Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения Великого Новгорода………………………..5
Глава 2. Архитектура Новгорода………………………………………………...9
2.1. Новгородская архитектура XI-XII века………………………………9
2.2. Новгородская архитектура XIII-XV века…………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22
Введение
От 859 года с Рождества Христова отсчитывается официальная дата рождения великого города земли Русской, некогда явившего миру первую форму демократического правления на Руси – Новгородскую боярскую республику. Владения Господина Великого Новгорода в средние века простирались от Финского залива на западе до Урала на востоке.
В 16 веке в Новгороде насчитывалось 4896 дворов, а народу в нем жило 50 тысяч душ. Многие столицы Западной Европы были в те времена деревнями по сравнению с Великим Новгородом.
Новый город был одним из богатейших городов Древней Руси. Этому способствовало его выгодное местоположение – на пересечении водных путей, связывающих русские земли с Византией и западными странами. Через Новгород проходил великий водный путь «из варяг в греки». Новгородские мореходы не только развозили товары по этому торговому пути, но и устремляли парусные ладьи свои в плавание по студеным северным морям и океану [1, с.23].
Великий Новгород – один из древнейших и красивейших городов России. Это город с аурой таинственности и красоты. Его по праву называют городом – музеем под открытым небом.
Великолепные архитектурные ансамбли на берегах Волхова, шедевры монументальной живописи XI-XVII веков ежегодно привлекают тысячи туристов со всего мира.
Тема исследования актуальна, т.к. Великий Новгород, являясь одним из самых старинных российских городов, сыграл важную роль в объединении восточных славян, создании русского государства - Руси. Сама древняя история великого города, уникальный комплекс памятников древнерусского зодчества XI-XVII веков, часть из которых расположена на территории кремля, основанного в 1044 году делает город привлекательным местом для туристов.
Цель работы: Изучить своеобразие и особенности архитектуры Великого Новгорода.
Задачи:
1. Проанализировать историческую и справочную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть историю возникновения Великого Новгорода.
3. Проанализировать новгородскую архитектуру XI-XII века.
4. Выявить особенности новгородской архитектуры XIII-XV века.
Объект исследования: деревянные и каменные строения и архитектура Великого Новгорода.
Предмет исследования: своеобразие и особенности архитектуры.
Методика исследования заключается в сравнительном анализе архитектурных приёмов и форм объектов с учётом времени, места строительства, исторических и иных условий, и далее - в обобщении полученных результатов с целью определения закономерностей зарождения, формирования и развития архитектурных традиций.
Научное и практическое значение работы состоит в том, что она расширяет научное знание об особенностях и своеобразии архитектуры.
Глава 1. История возникновения Великого Новгорода
Великий Новгород (до 1999 года официальное название - Новгород) - город на северо-западе России, административный центр Новгородской области, Город воинской славы.
Великий Новгород - один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отметил 1150-летие). Место призвания летописного Рюрика и зарождения российской государственности.
В Средние века -центр Новгородской Руси, а затем центр Новгородской земли в составе Древнерусского и Русского государств.
При этом в 1136 году он стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси (с этого момента, когда после сражения у Жданой горы князь Всеволод Мстиславич бежал с поля боя, полномочия новгородского князя были резко ограничены). Для отрезка времени начиная с 1136 года и заканчивая 1478 годом, когда Новгород утратил (в результате победы московского князя Ивана III Великого над новгородцами в московско-новгородской войне 1477-1478г.) политическую самостоятельность, по отношению к Новгородской земле принято применять термин «Новгородская республика» (правительство последней использовало обозначение Господин Великий Новгород) [1, с.34].
Новгород не подвергся монгольскому нашествию; хотя он и платил дань Орде, но сохранил уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода и был единственным из древних русских городов, избежавшим упадка и дробления в XI-XII вв.
Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год; при этом основываются на поздней Никоновской летописи. При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, однако под годом 6367 (859 год) приводится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины, что никак не может признаваться датой возникновения Новгорода. Автором официальной даты основания города стал историк М.Н. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода. В то же время, исходя из археологических данных, известно о заселении словенами Приильменья как минимум с V века (древнейшее изученное поселение - Городок на Маяте в Парфинском районе Новгородской области, по данным раскопок 2005-2008 годов), которые создали в дальнейшем культуру новгородских сопок [1, с.45].
