Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Оценка 4.9

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
19.10.2018
Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе
Материал подробно раскрывает вопрос о здоровье младших школьников. Рассматривается вопрос о том, как укрепить здоровье детей, снизить заболеваемость. Приводятся примеры по организации профилактики утомляемости детей на уроках. Этот материал будет полезен учителям начальных классов , воспитателям детских садов, родителям детей.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.doc
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»,­ писал В.А. Сухомлинский.              По мнению специалистов­медиков, причины 75% болезней человека возникают в детские годы. Возраст от 1 года до 15 лет наиболее благоприятен для сохранения будущего здоровья.             По   результатам   исследований   российских   психологов   учащиеся   начальных классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом в   школе   и   дома   не   менее   2,5­3   часов.   К   этому   следует   добавить   время, проведённое за телевизором и за компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный   шум,  громкая   музыка,   излучение   от   сотовых   телефонов,   а   также неблагоприятные социально­экономические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия.               Здоровье   год   от   года   ухудшается.   Вопрос   о   сохранении   здоровья подрастающего   поколения   стоит   сегодня   в   обществе   как   никогда   остро   и требует конкретного решения в повседневной школьной практике. Тревогу вызывает частота заболеваний у учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема   здоровьесбережения   в   образовательном   процессе   стала   для   нас приоритетной.          Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить учащимся возможность   сохранить   здоровье   в   период   школьного   обучения, сформировать   необходимые   знания,   умения   и   навыки     здорового   образа жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни.         Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на 1­ое место:  Увеличение   двигательной   активности   учащихся   на   уроке, предупреждение утомляемости  Снижение уровня заболеваемости учащихся  Сохранение работоспособности на уроках  Формирование   у   учащихся   знаний,   умений   и   навыков   по   здоровому образу жизни          Формирование системы спортивно­оздоровительной работы       Наиболее   разработанной   системой   здоровьесбережения   в образовательном   процессе   начальной   школы   являются   технология   В.Ф. Базарного,   включающая   в   себя:   использование   конторок,   режим   смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление. Работа по формированию ЗОЖ реализуется  через:  Проведение   оздоровительных   пауз     во   время   уроков   и     на   уроках физической культуры  Внеклассную работу  Работу с родителями Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к выводу о том, что необходимо увеличивать двигательную активность детей.  Для   создания   здоровьесберегающей   среды   на   уроках   используются специальные приёмы и методики. 1. Утренняя зарядка. Каждый   день  5­   7  минут   до   начала   уроков   уделяется   зарядке.   Вместе   с детьми разучиваем комплекс упражнений. Дети с большим удовольствием по­очереди готовятся к ее проведению. Делаем   зарядку   под   музыку,   это   способствует   созданию   хорошего настроения.  2.физкультминутки    Очень важным с точки зрения сохранения здоровья в учебном процессе являются   положительный   эмоциональный   настрой   учащихся   на   работу, предоставление   возможности   разностороннего   восприятия   учебной информации   (через   слух,   зрение),   атмосфера   взаимного   уважения   в коллективе, психологический комфорт. 3. Зрительная гимнастика  А)   Сидя   за   столом,   расслабиться   и   медленно   подвигать   глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.  Медленно переводить взгляд вверх­вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.   Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив   на  нём   определённую   точку,  следить  за   вращением   этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.    Положить   ладони   одну   на   другую   так,   чтобы   образовался треугольник,   закрыть   этим   треугольником   глаза   и   повторить   все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под   ладонями   должны   быть   открытыми,   но   ладони   не   плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.  Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5­6 секунд.  Быстро  поморгать, закрыть   глаза  и  посидеть  спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3­4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.     Учащиеся   стоят   возле   парт.   