Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс
Оценка 4.9

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
история
10 кл—11 кл
05.01.2017
Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 Глава 1. Советские военнопленные в годы ВОВ………………………………..5 1.1.Кто такие военнопленные?...............................................................................5 1.2. Причины и обстоятельства пленения.............................................................6 1.3. Нацистский плен. Условия содержания в лагерях........................................8 1.4. Коллаборационизм в годы Второй мировой войны. Личность генерала Власова...................................................................................................................12 1.5. Судьба освобождённых из плена на родине................................................19 Глава 2. Социологический опрос……………………………………………….22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................27 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….28 Актуальность данной работы состоит в том, что тема плена является одной из острых дискуссионных проблем истории Второй мировой войны. Рассматриваемая тема очень обширна, углубление знаний по данной проблеме - задача восстановления исторической справедливости в отношении миллионов соотечественников, на долю которых выпала страшная судьба. В годы войны плен стал жесточайшим физическим, психологическим и нравственным испытанием для миллионов советских военнопленных, большинству стоил жизни.
Война. плен.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 Глава 1. Советские военнопленные в годы ВОВ………………………………..5 1.1.Кто такие военнопленные?...............................................................................5 1.2. Причины и обстоятельства пленения.............................................................6 1.3. Нацистский плен. Условия содержания в лагерях........................................8 1.4. Коллаборационизм в годы Второй мировой войны. Личность генерала  Власова...................................................................................................................12 1.5. Судьба освобождённых из плена на родине................................................19 Глава 2. Социологический опрос……………………………………………….22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................27 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….28 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной работы состоит в том, что  тема плена является одной из острых дискуссионных проблем истории Второй мировой войны. Рассматриваемая тема очень обширна,   углубление знаний по данной проблеме ­ задача восстановления исторической справедливости в отношении миллионов соотечественников, на долю которых выпала страшная судьба. В годы   войны   плен   стал   жесточайшим   физическим,   психологическим   и нравственным   испытанием   для   миллионов   советских   военнопленных, большинству   стоил   жизни.       Прошло  70   лет   после   разгрома   фашистской Германии во Второй мировой войне, но современная историческая наука не в состоянии   однозначно   дать   ответ   на   такие   вопросы,   как   численность советских и германских военнопленных, процент смертности узников лагерей, количество   осужденных   военными   трибуналами   и   каким   ­   то   чудом оставшихся в живых репатриантов,   а также численности советских граждан, поступивших на службу врагу. Цель данной работы: рассмотреть проблемы советских военнопленных, отношение   немецко­фашистских   захватчиков   к   ним   и   проследить   их дальнейшую судьбу. Задачи данной работы:  1) Выявить причины и обстоятельства пленения; 2) Выяснить,  что такое  коллаборационизм на примере генерала Власова;  3) Изучить условия содержания в лагерях военнопленных; 4) Проследить судьбу советских военнопленных во время и после плена в России. 5)   Провести   социологический   опрос   среди   обучающихся   школы   по   теме исследования. Проблема   данной   темы   исследования:   Почему   советские   военные переходили на сторону вражеской Германии? 3 Гипотеза    о  том,  что  подавляющая  часть  советских   военнослужащих попадала   в   плен,   исчерпав   все   возможности   к   сопротивлению,   и   стойко переносила тяготы плена, нуждается в корректировке. Добровольная сдача в плен и последующее сотрудничество с врагом имели место гораздо чаще, чем это признавалось официальной советской пропагандой. Объект   исследования   ­   советские   военнопленные   в   годы   Великой Отечественной войны. Основным   методом,   использованным   в   работе,   является социологический опрос. 4 Глава 1. Советские военнопленные в годы ВОВ 1.1.Кто такие военнопленные? Войн без пленных не бывает. Эта истина подтверждается многовековой историей. Для любого воина плен ­ позор, скорбь и надежда.  В годы Второй мировой   войны   плен   стал   жесточайшим   физическим,   психологическим   и нравственным   испытанием   для   миллионов   советских   военнопленных, большинству стоил жизни. Плен ­ ограничение   свободы   человека   (лица),   принимавшего   участие в военных (боевых) действиях (военнослужащий), с целью недопущения его к дальнейшему   участию   в   них.   Взятые   в   плен   в   ходе   боевых   действий военнослужащие именуются «военнопленные».  Советские   военнопленные   во   время   Великой   Отечественной   войны ­ категория   военнослужащих армии   Советского   Союза,   добровольно   или насильственно   попавших   в плен гитлеровской   армии или войск   Союзников Германии во время Великой Отечественной войны.  