Исследование "Изучение пришкольной территории"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 07.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение: Актуальность исследования. Цель исследования. Задачи исследования. Содержание исследования: Планировка пришкольной территории. Анализ почвенного покрова пришкольной территории: • Методика • Ход работы • Результаты и вывод. Анализ травянистой растительности пришкольной территории: • Методика • Ход работы • Результаты и вывод. Общие выводы. Рекомендации. Список литературы. Приложения: 1.Схема расположения школы в микрорайоне. 2.Профиль искусственного почвенного обнажения пришкольной территории. 3.Видовой состав растительности пришкольной территории (на газонах и пришкольном участке).
Иконка файла материала Кузнецова Пришкольная территорияd.docx

СОДЕРЖАНИЕ

Введение:

Актуальность исследования.

Цель исследования.

Задачи исследования.

Содержание исследования:

Планировка пришкольной территории.

Анализ почвенного покрова пришкольной территории:

·        Методика

·        Ход работы

·        Результаты и вывод.

Анализ травянистой растительности пришкольной территории:

·        Методика

·        Ход работы

·        Результаты и вывод.

Общие выводы. Рекомендации.

Список литературы.

Приложения:

1.Схема расположения школы в микрорайоне.

2.Профиль искусственного почвенного обнажения пришкольной территории.

3.Видовой состав растительности пришкольной территории (на газонах и пришкольном участке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья и развития людей. Под угрозой сам человек как биологический вид. Первые удары наносятся по его наследственности. Деградация его жизненной среды, особенно в промышленных городах, уже к концу 1980-ых годов привела к тому, что более 10% детей рождаются с генетическими уродствами. Если не остановить деградацию природы, то в 21 веке ожидается ещё более резкое ухудшение здоровья детей и взрослых. Возникла необходимость безотлагательно защитить человека от неблагоприятных факторов окружающей среды и создать условия для безопасности существования всего живого в техносфере.

  Осознание этих экологических проблем должно побудить каждого к наведению порядка, прежде всего в собственном доме: в школе и на пришкольной территории, дома и в своём дворе, в городе и районе.

А.П.Чехов сказал: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы Земля наша!»

 

Цель работы: Комплексная оценка экологического состояния пришкольной территории.

Задачи:

1.Изучить и освоить стандартные методики: составление плана территории, описание геологических обнажений, инвентаризация травянистой растительности, составление простейших геоботанических описаний.

2.Изучить роль озеленения пришкольного двора в улучшении микроклимата района школы.

3.Определить видовой состав растительности пришкольной территории.

4.Предложить свои способы уменьшения загрязнения и улучшения экологического состояния пришкольной территории.

5.Проводить работы по благоустройству пришкольной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание работы:

 

Данная исследовательская работа представляет собой комплексное экологическое исследование пришкольной территории, проводимое ребятами экологического лагеря «Юный эколог» и обучающимися на непрерывной экологической практике с 2013 по 2015 год, 5-7 классы.

 

 

2.1 Планировка пришкольной территории

Цель: определение расстояния от школы до промышленных предприятий, жилых домов и автострады.

 

         Школа находится в промышленном районе. Её окружают с одной стороны автострада, с другой – гаражный кооператив, а также близко расположены жилые дома, промышленные предприятия: «Водоканал» и мебельная фирма «Прогресс», городская больница и тюрьма. 

Составив схему расположения школы (Приложение 1) мы выяснили, на каком расстоянии от школы находятся все указанные объекты, результаты занесены в таблицу.

 

Производимые измерения

Результаты

Санитарно-гигиенические нормы (не менее), м.

1.Расстояние до жилых домов

17 и 20,5 метра

10 метров

2.Расстояние до автострады

20 метров

25 (оптимальное 100) метров

3.Расстояние до гаражного кооператива

20 метров

25 метров

4.Расстояние до «Водоканала»

164 метра

50 метров

5.Расстояние до мебельной фирмы

140 метров

50 метров

6.Расстояние до магазина

15 и 65 метра

50 метров

7.Расстояние до городской больницы

195 метров

50 метров

8.Расстояние до тюрьмы

57 метров

50 метров

 

По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, банно-прачечные комбинаты, магазины, ателье и т.п. должны стоять не ближе, чем 50 метров, жилые дома 10 метров, автострада – 25-30 метров.