В арабских источниках X века упоминается пункт ас-Славийа (Слава), как один из трёх центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и Артанией (идентификация последней неясна). Полагают, что речь идёт о предшествовавшем Новгороду «старом городе» ильменских словен. На роль такого «Старого города», иногда отождествляемого с эпическим Словенском, предполагают несколько поселений, среди которых самые вероятные -Рюриково городище и поселение на месте будущего Славенского конца.
Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». По предположению Т.Н. Джаксон и Е.А. Рыдзевской, Новгород в скандинавских сагах называется Хольмгардом - столицей Гардарики [3, с.123].
Дословный перевод этого названия - «островной город» - также наводит на мысль о некоем «старом городе» на восточном берегу Волхова, так как к городу с центром на месте будущего Детинца скандинавское название едва ли применимо. В немецких источниках город назывался Острогардом.
Также здесь происходят основные действия эпического литературного произведения XVII века «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко.
Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже ко времени прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после переселения с Дуная. По Ипатьевской летописи: «Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем и сделаша город и нарекоша и Новгород» [3, с.134].
Почти любое обновление поселения у Ильменя затем воспринималось как создание «нового города». Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед к Ильмерю и сруби городе над Волховом и прозваша и Новгород» (наблюдается некоторое противоречие с сообщением той же летописи об основании города словенами) [5, с.76].
Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются 930-ми г. (по методике дендрохронологии). В городе пока не обнаружен культурный слой IX - начала X веков.
Для истории складывания средневекового Новгорода полезны данные по Рюрикову городищу (в черте города с 1999 года) в 2 км к югу от исторической части Новгорода, где поселение датируется с VIII-IX века.
Вместе с тем смешанный культурный слой глубже деревянных мостовых в Новгороде достигает 30 см и включает предметы, которые можно датировать временем и ранее VIII века. Проблема до дендрохронологического культурного слоя Новгорода остаётся спорной.
Население Великого Новгорода 219 971 чел. (2014г.); 90-е место в России, это около трети жителей области, площадь 90,08 км².
Особенностью Новгорода является то, что он всегда был и остаётся разделен на две части - Торговую и Софийскую стороны, границей между которыми является река Волхов. В прошлом это деление носило не только географический характер, но отражалось и на внутренней истории города.
Соперничество жителей Торговой и Софийской сторон нередко приводило к открытым столкновениям на мосту через реку. Средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из Ильменя, где сгусток стоянок и поселений прослеживается со времён неолита (4-3 тыс. до н.э.).
C VIII века - центр ряда селений Приильменья, в IX-XII вв. столица, затем второй по значимости после Киева центр Древнерусского государства, столица Новгородской республики до её подчинения Московскому княжеству в 1478 году [1, с.94].
На современном научном уровне этнические привязки археологических культур Приильменья спорны; по данным топонимики округу заселяли славяне, финно-угры и балты. Следы раннего железного века в округе Городищ под Новгородом есть, но следов внушительного поселения археологи пока не обнаружили.
Специалистов привлекает одно из значений скандинавского имени города («Хольмгард») - «скопление поселений, затопляемых во время паводков». Вероятно, Хольмгардом считалась цепочка поселений от истоков Волхова (Перынь, Рюриково городище) вплоть до Холопьего городка (напротив Кречевиц, у деревни Новониколаевское).
Позже центр городской жизни переместился в Новгород, а Рюриково городище стало княжеской резиденцией [3, с.28].
Глава 2. Архитектура Новгорода
2.1. Новгородская архитектура XI-XII века
Около 50-ти ценнейших памятников древнерусского зодчества XI-XVII вв. стали частью живой структуры современного города. Здесь можно коснуться шероховатых стен храмов, увидеть древнюю плинфу и полустертую, но все же завораживающую зрителя фреску. История новгородских храмов, монастырей, оборонительных сооружений насчитывает много прекрасных и трагических страниц.
Архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывался в основном из деревянных жилых и хозяйственных построек, среди которых возвышались каменные храмы, оборонительные сооружения и хоромы знати.