В большинстве своем это молодая и наиболее трудоспособная часть населения в возрасте от 20 до 40 лет. Судьба для многих только начинающих сознательную жизнь оказалась беспримерно жестокой.  Право   брать   в   плен,   согласно   современному   международному гуманитарному   праву,   принадлежит   исключительно государству в   лице   его военных органов; частные лица никого на войне брать в плен не могут. Обращение   с   военнопленными   регулируется Третьей   Женевской конвенцией 1949 г. Международный   Комитет   Красного   Креста   посещает военнопленных и следит за условиями содержания и обращения с ними. 5 Состояние   плена   устанавливается   моментом   захвата,   прекращается ­ заключением мира или обменом пленных. Хотя заключение мира есть общее и безусловное   основание   для   освобождения   всех   пленных,   но,   по   разным причинам,   допускаются   исключения:   пленные   освобождаются   отдельными партиями, или освобождение обусловливается обязательством отправить их для   дальнейшей   службы   в  известную   местность.    Военнопленные немецких вооружённых   сил,   оказавшиеся   на   территории СССР   в   результате Второй мировой   войны,   не   изменили   свой   статус   после   подписания капитуляции Германией.  Количество   военнопленных,   попавших   в   плен,   долгое   время является   предметом   дискуссий,   как   в   российской   (советской),   так   и   в немецкой историографии.  1.2. Обстоятельства и причины пленения С началом боевых действий на советско­германском фронте огромные массы бойцов и командиров Красной Армии по различным причинам попали в окружение. После ожесточенных боев многие из них погибли, незначительные группы вышли к  своим, часть стали  партизанами, но немало из них ввиду ранений,   болезни,   отсутствия   боеприпасов,   горючего   и   провианта   были захвачены противником в плен.  Главная   причина   огромного   количества   пленных   и   перебежчиков   в настоящее время может быть определена достаточно точно ­ Красная Армия летом 1941 г. в массе своей оказалась мало боеспособной и совершенно не готова к оборонительной войне.  В качестве причин нехватки командного состава РККА и неадекватного уровня   подготовки   имевшихся   кадров   выделяют   следующие: гражданскую войну,   приведшую   к   массовой эмиграции   русского   офицерского   корпуса; удаление   из   РККА   т. н.   «военспецов»   в   конце   1920­х   годов; сталинские репрессии в РККА в 1937­38 годов; а также расширение армии в 1939­41 6 годах,   в   результате   которого   70 %   офицеров   и   75 %   политработников занимало должности менее года, более 1 млн. красноармейцев служило менее года, а армия при этом выросла в три раза. Социально­политические   причины:  репрессивная   политика  советского государства   (красный   террор, коллективизация,   сталинские   репрессии) вызывала   значительное   недовольство   как   среди   населения   СССР,   в особенности   крестьян,   так   и   вновь   присоединённых   территорий   (Западная вооружённое Украина, Прибалтика), отказывавшихся     оказывать   сопротивление на стороне СССР и предпочитавших добровольно сдаваться в плен. 16 августа 1941 года был издан знаменитый Приказ Ставки Верховного Главнокомандования №270. Приказываю: Командиров и политработников, во время   боя   срывающих   с   себя знаки   различия  и дезертирующих в тыл или сдающихся   в плен врагу,   считать   злостными   дезертирами,   семьи   которых подлежат аресту как   семьи   нарушивших присягу и   предавших   свою   Родину дезертиров.  Согласно этому приказу, каждый командир или политработник был   обязан   сражаться   до   последней   возможности,   даже   если войсковое соединение было окружено силами противника; запрещалось сдаваться в плен врагу.   Нарушители   могли   быть   расстреляны   на   месте;   при   этом   они признавались   дезертирами,   а  их   семьи   подлежали   аресту   и   лишались   всех государственных пособий и поддержки. Другая   главная   причина   массового   пленения   советских   бойцов, особенно   в   начальный   период   войны,   является   морально­психологической. Существование как пораженческих настроений среди части военнослужащих Красной   Армии,   так   и   общих   антисоветских   настроений   в   определенных слоях   советского   общества   (например,   среди   интеллигенции)   в   настоящее время уже не является секретом. Бытовавшие   в   Красной   Армии   пораженческие   настроения   стали причиной массового перехода красноармейцев и командиров на сторону врага 7 с первых же дней войны. Нередко линию фронта организованно переходили целые воинские части со своим оружием и во главе со своими командирами.  Случаи перехода советских солдат через линию фронта наблюдались и в последующие годы войны, когда немецкие войска стали терпеть на восточном фронте неудачи. Сопоставление   различных   документов   позволяет   сделать   вывод,   что всего советских военнопленных было не менее 5 млн. человек , из которых свыше 3 млн. погибли. По   немецким   данным,   в   советский   плен   попало   3,2   млн.   немецких солдат, офицеров и генералов, из них 1185 тыс. (37,5%) умерли в плену (по советским источникам, из захваченных 2 389 560 человек скончалось более 450 тыс., из них свыше 93 тыс. ­ в транзитных лагерях и почти 357 тыс. ­ в лагерях   Главного   управления   по   делам   военнопленных   и   интернированных НКВД (ГУПВИ). Разнообразие числовых характеристик как советских, так и немецких военнопленных говорит о том, насколько сложна в исследовании проблема плена. 