Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"
Оценка 4.7

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
12.05.2017
Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"
Актуализация проекта. В нашей школе проходят разные праздники. Праздничный настрой, радостное настроение всем участникам праздника дарят звучащие на них хорошие песни, которые не только украшают любой праздник, но и делают нас дружней и добрее. Так, готовясь к празднику - Дню защитников Отечества, ребятам школы было дано задание - выбрать и подготовить песню для участия в конкурсе строевой маршевой песни. Проблема У меня, как и у других ребят, возник вопрос - какую песню и почему можно назвать строевой маршевой песней? Так возникла тема моего проекта: "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского" Цель проекта: Узнать какие песни и почему называют строевыми.Актуализация проекта. Праздничный настрой, радостное настроение всем участникам праздника дарят звучащие на них хорошие песни, которые не только украшают любой праздник, но и делают нас дружней и добрее. Так, готовясь к празднику - Дню защитников Отечества, ребятам школы было дано задание - выбрать и подготовить песню для участия в конкурсе строевой маршевой песни.
Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского.docx
Муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся "Я ­ исследователь" МБОУ "Гремячинская основная общеобразовательная школа"  Направление: окружающий мир Тема работы "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"                    Выполнил:   Атепаева Елизавета, 2 класс                   Руководитель:                              Некрасова С.А., учитель  музыки  МБОУ «Гремячинская ООШ» Пермский край, Осинский район, с.Гремяча e­mail школы grem_dirs@mail.ru                Гремяча – 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ 1 Введение…………………………………………………………………1­2 2 Основная часть………………………………………………………......3­8 2.1. Анкетирование учащихся. Анализ полученных данных..................3      2.2. Жанровые особенности строевой маршевой песни и особенности их  содержания.................................................................................................4­6      2.3. Жанровые черты строевых песен в песнях В.Я.Шаинского..........6­8 3 Заключение……………………………………………………..………......8 4 Источники информации ………………………………………………......8 5 Приложения……………………………………………………..……... 9­14 "Становись! Ровняйся! Смирно! Шагом  марш! Не  отставай! Путь  пройти  придётся  длинный, ну­ка, братцы, запевай!" 1. ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           Актуализация проекта.    В нашей школе проходят разные праздники. Праздничный настрой,  радостное настроение всем участникам праздника дарят звучащие на них  хорошие песни, которые не только украшают любой праздник, но и делают нас дружней и добрее. Так, готовясь к празднику ­ Дню защитников Отечества,  ребятам школы было дано задание ­ выбрать и подготовить песню для участия в конкурсе строевой маршевой песни.  Проблема У меня, как и у других ребят, возник вопрос ­ какую песню и почему можно  назвать строевой маршевой песней? Так возникла тема моего проекта:  "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского" Цель проекта:  Узнать какие песни и почему называют строевыми. Гипотеза: Я предположила, что песни называются строевыми, потому что они  ритмичные, помогают дружно маршировать и такие песни есть в творчестве  композитора В.Я.Шаинского. Задачи: 1. Научаться различать жанровые особенности строевой маршевой песни. 2. Найти жанровые черты строевых песен в песнях В.Я.Шаинского. 3. Получить новые знания о музыке и привлечь к этому других ребят. Объект исследования: Строевые маршевые песни. Предмет исследования: Жанровые особенности строевой маршевой песни на примере творчества В.Я.  Шаинского. Методы исследования:  опрос учащихся, анализ его результатов;   сбор и изучение информации, выделение в ней главного;   слушание, анализ и выявление особенностей строевых песен;   подведение итогов и результатов, вывод. Новизна исследования заключается в следующем:  для исследования использованы наиболее популярные песни среди   опрошенных учащихся;    определены жанровые особенности данных песен. Теоретическая и практическая значимость работы  в следующем,  результаты могут быть использованы:    на уроках музыки и в подготовке к праздникам;  в различных исследованиях­проектах.  