Но нередко и эти постройки рубились также из дерева. Прекрасная сохранность дерева в условиях новгородской почвы обещает в будущем дать возможность глубже и детальнее изучить историю деревянного зодчества Великого Новгорода [4, с.19].
С 1044 года началось строительство каменных стен кремля, который в древнем Новгороде обычно называли детинцем или каменным городом. Год спустя, в 1045 году, в новом детинце был заложен каменный храм Софии. Политический и общественный строй Новгородского княжества в XI веке еще мало отличался от строя других русских княжеств. Как и в Киеве, в нем сильна была княжеская власть. Князья еще не потеряли права владения землей, права назначать и смещать по своему усмотрению должностных лиц, вершить суд и расправу.
Как и в Киеве, власть над городом принадлежала тому, кто владел сердцем города - детинцем. С 1045 по 1050 год по повелению сына Ярослава - новгородского князя Владимира в центре детинца строится каменный собор Софии. Новгородская София - один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Эта постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие княжеского строительства Киева. Новгородская София повторяла киевскую не только по имени [2, с.83].
Каменный новгородский Софийский собор относится к XI в. и был заложен только восемью годами позднее киевского. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали.
Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. В Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту.
Поэтому стены новгородской и киевской Софии внешне очень сильно различаются, хотя все наиболее ответственные конструкции в Новгороде выполнены, как и в Киеве, из кирпича в технике со скрытым рядом.
Новгородский Софийский собор полностью сохранился до наших дней, хотя в значительно перестроенном виде. Поэтому его первоначальный облик графически реконструируется достаточно уверенно [8, с.43].
Новгородский собор в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефный храм, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского - три апсиды одна башня. Киевская София имеет 13 глав, Новгородская - только пять. Хор новгородского собора открывался в центральное пространство двойными арками, опиравшимися на, один промежуточный столб, тогда как в киевском арки тройные, на двух столбах.
Декоративное убранство собора также было заметно проще, чем киевского: использовалась только фресковая монументальная живопись; очевидно, организовать на новом месте мозаичное производство было слишком дорого и сложно.
«О том, что в Новгороде работали в основном киевские мастера, хорошо свидетельствует и тот факт, что после возведение Софийского собора монументальное строительство здесь надолго прекратилось. Очевидно, что достаточно квалифицированных местных кадров строителей в Новгороде еще не было» [9, с.73].
Начало XII в. дает в Новгороде целую серию больших каменных построек - собор Николая на Ярославовом дворище (1113), собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре (1116), собор Георгия в Юрьевом монастыре (1119), церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1127), дошедшую в реставрации XV в. Почти все эти соборы являются княжескими сооружениями: Софийский собор - князя Владимира Ярославича, Николо - Дворищенский - князя Мстислава Владимировича, Юрьевский собор и Иван на Опоках - князя Всеволода Мстиславовича.
При разности размеров и конструкции, постройки имеют общие черты, один ряд которых обусловлен эпохой и социальным содержанием культуры, их породившей, другой - именно местными особенностями, определяющими «новгородское» лицо памятников.
Раннее новгородское церковное зодчество, как и зодчество всей Киевской Руси и, более того, как вообще европейское зодчество времени X-XII вв. - феодальное зодчество. Русские, как и западные, соборы - огромные каменные здания, подобно островам возвышавшиеся над морем деревянных городских построек, владычествовавшие над ними. Эти громады, может быть без прямо поставленной задачи, но по существу чрезвычайно наглядно демонстрировали силу и могущество князей и их небесных покровителей.
Даже в организации внутреннего пространства княжеских соборов сказалось классовое строение феодального общества, именно в различном назначении простонародного нижнего этажа и почетного, залитого светом второго, так называемых хор [4, с.82].
«В этом широком плане, связывать русское зодчество XI-XII вв. только с Византией, откуда нами было принято христианство вместе с его культовой архитектурой и живописью, недостаточно: в нем не мало общеевропейских черт - того искусства средневековой Европы, которое условно называем «романским»: большие массы, толстые стены, узкие световые проемы, парадная обработка входов (порталы), даже своеобразный вариант дозорных башен». Но общеевропейский тип своего времени русская архитектура воплощала по-своему.