 

Вывод: проведя исследование, выявили, что расположение школы в микрорайоне соответствует санитарно-гигиеническим нормам, кроме расположения гаражного кооператива за школой. Строительство гаражного кооператива разрешено комитетом архитектуры Администрации города. Но за последние три года он значительно расширился и поэтому его расположение не соответствует санитарным нормам. Во-первых, мешает шум, издаваемый при ремонте автомобилей; во-вторых, весной и осенью подземные воды насыщаются вредными веществами и примесями (солярка, машинное масло), что непосредственно подходит к школе и на 1 этаже в данное время стоит стойкий запах вредных выбросов. Администрация школы, на основание проведённых исследований, представила Письмо в Администрацию области, но оно осталось без ответа и гаражный кооператив до настоящего времени всё расширяется.

 

2.2              Анализ почвенного покрова пришкольной территории.

Цель: определение состава почвы в различных местах пришкольной территории с целью подбора удобрений для улучшения состояния древесной и травянистой растительности на газонах школы.

 

Методика выполнения практической работы по описанию геологического обнажения.

1.Введение:

Знакомство с литературой по почвоведению с оборудованием, оформлением работы. Привязка  местности.

 

2.Ход работы:

При изучении естественного геологического обнажения зачищаем склон берега реки.

При искусственном обнажении копается яма  глубиной более 1м, площадью 1*1м. Описание геологических обнажений по плану.

a)     Цвет

b)    Размеры

c)     Почвообразующая порода

d)    Механический состав почвы

e)     Почвенные организмы

f)      Зелёные растения

g)    Химический состав почвы

h)    Структура почвы

i)       Физические свойства почв

j)       Водный и воздушный режим

 

3. Выводы по обнажению.

      Профиль оформляется в масштабе, в цвете, с описанием каждого слоя.

      Влияние деятельности человека на почву.

      Сравнительный анализ геологических обнажений.

Классификация почв и пород по механическому составу.

 

Краткое название

по механическому составу

Содержание физической глины

(<0,01мм),%

Содержание физического песка

(>0,01мм),%

Почвы

Почвы

Подзолистого

типа почвообразован.

Степного типа почвообразование, а также краснозёмы и желтоземы

Солонцы и сильносолонцеватые

Подзолистого типа почвообразование

Степного типа почвообразование, а также краснозёмы и желтозёмы

Солонцы и сильносолонцеватые

Песчаная:

 

 

 

 

 

 

Рыхло-песчаная:

0-5

0-5

0-5

100-95

100-95

100-95

Связно-песчаная:

5-10

5-10

5-10

95-90

95-90

95-90

Супесчаная:

10-20

10-20

10-15

90-80

90-80

90-85

Суглинистая:

 

 

 

 

 

 

Легкосуглинистая:

20-30

20-30

15-20

80-70

80-70

85-80

Среднесуглинистая:

30-40

30-45

20-30

70-60

70-55

80-70

Тяжелосуглинистая:

40-50

45-40

30-40

60-50

55-40

70-60

Глинистая:

 

 

 

 

 

 

Легкоглинистая:

50-65

60-75

40-50

50-35

40-25

60-50

Среднеглинистая:

65-80

75-85

50-65

30-20

25-15

50-35

Тяжелоглинистая:

>80

>85

>65

<20

<15

<35

 

По Н. А. Качинскому выделяются следующие фракции:

 

1.Камни

>3

2.Гравий

3-1

3.Песок:

 

А)крупный

1-0.5

Б)средний

0.5-0.25

В)мелкий

0.25-0.05

4.Пыль:

 

А)крупная

0.05-0.01

Б)средняя

0.01-0.005

В)мелкая

0.005-0.001

5.Ил:

 

А)грубый

0.001-0.0005

Б)тонкий

0.0005-0.0001

6.Коллоиды

<0.0001

7.Физическая глина

<0.01

8.Физический песок

>0.01

 

Физические свойства дерново-подзолистой почвы на тяжёлом покровном суглинке.

 

Генетический горизонт

Глуби-на взятого образца, см

Плотно  сть твёрдой фазы

Плотность

Общая пористость (П)

Максима-льная глироско-пичность (МГ)

Влажность завяда-ния

(ВЗ)

Наимень-шая влагоём-кость

(НВ)

Поры,

Заня-тые воздухом при НВ

г/см3

% объёма почвы

 

АП

0-5

2,64

1,16

56

4,8

6,6

32

24

 

10-20

2,62

1,21

54

5,0

7,3

30

24

А2В

40-50

2,72

1,43

47

10,7

16,5

31

16

В

60-70

2,68

1,54

43

12,4

16,2

33

10

 

90-100

2,70

1,58

42

13,1

20,1

35

7

С

150-160

2,73

1,60

42

14,8

21,2

37

5

 

190-200

2,69

1,66

40

15,1

21,3

37

3

 

 

Классификация дерновых почв.

