В статье рассматривается проблема восприятия современной музыки через различные виды музыкально-игровой деятельности детьми дошкольного возраста с использованием различных педагогических технологий и необходимость совместного наблюдения за развитием музыкального произведения, постепенного «погружения» в современную музыку, накопления слухового тезауруса, свободной дискуссии о современной музыке.Консультация для родителей
Технологии освоения современной музыки в содержании музыкального
образования и воспитания дошкольников
Интерес к музыке закладывается еще в утробе матери, когда малыш
слышит звуки окружающего мира. После рождения маленький человек попадает
в мир звуков, порой агрессивных. Добрая половина музыкальных впечатлений
получаемых ребенком проходят фоном, на котором он не акцентирует
внимание вследствие того, что в современном мире поток информации, в том
числе и музыкальной, очень велик. Для того чтобы ребенок не потерялся в мире
звуков, чтобы музыка стала для него добрым другом, мы должны научить его
воспринимать и понимать музыку.
С раннего возраста необходимо приобщать детей
к ценностям
современного искусства. Это дает возможность целостного представления о
художественной культуре своего времени.
Восприятие музыки – процесс трудоемкий, который содержит в себе не
только само восприятие, но и психологическую готовность детей к нему. Детям
требуется определенный период времени для накопления музыкального опыта,
который пройдет более эффективно в процессе активной музыкальной
деятельности:
инструментального музицирования.
пения,
слушания,
пластического интонирования,
О необходимости введения в процесс музыкального воспитания детей
примеров современной музыки наряду с классическими произведениями
музыкального искусства говорили многие авторы еще в начале XX века. Б.Л.
Яворский утверждал: «Следует пропагандировать среди юных слушателей
музыкальное творчество современных композиторов, ведь это творчество
является результатом отображения в музыке новых течений, «прокладывающих
пути музыкального искусства вперед». А Б.В. Асафьев, выпустил ряд статей сназванием «Новая музыка», в которых обосновывалась необходимость
пропаганды сочинений современных западных и отечественных композиторов.
Вступление в силу новых федеральных государственных образовательных
стандартов диктует нам применение более гибких моделей и технологий
образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных
действий детей и их творческих проявлений, равноправного общения педагога и
ребенка.
Педагогическая работа в ДОУ строится на основе принципа интеграции
образовательных областей и направлений развития в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Внедрение
интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач:
дидактических, методических, воспитательных. Интегрированная деятельность
делает педагогический процесс направленным на формирование общей
культуры, социализации, мотивации учебной деятельности и т.д.
Влияние музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило
первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского:
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной
мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек
осознает свое достоинство…».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не
заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все
доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Основной целью
музыкальных занятия в дошкольном учреждении является формирование основ
музыкальной культуры, как части общей духовной культуры дошкольника.
музыкального воспитания можно считать:
Основными
задачами
воспитание любви и интереса к музыке, обогащение впечатлений детей,
приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие
общей музыкальности детей,
содействие первоначальному развитиюмузыкального вкуса, развитие творческого отношения к музыке. Это помогает
выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в
повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь,
танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и
старшего дошкольного возраста. Успешное решение перечисленных задач
зависит от содержания музыкального воспитания, используемого репертуара,
методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
В дошкольном детстве важно заложить основы музыкальной культуры,
последующее
сформировать эталоны красоты, ведь от этого зависит
музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает
возможность накапливать опыт восприятия музыки, тем богаче его словарь, тем
успешнее достигается его развитие.
Жизнь не стоит на месте и диктует нам свои правила. Еще несколько лет
назад мы не могли и подумать, что наряду с классической музыкой и детским
репертуаром, написанным специально для дошкольников такими композиторами
как Д. Л. ЛьвовКомпанеец, А. Филиппенко, Е. Тиличеева, мы будем
использовать современные песни из репертуара детских шоугрупп, таких как:
«Улыбка», «Талисман», «Саманта», «Дельфин», «Киндерсюрприз» и т.д.
Музыкальные руководители используют современные детские песни не только
для исполнения, но и для танцев, театрализованных постановок, для игры на
детских музыкальных инструментах. Как показывает практика, заводные ритмы
детской современной эстрады привлекают сегодняшних дошколят больше, чем
те старые добрые песни, которые пели в дошкольном детстве их мамы и папы.