Наряду с другими русскими культурными центрами, Новгород уже в XI-XII вв. создал свой особый вариант европейской феодальной архитектуры.
Из названных выше древних новгородских соборов, составляющих единую цепь, ни один не повторяет буквально другого. Дворищенский собор св. Николая, имевший подобное Софии симметричное пятиглавие, был трехнефной шестистолпной постройкой меньших размеров. О существовании при нем башни неизвестно, вероятно, ее не было. Антониевский и Юрьевский соборы, сохранявшие общий с Никольским шестистолпный план, имели существенную особенность в виде уменьшенного числа и асимметричного расположения глав: последних у них, собственно, по две - одна центральная и вторая над юго-западным угловым членением; третья глава над башней [9, с.43].
Башни - у Антониевского собора круглая, а у Юрьевского квадратная в плане, - носят характер придатка к северо-западному углу здания.
При индивидуальном разнообразии, есть у памятников раннего новгородского зодчества общие черты, очевидно обусловленные складом местного художественного мышления. Это, главным образом, стремление простыми средствами достигнуть внушительности и величия.
Ранние новгородские соборы самыми своими массами, вытянутыми вверх фасадами и мощным подъемом абсид, сдержанной обработкой тех и других производят очень сильное впечатление. Но его надо характеризовать именно чертами простоты, а не суровости или аскетизма, как это иногда делают. «Аскетическим» не был внешний вид даже самых огромных новгородских соборов. Стены Софии радовали глаз своими открытыми аркадами и живописной кладкой из свободно расположенных разных по величине камней, обрамленных фресками из розового раствора; стены других соборов - ритмом своих окон и ниш.
Можно отметить, что новгородские церкви XII в. «малой формы», как, например, Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице, далеко уступающие княжеским соборам в строительном мастерстве, отличаются такою же простотою монументальностью [9, с.21].
Высокая строительная техника новгородских каменных зданий достаточно опровергает ходячее представление об исключительно «плотничьем» уклоне строительной культуры древнего Новгорода. В этом областном культурном центре Руси, как и в других, умели строить в камне столь же хорошо, как и в дереве [9, с.22].
2.2. Новгородская архитектура XIII- XV века
В дальнейшем своем развитии, в XIII-XV вв., новгородская архитектура, сохраняя известные традиционные черты, создает, вместе с тем, новые архитектурные образы и формы.
Основное значение имело изменение социальной обстановки и социальной базы искусства. В общих рамках феодализма Новгород в результате «революции» XII в. создал у себя своеобразный социально-политический строй - феодальную боярскую республику.
Строителями со второй половины XII в. в Новгороде выступают уже не князья, а бояре и купцы, а также посадники и владыки, происходившие из тех же социальных групп. Их потребности, их возможности, их вкусы и понятия были иными и влияли на соответственный характер архитектуры, как и всего искусства [8, с.56].
Произведениями строительства этого времени являются уже не огромные соборы, величественные и торжественные, а сравнительно небольшие по величине, четырехстолпные церкви. Эти, в основном, частные боярско-купеческие постройки, уступая княжеским в масштабах, далеко превзошли тех в количестве. В них, помимо прочего, большую роль играли практические удобства строителей: склады ценностей и товаров в подцерковье.
Новгородское боярско-купеческо-владычное строительство конца XIII- начала XV в. представлено, если даже брать во внимание только сохранившиеся памятники, очень большим количеством образцов.
Церковь Благовещения в Аркаже, постройка архиеп. Иоанна (1179); церковь Петра и Павла на Синичьей Горе, постройка Лукиничей (1185-1192); церковь Параскевы Пятницы, постройка организации купцов-экспортеров (1207); церковь Николы на Липне, постройка владыки Климента (1292); церковь Покрова в Зверином монастыре (1335); церковь Благовещения на Рюриковом Городище (1342); церковь Спаса на Ковалеве, постройка боярина Анцифора Жабина (1345); церковь Благовещения на Витковой улице (1351); церковь Успения на Волотовом поле, постройка владыки Моисея (1352); церковь Феодора Стратилата на Ручью, постройка боярина Симеона Андреевича (1361); церковь Спаса на Ильине, постройка боярина Василья Даниловича с уличанами Ильиной улицы (1374); церковь Флора и Лавра на Людгощей улице (1379); церковь Рождества Христова на Красном поле (1381); церковь Димитрия Солунского на Славковой улице; церковь Филиппа Апостола, постройка посадника Родислава, Устина и Филлипа; церковь Иоанна Богослова на Витке (все три 1383); церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406); церковь Двенадцати Апостолов (1455) - вот памятники этого времени [8, с.62].