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Опрос учащихся. Анализ полученных данных. Чтобы выбрать песню для участия в конкурсе строевой маршевой песни, я  провела опрос нашем классе и среди учащихся всей школы по теме "Строевая  маршевая песня".    Опрос включил следующие вопросы: 1. Какие песни и почему можно назвать строевыми? 2. Какую маршевую строевую песню вы знаете и можете исполнить?          Результаты опроса:   знаю 5% не знаю 89% другое 6% знаю 73% не знаю 8% другое 19%       Вывод: Оказалось, многие ребята знают и исполняют маршевые песни.         Популярными среди них стали песни известного композитора В. Шаинского с  творчеством которого мы познакомились недавно в связи с его юбилеем ­ 90­ летием: "Солдат молоденький" из кинофильма "Завтрак на траве" на стихи М. Львовсого, "Идёт солдат по городу" и "У солдата выходной" на стихи  М.Танича, "Через две зимы" на стихи М. Пляцковского. Эти песни привлекают ребят задорным, бодрым характером и легко  запоминаются. Только, не все ребята понимают, какие песни и почему  называют строевыми.  2.2. Жанровые особенности строевой маршевой песни. а) Первым делом я нашла в словаре определения следующих понятий в  музыке: аа  жанр (от фр. genre ­ род) ­ род музыки, музыкальных  произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными  Музык льный стилистическими признаками исходя из комплекса использованных  выразительных средств.   Песня ­ наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки,  объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся  мелодией, характеризующийся простотой музыкально­словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим  признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни  поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).  Мелодия песни ­ выражение образного содержания текста в целом. Мелодия и текст состоят из равных (а в музыке и одинаковых) куплетов (часто  с припевом). Солдатские, строевые песни появились вместе с появлением  армии. Они связаны с разными историческими событиями, рассказывают о  том, как в армию забрали, о расставании с домом и любимой девушкой или  женой, о нелёгкой солдатской службе.                                    Марш (итал."шествие", "движение вперёд") ­ музыкальный жанр; сложился в  музыке в связи с необходимостью синхронизации движения большого числа  людей: движения войск в строю, торжественных церемоний и праздничных и  шествий. Основным     жанром     встречный, походный и др.) цель которого ­ отработка строевых упражнений.     военной музыки является       марш (строевой,  б) История происхождения  марша ­ основного жанра военной музыки.  Марш  появился ещё в Древней Греции и в Древнем Риме, где  различные  процессии сопровождались музыкой (праздничное шествие или похороны).  Под музыку, в маршевом порядке выходил на сцену и уходил с неё хор в  древнегреческой трагедии.                                                                                         В XIV—XV веках в Европе, стала обязательной "ходьба в ногу" в  организации важного шествия. Маршу как жанру военной музыки  предшествовала походная песня,  их в Средние века распевали,  например крестоносцы в сопровождении барабана, который и обеспечивал необходимый ритм.                                                                                                     Позднее для исполнения военной маршевой музыки создавались специальные  военные оркестры из духовых (деревянных и медных) и ударных  инструментов.                                                                                                              В России марш получил распространение при Петре I, в начале XVIII века. По примеру Западной Европы почти каждому полку русской армии, в качестве  своеобразной музыкальной эмблемы, был присвоен свой марш, ­известны,  например марши Преображенского, Семёновского  и   Измайловского полков. в) Жанровые особенности марша:  Марш как музыкальный жанр отличают:  чёткий ритм марш в размерах  2 4 , 4 4  или  6 8 .  