Исследование по теме "Детская колыбель", 7 класс, технология
Оценка 4.6

Исследование по теме "Детская колыбель", 7 класс, технология

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
технология
7 кл
02.04.2017
Исследование по теме "Детская колыбель", 7 класс, технология
Публикация является частью публикации:
Детская колыбель.docx
Исследование по теме «Детская колыбель» Работу выполнила Бахметова Екатерина, учащаяся 7 Куратор Петрова Ирина Николаевна, учитель класса технологии Колыбель – маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребенка. Колыбель (зыбка, люлька) изготавливалась из самых разнообразных материалов: дерева (долбленые, дощатые люльки), ивовых прутьев, коры и других материалов. Ребенка в первый раз в колыбель клали с особой молитвой, но не клали в колыбель до крещения. Внутри колыбели размещали маленькие иконки и кресты. Колыбель подвешивалась к потолку не только из соображений удобства, верили, что приподнятый над полом ребенок находится под покровом небесных сил. Легкая зыбка, сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп – это гибкая жердь, прикрепленная к потолочной матрице. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно, иногда на сажень от пола. Может быть, такое качание от самого дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян, весьма редко были подвержены морской болезни. Жаль, что как ни старайся, а ощущение того момента, когда тебя качали в зыбке (люльке), не вспомнить: ребенок жил в ней всего год, чуть больше, может,- первый в своей жизни. Мне кажется, так уютно, так мягко было бы мне в зыбке, под красивым пологом, под много раз повторяющуюся, но всегда ласковую колыбельную: «Баю- баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок, схватит дочку за бочок». Если была возможность колыбельку заказывали настоящему мастеру - люлечнику, который творил вещь не только с умением, но еще и с любовью и молитвой. В семьях победнее отцы и дедушки делали подвесную кроватку сами, может не с таким умением, но с любовью и перекрестясь. Процесс изготовления зыбки представить не очень трудно. Из сухих тонких (лучше еловых) дощечек сколачивался встык, без гвоздей неглубокий ящик (короб). Дном служили мешковина или домотканина. Крепилось полотнище прочно: 1 по низу дощечек просверливались дырочки, которые и давали возможность сшивать ткани и дерево. По поверью, если муж хотел, чтобы детей в семье было много, он уходил как можно глубже в лес, и там отыскивал дерево, достойное стать зыбкой для его дочек и сыночков. Будущая мама меж тем готовила полог на зыбку: не только ткань подбирала красивую, но и делала украшения – вышивкой, аппликацией, кружевами. На худой конец, если уж семья совсем бедная, могли просто сарафан бабушкин на зыбку надеть. Полог должен быть обязательно. Это не просто ограждение от света и мух. Это еще для злых духов препятствие. Вспоминала жительница Покчи Щеткина Римма Николаевна: «Я помню, когда у меня родился брат, взрослые, занятые на огороде, заставляли меня время от времени вскарабкиваться на завалинку и смотреть, не колышется ли колыбелька. Беспокойство ребенка начиналось, когда матрасик под ним становился мокрым. Матрасиков, кстати, было два – на смену. Бабушка моя ворчала: вот раньше просто стружка или солома и подстилка из старой, многократно стиранной ткани. Забеспокоился ребенок – приподними его за ножки, выдерни тряпицу, замени на сухую, и спит он дальше. А тут суши без конца…. И еще я помню на колыбельки крепились игрушки – это были яркие лоскутки ткани, расписные ложки. А вместо погремушки – бычий пузырь, наполненный каким – то зерном. Погремушка не гремела, а мягко ласкала слух». Одной из составляющих детской «спальни» была соска. «Из рассказов бабушки знала,- снова вспоминает Римма Николаевна,- что соску младенцу делали из коровьего рога, на который натягивали сосок коровьего же вымени. Я застала другую соску: в тряпочку клали хлеб, слегка смоченный подслащенной водичкой. И с такой соской, да еще от равномерных движений зыбки и под колыбельную ребенок быстро засыпал. Интересно, что все песни пелись на один мотив». Как правило, зыбку вешали в задней части избы, за подтопком. Там проходила вторая матрица (бревно, перекинутое поперек, на котором держались доски потолка), в нее прочно вбивалось кольцо. К кольцу крепился качок – виток толстой проволоки, а на него подвешивалась зыбка: от углов ящика шли веревки, которые сходились на нужной высоте в петлю, она надевалась на нижний крючок пружины. Все просто! При оттягивании зыбки вниз рукой, или ногой – имелся специальный ремешок или веревка для этого, качок, 2 если он был новый, растягивался немного. При резком движении колыбель сильно дергалась. Поэтому необходимо было правильно «рулить» зыбкой. Строго-настрого запрещалось качать пустую колыбель: якобы ребенок будет спать потом неспокойно. У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере. Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку младенца, в не обязательно сажали хозяйского кота, чтобы кот разогнал злых духов и чертей. Такую колыбельку мы и отыскали у Щеткиной Риммы Николаевны. Она любезно согласилась подарить ее в фонд школьной «комнаты русской старины», в которой собраны многочисленные экспонаты утвари, старинной посуды, мебели и других предметов русской старины, за что мы ей особо благодарны. 3

Исследование по теме "Детская колыбель", 7 класс, технология

Исследование по теме "Детская колыбель", 7 класс, технология

Исследование по теме "Детская колыбель", 7 класс, технология

Исследование по теме "Детская колыбель", 7 класс, технология

Исследование по теме "Детская колыбель", 7 класс, технология

Исследование по теме "Детская колыбель", 7 класс, технология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017