Исследование музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста с применением технологий освоения современной музыки.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
музыка
Детсад
22.01.2018
В статье рассматривается проблема восприятия современной музыки через различные виды музыкально-игровой деятельности детьми дошкольного возраста с использованием различных педагогических технологий и необходимость совместного наблюдения за развитием музыкального произведения, постепенного «погружения» в современную музыку, накопления слухового тезауруса, свободной дискуссии о современной музыке.Работа написана музыкальным руководителем ДОУ Якушевой С.С.
исследовательская работа.doc
Исследование музыкального образования и воспитания детей дошкольного
возраста с применением технологий
освоения современной музыки.
Интерес к музыке закладывается еще в утробе матери, когда малыш
слышит звуки окружающего мира. После рождения маленький человек попадает
в мир звуков, порой агрессивных. Добрая половина музыкальных впечатлений
получаемых ребенком проходят фоном, на котором он не акцентирует
внимание вследствие того, что в современном мире поток информации, в том
числе и музыкальной, очень велик. Для того чтобы ребенок не потерялся в мире
звуков, чтобы музыка стала для него добрым другом, мы должны научить его
воспринимать и понимать музыку.
С раннего возраста необходимо приобщать детей
к ценностям
современного искусства. Это дает возможность целостного представления о
художественной культуре своего времени.
Восприятие музыки – процесс трудоемкий, который содержит в себе не
только само восприятие, но и психологическую готовность детей к нему. Детям
требуется определенный период времени для накопления музыкального опыта,
который пройдет более эффективно в процессе активной музыкальной
деятельности:
инструментального музицирования.
пения,
слушания,
пластического интонирования,
О необходимости введения в процесс музыкального воспитания детей
примеров современной музыки наряду с классическими произведениями
музыкального искусства говорили многие авторы еще в начале XX века. Б.Л.
Яворский утверждал: «Следует пропагандировать среди юных слушателей
музыкальное творчество современных композиторов, ведь это творчество
является результатом отображения в музыке новых течений, «прокладывающих
пути музыкального искусства вперед». А Б.В. Асафьев, выпустил ряд статей с
названием «Новая музыка», в которых обосновывалась необходимость
пропаганды сочинений современных западных и отечественных композиторов. Вступление в силу новых федеральных государственных образовательных
стандартов диктует нам применение более гибких моделей и технологий
образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных
действий детей и их творческих проявлений, равноправного общения педагога и
ребенка.
Педагогическая работа в ДОУ строится на основе принципа интеграции
образовательных областей и направлений развития в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Внедрение
интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач:
дидактических, методических, воспитательных. Интегрированная деятельность
делает педагогический процесс направленным на формирование общей
культуры, социализации, мотивации учебной деятельности и т.д.
Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило
первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского:
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной
мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек
осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не
заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все
доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Основной целью
музыкальных занятия в дошкольном учреждении является формирование основ
музыкальной культуры, как части общей духовной культуры дошкольника.
музыкального воспитания можно считать:
Основными
задачами
воспитание любви и интереса к музыке, обогащение впечатлений детей,
приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие
содействие первоначальному развитию
общей музыкальности детей,
музыкального вкуса, развитие творческого отношения к музыке. Это помогает
выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь,
танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и
старшего дошкольного возраста. Успешное решение перечисленных задач
зависит от содержания музыкального воспитания, используемого репертуара,
методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
В дошкольном детстве важно заложить основы музыкальной культуры,
последующее
сформировать эталоны красоты, ведь от этого зависит
музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает
возможность накапливать опыт восприятия музыки, тем богаче его словарь, тем
успешнее достигается его развитие.
Жизнь не стоит на месте и диктует нам свои правила. Еще несколько лет
назад мы не могли и подумать, что наряду с классической музыкой и детским
репертуаром, написанным специально для дошкольников такими композиторами
как Д. Л. ЛьвовКомпанеец, А. Филиппенко, Е. Тиличеева, мы будем
использовать современные песни из репертуара детских шоугрупп, таких как:
«Улыбка», «Талисман», «Саманта», «Дельфин», «Киндерсюрприз» и т.д.
Музыкальные руководители используют современные детские песни не только
для исполнения, но и для танцев, театрализованных постановок, для игры на
детских музыкальных инструментах. Как показывает практика, заводные ритмы
детской современной эстрады привлекают сегодняшних дошколят больше, чем
те старые добрые песни, которые пели в дошкольном детстве их мамы и папы.