Тип

Подтип

Род

Дерново-карбонатные

Типичные

Известковые

Выщелочённые

Силикатно-известковые

Оподзоленные

Недоразвитые

Дерновые литогенные

Насыщенные

На шунгитах

Кислые

На основных изверженных породах, на сланцах.

Оподзоленные

На пестроцветных глинах,

 

На породах, богатых железом

Дерново- глеевые

Поверхностно-глееватые

Карбонатные

Грунтово-глееватые

Насыщенные

Поверхностно-глеевые(перегнойные)

Оподзоленные

Грунтово-глеевые(перегнойные)

 

 

Характеристика Дерново-подзолистых почв.

Дерново-подзолистые почвы развиваются под воздействием подзолистого и дернового процессов. В верхней части профиля они имеют дерновый горизонт, сформировавшийся под влиянием подзолистого процесса, ниже подзолистый горизонт, образовавшийся в результате дернового процесса. Эти почвы характеризуются небольшой мощностью дернового горизонта, низким содержанием гумуса и питательных веществ, кислой реакцией и наличием подзолистого малоплодородного горизонта. Встречаются дерново-подзолистые почвы преимущественно в южных районах европейской и азиатской части таёжно-лесной зоны, образуя подзону дерново-подзолистых почв.

Площадь дерново-подзолистых почв-185 млн.га.

 

Дерново-подзолистые глееватые почвы сохраняют признаки дерново-подзолистых почв. Кроме того, характеризуются отчётливо выраженным оглеением и образованием торфянистой подстилки.

В дерново-подзолистых почвах умеренной фации профиль достигает 150-200см.

Наиболее кислая реакция наблюдается в горизонте В (рН кCl 3-4,5).По тепловому балансу они несколько уступают дерново-палёво-подзолистым почвам. Основной фонд пахотных земель зоны.

Профиль дерново-подзолистых почв холодной фации равняется 100-150см. Верхние горизонты имеют кислую реакцию (рН kCl 3,5-5).

Дерново-подзолистые глубоко промерзающие и длительно мерзлотные почвы слабокислые (рН kCl 5-5,5).

 

Состав и свойства дерново-подзолистых почв.

Состав и свойства дерново-подзолистых почв неразрывно связаны с развитием подзолистого и дернового процессов, а также зависят от приёмов их окультуривания и механического состава. Дерново-подзолистые почвы кислые. Степень насыщенности основаниями у них выше, чем у подзолистых почв. Обменные основания представлены главным образом кальцием и меньше магнием. Содержание кальция в пахотных горизонтах выше, чем в других горизонтах, что  связано с более активной биологической аккумуляцией его по сравнению с магнием. Минералогический состав дерново-подзолистых почв разнообразен и зависит главным образом от механического состава и свойств почвообразующих пород. Дерново-подзолистые почвы бедны валовыми запасами и подвижными формами азота и фосфора. Азот содержится преимущественно в органическом веществе, при идеализации которого образуются нитратные и аммиачные формы, доступные решениям Некоторая часть азота постоянно находится в форме поглощенного аммония. Валовое содержание азота от сотых долей до 0,2%.Очень редко изменяется по профилю величины пористости аэрации при НВ. В пахотном поле слое она равна 24%,а в иллювиальном горизонте и породе падает до 3-10%.При такой пористости аэрации и пахотном горизонте будет обеспечен нормальный газообмен, а в нижних горизонтах он будет затруднен, что может привести к уменьшению содержания О2 и увеличению СО2 в почвенном воздухе. Дерново-подзолистые почвы характеризуются непрочной структурой. В пахотном горизонте обычно содержится 20-40% водопрочных агрегатов крупнее 0,25мм.

 

Вывод: на пришкольной территории преобладает дерново-подзолистая почва на бескарбонатных отложениях. (Приложение 2). В почву необходимо вносить органические удобрения: компост, зола, птичий помёт, торф.

 

 

2.3 Анализ травянистой растительности на пришкольной территории.

Флора представляет собой совокупность всех произрастающих на территории видов растений. Понятие флоры не является аналогом понятия фитоцитоз (сообщество), скорее это формальный список (перечень) видов той или иной местности.

Изучение особенностей флоры составляет предмет флористических исследований.

Без знания и инвентаризации флоры невозможно проводить геоботанические исследования, флористика является частью геоботанических исследований.

 

Цель работы: выявление растений, приуроченных к городской среде, преобладающие в урбоэкосистеме.

Задачи:

1.Составить список видов выявленных растений.

2.Провести анализ флоры по составу и местообитанию.

3.Рассчитать площадь газонов вокруг школы.