Складывание нового архитектурного типа прослеживается по церквам Николы на Липне и Успения на Болотове. Образцами его полного развития являются церкви Феодора Стратилата на Ручью и Спасо-Преображения на Ильине. Как и в предшествовавший период, создание типа было делом местных художественных сил, но осуществлявших свои замыслы не в изоляции, а во взаимодействии с культурой других местных центров Руси и с западноевропейской культурой.
Русской архитектурой эпохи феодальной раздробленности был создан тип небольшого, по сравнению с ранними соборами, четырехстолпного, одноглавого сооружения, характеризующегося пирамидальным построением общих пропорций. Возможно, что именно этот русский архитектурный тип имел какие-то глубокие корни в дохристианской культовой архитектуре славянских языческих храмов [6, с.29].
Этапы сложения этого типа прослежены преимущественно в архитектурной практике западной и северо-западной Руси, с конца XII в.
Церковь Спаса - Евфросиниева монастыря в Полоцке и церковь Архангела Михаила (так называемая Свирская) в Смоленске своими трехлопастными оформлениями фасадов, с сильно возвышенной средней полуциркульной лопастью и пониженными четверть-циркульными боковыми лопастями, наметили этот тип. Одноглавие в нем явилось вполне логичным завершением архитектурной идеи и художественного образа. Зарождение этих последних, может быть, следует усматривать еще несколько раньше, в Спасском соборе Мирожского монастыря во Пскове, фасады которого оформлены хотя еще старыми тремя полуциркульными закомарами, но с сильным понижением боковых по сравнению со средней.
Дальнейшим конструктивным и стилистическим развитием типа были новгородские постройки XIII-XIV вв. - церковь Николы на Липне (1292) и церковь Успения на Болотове (1352) [4, с.49].
Церковь Николы на Липне, несмотря на позднейшие переделки, дает достаточные возможности установить ее общий первоначальный замысел и архитектурное его воплощение. Это был замысел небольшого стройного здания, у которого повышением средней части и понижением углов логически подготовлялось его одноглавое завершение. Во внутренней конструкции четырехстолпного здания это достигалось заменой в угловых делениях прежних коробовых (полуцилиндрических) сводов полукоробовыми, а в наружном виде - соответственным этому приданием фасадам трехлопастной формы, по которой шло и покрытие здания.
Такое же трехлопастное оформление фасадов, с покрытием по трехлопастной арке, имела и церковь Успения в Волотове, как совершенно ясно показывают изображения здания на ктиторской фреске и исследование памятника в натуре. Та и другая постройка являются, таким образом, вполне логическими звеньями в крупной линии развития русской архитектурной мысли.
Дальнейшим ее этапом, на новгородской же почве, были церкви Феодора Стратилата на Ручью (1362) и Спаса на Ильине (1374) - классические постройки XIV в. Без существенного изменения в организации внутреннего пространства они еще далее трансформировали внешние формы зданий в направлении общей высотности и пирамидальности построения, вводя покрытие всех четырех фасадов по многолопастным аркам. В церкви Феодора оно более полого, в церкви Спаса круче и отличается большою стройностью и выисканностью, как все вообще пропорции здания [7, с.15].
Характеризуя в целом новгородское зодчество XIII-XIV вв. в специально архитектурном плане по сравнению с зодчеством раннего времени, можно отметить в нем новое ощущение и выражение идеи единства массы, - в Липенской и Волотовской постройках оно подчеркнуто применением лопаток лишь по углам здания и отсутствием их по середине; облегчение массы и пирамидально-высотное ее ориентирование, выразившееся вначале в трехлопастном с повышенным центром затем в многолопастном оформлении фасадов и покрытий, завершающемся одной главой; усиление идеи свободного внутреннего пространства; наконец, развитие некоторого изящества за счет мощи, сказавшееся в общих пропорциях и декорировке зданий [7, с.82].
