
являются положительный эмоциональный настрой учащихся на работу,
предоставление возможности разностороннего восприятия учебной
информации (через слух, зрение), атмосфера взаимного уважения в
коллективе, психологический комфорт.
3. Зрительная гимнастика
А) Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами
слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую
сторону.
Медленно переводить взгляд вверхвниз, затем наоборот. Повторить
3 раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и,
наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой
точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался
треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все
упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза
под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно
лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство
усталости. Затем расслабиться на 56 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно
считая до пяти. В среднем темпе проделать 34 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить
глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в
правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они
выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Б) разного вида траектории, по которым дети «бегают» глазами
В)«Весёлые человечки». Я показываю карточку детям, на которой
схематично изображён человечек, выполняющий упражнение. Дети стараются
выполнить такое же упражнение.
Г) Бумажные офтальмотренажёры «Пирамидки», «Тарелки»
Таким образом, с помощью таких приёмов развивается зрительно
моторная реакция, различительноцветовая функция.
Учитывается материал психологического воздействия цвета на ребёнка.
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение
ко всему; – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой –
вызывает мрачные мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания
указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль,
сон, депрессию.
4) Упражнения для мышц рук (пальчиковая гимнастика)
Например, «Моя семья»
Этот пальчикдедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!!!
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
«Капуста»
Мы капусту рубимрубим,
Мы капусту солимсолим,
Мы капусту трёмтрём,
Мы капусту жмёмжмём.
(Движение прямыми ладонями вверхвниз, поочерёдное поглаживание
подушечек пальцев, потираем кулачок о кулачок, сжимаем и разжимаем
кулачки)
Упражнение «Ладошки»
В классе имеется игровая стена «Ладошки». Учащиеся наклоняются и
прикладывают свои ладони к ладошкам, нарисованным у пола, затем начинают
«шагать» по нарисованным ладошкам вверх, «доходят» до верхних ладошек,
встают на цыпочки и вытягивают руки вверх. Упражнения у стены полезны
для осанки, позволяют снимать утомление в мышцах кистей рук.
ФГОС второго поколения обеспечивает формирование у учащихся знаний,
установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение,
укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью.
Важную роль в реализации этих установок стандарта играет активный
отдых учащихся на свежем воздухе – так называемые динамические паузы.
Согласно СанПиН, для первоклассников в середине учебного дня необходимо
проведение динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.
Что же такое динамическая пауза? Физиологическая сущность динамической
паузы – переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Свобода и
самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической
паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. В
зависимости от времени года используются разнообразные подвижные игры и
игры спортивного характера. Игровое содержание динамической паузы
должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших
школьников.
Проведение динамических пауз укрепляет здоровье учащихся и дарит им
отличное самочувствие, ведь подвижные игры на свежем воздухе
способствуют улучшению кровообращения во всех органах и системах
организма, в том числе в головном мозге.
Игры для проведения динамических пауз
(«Мяч по кругу», «Поймай рыбку», «Третий лишний», «Бег с шариком», «С
кочки на кочку» и другие)
5) Режим смены динамических поз (Во время урока учащиеся работают то
сидя, то стоя, то передвигаясь по классу. Переход из одного положения в
другое происходит по команде учителя. Если ученик не нуждается в смене
позы, учитель не настаивает.)
6) Кружок «Здоровейка»
7) Дни здоровья
Необходимо сказать и о дополнительных направлениях работы по
формированию знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, для
создания условий сохранения здоровья младших школьников:
1.Организация дежурства в классе, в классе назначаются дежурные и
санитары. (Санитары ведут журнал, следят за соблюдением учащимися
личной гигиены, за опрятностью одежды и др.)
2. Проведение профилактики травматизма путём инструктажей по технике
безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала по технике
безопасности.
3. Оздоровление детей в условиях школы, здоровое питание, витаминизация.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо,
хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Использованная литература:
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 14
классы М., 2004.
2.Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие
учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 15
классы. М., 2004. 4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
работе учителя и школы. М., 2003.
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.