Методика геоботанических исследований: закладка геоботанических площадок и профилей.

Результаты работы:

В ходе исследования было заложено 6 геоботанических площадок и 6  геоморфологических профилей в районе школы и вблизи её (на правом берегу реки Вологды).

В результате всех исследований мы выявили 27 видов относящихся к 16 семействам.

Преобладающими семействами являются: семейство Астровые - 7 видов (33%), семейство Бобовые, Гречишные, Крестоцветные по 2 вида, семейство Вьюнковые, Крапивные, Лютиковые, Маревые, Подорожниковые, Розовые по одному виду.

По продолжительности жизни преобладают многолетние растения - 21 вид (79%).

По хозяйственному значению преобладают лекарственные растения - 6 видов (50%) и кормовые - 4 вида (33%), не имеющие хозяйственного значения - 16 видов.

По ценотической приуроченности преобладают:

·        Сорные - 7 видов (40%)

·        Полевые - 2 вида (12%)

·        Луговые - 6 видов (34%)

 

Список выявленных видов.

 

Название вида

Продолжительность жизни

Хозяйственное

значение

Ценотическая приуроченность

Частота

встреча

емости

Класс Двудольные

1

Сем. астровые

 

 

 

 

1,1

Одуванчик лекарственный

Многолетнее

Лекарственное медоносное

луговое

Часто

1,2

Осот полевой

1-летнее

 

Полевой

Редко

1,3

Мать-и-мачеха

Многолетнее

 

 

Часто

1,4

Лопух большой

2-летнее

 

Сорное

Часто

1,5

Полынь обыкновенная

Многолетнее

 

Сорное

Часто

1,6

Ромашка пахучая

1-2-летнее

Лекарственное

Полевое

Редко

1,7

Тысячелетник обыкновенный.

Многолетнее

Лекарственное

Луговое

Редко

2

Сем. бобовые

 

 

 

 

2,1

Донник белый

2-летнее

 

 

 

2,2

Клевек ползучий

Многолетнее

Медоносное

Сорное

Редко

3

Сем. вьюнковые

 

 

 

 

3,1

Вьюнок полевой

Многолетнее

 

 

Редко

4

Сем.гречишные

 

 

 

 

4,1

Щавель

Многолетнее

 

Луговое

 

4,2

Горец птичий

Многолетнее

Лекарственное

Сорное

Редко

5

Сем. крестоцветные

 

 

 

 

5,1

Жерушник

Многолетнее

Лекарственное

Сорное

Редко

5,2

Пастушья сумка

1-2летнее

 

Сорное

Редко

6

Сем. крапивные

 

 

 

 

6,1

Крапива двудомная

Многолетнее

Кормовое

Влажные м/о

Редко

7

Сем. лютиковые

 

 

 

 

7,1

Водосбор

Многолетнее

 

 

Редко

8

Сем. маревые

 

 

 

 

8,1

Лебеда

1-летнее

 

 

Редко

9

Сем. норичниковые

 

 

 

 

9,1

Льнянка обыкновенная

Многолетнее

 

 

Редко

10

Сем. плауновые

 

 

 

 

         10,1

Хвощ приречный

Многолетнее

 

 

Редко

11

Сем. подорожниковые

 

 

 

 

         11,1

Подорожник большой

Многолетнее

Лекарственное

Сорное

Часто

12

Сем. розовые

 

 

 

 

         12,1

Лапчатка гусиная

Многолетнее

 

Сорное

Редко

Класс Однодольные

13

Сем. злаки

 

 

 

 

        13,1

Мятлик луговой

Многолетнее

Кормовое

Луговое

Редко

        13,2

Ежа сборная

Многолетнее

Кормовое

Луговое

 

        13,3

Тимофеевка луговая

Многолетнее

Кормовое

Луговое

Редко

            14

Сем. осоковые

 

 

 

 

         14,1

Осока чёрная

Многолетнее

 

 

Редко

            15

Сем. ситниковые

 

 

 

 

         15,1

Ожика многоцветковая

Многолетнее

 

Лесное

Редко

            16

Сем. частуховые

 

 

 

 

         16,1

Частуха подорожниковая

Многолетнее

 

 

Редко

 

В работе представлено описание только участка на пришкольной территории.

Описание№4

Величина пробной площадки 1*1м.

Месторасположение: газон находится рядом со школой.

Название ассоциации: злаковый.

Проективное покрытие: 63%.

Задернованность почвы: 100%

Аспект: зеленовато-желтый.