1.3. Нацистский плен. Условия содержания пленных в лагерях С самого начала войны методы обращения гитлеровцев с советскими   Германское военнопленными   определялись   нацистской   идеологией. политическое и военное руководство расценивало советских военнопленных не только как представителей низшей расы, но и как потенциальную угрозу, препятствие   на   пути   завоевания   Германией   нового   "жизненного пространства". Нацисты объявили, что они не обязаны проявлять гуманное отношение   к   пленным   красноармейцам,   так   как   Советский   Союз   не ратифицировал Женевскую конвенцию 1929 года о военнопленных, а также не брал на себя обязательств Гаагской конвенции 1907 года о законах и обычаях 8 войны. Поэтому формально обе нации связаны только общим международным законом   войны   в   том   виде,   в   котором   он   проявился   на   данный   период времени. Но даже согласно этому закону военнопленные должны были быть защищены.  Советские   военнопленные   стали   первыми   жертвами   нацистской политики,   обрекавшей   жителей   восточных   земель   на   голодную   смерть.   В августе   1941   года   германская   армия   установила   размер   пайка   для работающих советских военнопленных из расчета всего 2 200 калорий в день. Даже   этого   было   недостаточно,   чтобы   поддерживать   жизнь,   однако   на практике   военнопленные   получали   гораздо   меньше   официального   размера пайка. Многие советские заключенные получали в день только 700 калорий. Через   несколько   недель   потребления   такого   "минимального   прожиточного рациона"   (так   он   назывался   в   германской   армии)   наступала   смерть   от истощения. Пленным, например, часто выдавали специальный "русский" хлеб, сделанный из соломенной муки и кожуры сахарной свеклы. В многочисленных отчетах, относящихся к концу лета ­ осени 1941 года, сообщалось, что во многих   лагерях   страдающие   от   недоедания   и   доведенные   до   отчаяния военнопленные пытались утолить голод, поедая траву и листья. Также   немцы   мало   беспокоились   о   том,   чтобы   обеспечить   кровом советских   заключенных.   В   конце   концов,   германские   власти   организовали временные   лагеря,   но   отсутствие   нормальной   пищи,   одежды   и   крова приводило к высокой смертности. Часто узникам приходилось выкапывать себе норы в земле, чтобы хоть как­то защититься от непогоды.  К   концу   1941   года   главной   причиной   смертности   стали   эпидемии (главным образом брюшного тифа и дизентерии). Только в октябре 1941 года каждый день умирало почти 5 000 советских военнопленных. Наступление зимы   еще   больше   увеличило   смертность   среди   военнопленных,   поскольку большинству было практически нечем защититься от холода. 9 Описание   лагеря   для   военнопленных   под   Ржевом   (Ржевская   Е.   М. Ближние подступы.) «Условия жизни пленных в лагере были ужасными. При 40­градусном морозе пленные вынуждены были жить в землянках, питаясь одной тарелкой похлебки   на   воде   из   гнилого   картофеля.   Хлеб   вообще   не   выдавался. Вследствие этого, пленные превратились в скелеты и ежедневно умирали от голода в количестве 70–80 человек... Из 5000 пленных к началу нашей замены осталось 500–600 человек... Когда я вспоминаю сегодня об этом страшном времени, меня все еще охватывает ужас» Режим   содержания   и   охраны   военнопленных   постоянно   ужесточался. Изначально они регистрировались в лагерных комендатурах, где составлялись именные   списки.   Затем   пленным   стали   выдавать   металлические   жетоны   с номерами   по   типу   германских   солдатских   медальонов.   В   случае   смерти военнопленного жетон разламывался пополам, и одна его часть закапывалась вместе с телом умершего, а вторая сдавалась в комендатуру. В 1943­1944 гг. ввиду участившихся случаев подмены жетонов с номерами (таким способом, к   примеру,   часто   скрывались   побеги   из   лагерей)   немцы   приступили   к поголовному фотографированию пленных анфас и в профиль. Там, где немецкая администрация пыталась хоть как­то организовать снабжение   пленных,   они   получали   обычную   лагерную   баланду   и   хлеб   с большим количеством примесей. Ни   о   каком   медицинском   обслуживании   и   говорить   не   приходится. Лагеря, где вспыхивали эпидемии (что не было редкостью), немцы бросали на произвол судьбы, обеспечивая лишь внешнюю охрану. Такие страшные условия, в которых в первый период войны оказалось большинство советских военнопленных, привели к огромной смертности.  13   марта   1941   г.   генерал   Рейнеке   проводит   секретное   совещание начальников   отделов   по   делам   военнопленных   военных   округов.   На 10 совещании   был   просто   констатирован   факт   необходимости   строительства лагерей   для   пленных.   Никаких   других   практических   решений   принято   не было. Вряд   ли   есть   основания   утверждать,   что   германское   командование сознательно проводило политику массового уничтожения пленных. Об этом, в частности, свидетельствует отсутствие директивных документов, которые бы санкционировали   уничтожение   пленных.   