Логоритмические игры и упражнения в контексте работы по здоровьесбережению

  • Работа с родителями
  • doc
  • 30.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Логоритмика опирается на сочетание слова и музыкального ритма и включает в себя как запрограммированный так и импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой. Логопедическая ритмика тесно связана с системой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость. На логоритмических занятиях решаются познавательные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия.Материал подготовлен для родителей старших дошкольников в качестве мастер-класса.
Иконка файла материала логоритмические игры и упражнения Microsoft Word (2).doc
«Пространство и время наполнены материей,  подчиненной законам вечного ритма» Эмиль Жак­Далькроз В  начале XX века во всех странах Европы получила распространение система  ритмического воспитания  названная «Метода ритмической гимнастики ». Ее создателем  был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак­Далькроз (1865 ­ 1950). Жак­Далькроз  преподавал в Женевской консерватории. Его поразила неритмичность учеников. Он решил  выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики.  Регулятором движения Далькроз сделал музыку.  Музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между  временем, пространством и движением. Создаются правильные моторные привычки и  способности не только производить ритмические движения, но и представлять, воображать все возможные временно­пространственные соотношения, которые в любой момент могут  быть выполнены с той же четкостью. Согласованность с музыкой такова, что движения  выполняются на метрической основе, в отличии от ритмической. Метрические упражнения  Далькроз чередовал или объединял в сложный  комплекс движения, многие из них относил  одновременно и к метру, и к ритму и поэтому квалифицировал как метроритмические. Сам Далькроз дал популярное определение качественному различию метра и ритма:  «Такт (как известно, такт и метр понятия почти тождественные) есть некая  одинаковость, в которую может быть заключено богато разнообразие. А ритм и есть то  разнообразие, которое заключено в одинаковость». Поэтому – то движения на подлинной  ритмической основе бесконечно разнообразны, как в смысле их временной длительности и  комбинации этих длительностей, так и в смысле динамики, ибо движение, согласованные с  музыкой, следуют не только за ритмическим рисунком музыки, но и за всеми оттенками  силы, начиная от самых спокойных, уравновешенных и кончая требующими полного  напряжения мускулатуры. В чем же сущность метода Эмиля Жак­Далькроза? При помощи сочетания ритма,  музыки и движения он решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у  музыкантов),  а затем, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей,  начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность,  пластическую выразительность движений.  Музыка имеет, кроме ритма, как вспомогательного средства выражения, еще звук и  гармонию, тогда как тело должно все богатство оттенков выражения передавать лишь при  помощи ритмических колебаний.  Как говорил Жак­Далькроз: «Музыка приобретает телесные формы, она  преобразует наши тела». Продолжателем идей Эмиля Жак­Далькроза является немецкий музыкант и педагог  Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном развитии  активности детей через музыку и танец. Достоинством этого метода является  использование творческих возможностей ребенка и доставление ему эстетических эмоций.  Основу занятий составляет синтез слов, музыки и движения. Движения сочетаются с  ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.  Основываясь на методике музыкально­ритмического воспитания Эмиля Жак­ Далькроза в 60 – е годы XX – в. польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла  попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу. Так появился новый способ коррекции речи – логоритмика. Она опирается на  сочетание слова и музыкального ритма и включает в себя как запрограммированный так и  импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой.    Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания,  поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения:  улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация,  плавность, слитность, переключаемость. Эмоциональная окрашенность движений музыкой  придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность и в то же время  содействует их свободе и непринужденности. Движения с музыкальным сопровождением  положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную  ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с  различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная  метрическая пульсация, с которой связаны движения детей,  вызывает согласованную  реакцию всего организма человека (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а  также эмоционально­положительное состояние психики, что содействует общему  оздоровлению организма. Особенности логопедической ритмики заключаются в следующем: в создании благоприятных условий для тренировки или процесса торможения, или  процесса возбуждения у детей с речевой патологией, у которых нарушены равновесие  деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы; в благотворном влиянии на детей точной дозировкой раздражителей: темпа, ритма,  динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у детей  дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово  помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию; в выявлении индивидуального ритма человека; в упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных, ритмических  процессов. Этому способствует коллективное выполнение заданий, при котором слабым  членам коллектива помогает выполнить ритмическое упражнение подражание другим. На лого­ и музыкально­ритмических занятиях музыкальный руководитель совместно с  логопедом и воспитателем решает познавательные, эстетические, воспитательные и  коррекционные задачи как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение  очередного занятия. Реализуя указанные задачи, музыкальный руководитель (и воспитатель) осуществляет  контроль за детьми во время бега, прыжков, лазания и т. д., так как у детей с нарушениями  речи встречаются паретичность мышц (вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы  остаются вялыми. ), нарушения осанки, координации движений. Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных  направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения,  регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные  упражнения, формирующие чувство музыкального размера; упражнения, формирующие  чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на  инструментах;  игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь  движения с музыкой; включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен,  хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в  подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает  возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным  ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип  ритмичности в движениях. Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно  усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально­ритмических упражнений изаданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой  деятельности детей с речевой патологией. Сегодня я поделюсь с вами своими наработками и находками в логоритмике. Как я уже  сказала, любое логоритмическое занятие начинается с вводной части, в которую входит  маршировка в различных направлениях, прыжки, бег, спокойная ходьба.  Далее идут упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Цель упражнения — способствовать нормализации деятельности периферических отделов  речевого аппарата. Кто хочет разговаривать,  Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного  диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.  Например,  упражнение «Перо». Мы берем перышко и дуем на него так, чтобы оно как  можно дольше оставалось в воздухе.  В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на  выдохе.  Более сложные упражнения на развитие речевого дыхания: Бананы Очень любят обезьяны Кушать сладкие бананы. Мы на обезьян похожи, И бананы любим тоже.  Погремушка Что за славная игрушка Эта чудо­погремушка, Замечательна на вид, Привлекательно звучит. В данных упражнениях дети могут произносить слова на выдохе, начиная с одного,  присоединяя по одному слову и сплетая их в цепочку, произнося до 6 – 8 слов на одном  выдохе. Упражнения по развитию артикуляции, мелкой моторики и координации движений  “Барабанщик”. Барабанщик очень занят, д­д, д­д­д, Барабанщик барабанит: д­д, д­д­д, Бей руками помогай: д­д, д­д­д, Ритм ногами отбивай: д­д, д­д­д, Учись играть на барабане: д­д, д­д­д, Выполнение движений по  тексту.Твой язык послушным станет: д­д, д­д­д Смотри – с ритма не сбивайся: д­д, д­д­д Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с  различными ритмическими, логоритмическими, музыкально­ритмическими комплексами.  Игры вносят разнообразие и эмоциональность в занятие. Соответственно  психофизическому развитию дети легко поддаются воздействию посредством игр. В своей  работе я использую пальчиковые игры, игры с показом, музыкальные игры,  логоритмические игры.  Логоритмическое упражнение с самомассажем «Черепаха» Дети сидят на стульях, ноги под углом 90%. Шла большая черепаха       4 шага вперед, ноги вытянуть И кусала всех от страха,     хлопки на каждое слово по ногам с продвижением вниз Кусь­кусь­кусь­кусь           массаж всего тела (щипаем пальчиками). Слова  произносятся Кусь­кусь­кусь                    на выдохе, пока не закончится воздух в легких Логоритмическое упражнение с самомассажем «Хомячок» Хомка­хомка хомячок                надуваем щеки как хомяк Полосатенький бочок                 гладим себя по бокам Хомка раненько встает               потягиваемся Щечки моет, шейку трет            движения по тексту Подметает хомка хатку              наклон и имитация подметания пола И выходит на зарядку.                маршировка на месте Раз два три четыре пять              загибаем пальчики (считаем) Хомка сильным хочет стать       показываем силу. Логоритмические упражнения с самомассажем «Мышка» Дети сидят на стульях, ноги под углом 90%. Прибежала мышка к нам       2 пальчика каждой руки «бегут» вниз от бедра к пальцам  ног Тут покушала и там               пощипываем левое, а затем правое бедро Все погрызла, покусала,        пощипывающие (массажные) движения по всему телу И куда­то убежала.                прячем руки за спину Логоритмическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Пельмени»  Движения по тексту. В день весёлый в воскресенье, Для друзей леплю пельмени. Я три горсточки мукиСыплю в миску из руки. Подолью воды немножко, Размешаю тесто ложкой. Всё с яйцом я перетру, Тесто я руками мну. Разделяю на кусочки, И катаю колобочки. Мясорубку покручу, Фарш  мясной я получу. Отделяю фарша горстку, На кружок кладу я горку. Я края соединяю, Пальчиками их сжимаю. И пельмени в кипяток Прыгнут за дружком дружок. Я тарелки расставляю, На пельмени приглашаю!  Пальчиковая игра для развития мелкой моторики «Гуси» Пальчиковая игра для развития мелкой моторики «Бараны»И конечно же каждое занятие заканчивается релаксацией. Ребенка необходимо научить  расслаблять мышцы, снимать мышечное напряжение. Не только напряжение рук, ног,  головы, но и напряжение артикуляционного аппарата. Расслабление происходит под  спокойную,  приятную музыку. Литература 1. Басов М. Я. Движения под музыку.— В кн.: Избранные психологические  произведения.—М., 1975, с. 147—149. 2. Б е й н Э. С, О в ч а р о в а П. А. Клиника и лечение афазии/ Пер. с болг.— София,  1970. 3. Березовский Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей.—  Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 94—100. 4. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи.— М., 1968, с. 142—188; 206— 230. 5. Голощекина М. П. Средства и формы работы с детьми по развитию движения.— В  сб.: Развитие движений ребенка­дошкольника /Под ред. М. И. Фо­ нарева,—М.,  1975, с. 14—43. 6. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера.— М., 1966. 7. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.— М., 1960. 8. Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей.— Воп росы  психологии, 1961, № I. 9. К е н е м а н А. В., Xу х л а е в а Д. В. Теория и методика физического воспитания  детей дошкольного возраста. 2­е изд.— М., 1978. 10. Правдина О. В. Логопедия. 2­е изд.—М., 1973. 11. Руднева С, Ф и ш Э. Ритмика. Музыкальное движение.— М., 1972. 12. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н. А.  Ветлугиной.— М., 1980. 13. Хватцев М. Е. Логопедия.—М., 1959.14. Шершнева Е. Ф. Музыкально­двигательные занятия с коллективом заи кающихся  детей младшего возраста.— В сб.: Из опыта логопедической работы.— М., 1955, с.  67—76. 15. Э р к м а н В. А. Проведение логопедической ритмики со взрослыми заикаю щимися. Метод, рекомендации. Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи,—  Л., 1974.