Список видов:

Название вида

Ярус

Обилие

Проективное покрытие

Фенофаза

Распределе-

ние

1

Одуванчик лекарственный

III

Sp

10%

Генерация

Групповое

2

Ромашка лекарственная

II

Un

1%

Вегетация

Групповое

3

Горец птичий

II

Sol

5%

Вегетация

Равномерно

4

Мятлик луговой

II

Cop I

35%

Выход в трубку

Групповое

5

Лебеда

II

Sp

15%

Вегетация

Групповое

6

Льнянка обыкновенная

III

Sol

7%

Вегетация

Равномерно

 

Трансекта№4

Месторасположение: газон находится рядом со школой.

Список видов:

Название вида

Ярус

Фенофаза

1

Одуванчик лекарственный

II

Генерация

2

Мать и мачеха

II

Вегетация

3

Горец птичий

I

Вегетация

4

Полынь обыкновенная

II

Вегетация

5

Лопух большой

III

Вегетация

6

Крапива двудомная

II

Вегетация

7

Вьюнок полевой

II

Вегетация

8

Ежа сборная

III

Выход в трубку

9

Мятник луговой

II

Выход в трубку

10

Лебеда

II

Вегетация

11

Осот полевой

II

Вегетация

12

Ромашка лекарственная

II

Вегетация

Вывод:

1.Выявлено 27 видов относящихся к 16 семействам, на газонах около школы 12 видов, относящихся к 7 семействам.

2.Преобладающим семейством являются астровые, а на газонах около школы злаковые.

3.Преобладают многолетние сорные не имеющие хозяйственного значения растения.

Газоны на школьном дворе очень полезны для окружающей среды. Известно, что с 1 кв.метра газонной травы в час испаряется до 200 г воды, это значительно увлажняет воздух. В жаркие дни на дорожке у газонов температура воздуха на высоте человеческого роста почти на 2-5 градусов ниже, чем на асфальте. Газон задерживает пыль, вблизи него легко дышать.

Зелёные насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий    по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

Мы определили площадь, которую занимают газоны на пришкольной территории. Она равна 1539,5 метра. На школьной территории имеется пришкольный учебно-опытный участок, где руками обучающихся созданы определённые композиции из цветов, каждый год закладываются опыты с овощными культурами. (Приложение 4). Учащиеся экологического лагеря разработали проект каменистого садика с цветами, который осуществлён летом 2013 года.

 

 

 

 

 

Общие выводы.

 

В ходе работы мы:

1.     Изучили и освоили стандартные методики: составление плана пришкольной территории, описание геологических обнажений, инвентаризация травянистой растительности, составление геоботанических описаний.

2.     Составили план – схему расположения пришкольной территории в микрорайоне.

3.     Изучили и описали почвенный покров пришкольной территории.

4.     Выявили и составили описание 12 видов травянистой растительности на газонах школы, относящихся к 7 семействам.

5.     Провели работы по благоустройству пришкольной территории.

6.     Изучили роль озеленения пришкольного двора в улучшении микроклимата района школы.

7.     Разработали и осуществили проект «Альпийская горка»; оформили цветники на газонах вокруг школы.

8.     Предложили рекомендации по улучшению экологического состояния пришкольной территории.

 

 

IV. Рекомендации:

 

1.     На газонах пришкольной территории необходимо:

·        ежегодная обрезка кустарников, уборка сухостоя;

·        посадка дополнительного числа кустарников: кизильника, снежнеягодника и желтой акации;

·        вырубка старых деревьев и подсадка вместо их новых пород: липы, вблизи автодороги, так как она является поглотителем свинца и клёна.

2.     Для улучшения плодородия почвы на газонах необходима, ежегодно, вносить органические удобрения: компост, золу, торф.

3.     Для улучшения эстетического оформления пришкольной территории закончить проект «Альпийская горка».

4.     Обратиться за помощью в комитет природопользования Администрации города по принятию действенных мер  остановки расширения гаражного кооператива около школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.     Авсеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. Дикорастущие травянистые цветковые растения средней полосы Европейской части СССР (Пособие для учащихся). – М.: «Просвещение», 1964.

2.     Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. – М., АО МДС, 1996.

3.     Исследовательские работы школьников по экологии. Серия: Практическая экология для школьников. – Вологда, 1997.

4.     Методы геоботанических исследований. Методическое пособие (сост. А.С.Боголюбов). – М.: Экосистема, 1996.

5.     Орлова Н.И. Определитель высших растений Вологодской области. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 1997.

6.     Проект дендропарка. Серия: Практическая экология для студентов и школьников. – ВГПУ, Вологда, 1997.

7.     Школьный мониторинг. Серия: Практическая экология для школьников. – Вологда, 1998.