строгая размеренность темпа,  чёткость структуры (частей) марша.   Характерные ритм маршей ведут своё происхождение от барабанной дроби  и фанфарных сигналов.    Военный марш нужен не только чтобы согласовать движение, но и чтобы  поднимать боевой дух войск, для его музыки характерны  мужественные и энергичные интонации.   военных маршах обычно преобладают мажорные тональности.  Марш у военных нужен для строевой выучки, дисциплинированности и  выработки быстроты и четкости действий. Организующие, воодушевляющие  свойства военного марша отмечались многими военачальниками. А.В.Суворов писал, что "музыка удваивает, утраивает армию".  Различаются несколько видов       военной маршевой музыки    :  строевой марш (он же парадный или церемониальный, исполняется в  любых случаях торжественного прохождения войск, в том числе на  парадах);   колонный марш (разновидность строевого,  с особой чёткостью  ритмики).  фанфарный марш (разновидность строевого, отличается особенной  праздничностью и всегда включает сигналы ­ фанфары).  походный марш (отличается более быстрым по сравнению со строевым темпом, используется как на строевых прогулках, так и во время  праздничных шествий).   встречный марш (исполняется при встрече командующих, при многих  воинских ритуалах, встрече и сопровождении знамени).   траурный марш (исполняемый на похоронах и при возложении венков,  звучит в медленном темпе, с печальными интонациями).      Вывод: Я выяснила значение понятий жанр, песня, марш и  выделила  жанровые особенности строевой маршевой песни. Таким образом ответила на  первый вопрос: "Какие песни и почему можно назвать строевыми?"   Строевая маршевая песня имеет такие имеет такие особенности: это песня с  бодрой призывной мелодией, маршевым строгим ритмом и двухдольным  размером, с умеренным темпом, в ней обычно есть запев и припев.                      Распространение маршевая песня  получила в армии, как один из главных  жанров военной музыки. Средства музыкальной выразительности  подчеркивают четкий, мерный шаг. дисциплинированными, бодрыми и поднимает их боевой дух. Она помогает солдатам быть  2.3. Жанровые черты строевых песен в песнях В.Я.Шаинского.          На следующем этапе работы нужно было найти жанровые черты строевых  песен в песнях В.Я.Шаинского. Это песни : "Солдат молоденький" из  кинофильма "Завтрак на траве" на стихи М. Львовсого, "Идёт солдат по  городу" и "У солдата выходной" на стихи М.Танича, "Через две зимы" на  стихи М. Пляцковского. С учителем мы проанализировали мелодии песен ( см. приложение №2) и я составила такую таблицу, чтобы найти в них черты  строевых песен: е ы ЖАНРОВЫЕ ЧЕРТЫ СТРОЕВЫХ ПЕСЕН В ПЕСНЯХ В.Я.ШАИНСКОГО "Через две  зимы" на  стихи М.  Пляцковского "Солдат  молоденький"  на стихи М.  Львовсого "У солдата  выходной"  на стихи  М.Танича е п в о р н а ж         + + "Идёт  солдат по  городу" на стихи  + + + + + + + + + + + + + + и н с . . . . . . . . . . . Призывная  ы т бодрая  р е мелодия ч маршевый  строгий ритм,  двухдольный  размер умеренный  (маршевый)  темп структура  запев  (куплет)  припев    Результат анализа: Все песни В.Я.шаинского: "Солдат молоденький" из кинофильма "Завтрак на  траве" на стихи М. Львовсого, "Идёт солдат по городу"  и "У солдата  выходной" на стихи М.Танича, "Через две зимы" на стихи М. Пляцковского  имеют жанровые черты строевых песен: бодрая призывная мелодия, маршевый строгий ритм и двухдольный размер, умеренный (маршевый) темп, в них есть  запев и припев.                                                                                                              Вывод: Значит, предположение, что песни композитора В.Я.Шаинского  называются строевыми можно считать доказанным. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ   В ходе работы над проектом я научилась различать жанровые особенности  строевой маршевой песни. Нашла жанровые черты строевых песен в песнях В.Я.Шаинского. Получить новые знания о музыке и привлечь к этому других  ребят.   Моё  предположение, что песни называются строевыми, потому что они  ритмичные, помогают дружно маршировать и такие песни есть в творчестве  композитора В.Я.Шаинского подтвердилось.   