Чаще   всего   немецкие   офицеры, ответственные за содержание военнопленных, не получая, особенно в первый период войны, ни инструкций об обращении с пленными, ни материальных ресурсов для их обеспечения, попросту пускали дело на самотек. Большинство   мероприятий,   осуществленных   немцами,   сводилось   к охране и предотвращению побегов. Эти меры, квалифицируемые обычно как «жестокое обращение», были вполне оправданными ­ нельзя было допустить на контролируемой германской администрацией территории бродяжничества значительного числа бежавших пленных. Но   нередко   немцы   не   уделяли   должного   внимания   и   охране.   В некоторых   случаях   советских   пленников,   когда   по   разным   причинам   их невозможно   было   отправить   в   тыл,   распускали   по   домам.   Обычно   немцы освобождали «националов». Так, уже с сентября 1941 г. По домам распускали украинцев, за которых хлопотали члены различных украинских комитетов ­ как эмигрантских, так и создаваемых на Украине по мере ее оккупации. Сопротивление   ­   наиболее   полно   изученный   аспект   из   истории советских пленных. Однако практически все, написанное по этой проблеме, нуждается в серьезной корректировке. Причина ­ в отсутствии достоверных источников. Маршал К.А.Мерецков писал:  "По­видимому, в этом тяжелом мучительном   явлении   "плен"   кроется   нечто   постыдно   удушающее   в общечеловеческом смысле данного слова. Однако все зависит от того, как повел   себя   человек   дальше,   попав   в   руки   своих   врагов.   Даже   самое 11 безнадежное   положение   пленного   не   может   лишить   его   возможности сопротивляться". Большинство имеющихся сведений сводится к рассказам вернувшихся в советский   союз   бывших   военнопленных   ­   участников   сопротивления,   по разным причинам заинтересованных в преувеличении своего участия в борьбе против Гитлеризма. В препарированном виде эти рассказы послужили основой легенды о «героизме советских людей, оказавшихся в фашистской неволе», однако   действительное   положение   вещей   вплоть   до   сегодняшнего   дня фактически остается неизвестным. В первый период войны активное сопротивление пленных было вообще практически невозможно из­за массовых антисоветских настроений, ставших главной   причиной   огромного   количества   перебежчиков   и   добровольно сдававшихся в плен. Многие из них верили, что немцы пришли в Россию как освободители,   надеялись   на  ликвидацию   колхозов  и   даже   на   мобилизацию всего  мужского  населения в Армию для  борьбы  с большевиками. В таких условиях комиссары и бывшие сотрудники НКВД вынуждены были молчать ­ в   лагерях   военнопленных   счеты   сводились   быстро.   И   только   постепенное понимание   человеконенавистнических   основ   нацизма   и   Гитлеровского «нового   порядка»   заставило   военнопленных   расстаться   с   первоначальной идеализацией   немецких  «освободителей».   Свою   роль   сыграли   и   перелом   в войне, а еще позже ­ и осознание неминуемого краха «тысячелетнего рейха», а также массовое насаждение в лагерях советской агентуры. Наиболее   многочисленной   формой   сопротивления   пленных   были побеги. На оккупированной советской территории беглецы пытались скрыться среди местного населения. Некоторые прорывались через линию фронта, но большинство оседали на оккупированной территории. Если не было другой возможности   скрыться,   то   шли   в   партизаны.   Впрочем,   немецкие 12 оккупационные   власти   не   слишком   тщательно   искали   бежавших.   У   них хватало и других забот. Всего   же,   по   данным   германского   командования,   из   лагерей   на территории Германии и оккупированной Европы до 1 мая 1944 г. бежали 66 694 советских военнопленных.  1.4. Коллаборационизм в годы Второй мировой войны Коллаборационизм во Второй мировой войне ­ военное, политическое и экономическое   сотрудничество   граждан   государств Антигитлеровской коалиции или представителей основных этнических групп данных государств с нацистской Германией, Японией и Италией в ходе Второй мировой войны. Сотрудничество граждан СССР с оккупантами развивалось в различных формах: военной, политической, хозяйственной, административной.  Причины, толкнувшие их на этот шаг, имели сложный и неоднозначный   были   порождены   разными   обстоятельствами   бытового, характер, психологического,   мировоззренческого,   иногда   религиозного  Бесспорно,   что   среди   этих   людей   имелась    порядка. значительная прослойка антисоветски настроенных   граждан,   которые   добросовестно   и преданно служили оккупантам. Комплектование коллаборационистских формирований немцами часто производилось примерно по такой схеме.  В   лагерь   военнопленных   прибывали   вербовщики   из   представителей командования, белоэмигрантов, власовских эмиссаров и   немецкого приступали   к   выявлению   лиц,   по   различным   причинам   согласившимся вступить на службу в германскую армию. Из них создавалось ядро будущего подразделения. По количеству добровольцев оно, как правило, значительно не   Недостающих дотягивало   до   установленной   штатной   численности. новобранцев   отбирали   уже   по   принципу   физической   годности   к   несению 13 строевой   службы.   Они   оказывались   перед   ограниченным   выбором:   либо принудительная   служба   в   германской   армии,   либо   голодная   смерть.   От безысходности   многие   соглашались   надеть   немецкий   мундир,   надеясь   при удачном случае с оружием в руках перейти на сторону партизан или Красной Армии. На сотрудничество с оккупантами чаще шли выходцы из "обиженных" советской властью слоев населения: бывших кулаков, нэпманов и т.д., а также асоциальные   элементы,   за   те   или   иные   проступки,   наказанные   советским государством.   