Исследование психологии отражения и визуального восприятия геометрии фигур учениками
Оценка 5

Исследование психологии отражения и визуального восприятия геометрии фигур учениками

Оценка 5
docx
математика
25.11.2020
Исследование психологии отражения и визуального восприятия геометрии фигур учениками
Исследование психологии отражения и визуального восприятия геометрии фигур учениками.docx

 

 

 

 

 

Исследовательский проект на тему

 

 

«Исследование психологии отражения и визуального восприятия геометрии фигур учениками»

 

 Психология

 

           

 

 

 

 

 

 

 

Балух Виктор Петрович,

к.п.н., учитель высшей категории МБУ «Школа № 61»

 педагог МБОУ ДО «ГЦИР»

г.о. Тольятти Самарской обл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2020

 

В ходе исследования установили, что в работах, посвященных теме визуального восприятия, в основном рассматриваются общие вопросы описания различных плоских фигур, объемных тел и их восприятия человеком, однако не рассматривается восприятие этих элементов, в зависимости от индивидуальных характеристик человека, его темперамента. В зависимости от психической деятельности, для комфортного самочувствия человеку необходимо, чтобы то пространство, в котором он проводит больше всего времени, отвечал его типу темперамента. Есть много примеров, относительно влияния пространственных оболочек, форм, их соотношения на человека, в зависимости от его темперамента и индивидуальных характеристик.

С помощью зрительного восприятия ученик получает значительный объем информации о мире с его уникальными законами, что на самом деле определяют данные, которые в дальнейшем интерпретируются нашим мозгом. Результат такой интерпретации мы называем реальным миром.

Противоречие исследования.  Окружающая среда воспринимается человеком в целостном виде, а не как набор изолированных объектов, то для создания наиболее гармоничной для конкретного человека среды необходимо понимать восприятие и влияние каждого элемента объемно - пространственной композиции.

Гипотеза исследования:

Геометрические формы предметов могут служить определителем свойств конкретного человека в разных областях его жизнедеятельности, вызывать страх, а также влиять на способности, здоровье, идентификацию личности, и т.д.

Объект исследования. Формы геометрических фигур, оказывающие психическое воздействие на ученика при решении заданий.

Предметом исследования выступают особенности восприятия геометрических форм фигур, вызывающие страх у ученика, при решении учебных задач.

Цель исследования: эмоциональный настрой и психика ученика, при решении задач разных форм геометрических фигур  на экзаменах, в зависимости от темперамента.

Задачи:

1. Доказать, что геометрические параметры отдельных органов нашего организма дают различную информацию о нем.

2. Исследовать воздействия на ученика, в зависимости от темперамента, базовых геометрических фигур и объемов, для  быстрого решения экзаменационных задачи.

Новизна исследования. Изучив  причины страха, мы сможем осознать проблему собственной эмоциональной нестабильности в стрессовых ситуациях, что может способствовать самостоятельной выработке навыков и умений, необходимых для снижения и контроля неприятных эмоциональных переживаний в стрессовых ситуациях.

 

1.      Исследование возможности получения различной информации по геометрическим параметрам отдельных органов человека.

Основными направлениями в изучении страха явились: объектный источник происхождения, основание философского осмысления, интенсивность проявления, модальность. Известно, что объекты, виденные человеком, фиксируются не сразу, а путем последовательного восприятия отдельных фрагментов. Способность к формирование «целостной картины» объясняется особенностями зрительных механизмов. На последнем этапе акта восприятия зрительной информации – осознании увиденного, и идентификации видимых предметов – появляется вероятность появления зрительных иллюзий. Особенно актуальной является эта проблема для студенчества, ведь от того, насколько личность в период вхождения во взрослую жизнь вступит опыта адаптироваться в новом социуме, насколько она научится управлять своим психофизическим состоянием, организовывать собственный жизненное пространство в большой степени зависит дальнейшее личностное развитие, профессиональное и личностное самоутверждение, психическое и физическое здоровье. Психические состояния в процессе учебной деятельности классифицируют по различным критериям. Прежде всего, существует два способа дифференциации: по характером переживаний и по производительности. так, по характеру переживаний состояния можно разделить на позитивные и негативные, а согласно критерию производительности – на стенические и астенические.

В психологической литературе современных российских ученых до выделения Н. Д. Левитовым психических состояний в отдельную категорию, наряду с психическими процессами и свойствами, страх рассматривался как эмоция, переживание, чувство (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Он включался во весь спектр психической жизни человека, его отношений и обусловливался как внешними, так и внутренними факторами, влияющими на поведение и деятельность [3].