Кроме этого  каждый класс успешно выступил на конкурсе строевой песни,  там особенно ярко звучали популярные среди ребят песни В.Я. Шаинского. А  на презентации моего проекта ребята школы получили новые знания об этом  замечательном музыкальном жанре, который помогает быть дружными и  весело шагать в ногу к одной цели.    4. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. 4.1. Литература  Музыкальная энциклопедия; Санкт­Петербург: Композитор, 1997.  Музыкальный справочник школьника; Москва, Аванта, 2009.  Сборник "Песни В.Я.Шаинского"; Москва, Айрис Пресс, 2002. 4.2. Интернет ссылки https://ru.wikipedia.org/wiki https://yandex.ru/images/search http://900igr.net/prezentatsii/muzyka/Proekt­po­muzyke http://gruzdoff.ru/wiki 5. ПРИЛОЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА приложение №1. вопрос 1 2 Какие песни и почему  можно назвать  строевыми? Какую маршевую  знаю 5 73 ответ ( в %) не знаю 89 другое 6 8 19 строевую песню вы  знаете и можете  исполнить ( укажите  название и автора)? знаю 5% не знаю 89% другое 6% знаю 73% не знаю 8% другое 19% МЕЛОДИИ ПЕСЕН приложение №2. ТЕКСТЫ ПЕСЕН Слова: М. Львовский    "СОЛДАТ МОЛОДЕНЬКИЙ"   Музыка: В. Шаинский из к/ф "Завтрак на траве" приложение №3 1.Зеленый цвет у наших трав некошеных И у лесов, шумящих сотни лет. Солдат молоденький в пилотке новенькой. У гимнастерки тот же цвет. 2.Шагает строй лесами, перелесками. Его почти не видно за листвой. Солдат молоденький в пилотке новенькой – Стрелковой роты рядовой. 3.А провожают воинов красавицы – Березок белых выстроился ряд. Солдат молоденький в пилотке новенькой, Березки вслед тебе глядят. 4.Пройдут года, и много весен сменится. Но словно песню, спетую в строю, Солдат молоденький в пилотке новенькой, ­ Ты вспомнишь молодость свою. 5.Зеленый цвет у наших трав некошеных, А лес могучий полон тишины. Солдат молоденький в пилотке новенькой ­ Защитник мирной стороны. стихи  М.Танич  "НЕ ПЛАЧЬ, ДЕВЧОНКА" музыка В.Шаинский 1.Как будто ветры с гор трубят солдаты сбор  Дорога от порога далека  И уронив платок чтоб не видал никто  Слезу смахнула девичья рука  Не плачь девчонка пройдут дожди Солдат вернется ты только жди  Пускай далеко твой верный друг  Любовь на свете сильней разлук  2.Немного прошагал пока не генерал  Но может быть я стану старшиной  Прости что не сумел сказать что буду смел  И то что будешь ты моей женой  3.Наш ротный старшина имеет ордена  А у меня все это впереди  Но ты любовь зачти отличные значки  Которые теснятся на груди  стихи М. Танич "ИДЁТ СОЛДАТ ПО ГОРОДУ" музыка В.Шаинский 1.У солдата выходной, пуговицы в ряд Ярче солнечного дня золотом горят. Часовые на посту, в городе весна, Проводи нас до ворот, товарищ старшина, товарищ старшина.  Идёт солдат по городу, по незнакомой улице, И от улыбок девичьих вся улица светла. Не обижайтесь, девушки, но для солдата главное, Чтобы его далёкая любимая ждала. 2.А солдат попьёт кваску, купит эскимо, Никуда не торопясь, выйдет из кино. Карусель его помчит, музыкой звеня, И в запасе у него останется полдня, останется полдня. 3. Где любимая живёт ­ липы шелестят, И садится в карусель не её солдат. только ей все ни к чему. все до одного,  Если только верно ждёшь солдата своего, солдата своего! Музыка: В. Шаинский "ЧЕРЕЗ ДВЕ ЗИМЫ" Слова: М. Пляцковский 1.Письма нежные очень мне нужны, я их выучу наизусть. Через две зимы, через две весны отслужу, как надо, и вернусь. Через две, через две зимы, через две, через две весны Отслужу, отслужу, как надо, и вернусь. Запомни! 2.Веток шорохи за окном слышны в полдень ветреный голубой. Разве две зимы, разве две весны разлучить сумеют нас с тобой? Разве две, разве две зимы, разве две, разве две весны Разлучить, разлучить сумеют нас с тобой? Подумай! 3.Мне солдатские снятся ночью сны, а свидание – впереди. Только две зимы, только две весны, ты в кино с другими не ходи. Только две зимы, только две весны, ты в кино с другими не ходи. Ты в кино с другими не ходи! КОНКУРС СТРОЕВОЙ МАРШЕВОЙ ПЕСНИ   приложение №3

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей шагать с песнями В.Я.Шаинского"

Исследование "Вместе веселей  шагать с песнями В.Я.Шаинского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017