К   сожалению,   эти   выводы   носят   умозрительный   характер   и нуждаются  в  проверке   данными   из  достоверных  источников,  если  таковые будут   обнаружены.   Не   следует   также   забывать,   что   вообще   мотивации сотрудничества с немцами на оккупированных территориях были различны. Многие   под   угрозой   репрессий   или   просто   в   поисках   куска   хлеба   были вынуждены  идти на работу в немецкие оккупационные учреждения или на предприятия,   работавшие   на   фашистскую   армию.   После   войны   вплоть   до середины 80­х годов во всех советских анкетах была графа о пребывании на оккупированных территориях, и советский человек получал за это клеймо, свидетельствующее о его политической неполноценности. Возможные причины этого явления: 1.Политические режимы СССР и Германии (тоталитарные); 2.Ожесточенная   борьба   в   1941­1945   годах   на   уничтожение   (пленных объявляли предателями родины); 3.Массовое участие народа в войне, а не только профессиональных военных и как   следствие   моральная   неподготовленность   к   чрезвычайным   условиям войны и плена;  Немецкие государственные органы разрабатывали планы постановления и развития советского коллаборационизма и принимали активное участие в претворении этих чудовищных планов в жизнь. 14 В деятельности немецких государственных органов по становлению и развитию советского коллаборационизма можно выделить четыре этапа: Первый этап. В самом начале войны Гитлер и его окружение изначально видели   возможность   решения   "русского   вопроса"   только   военно­силовым способом. Поэтому и советский коллаборационизм они рассматривали не как носителя "новой русской государственности", а лишь как вспомогательную силу, позволявшую экономить "драгоценную немецкую кровь". Второй этап. Поражение под Москвой и провал нацистского блицкрига породили   в   некоторых   высших   военных   кругах   мысль   о   целесообразности использования на ряду с военными, также политических методов борьбы.  Третий этап. В 1942­1943 годах для сторонников "комбинированного метода" войны против СССР генерал Власов стал настоящей находкой, но Гитлер и высшее военное командование высказывали категорическое против политических методов борьбы. Самое большое, на что соглашались военные верхи   –   это   на   использование   имени   Власова   в   германской   военной пропаганде. Четвертый этап. Осень 1944 года – конец войны. Обращение высшего германского руководства к политическим методам борьбы против СССР и признания Власова в качестве лидера будущей "новой России".   Тема   предательства   ­   вечная   тема   и   познать   ее   от   начала   до   конца невозможно, как невозможно понять и ощутить, чужие чувства и мысли, Личность генерала Власова Власов   Андрей   Андреевич   (1900­1946г.).   Генерал­лейтенант, Председатель Комитета Освобождения Народов России, Главнокомандующий Вооруженными   Силами   КОНР.   Создатель   и   главнокомандующий   «Русской освободительной   армии»   (РОА).   Родился   в   с.   Ломакино   Нижегородской губернии   в   многодетной   крестьянской   семье,   тринадцатый   ребенок.   После 15 сельской школы окончил духовное училище в Нижнем Новгороде. Два года учился в духовной семинарии.  После   Октябрьской   революции   поступил   в   Нижегородскую   единую трудовую школу, а в 1919 г. ­ в Нижегородский государственный университет на   агрономический   факультет,   где   занимался   до   мая   1920   г.,   когда   был призван в РККА. В 1920­1922 гг. учился на командирских курсах, участвовал в   боях   с   белогвардейцами   на   Южном   фронте.   С   1922   по   1928   г.   Власов занимал командные должности в Донской дивизии. После окончания Высших армейских   стрелковых   курсов   им.   Коминтерна   (1929)   преподавал   в Ленинградской школе тактики им. В.И. Ленина. В 1930 г. вступил в ВКП(б). В 1933 г. окончил высшие курсы комсостава «Выстрел». В 1933­1937 гг. служил   в   Ленинградском   военном   округе.   В   1937­1938   гг.   был   членом военного трибунала в Ленинградском и Киевском военных округах и, как он сам писал, «всегда стоял твердо на генеральной линии партии и за нее всегда боролся». С апреля 1938 г. ­ помощник командира 72­й стрелковой дивизии. Осенью 1938 г. направлен военным советником в Китай (пседоним «Волков»). С мая 1939 г. ­ главный военный советник. Награжден Чан Кайши орденом Золотого Дракона и золотыми часами. С   января   1940   г.   Власов   в   чине   генерал­майора   командовал   99­й дивизией, которую в короткое время превратил в лучшую из всех трехсот дивизий   Красной   Армии.   Газета   «Красная   Звезда»   в   серии   статей   (23­25 сентября 1940 г.) прославляла дивизию, отмечая высокую боевую подготовку личного   состава   и   умелую   требовательность   командования.   Эти   статьи изучались   на   политзанятиях   во   всей   Красной   Армии.   Особенно подчеркивались выдающиеся заслуги генерала Власова. Нарком Тимошенко наградил комдива золотыми часами. Позже сам Сталин приказал наградить Власова орденом Ленина (февраль 1941 г.), а 99­ю дивизию ­ переходящим 16 Красным Знаменем РККА. В ходе войны дивизия первой из всех получила орден (Стрижков Ю.К. Герои Перемышля. М, 1969). В   январе   1941   г.   Власов   был   назначен   командиром   4­го механизированного корпуса Киевского особого военного округа. Война для Власова началась под Львовом. За умелые действия при выходе из окружения он   получил   благодарность   и   был   назначен   командующим   37­й   армией, защищавшей   Киев.   