Уровень напряженности компонентов внутри состояния не остается все время совершенно одинаковым. так, преобладающие эмоции ученика, сдающего ГИА или ЕГЕ, постоянно индуцируют и повышают силу той или другой или даже нескольких функций, принципиально не меняя общей структуры данного состояния.

Для выявления причин дезорганизации учебной деятельности, снижение уровня работоспособности, ухудшение результативности необходимо интегрально охарактеризовать как стресс фактор, вызывающий нервно-психические перегрузки, переутомление, негативные эмоциональные реакции учеников.

Установили также  особенности эмоционального реагирования во время экзаменационных ситуаций, которые свидетельствуют о том, что в возникновении отрицательно окрашенных эмоциональных переживаний важную роль играют:

- социальные факторы, основанные на внешних источниках страха;

- внутренние, базирующиеся на личностных характеристиках субъектов.

 Изучая, зарубежную литературу и интернет сайты констатируем, что эмоциональные состояния, связанные с экзаменами, существенно зависят от индивидуальных особенностей. В этих источниках имеются указания на предрасположенность некоторых лиц к проявлению эмоционального стресса, а также на наличие индивидуальной склонности к проявлению определенных стрессовых эффектов [3,5].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, если  во время экзамена ученик получает  89% информации визуально, через глаза, то в нашем исследовании вначале необходимо исследовать прежде всего возможность влияния зрительной картинки на психику человека.

 

2.      Исследование геометрических элементов объемно - пространственной композиции, наиболее "близких" соответствующим темпераментам ученика.

 

Вспомогательный эксперимент.

Определение особых свойств и качества  личности по геометрической характеристике глаз.

Для проведения экспериментов за основу взяли  работы  Мулдашева Э.Р., главного офтальмолога России, который со своими сотрудниками, обработав математически, только три из 23 параметров глаза  смогли сделать оригинальные выводы: геометрические характеристики глаза (рис.1) каждого человека индивидуальны и определяют его особые свойства и качества. Они прежде всего отражают наши чувства и ощущения. В глазах человека отражается все, что творится в организме и мозге человека, то есть глаза источник информации не только для врача но и психолога. [1].

 

Рис. 2. Геометрические характеристики глаз

Для подтверждения выводов Э.Р. Мулдашева, нами проведена серия экспериментов по  применению геометрических фигур к лицу человека - два четырехугольника - большойобразован касательными к наружному контуру век, малый - касательными к внутреннему контуру век.  Использовали фотографиик учеников, которые дали свое согласие на участие в эксперименте, с которыми мы учимся и знаем их характер [1].

Установили, что форма и размеры этих двух четырехугольников у всех  одноклассников свои, разные. Совпадение составило  87%. (Рис. 2).

Планируя эксперимент учитывали:

-количество учеников в аудитории - 9;

-учеников которые входили поочередно и выбирали с кем присесть -12;

  Это позволило подтвердить гипотезу, почему именно глядя в глаза человека (получали визуальную информацию от сидящего в классе за партой), они садились именно к нему, это позволило судить  нам о том что лицо, как набор геометрических фигур играет роль в выборе объекта (Рис. 2).

Основной  эксперимент.

Восприятие изгибов линий в зависимости от  типа темперамента.

Приведенные результаты исследования имеют определенную погрешность, вызванную тем, что главным вопросом, с помощью которого происходила категоризация людей, было определение темперамента, где и возникали трудности в связи с неуверенностью некоторых респондентов относительно их темперамента. Категоризация преимуществ вопросов как раз и происходила по типу темперамента, и поэтому вследствие неточных или неправильных ответов респондентов присутствует погрешность. Распределение восприятия человеком плоских фигур, объемных тел, пропорций, достаточно отличается для разных типов темперамента, что подтверждает необходимость применения соответствующей методики.

Для решения поставленных задач была создана определенная методика, с помощью которой можно определить геометрические элементы объемно-пространственной композиции, наиболее "близкие" соответствующим темпераментам человека.

По методике каждый испытуемый определил тип своего темперамента.  Был создан опросный лист, состоящий из вопросов: восприятие изгиба линий, восприятие плоских фигур, объемных тел. Результат на рисунке 3.

1 этап

Рис.3.  Методика определения геометрических элементов объемно-пространственной композиции

Однако в целом по каждому темпераменту были сделаны конкретные выводы относительно их преимуществ, а также обобщенные результаты, показывающие представление о предпочтениях человека в целом.

2 этап.

В восприятии плоских фигур на первом месте все типы темперамента, кроме холерика, предпочли более плавные фигуры.