В условиях оживленного общения Новгорода с Западом, как и в предшествующем периоде, в новгородском зодчестве XIII-XIV вв. естественно находили себе место западноевропейские и прибалтийские черты романско - готическои архитектуры, но преимущественно в обработке деталей здания: декорировке абсид, оформлении входных и оконных проемов и т.п.
Мелкая спускающаяся аркатура фасадов Липенского памятника, членение абсид Федоровской и Спасской церквей тягами и арочками в два яруса, из которых в верхнем арочек вдвое больше, - прием декорации романских зданий. Окна и северный портал Федоровской церкви оформлены в готическом духе [6, с.32].
Вообще, стремление к декорировке архитектуры в XIV в. сказалось в Новгороде в большей степени, чем в XI-XII вв. Однако и здесь оно сохранило свойственные местному типу культуры черты простоты и сдержанности.
Новгородские мастера использовали и каменные рельефные украшения стен, но очень осторожно и ограниченно. Таковы вставляемые ими кое-где в стены рельефные каменные кресты разных форм, скупостью рисунка на глади стены напоминающие древние северные петроглифы. Чаще мастера применяли выпуклые бровки над окнами, простые и профилированные ниши и очень простой же, но эффектный орнамент из глубоких треугольных впадинок, особенно охотно употреблявшийся и на церковных, и на светских зданиях.
Можно отметить и отдельные случаи такой же ограниченной и сдержанной наружной полихромии зданий, в виде применения небольших по размерам фресок в тимпанах над входами.
Можно думать также, что именно этой общей, присущей новгородскому характеру художественной простотой и демократическим вкусом строителей объясняется использование здесь «отсталых», по мнению некоторых исследователей, скупых приемов северной романской декорации зданий, в отличие от щедрой и пышной ломбардской декорации в аристократической суздальско-владимирской архитектуре [6, с.28].
За последние два десятилетия XV века и первое десятилетие XVI века новгородские летописи отметили лишь одну постройку деревянной церкви на Владычном дворе, поставленную в один день по случаю «мора» (эпидемии).
Группа московских гостей - новых хозяев города до конца 60-х годов XVI века играет несомненно ведущую роль в новгородском строительстве, выступая то в виде отдельных представителей наиболее крупных купеческих фамилий, то в виде целых корпораций, иногда объединенных с корпорациями новгородских гостей.
В 1520 году была выстроена церковь Климента на Иворове улице. Строитель ее, гость московский Василий Тараканов - фигура, весьма напоминающая Ивана Сыркова. Как и последний, Тараканов был представителем крупнейшей фамилии московских гостей, переселенных в Новгород на место «выведенных» новгородцев [7, с.12].
Выстроенная Василием Таракановым церковь представляет по своим формам типично новгородскую четырехстолпную одноглавую постройку с трехлопастным завершением. Невысокое подцерковье хозяйственного характера ничем не выражено на фасадах церкви. В отличие от более старых новгородских храмов, церковь Климента выстроена целиком из кирпича.
Церковь Климента свидетельствует о том, что новые московские заказчики вынуждены были обращаться к новгородским строительным артелям, не сразу отказавшимся от своих исконных традиций.
В типично новгородских формах была выстроена в 1526 году и церковь Филиппа апостола на Нутной улице, заказчики которой, гости московские и новгородские, жившие на Нутной и Бардовой улицах, также должны были обратиться к новгородской строительной артели.
Памятники новгородского зодчества XVI века отражают чрезвычайно интересный процесс взаимодействия между новгородскими и московскими традициями. Типично московский облик имела выстроенная в 1557 году церковь Никиты на Московской улице [7, с.15].
В XVII веке новгородская архитектурная школа окончательно прекращает свое существование, вливаясь в общий поток русского зодчества. Памятники новгородского зодчества этой поры - церковь Николы в Вяжищском монастыре 1681 года и церковь Иоанна Богослова того же монастыря 1698 года, Знаменский собор 1682 года, церковь Покрова в Кремле последнего десятилетия XVII века и немногочисленные постройки начала XVIII века - не имеют уже никаких черт, характерных для новгородской архитектуры.