Как   известно,   вся   Киевская   группировка   (пять   армий, около   600   тысяч   человек)   попала   в   окружение.   После   жестоких   боев разрозненные соединения 37­й армии сумели пробиться на восток, а раненого командарма солдаты вынесли на руках. 8 ноябре 1941 г. после приема у Сталина назначен командующим 20­й армией Западного фронта. Под его командованием 20­я армия отличилась в декабрьском   наступлении   под   Москвой,   освободила   Волоколамск   и Солнечногорск.   В   январе   1942   г.   Власову   присвоено   звание   генерал­ лейтенанта,   он   был   награжден   орденом   Красного   Знамени.   Г.К.   Жуков, который с 1940 г. поддерживал Власова, дал ему следующую характеристику: «Лично   генерал­лейтенант   Власов   в   оперативном   отношении   подготовлен хорошо,   организационные   навыки   имеет.   С   управлением   войсками справляется вполне». 9   марта   1942   г.   он   был   назначен   заместителем   командующего Волховским фронтом. Фронт был создан Ставкой для блокады Ленинграда в декабре   1941   г.   После   эвакуации   раненого   командира   2­й   ударной   армии Власова назначили на его должность (16 апреля 1942 г.). 2­я   ударная   армия   попала   в   окружение   еще   в   январе   1942   г.   в результате,   главным   образом,   бездарных   действий   Ставки   Главного командования.     В   конце   концов,   в   июне   1942   г.   Власов   отдал   приказ пробиваться к своим мелкими группами. 17 Вечером   13   июля   1942   г.   недалеко   от   с.   Туховежи   Ленинградской области Власов уснул в каком­то сарае, где и был взят в плен: видимо, о нем донесли крестьяне.  Находясь   в   Винницком   военном   лагере   для   пленных   офицеров,   он согласился сотрудничать с вермахтом и возглавить русское антисталинское движение. В   ответ   на   приказ   Сталина,   объявившего   его   изменником,   Власов подписал   листовку,   призывавшую   свергнуть   сталинский   режим   и объединиться в освободительную армию под его, Власова, руководством. Генерал написал открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом».   Листовки   разбрасывались   с   самолетов   на   фронтах, распространялись в среде военнопленных. 27 декабря 1942г. Власов подписал Смоленскую декларацию, в которой изложил цели власовского движения. В середине апреля 1943 г. Власов посетил Ригу, Псков, Гатчину, Остров, где выступал перед жителями оккупированных районов.  До   июля   1944   г.   Власов   пользовался   сильной   поддержкой   немецких офицеров,   настроенных   против   Гитлера   (граф   Штауффенберг   и   др.).   В сентябре 1944 г. он был принят Гиммлером, шефом СС, который вначале был против   использования   Власова,   но,   сознавая   угрозу   поражения,   в   поисках доступных резервов дал согласие на создание формирований Вооруженных сил КОНР под руководством Власова. 14 ноября 1944 г. был провозглашен Пражский манифест, главный программный документ власовского движения. Власов был назначен главнокомандующим им же создаваемой Русской освободительной армией (РОА). Гитлер был против создания РОА и изменил свое   мнение   лишь   в   сентябре   1944   г.,   когда   положение   фашистов   на Восточном фронте катастрофически ухудшилось.  Большая часть военнопленных вступала в РОА, чтобы сохранить себе жизнь и не погибнуть в лагерях. В феврале 1945 г. была сформирована первая 18 дивизия   РОА,   затем   вторая.   Однако   на   Восточном   фронте   власовцы фактически не сражались ­ Гитлер приказал отправить все русские и другие национальные формирования германской армии на западный фронт.  Многие солдаты и офицеры таких частей добровольно сдавались в плен американцам   и   англичанам.   14   апреля   1945   г.   1­й   дивизии   РОА   было приказано сдерживать наступление Красной Армии на Одере, однако дивизия, игнорируя приказ, двинулась на юг в Чехословакию. В начале мая 1945 г., отвечая   на   призыв   о   помощи   со   стороны   восставших   жителей   Праги,   эта дивизия помогла восставшим разоружить части немецкого гарнизона. Узнав   о   подходе   танков   маршала   Конева,   дивизия,   покинув   Прагу, направилась на запад, чтобы сдаться американцам. 27 апреля 1945 г. Власов отверг предложение испанских дипломатов генерала Франко эмигрировать в Испанию. 11 мая 1945 г. он сдался американцам в замке Шлоссельбург, а 12 мая неожиданно был захвачен в штабной колонне сотрудниками СМЕРШа 162 танковой бригады 25­го танкового корпуса.  На закрытых заседаниях Военной коллегии (май 1945 ­ апрель 1946 г.), без адвокатов и свидетелей, дал обширные показания о своей деятельности, но виновным себя в измене Родине не признал. Это его поведение не позволило провести над ними открытый судебный процесс.  Военной   коллегией   Верховного   суда   СССР   во   главе   с   генералом юстиции   В.В.   Ульрихом   приговорен   к   смертной   казни   через   повешение. Казнен в ночь на 1 августа 1946 г. (Известия. 1946. 2 авг.). По некоторым данным, останки захоронены в Москве на Донском кладбище. 1.5. Судьба освободившихся из плена на родине 19 С   конца   1944   и   до   середины   1950­х   годов   освобожденные   из   плена советские граждане были возвращены на Родину. По­разному сложилась их судьба.  Мытарства   наших   военнопленных   продолжались   и   в   процессе освобождения   и   репатриации.   Сразу   после   освобождения   их   ждали переселенческие   лагеря,   бесчисленные   допросы,   угрозы,   унижения   и оскорбления.  