Интересная противоположность в предпочтениях произвольной плавной фигуры: - если сангвиникам, холерикам и меланхоликам она меньше нравится, то флегматикам наоборот - больше.

В восприятии объемных тел схожие результаты в градации предпочтения в противоположных парах типов темперамента: сангвиника- меланхолика и холерика-флегматика. Меньше нравится в восприятии видов всем острое сочетание линий.

В восприятии объемных тел схожие результаты в градации предпочтения в противоположных парах типов темперамента: сангвиника - меланхолика и холерика-флегматика.  Меньше нравится в восприятии видов всем острое сочетание линий..

Рис. 4. Восприятие учениками геометрических фигур в зависимости темперамента

3 этап.

Решение задач с объемными геометрическими фигурами по времени в зависимости от темперамента.

Известно, что объекты, виденные человеком, фиксируются не сразу, а путем последовательного восприятия отдельных фрагментов. Способность к формирование «целостной картины» объясняется особенностями зрительных механизмов. На последнем этапе акта восприятия зрительной информации – осознании увиденного, и идентификации видимых предметов – появляется вероятность появления зрительных иллюзий.

Особенно актуальной является эта проблема для учеников, ведь от того, насколько личность в период вхождения во взрослую жизнь вступит опыта адаптироваться в новом социуме, насколько она научится управлять своим психофизическим состоянием, организовывать собственный жизненное пространство в большой степени зависит дальнейшее личностное развитие, профессиональное и личностное самоутверждение, психическое и физическое здоровье. Психические состояния в процессе учебной деятельности классифицируют по различным критериям. Прежде всего, существует два способа дифференциации: по характером переживаний и по производительности. так, по характеру переживаний состояния можно разделить на позитивные и негативные, а согласно критерию производительности – на стенические и астенические.

Рис. 5. Решение задач с  объемными геометрическими фигурами

На основании этого решали в первую очередь задачи вызывающие страх.

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАЧАЧ ВЫЗЫВАЮЩИХ СТРАХ

В ходе проведения эксперимента, методом наблюдения, установили, что:

- зрительные механизмы дают ученику возможность узнавать объекты;

-ученик привыкает к условиям наблюдения, что доминируют при изучении предмета.

Основываясь на научных работах и методических рекомендациях, учитывая личностные факторы, при разработке и проведении коррекционно-развивающих мероприятий  снизили уровень страха учеников перед контрольными  работами. Результат на схеме.

Развивающе-коррекционная программа (РКП), которая реализована в нашем исследовании, была направлена на создание методов и приемов психологического сопровождения учащихся, у которых выявлены высокие показатели школьных страхов. РКП можно разделить на три структурные блоки.

Рис. 6. Этапы мероприятия

Первый блок РКП направлен на формирование у них познавательного интереса. Работа в данном блоке проводилась с учителями и учениками. Как свидетельствуют результаты наших исследований, успешность в обучении в значительной мере влияет на возникновение школьных страхов. Первый блок РКП предполагает создание системы методических приемов обучения, которые будут способствовать формированию у учащихся познавательного интереса.  Второй блок РКП направлен на работу с отдельными подгруппами школьных страхов, которые объединяются по определенному признаку. Второй блок включает в себя работу по преодолению страхов с учащимися младших классов и подростков, а также работу со школьным психологом, педагогами и родителями

Третья группа страхов – страхи наказания – предусматривают проведение работы как с учениками, так и с родителями и педагогическим коллективом. Показатель того, что ученики боятся наказания, свидетельствует о внешнюю мотивацию обучения, которая не является продуктивной и не способствует успешной учебной деятельности. К средствам преодоления страхов наказания следует также отнести приемы по формированию навыков самоконтроля и саморегуляции, что даст возможность учащимся научиться оценивать собственные силы и адекватно относиться к неудачам.

После завершения развивающей программы мы провели контрольное исследование, которое позволило нам определить уровень эффективности данной программы. По проверенным показателям страхов по опроснику «Список страхов»  разница между контрольной и экспериментальной группами оказалась значимой убедительно свидетельствует о действенности РКП.

Этапы работы включали три этапа суть которых  сводилась к привыканию к фигурам от простого к сложному.

Итоговый этап позволил проконтролировать и проанализировать усилия по привыканию к фигурам, результат на рисунке 6.

Выполнив исследование, можно  сделать вывод, что развивающе-коррекционные программы, направленные на предотвращение и преодоление страхов, являются эффективными и могут использоваться в дальнейших исследованиях профилактики и коррекции школьных страхов. Перспективу нашего исследования составляет внедрение программы в работу школьного психолога и дальнейшее исследование ее эффективности.