Вначале   они   выполняют   наклон   в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. Б) разного вида траектории, по которым дети «бегают» глазами   В)«Весёлые человечки». Я показываю карточку детям, на которой  схематично изображён человечек, выполняющий упражнение. Дети стараются  выполнить такое же упражнение.  Г) Бумажные офтальмотренажёры «Пирамидки», «Тарелки»      Таким образом,  с помощью таких приёмов развивается зрительно­ моторная реакция, различительно­цветовая функция. Учитывается материал психологического воздействия цвета на ребёнка.    белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение  ко всему; – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.    чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой –  вызывает мрачные мысли;   красный – возбуждает, раздражает;   голубой ­  ухудшает настроение;   зелёный – улучшает настроение, успокаивает;   жёлтый     коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без  сочетания  указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль,  сон, депрессию. 4) Упражнения для мышц рук (пальчиковая гимнастика) Например,  «Моя семья» Этот пальчик­дедушка, Этот пальчик­ бабушка, Этот пальчик­ папочка, Этот пальчик­ мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!!! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого) «Капуста» Мы капусту рубим­рубим,  Мы капусту солим­солим,  Мы капусту трём­трём, Мы капусту жмём­жмём. (Движение прямыми ладонями вверх­вниз, поочерёдное поглаживание  подушечек пальцев, потираем кулачок о кулачок, сжимаем и разжимаем  кулачки) Упражнение «Ладошки» В   классе   имеется   игровая   стена   «Ладошки».   Учащиеся   наклоняются   и прикладывают свои ладони к ладошкам, нарисованным у пола, затем начинают «шагать» по нарисованным ладошкам вверх, «доходят» до верхних ладошек, встают на цыпочки и вытягивают руки вверх. Упражнения у стены полезны для осанки, позволяют снимать утомление в мышцах кистей рук. ФГОС   второго   поколения   обеспечивает   формирование   у   учащихся   знаний, установок,   ориентиров   и   норм   поведения,   обеспечивающих   сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью.               Важную роль в реализации этих установок стандарта играет активный отдых учащихся на свежем воздухе – так называемые динамические паузы. Согласно СанПиН, для первоклассников в середине учебного дня необходимо проведение динамической паузы  продолжительностью   не  менее    40 минут. Что же такое динамическая пауза? Физиологическая сущность динамической паузы – переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Свобода и самостоятельность   двигательной   активности   детей   в   ходе   динамической паузы   обязательно   продумывается   и   планируется   педагогом   заранее.   В зависимости от времени года используются разнообразные подвижные игры и игры   спортивного   характера.   Игровое   содержание   динамической   паузы должно   соответствовать   возрастным   особенностям   и   интересам   младших школьников.      Проведение динамических пауз укрепляет здоровье учащихся и дарит  им отличное   самочувствие,   ведь   подвижные   игры   на   свежем   воздухе способствуют   улучшению   кровообращения   во   всех   органах   и   системах организма, в том числе в головном мозге. Игры для проведения динамических пауз («Мяч по кругу», «Поймай рыбку», «Третий лишний»,  «Бег с шариком», «С кочки на кочку» и другие) 5) Режим смены динамических поз (Во время урока учащиеся работают  то сидя, то стоя, то передвигаясь по классу. Переход из одного положения в другое происходит по команде учителя. Если ученик не нуждается в смене позы, учитель не настаивает.) 6) Кружок «Здоровей­ка» 7) Дни здоровья Необходимо   сказать   и   о   дополнительных   направлениях   работы  по формированию знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников: 1.Организация   дежурства   в   классе,   в   классе   назначаются   дежурные   и санитары.   (Санитары   ведут   журнал,   следят     за   соблюдением     учащимися личной гигиены, за опрятностью одежды и др.) 2. Проведение   профилактики травматизма путём инструктажей по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение  классного журнала по технике безопасности. 3. Оздоровление  детей в условиях школы, здоровое питание, витаминизация.          В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.­Ж. Руссо, хочется сказать:  «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».      Использованная литература: 1.Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1­4 классы  М., 2004. 2.Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и    его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1. 3.   Дереклеева   Н.И.   Двигательные   игры,   тренинги   и   уроки   здоровья.   1­5 классы. М., 2004. 4.   Смирнов   Н.К.   Здоровьесберегающие     образовательные   технологии   в работе учителя и школы. М., 2003.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий  в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2018