Одни были арестованы и осуждены, другие направлены на 6­ летнее спецпоселение, третьи зачислены в рабочие батальоны НКО. Длительное время возвратившиеся из немецкого плена советские люди сталкивались с ущемлением своих прав. На местах к ним относились как к предателям.   Они   отстранялись   от   участия   в   политической   жизни,   при поступлении в высшие учебные заведения на них смотрели с опаской, их не считали участниками войны. Если с репатриацией европейцев у союзников не возникло   больших   трудностей,   то   возвращение   домой   граждан   СССР оказалось намного более сложной проблемой. С одной стороны, им надо было найти места временного поселения, предоставить пищу, одежду, медицинскую помощь.   С   другой   ­   значительная   часть   советских   людей   не   желала возвращаться в СССР. Их   судьба   была   определена   Ялтинским   соглашением   от   11   февраля 1945 г., Предусматривавшим поголовную репатриацию советских граждан. . Дополнением к Ялтинскому стало Лейпцигское соглашение от 23 мая 1945 г., определявшее механизм репатриации. Оно предусматривало создание 11 контрольно­пропускных пунктов в Германии и 2 в Австрии. Специально для репатриантов были предназначены 920 лагерей для перемещенных лиц. Во все   лагеря   получили   доступ   представители   советской   репатриационной комиссии   (СРК),   причем   СССР   отказал   в   аналогичном   праве   делегатам союзников,   пытавшимся   получить   доступ   в   лагеря   для   граждан   западных стран в восточной Европе. 20 В целом репатриация была завершена к 1947­1948 гг. Всего в советский союз было возвращено 5,3 млн. Человек, в том числе 900 тыс. военнопленных. Из  общего   количества   репатриированных, по  данным  историков   Геллера  и Некрича,   до   40%   получили   смертный   приговор   или   длительные   сроки заключения,   10%   были   сосланы   в   отдаленные   районы   Сибири,   до   20% использовались на принудительных работах по восстановлению разрушенного войной   хозяйства,   10­15%   смогли   скрыться   или   бежать   и   только   15% получили   право   сразу   вернуться   домой.   Подавляющее   большинство военнопленных как «изменники родины» получили 10 лет. «Чистки» среди возвращаемых домой военнопленных начались уже в транзитных   лагерях.   Для   содержания   «врагов»   из   числа   «освобожденных» пленных,  как   и  репатриируемых  вообще,  использовались   бывшие  немецкие концлагеря.   По   имеющимся   сведениям,   советские   оккупационные   власти восстановили девять больших лагерей, в том числе и Бухенвальд. Всего там содержалось 155 тыс. человек, в том числе 33­35 тыс. бывших военнопленных, обвиненных в шпионаже и пособничестве врагу. «Советское   правительство   не   скрывало   отношения   к   гражданам, попавшим в руки врага. Пресловутая статья 58–1 б УК СССР от 1934 года предусматривала   для   них   соответствующее   наказание.   Во   время   войны Сталин самолично издал ряд приказов, угрожавших драконовскими мерами дезертирам и военнопленным, например, приказ №227, который был издан в 1942 году и зачитан во всех частях советской армии. Аналогичные приказы издавались   в   1943   и   1944   годах,   с   некоторыми   изменениями   в   связи   с текущими   военными   задачами.   Советским   солдатам   предписывалось   при угрозе сдачи в плен кончать с собой». Даже после смерти Сталина мало что изменилось в положении бывших военнопленных. И лишь в 1956 г. была сделана попытка изменить отношение к тем из них, которые не совершали никаких преступлений. 19 апреля 1956 г. 21 президиум   ЦК   КПСС   принял   решение   о   создании   комиссии   под председательством   Маршала   Советского   Союза   Г.К.   Жукова   с   задачей разобраться с положением вернувшихся из плена военнослужащих Красной Армии, а также лиц, состоявших в армии, и внести свои предложения в ЦК КПСС. 4 июня того же года докладная записка Г.К. Жукова, Е.А. Фурцевой, К.П.   Горшенина   и   других   «О   положении   бывших   военнопленных»   была представлена в ЦК. 29 июня 1956 г. Центральный Комитет партии и Совет Министров   СССР   приняли   постановление   «Об   устранении   последствий грубых   нарушений   законности   в   отношении   бывших   военнопленных   и   их семей»,   в   котором   была   осуждена   практика   огульного   политического недоверия, применения репрессивных мер, а также лишения льгот и пособий в отношении бывших советских военнопленных и членов их семей. Предлагалось   распространить   Указ   Президиума   Верховного   Совета СССР   об   амнистии   от   17   сентября   1955   г.   и   на   бывших   советских военнопленных, осужденных за сдачу в плен. С 1957 г. дела бывших советских военнопленных   были   в   основном   пересмотрены.   Большинство   были реабилитированы.   Им   восстановили   воинские   звания   и   пенсии,   вернули награды.   Получившие   ранения   и   совершившие   побег   из   плена   были награждены орденами и медалями. Однако в данном постановлении многим вопросам   не   была   дана   соответствующая   оценка,   а   намеченные   меры   в основном остались на бумаге. Но   сколько   понадобилось   лет   для   восстановления   справедливости! Многие умерли, так и не дождавшихся реабилитации. Лишь в январе 1995 г., Президент   Российской   Федерации   Б.Н.   