Если архитектурная продукция Новгорода XI-XII и в XIII-XIV вв. составляет, таким образом, весьма важную страницу в истории русской культуры, то нельзя вовсе недооценивать и новгородской строительной деятельности XV в. Не создав новых типов подобно XIV в., в это время каменное новгородское строительство приобрело более разнообразный характер [6, с.58].
Заключение
В результате работы над темой исследования изучено своеобразие и особенности архитектуры Великого Новгорода. Проанализирована историческая и справочная литература по проблеме исследования. Рассмотрены вопросы истории возникновения Великого Новгорода. Проанализирована новгородская архитектура XI-XII века. Выявлены особенности новгородской архитектуры XIII-XV века.
Небольшим губернским городом встретил Новгород Великую Октябрьскую революцию, позже превратившись сначала в окружной, а затем в районный центр Ленинградской области. В конце августа 1941 года в Новгород ворвались фашистские варвары. Фашисты сожгли и разрушили почти все жилые, общественные и производственные здания, уничтожили все городское хозяйство: водопровод, электростанцию, телефон, телеграф, радиоузел и пр. С особой ненавистью они уничтожали древние постройки Новгорода [7, с.32].
После освобождения от фашистских захватчиков город, ставший вскоре областным центром, был заново отстроен. Под руководством А.В. Щусева были разработаны основы генерального плана восстановления. Исходное положение плана гласит: «Город Новгород восстанавливается как выдающийся город-памятник, сохранивший на своей территории большое количество древних сооружений русского зодчества, и как административно-хозяйственный, культурный и промышленный центр Новгородской области».
Проект сохраняет в основном исторически сложившуюся систему улиц, вместе с тем осуществляя укрупнение ряда кварталов, особенно на Софийской стороне.
Разработка нового плана потребовала решения трудной, но важнейшей задачи включения в новые ансамбли многочисленных древних сооружений и увязки новой застройки с древними памятниками архитектуры. К сожалению, это важнейшее условие не всегда бесспорно соблюдалось. В ряде мест, где древние памятники сохранились достаточно кучно, встал вопрос о создании внутри города архитектурных заповедников, с запрещением строительства на этих территориях.
Вокруг одиноко стоящих памятников создаются охранные зоны, очищенные от малоценной застройки, благодаря чему появляются благоприятные условия осмотра и изучения древних памятников. С целью воссоздания древнего архитектурного облика детинца разработан проект планировки и благоустройства всей его территории и охранной зоны. Предположено очистить и освободить древний ров, ограждающий детинец.
Восстанавливается древний облик башен и стен. Начались работы по благоустройству Ярославова дворища, ансамбль которого имеет выдающееся значение в архитектурном облике Торговой стороны. Великий Новгород - уникальный город. Такого количества прекрасных памятников архитектуры XI - XVII веков больше нет ни в одном из древнейших русских городов. В 1484-1490гг. возведенные стены и башни новгородского кремля, называемого "Детинцем", располагаясь на берегу реки Волхов, великолепно сочетаются с его полноводным простором, и прекрасно вписываются в современный городской пейзаж.
Архитектура Новгорода представляет собой крупное явление общеевропейского искусства, оно выделяется ярким национальным своеобразием, выразительностью и художественной законченностью [10].
Список литературы
1.Басыров А.Я. Памятник тысячелетию России. – ЛЕНИЗДАТ, 1983. -234с.
2.Кузьмина Н., Филиппова Л.А. Крепостные сооружения Новгорода Великого. СПб, 2007.- 295с.
3. Каргер М.К. Новгород; – Л.: Искусство. 2010. – 327с.
4. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. – Л.: Стройиздат, 1991. – 143с.
5.Макин Я.М. Земля новгородская. – ЛЕНИЗДАТ, 1988. – 265с.
6.Нарышкин Г. Новгород. – ЛЕНИЗДАТ, 1967. – 165с.
7. Орлов А. Новгород Великий. – Типография «Новгород», 1999. -183с.
8.Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI - XV вв. Издательство Академии Наук СССР, М. - Л., 1977. – 192с.
9.Раппопорт А. Зодчество Древней Руси. Издательство "Наука", Ленинградское отделение, Л.,1996. – 208с.
10. http://yourwo.com/2013/09/древнерусская-архитектура-древнего/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.