Исследовательская деятельность как условие формирования универсальных учебных действий (на примере истории и обществознания)
Оценка 4.7

Исследовательская деятельность как условие формирования универсальных учебных действий (на примере истории и обществознания)

Оценка 4.7
docx
Взрослым
18.07.2022
Исследовательская деятельность  как условие формирования универсальных учебных действий  (на примере истории и обществознания)
Исследовательская деятельность.docx

Исследовательская деятельность

как условие формирования универсальных учебных действий

(на примере истории и обществознания)

 

Исследовательская деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию творческого потенциала личности. В условиях современного общества научный стиль мышления становится жизненно необходимым, поскольку современный подросток должен не только владеть теоретическими знаниями, но и оперативно использовать их в повседневной жизни.

Актуальность темы своего выступления я вижу в том, что каждый человек должен иметь свою точку зрения на тот или иной исторический момент, а «навязанная» идея чревата долгосрочными последствиями, примером может служить современная Украина. Можно возразить и сказать, что вся история человечества всегда писалась под правителей, но для того и существует пытливый человеческий ум, чтобы давать собственную оценку историческим фактам. Поэтому я считаю, что исследовательская деятельность при изучении истории и обществознания позволяет трезво оценить историю и сделать собственные, добытые опытным путем, соответствующие выводы, а это требования Федеральных государственных образовательных стандартов.

                Анализируя опыт исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания (мои учащиеся становились победителями и призерам муниципального этапа исследовательских работ НОУ, мы принимали активное участие в областных и региональных этапах конкурса «Интеллектуалы XXI века»), я выделяю ряд особенностей, характерных для данных предметов — основное предпочтение отдается исследованиям в области истории России, краеведения, истории своей семьи, оценке политических ситуаций в России и за рубежом, сравнение политических курсов и анализ социальных явлений.

            Предлагая индивидуальную исследовательскую работу ребенку, я должна обучить его методам, принципам, формам и способам научного исследования: умение выдвигать гипотезы, анализировать, синтезировать, обобщать, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать и опровергать утверждения.

Для этого в своей работе начиная с 5 класса я организую исследовательскую деятельность по истории и обществознанию, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития, а с переходом на ФГОС это становится жизненно необходимым условием.

Основную цель исследовательской деятельности я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления обучающихся, т.е. способность из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды и выводы и как результат выполнение индивидуального проекта в 9 классе.

Всю исследовательскую деятельность я бы разделила на 3 этапа:

1 этап – Подготовительный – 5-7 классы – самоопределение учащихся с тематикой будущего проекта (наработка исследовательских навыков через выполнение различных видов заданий)

2 этап – Основной – 8-9 классы – непосредственное выполнение проекта, предзащита, участие в конкурсах и защита проекта в 9 классе.

3 этап  - Заключительный – 10-11 классы – выполнение метапредметных проектов (например, дать оценку принадлежности Курил, Аляски, или Могут ли Россия и Беларусь стать единым государством? «Истинные» демократы и «полузащитники» прав человека)

В 5-ом классе при изучении Истории Древнего мира ребята работают с дополнительной литературой, для этого я использую небольшие фрагменты из исторических источников, приводимых в учебнике, обращаюсь к характеристикам исторических деятелей. Формирование умений предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Ученики учатся сравнивать содержание исторических текстов документов, устанавливать общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях. В 5 классе по обществознанию я предлагаю выполнить следующие виды работ:

- составление генеалогического древа своей семьи;

- изучение интересов поколений своей семьи (используют опрос своих родственников, заполнение таблиц, делают выводы);

- изучение поколений вещей (сравнительный анализ используемых вещей в прошлом, настоящем и создание моделей будущего);

            В 6 классе я стараюсь раскрыть познавательный интерес учеников. Работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы поддерживается и совершенствуется в дальнейшем на уроках истории и обществознания. Усложняются приёмы, составительный анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений. Усложняется и деятельность учеников:

- вместо ответа на вопрос – придумывание вопросов, вместо разгадывания кроссворда – его составление, вместо усвоения готового текста – создание собственных текстов;

- нередко я предлагаю ученикам попробовать свои силы в создании моделей технических устройств, используемых в древности и средневековье, они пробуют найти аналогии в современных устройствах. Эта работа всегда увлекает учеников. Они начинают искать нужную литературу. Затем кто сам, а кто с помощью родителей создают модели катапульт, колесниц, арбалетов, парусников и т.д. На уроке они демонстрируют рисунки и чертежи, рассказывают о проделанной работе по созданию своей модели.

            В 7 классе для учащихся будет использоваться система проблемных ситуаций (например, Великие географические открытия: завоевание или встреча двух миров? почему исчезают старинные рабочие поселки в нашем районе – Мини, Черный плес? так как исчезает необходимость  в промысле, которым занимались жители этих поселков – заготовление древесного угля, лыка и их значительная отдаленность от крупных городов или например, ребята становятся участниками Земского собора 1613 г. и занимаются выбором нового правителя Руси), в ходе которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и будет развивать в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни.

Выполнение исследовательских работ имеет для обучающихся личностную значимость, поскольку содержание деятельности отражает круг их непосредственных интересов и волнующих их проблем. Ученик погружается в какую-то ситуацию, он добывает знания не потому, что учитель будет спрашивать и поставит плохую оценку, а потому, что ищет ответ на действительно интересующий его вопрос. Выполняя работу, ребята сталкиваются  с историческим материалом (домашние архивы, старые семейные фотографии и т.д.), не получивший пока обстоятельной научной оценки, который еще не использовался профессионалами и это предает их работе новизну и особую значимость.

В исследовательской деятельности обучающихся, я превращаюсь в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Данная работа позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный, процесс из скучной принудиловки в результативную творческую созидательную работу.

В исследовательской наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся предмет и его содержание. Основной тезис современного понимания исследовательской деятельности звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить», а это и есть личностные и метапредметные результаты обучения.

            Итак, исследовательская деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом этапе урока, и она показывает свою эффективность. Мои учащиеся становились победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию. Это результат повышенного интереса учащихся к изучению предметов, развития навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы. Ученики на моих уроках занимаются не только получением и освоением новой информации, но и имеют возможность применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса, то есть, еще, будучи учениками, ребята получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность.

 

 


 

Исследовательская деятельность как условие формирования универсальных учебных действий (на примере истории и обществознания)

Исследовательская деятельность как условие формирования универсальных учебных действий (на примере истории и обществознания)

В 6 классе я стараюсь раскрыть познавательный интерес учеников

В 6 классе я стараюсь раскрыть познавательный интерес учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2022