Ельцин   подписал   Указ   «О восстановлении   законных   прав   российских   граждан   ­   бывших   советских военнопленных   и   гражданских   лиц,   репатриированных   в   период   Великой Отечественной   войны   и   в   послевоенный   период»,   по   которому   бывшие военнопленные получили статус участника Великой Отечественной войны. На 22 них в полном объеме распространяется федеральный закон «О ветеранах», принятый Государственной Думой 16 декабря 1994 г. Глава 2. Социологический опрос В результате исследования проведен опрос среди 20 учеников разного возраста.  Вопросы анкеты 1. Читал ли ты книги о военнопленных. 2. Знаком ли ты с понятием коллаборационизм. 3. Слышал ли ты о генерале Власове. 4. Кто такие военнопленные? 5. Знакомы ли тебе причины, по которым военнослужащие попадали в плен? 6. Знаешь ли ты, на территории каких стран находились концлагеря? 7. Слышал ли их названия? 8. Знаешь ли ты, сколько погибло военнослужащих в лагерях 9. Знаком ли тебе термин репатриация? 23 10.Знаешь ли ты что ожидало солдат вернувшихся из плена на родину? № вопроса Да  Нет Не знаю, не  могу ответить 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 7 2 17 18 19 8 5 2 9 17 13 16 2 1 0 7 11 12 7 1 2 1 1 1 5 4 6 4 2 После   сбора   информации,   проведен   ее   анализ.     Лучше   ответили   на вопросы 3, 4.5,10 ученики 10­11 классов. 24 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В   ходе   исследования   были   рассмотрены   проблемы   советских военнопленных, отношение немецко­фашистских захватчиков к ним выявлена их дальнейшая судьба. В процессе работы с источниками информации были решены следующие задачи. 1.Выявлены причины и обстоятельства  пленения солдат. 2.Изучены условия   содержания   их   в   лагерях   военнопленных.  3.Проанализировано понятие   «коллаборационизм»   на   примере   генерала   Власова.     4.Проведен социологический   опрос   среди   обучающихся   школы   по   данной   теме исследования. Выводы: 1.Военный   плен   ­   это   длительная   трагедия,   постоянное   испытание неизвестностью и в плену и после возвращения на родину, как для самого военнопленного, так и его семьи. Военнопленный, будучи сам жертвой, зная или подозревая о бедствиях родителей, жены, детей ничем не мог им помочь и это   угнетало.   Особенно   страшны   последствия   плена   были   для   тех,   кто оказался в нем в силу обстоятельств, совершенно не зависевших от него. 26 2.Существует мнение, что сдача в плен – позорный поступок и поэтому объявлять бывших военнопленных героями ­ значит глумиться над памятью тех советских солдат и офицеров, которые предпочли умереть, но не сдаться. 3.Многочисленные   факты   убеждают   в   том,   насколько   сложной   и трагичной   оказалась   судьба   миллионов   советских   военнопленных   периода Великой   Отечественной   войны.   Оказавшись   в   плену,   люди   попадали   в   издевательства, необычные   для   повседневной   жизни   условия   (голод,   массовые казни, горы трупов). И взгляды и поведение их могли меняться. Поэтому адекватной оценки поведения пленных быть не может. Оно зависело от психики человека, окружающих обстоятельств, а также правовых основ, определявших положение пленных. 4.   Тяжелые   условия   лагерной   жизни,   строгая   изоляция   от   внешнего мира, активная пропагандистская работа среди военнопленных существенно влияли   на   подавление   духа   и   достоинства   людей,   вызывая   чувство безысходности. Многие в результате увиденного и пережитого, поддавшись вражеской пропаганде, человеческим эмоциям, различным посулам и угрозам, ломались   и   становились   на   путь   сотрудничества   с   врагом,   тем   самым сохраняя себе жизнь, но при этом переходили в разряд изменников Родины.  Вместе   с   тем   в   лагере   находились   и   те,   кто   имел   крепкие   нервы   и огромную силу воли. Именно вокруг них группировались единомышленники. Они  совершали   побеги, саботировали  производство   и совершали  диверсии, оказывали помощь нуждающимся, верили в Победу и возможность выжить.  Таким   образом,   героизм   и   честность,   малодушие   и   предательство иногда были совсем рядом, в одном лагере, на одних нарах, а порой и в одном человеке. Человеческий фактор является одной из важных причин поведения людей в экстремальных условиях, и именно он предопределил плен какой­то части военнослужащих. 27 5.Опрос показал, что еще мало обучающиеся знают об этой странице войны, мало читают дополнительную литературу по данному вопросу. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  1.Александров К.М. Против Сталина. Власовцы и восточные добровольцы во Второй мировой войне. Сборник статей и материалов, СПб.: Ювента, 2003, с. 352. 2.Деревянко А.П. История России: учебное пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова.– 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Велби: Проспект, 2007 – 560 с. 3.Зуев М.Н. Отечественная история: учебное пособие / М.Н. Зуев. – В 2­х кн. Кн. 2: Россия в XX ­ начале XXI века. – М.: Оникс 21 век, 2005. – 544 с. 4.  Семиряга М. И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М, 2000. С. 5. 5.Хрестоматия   по   истории   России:   учебное   пособие   /   А.С.   Орлов,   В.А. Георгиев. – М.: Велби: Проспект, 2  6.Шнеер А. Плен. Советские военнопленные в Германии, 1941­1945. — Мосты культуры / Гешарим, 2005. ­ 620 c.007. – 592 с. 28 7.Штрик­Штрикфельдт   В.   Против   Сталина   и   Гитлера.   Генерал   Власов   и русское освободительное движение. М., 1993. С. 106. ПРИЛОЖЕНИЯ 29 Рис. 1. Пленные в лагере Рис.2. Пленение солдата 30 Рис. 3. Генерал Власов Рис. 4. Генерал Власов с оккупантами 31

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс

Исследование - Советские военнопленные в годы войны 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017