Ничего плохого в этом нет, ведь иной ритм жизни, иная мода на музыку и, к
сожалению, иные ценности, все это откладывает свой отпечаток на
подрастающее поколение.
исполняют наши дети, была правильно подобрана.
Главное, чтобы музыка, которую слушают иЦентральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный
отклик на нее, переживание ее содержания. Для этого музыкальному
руководителю необходимо сделать так, чтобы музыка воспринималась через все
виды музыкальнопрактической деятельности детей, и перекликалась с
произведениями других видов искусства.
Музыкальное произведение, выбранное для дошкольника должно иметь
художественную значимость, воспитательную направленность, соответствовать
возрасту, быть педагогически целесообразной и востребованной в жизни
современного ребенка.
На сегодняшний день появились куда более интересные способы
разобраться в музыке, почувствовать и понять ее. Давайте поговорим о
технологиях. Технологий великое множество, но и тут необходимо выбрать ту,
которая позволит раскрыть музыку с какойто неведомой стороны, поможет
разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть
воспитательного эффекта.
Основные требования,
которые предъявляются к современным
педагогическим технологиям – это концептуальность,
управляемость, эффективность и воспроизводимость.
системность,
«Игровая технология», включенная в обучение, придает учебной задаче
конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы
детей, ориентирует их на решение поставленных задач. С помощью этой
технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет
развивает музыкальносенсорные способности,
музыкальный кругозор,
активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах
музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука.
Музыкальный театр форма, предполагающая совместное воздействие
музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной
игре. Технология позволяет искать собственный стиль работы, видоизменять
методические пристрастия, экспериментировать.Опытническая деятельность зародилась в советской школе еще в 30 – х.
годах прошлого века благодаря В. А. Сухомлинскому. «Мыслителем, писал,
обращаясь к учителям, В.А. Сухомлинский, ваш воспитанник становится лишь
тогда, когда вы приходите к нему с мыслью, зажигаете его своей
любознательностью, жадностью и ненасытностью к познанию, передаете ему
чувство гордости мыслителя». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к
получению новых, неожиданных сведений о музыке, ее строе, ладе, мелодии,
темпе и т.д. В моем арсенале, есть опыты со звуками. Дети с удовольствием
исследуют природу возникновения звука.
Самая трудоемкая и, наверное, самая интересная технология проектной
деятельности. Педагоги, активно использующие проектную технологию,
единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском
саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир
ребенка. Целью проектной деятельности является развитие и обогащение
социальноличностного опыта.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию с использованием
современных информационных технологий. Показ информации на экране
вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация
привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют
возможность индивидуализации обучения.
Личностноориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся
природных потенциалов. Технология реализуется в развивающей среде,
отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Хотелось бы выделить еще несколько технологий касающихся
конкретно музыкального воспитания. Технологии музыкального воспитания сприменением арттерапии, технологии музыкальноритмического воспитания
А.И.Бурениной, технологии элементарного музицирования Т.Э. Тютюнниковой,
технологии обучения певческим навыкам
музыкотерапии (концепция В. Петрушина).
Г.А. Струве, технологии
Данные методы, приемы и технологии позволяют нам растить гармонично
развитую личность, прививать любовь к музыке и учить различать хорошую
музыку и «музыку на один день».
То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно,
пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается. Эту особенность
детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Психологи считают, что память
ребенка – это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства
важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не
забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать
информацию, а не только получать ее от педагога.
Список литературы
1. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования
детской личности // Принцип развития в психологии. – М., 1978.
2. Шолина И.Н. Теоретические основы процесса приобщения школьников к
музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. М., 2001
3. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия
произведений советской музыки Л., 1977.
4. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке общая ред. М.Е.
Тараканова.
— 232 с.
Советский композитор,
1982.
М.:
Кабалевский
5.
Советская музыка. 1972.
Д. Композиторское образование и современная музыка
6. Петрушин В.И Музыкальная психология М., 2006 г.7. Сухомлинский В.А.Трудность и радость познания // Работница.1968.№ 9.
8. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С.Пб.:
2011 г.