Ничего плохого в этом нет, ведь иной ритм жизни, иная мода на музыку и, к
сожалению, иные ценности, все это откладывает свой отпечаток на
подрастающее поколение.
исполняют наши дети, была правильно подобрана.
Главное, чтобы музыка, которую слушают и
Центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный
отклик на нее, переживание ее содержания. Для этого музыкальному
руководителю необходимо сделать так, чтобы музыка воспринималась через все виды музыкальнопрактической деятельности детей, и перекликалась с
произведениями других видов искусства.
Музыкальное произведение, выбранное для дошкольника должно иметь
художественную значимость, воспитательную направленность, соответствовать
возрасту, быть педагогически целесообразной и востребованной в жизни
современного ребенка.
На сегодняшний день появились куда более интересные способы
разобраться в музыке, почувствовать и понять ее. Давайте поговорим о
технологиях. Технологий великое множество, но и тут необходимо выбрать ту,
которая позволит раскрыть музыку с какойто неведомой стороны, поможет
разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть
воспитательного эффекта.
Основные требования,
педагогическим технологиям – это концептуальность,
которые предъявляются к современным
системность,
управляемость, эффективность и воспроизводимость.
«Игровая технология», включенная в обучение, придает учебной задаче
конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы
детей, ориентирует их на решение поставленных задач. С помощью этой
технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет
развивает музыкальносенсорные способности,
музыкальный кругозор,
активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах
музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука.
Музыкальный театр форма, предполагающая совместное воздействие
музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной
игре. Технология позволяет искать собственный стиль работы, видоизменять
методические пристрастия, экспериментировать.
Опытническая деятельность зародилась в советской школе еще в 30 – х.
годах прошлого века благодаря В. А. Сухомлинскому. «Мыслителем, писал,
обращаясь к учителям, В.А. Сухомлинский, ваш воспитанник становится лишь тогда, когда вы приходите к нему с мыслью, зажигаете его своей
любознательностью, жадностью и ненасытностью к познанию, передаете ему
чувство гордости мыслителя» [7, с.22]. Очень важно, чтобы ребенок
почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений о музыке, ее
строе, ладе, мелодии, темпе и т.д. В моем арсенале, есть опыты со звуками.
Дети с удовольствием исследуют природу возникновения звука.
Самая трудоемкая и, наверное, самая интересная технология проектной
деятельности [8]. Педагоги, активно использующие проектную технологию,
единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском
саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир
ребенка. Целью проектной деятельности является развитие и обогащение
социальноличностного опыта.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию с использованием
современных информационных технологий. Показ информации на экране
вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация
привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют
возможность индивидуализации обучения.
Личностноориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся
природных потенциалов. Технология реализуется в развивающей среде,
отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Хотелось бы выделить еще несколько технологий касающихся
конкретно музыкального воспитания. Технологии музыкального воспитания с
применением арттерапии, технологии музыкальноритмического воспитания
А.И.Бурениной, технологии элементарного музицирования Т.Э. Тютюнниковой, технологии обучения певческим навыкам
музыкотерапии (концепция В. Петрушина).
Г.А. Струве, технологии
Данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично
развитую личность, прививать любовь к музыке и учить различать хорошую
музыку и «музыку на один день».
То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно,
пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается. Эту особенность
детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Психологи считают, что память
ребенка – это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства
важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не
забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать
информацию, а не только получать ее от педагога.
Список литературы
1. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования
детской личности // Принцип развития в психологии. – М., 1978.
2. Шолина И.Н. Теоретические основы процесса приобщения школьников к
музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. М., 2001
3. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия
произведений советской музыки Л., 1977.
4. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке общая ред. М.Е.
Тараканова.
— 232 с.
Советский композитор,
1982.
М.:
Кабалевский
5.
Советская музыка. 1972.
Д. Композиторское образование и современная музыка
6. Петрушин В.И Музыкальная психология М., 2006 г.
7. Сухомлинский В.А.Трудность и радость познания // Работница.1968.№ 9. 8. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С.Пб.:
2011 г.
Исследование музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста с применением технологий освоения современной музыки.
Исследование музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста с применением технологий освоения современной музыки.
Исследование музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста с применением технологий освоения современной музыки.
Исследование музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста с применением технологий освоения современной музыки.
Исследование музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста с применением технологий освоения современной музыки.
Исследование музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста с применением технологий освоения современной музыки.
Исследование музыкального образования и воспитания детей дошкольного возраста с применением технологий освоения современной музыки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.