Использования дифференциации в процессе обучения.
На данный момент существует много учебных заведений, таких как лицеи, гимназии и т.д., где осуществляется внешняя дифференциация. В данных учреждениях уделяется больше внимания и специальных возможностей к развитию учебных действий учащихся. Так как большинство детей школьного возраста обучаются в средних школах, все чаще задумываюсь над вопросом: как можно реализовать дифференциацию в обучении математики детей школьного возраста в условиях средних образовательных школах.
Урок – основная организационная форма обучения детей в школе. На уроке, возможно, использовать разные методы, приемы, способы организации деятельности детей в учебном процессе (фронтальная, групповая, индивидуальная).
Педагог, используя фронтальный способ обучения, достигает, в работе над единой задачей, результата полученного в процессе работы всего класса. Минус этой формы работы в том, что она не рассчитывает на индивидуальные особенности учащихся в ходе выполнения отдельных заданий: темпа, сложности, временные рамки. При таких условиях дети разной успеваемости недополучают информацию по содержанию урока.
По поводу группового обучения детей, еще К.Д.Ушинский, рекомендовал делить класс на группы, давая детям задания в соответствии с их уровнем подготовкой. Он утверждал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение» [3].
По определению Х.И.Лийметса, групповая работа это «такое построение работы, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы по 3-8 человек – чаще всего по 4 человека. Задание дается группе, а не отдельному ученику» [1].
Дифференцированно-групповая работа рассчитана на организацию работы групп с разными учебными возможностями.
И.Э.Унт решает этот вопрос таким образом - создаются разные группы в зависимости от того, каких свойств ученика данные задания больше требуют – умственных способностей или уровня знаний [2].
Третья форма учебной работы – индивидуальная – это форма обучения, где каждый ученик работает самостоятельно, проявляя в работе собственную инициативу. Дифференциацию обучения здесь можно осуществить с помощью индивидуализированной самостоятельной работы. Она состоит в том, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от особенностей учащихся.
При дифференциации обучения можно работать по такой схеме: учитель подает материал всему классу, сильным учащимся можно дать задание - проработать материал, используя дополнительные источники, а с детьми среднего и слабого уровня подготовки разбирать материал повторно обращая их внимание и разбор проблемных моментов.
Могу отметить, что индивидуальный формат работы с детьми школьного возраста самый подходящий для реализации дифференциации в обучении.
Литература:
1) Лийметс Т.В. Групповая работа на уроке. – М.: Знание, 1975.-300с.
2) Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.:Педагогика,1990. -191с.
3) Ушинский К.Д. Сочинения. М.- С.-П: АПН РСФСР,1949.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.