 

 

 

Литература

1.      Либин а.В. Дифференциальная психология / А.В. Либин. – м.: Эксмо, 2006. – 544с.

Розов ВИ. Адаптивные антистресовые психотехнологии: / В.И. Розов. – К.: Кондор, 2015.− 276 с.

2. Селье Г. Стресс без дистресса. / Г. Селье – м.: Прогресс, 2002. – 523 с.

3. Семиченко В.А. Психические состояния / В.А. Семиченко.– К.: «магистр – S», 1998. – 207 с.29.

4. Фаустов А. С., Щербатых Ю. В. Обучение и здоровье. / А. С. Фаустов – Воронеж, 2010. – 276 с.

5. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. /Ю. В. Щербатых – Воронеж. – 2014. – 158 с.

6. Шехтер М. С. Зрительное опознание / М. С. Шехтер. – М.: Педагогика, 1981. – 264 с.

7. Рутерсвард О. Невозможные фигуры / О. Рутерсвард. – М.: Стройиздат, 1990. – 128 с.

8. Магия Ешера. Альбом работ. – М.: АРТ родник. На русском языке. – 2007, Taschen GmbH. – 197 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Исследовательский проект на тему «

Исследовательский проект на тему «

В ходе исследования установили, что в работах, посвященных теме визуального восприятия, в основном рассматриваются общие вопросы описания различных плоских фигур, объемных тел и их восприятия…

В ходе исследования установили, что в работах, посвященных теме визуального восприятия, в основном рассматриваются общие вопросы описания различных плоских фигур, объемных тел и их восприятия…

Новизна исследования . Изучив причины страха, мы сможем осознать проблему собственной эмоциональной нестабильности в стрессовых ситуациях, что может способствовать самостоятельной выработке навыков и умений, необходимых…

Новизна исследования . Изучив причины страха, мы сможем осознать проблему собственной эмоциональной нестабильности в стрессовых ситуациях, что может способствовать самостоятельной выработке навыков и умений, необходимых…

Для выявления причин дезорганизации учебной деятельности, снижение уровня работоспособности, ухудшение результативности необходимо интегрально охарактеризовать как стресс фактор, вызывающий нервно-психические перегрузки, переутомление, негативные эмоциональные реакции учеников

Для выявления причин дезорганизации учебной деятельности, снижение уровня работоспособности, ухудшение результативности необходимо интегрально охарактеризовать как стресс фактор, вызывающий нервно-психические перегрузки, переутомление, негативные эмоциональные реакции учеников

Рис. 2. Геометрические характеристики глаз

Рис. 2. Геометрические характеристики глаз

Приведенные результаты исследования имеют определенную погрешность, вызванную тем, что главным вопросом, с помощью которого происходила категоризация людей, было определение темперамента, где и возникали трудности в…

Приведенные результаты исследования имеют определенную погрешность, вызванную тем, что главным вопросом, с помощью которого происходила категоризация людей, было определение темперамента, где и возникали трудности в…

Однако в целом по каждому темпераменту были сделаны конкретные выводы относительно их преимуществ, а также обобщенные результаты, показывающие представление о предпочтениях человека в целом

Однако в целом по каждому темпераменту были сделаны конкретные выводы относительно их преимуществ, а также обобщенные результаты, показывающие представление о предпочтениях человека в целом

Рис. 4. Восприятие учениками геометрических фигур в зависимости темперамента 3 этап

Рис. 4. Восприятие учениками геометрических фигур в зависимости темперамента 3 этап

Особенно актуальной является эта проблема для учеников, ведь от того, насколько личность в период вхождения во взрослую жизнь вступит опыта адаптироваться в новом социуме, насколько…

Особенно актуальной является эта проблема для учеников, ведь от того, насколько личность в период вхождения во взрослую жизнь вступит опыта адаптироваться в новом социуме, насколько…

Основываясь на научных работах и методических рекомендациях, учитывая личностные факторы, при разработке и проведении коррекционно-развивающих мероприятий снизили уровень страха учеников перед контрольными работами

Основываясь на научных работах и методических рекомендациях, учитывая личностные факторы, при разработке и проведении коррекционно-развивающих мероприятий снизили уровень страха учеников перед контрольными работами

К средствам преодоления страхов наказания следует также отнести приемы по формированию навыков самоконтроля и саморегуляции, что даст возможность учащимся научиться оценивать собственные силы и адекватно…

К средствам преодоления страхов наказания следует также отнести приемы по формированию навыков самоконтроля и саморегуляции, что даст возможность учащимся научиться оценивать собственные силы и адекватно…

Литература 1. Либин а

Литература 1. Либин а
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020